Занятие №4. Среды жизни: наземно-воздушная, почва и живой организм 2 ч 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №4. Среды жизни: наземно-воздушная, почва и живой организм 2 ч



 

Цель: изучить основные адаптации организмов к среде обитания.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика наземно – воздушной среды.

2. Абиотические факторы наземно – воздушной среды: воздух; водный, температурный режимы. Адаптации организмов к экологическим особенностям наземно – воздушной среды.

3. Почва – биокосное тело, характеристика факторов среды, почвенные горизонты.

4. Экологические группы почвенных организмов.

5. Живые организмы как среда жизни. Приспособления к этой среде.

II. Тестовый контроль по средам обитания.

Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь): среда жизни, условия существования, анемохория, зональность, географическая поясность, гумус, геобионты, геофилы, микрофауна, мезофауна, макрофауна, мегафауна, эктопаразиты, эндопаразиты, факультативные паразиты, облигатные паразиты, сверхпаразитизм.

2. Вопросы для самоконтроля

2.1. Какие факторы особенно важны в водной и какие – в наземно-воздушной среде жизни?

2.2. Влияет ли погода на обитателей водоемов?

2.3. Наземных позвоночных с хрящевым скелетом нет, у них скелеты только костные. Как объяснить это с экологической точки зрения?

2.4. Что общего в приспособлениях к среде у таких разных наземных животных, как белый медведь и верблюд?

2.5. Как лучше называть: воздушная среда жизни или наземно-воздушная среда?

2.6. Неоднородность почвы приводит к тому, что для организмов разных размеров она выступает как разная среда. Заполните табл. 6.

Таблица 6

Экологические группы почвенных организмов

Характеристика

Экологические группы

  Микробиота Мезобиота Макробиота
Размеры      
Представители      
Чем для них является почва      
Приспособления к среде      

 

2.7. В зависимости от свойств почв можно выделить и другие экологические группы: организмы, обитающие на сыпучих песках (псаммофилы и псаммофиты), на засоленных почвах (галофилы и галофиты), на меловых отложениях (кальцефилы и кальцефиты). Заполните табл. 7.

Таблица 7

Экологические группы организмов почвы

Название группы Представители Приспособления к среде
Псаммофилы и псаммофиты    
Галофилы и галофиты    
Кальцефилы и кальцефиты    

 

2.8. Приведите примеры преобразования организмами окружающей их среды обитания?

2.9. Известно, что бобовые растения улучшают условия для последующего урожая зерновых. Что меняют они в окружающей их среде?

3. Оформление экологического портрета – пункт 5 плана.

Литература

1. Миркин Б.М. Основы общей экологии/Б.М.Миркин, Л.Г. Наумова – М.: Университетская книга, 2005. – 240 с.

2. Чернова Н.М. Общая экология/ Н.М. Чернова, А.М. Былова – М.: Дрофа, 2007. – 411 с.

Литература дополнительная

1. Радкевич В.А. Экология. – Минск: «Вышэйшая школа», 1998. – 159 с.

2. Передельский Л.В. Экология/ Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. – М.: Проспект, 2008. – 512 с.

3. Степановских А.С. Экология – Курган: ГИПП Зауралье, 2000. – 616 с.

Занятие № 5. Адаптивные ритмы                   2 ч

 

Цель: изучить особенности внешних и внутренних ритмов живых организмов.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика ритмов. Внутренние и внешние ритмы.

2. Суточные ритмы.

3. Приливно-отливные и лунные ритмы.

4. Годичные ритмы.

5. Фотопериодизм.

6. Приспособления организмов к неблагоприятным сезонным факторам.

II. Лабораторная работа Биологические ритмы и их адаптивная роль.

Цель: определить хронобиологический тип по тесту - опроснику. Определить и сопоставить показатели индивидуальной минуты (ИМ) со стандартными величинами.

Материалы и оборудование: секундомер, опросник.

