Стилистика, фонетика, орфоэпия, орфография 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилистика, фонетика, орфоэпия, орфография



Практическая работа № 1

Стилистика, фонетика, орфоэпия, орфография

Цель: вырабатывать навык выполнения лингвостилистического анализа текста, фонетического разбора слова, работы со справочным материалом.

1 вариант

Прочитайте текст и выполните задания.

В чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.

Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, всё мудрее.

Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

(Д.С. Лихачёв, письмо третье «Самое большое»).

Выполните лингвостилистический анализ текста.

2)Сделайте фонетический разбор слова доброе.

3)Расставьте ударение в словах, при необходимости воспользуйтесь орфоэпическим словарём: дремота, кремень, намерение, газопровод, договор, созыв, гастрономия, статуя, иконопись, торты.

Вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки.

Упр…чение, ц…почка, чес…ный, грус…ный, ш…лковый, крыж…вник, парч…вый, ситц….вый, хорош…, ра…свет, ра…делить, бе…спорный, без…дейный, меж…нститутский, сверх…нтересный, доч…, врач…, пригож…, съеш…, идёш…, назнач…те, (пол)страны, (пол)яблока, (полу)прозрачный.

Напишите вывод по работе, что даёт владение стилистическими, фонетическими, орфоэпическими и орфографическими нормами.

Практическая работа № 1

Выполните лингвостилистический анализ текста.

2)Сделайте фонетический разбор слова семье.

3)Расставьте ударения в словах, при необходимости воспользуйтесь орфоэпическим словарём: баловать, мусоропровод, намерение, мытарство, уведомить, ломоть, недуг, ненадолго, кухонный, начавший.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Л…чение, в…допад, гиган…ский, прелес…ный, пш…нка, ш…рох, ш…пот, свеч…й, дач…й, бе…совес…ный, во…звание, во…поминание, под…грать, контр…гра, меж…дейный, спряч…ся, уваж…, сторож…, грач…, ветош…, наотмаш…, (пол)пирога, (пол)лимона, (полу)ботинки.

Напишите вывод по работе о роли стилистических, фонетических, орфоэпических, орфографических норм.

Практическая работа № 2

Лексикология, фразеология, лексикография

Цель: повторение сведений о синонимах, антонимах, омонимах, паронимах, речевых ошибках в употреблении слов, развитие навыков работы со справочным материалом, составления связных высказываний.

1 вариант

Спишите выражения, подчеркните одной чертой выражение с прямым значением. Объясните значение фразеологизмов.

Он ел манную кашу. У него каша в голове. Ты ещё мало каши ел.

Практическая работа № 2

Практическая работа № 3

Морфемика, словообразование, морфология

Цель: научиться выполнению морфемного и словообразовательного разбора, правильному образованию форм частей речи и их употреблению в различных ситуациях речевого общения на примере работы с языковым материалом, в котором допущены ошибки.

1 вариант

Имя существительное

А)Подберите определения, правильно согласуйте их с приведёнными ниже словами.

Рояль, картофель, кафе, пальто, табель, меню, заводишко, Тбилиси.

Б)Допишите, где нужно, окончания. Пишу письмо Анн__ Бах__, Иоганн__ Бах__.

В)Исправьте речевые ошибки.

1)Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его. 2)Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. 3)Катя научила меня танцевать старинный танго. 4)У меня кончилось чернило, и я немогу больше писать. 5)Она теперь у меня в долге.

Имя прилагательное

А)Образуйте все возможные степени сравнения прилагательных.

Крупный, злой, хороший.

Б)Исправьте речевые ошибки.

1)Наш город красивый в любое время года. 2)Наш преподаватель химии кажется более образованнее. 3) Самый крупнейший город в мире – Мехико. 4)Он был горяч, полный жизни.

В)Исправьте речевые ошибки.

1)В обеих случаях допущены ошибки. 2)Учёные описали более пятиста языков бесписьменных народов. 3)Когда он приехал в Новосибирск, он не нашёл там Кравцова. 4)Я нашёл этот справочник у меня в кабинете. 5) Ейное предложение было неуместно.

Глагол

А)Определите спряжение, вид, переходность и возвратность глаголов: отозвать, поить, судить, бросить, подвести, светить, заблуждаться, теряться.

Б)Исправьте речевые ошибки.

1)Вася о чём-то шептает своей соседке. 2)Мальчик знал, что сегодня сёстры не хочут брать его с собой. 3)Садитесь на стул, ложите руки на стол, сжимайте и разжимайте пальцы. 4)Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям. 5)Уберите со стола все лопнутые стаканы и чашки.

В)Проспрягайте глагол победить.

Напишите вывод по работе, для чего следует владеть морфемными, словообразовательными и морфологическими нормами.

Практическая работа № 3

Морфемика, словообразование, морфология

Цель: научиться выполнять морфемный, словообразовательный разбор слов, правильному образованию форм частей речи и их употреблению в различных ситуациях речевого общения на примере работы с языковым материалом, в котором допущены ошибки.

2 вариант

Имя существительное

А)Подберите определения, правильно согласуйте их с приведёнными ниже словами.

Фамилия, кофе, туфля, шоссе, депо, такси, городишко, Сочи.

Б)Допишите, если нужно, окончание.

Восхищаюсь Александр___ Блок___, Любовь___ Блок___.

В)Исправьте речевые ошибки.

1) Больной мозоль не давал мне покоя весь день. 2)Обрежь лишние нитки ножницей. 3) Старик стал несчастным жертовой этих обстоятельств. 4)Часовой всю ночь простоял на посте. 5)Врач Носкова принимает больных только по записям.

Имя прилагательное

А)Образуйте все возможные степени сравнения прилагательных.

Ловкий, дорогой, плохой.

Б)Исправьте речевые ошибки.

1)Он был способный выполнить самую трудную работу. 2)Аргументы Шмелёва менее весомее. 3) Самой красивейшей на конкурсе «Мисс школы» была признана Татьяна. 4)Вы неглупая, надёжная, одарена внешностью.

В)Исправьте речевые ошибки.

1) Обои мальчики ошиблись. 2)Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии. 3)Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался серебряный дождь. 4) Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука. 5)На ихней стоянке ярко горел костёр.

Глагол

А)Определите спряжение, вид, переходность, возвратность глаголов.

Любить, найти, замесить, излечиться, спросить, впустить, взглянуть, слушать.

Б) Исправьте речевые ошибки.

1)Родители создавают детям хорошие условия для учёбы. 2) Едьте быстрее – время позднее. 3) Побегим на станцию, может быть, встретим Люду там. 4)В работах школьников исчезнули пунктуационные ошибки. 5)У меня к приходу мамы всё бывает уже убрато.

В)Проспрягайте глагол ощутить.

Напишите вывод по работе, для чего следует владеть морфемными, словообразовательными, морфологическими нормами.

Практическая работа № 4

Синтаксис и пунктуация

Цель: научиться определять типы связи слов в словосочетаниях, выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений, расставлять знаки препинания в предложениях, исправлять грамматические ошибки, допускаемые при построении предложений.

1 вариант

Практическая работа № 4

Синтаксис и пунктуация

Цель: научиться определять типы связи слов в словосочетаниях, выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений, расставлять знаки препинания в предложениях, исправлять грамматические ошибки, допускаемые при построении предложений.

2 вариант

Практическая работа № 1

Стилистика, фонетика, орфоэпия, орфография

Цель: вырабатывать навык выполнения лингвостилистического анализа текста, фонетического разбора слова, работы со справочным материалом.

1 вариант

Прочитайте текст и выполните задания.

В чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.

Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, всё мудрее.

Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

(Д.С. Лихачёв, письмо третье «Самое большое»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.02 с.)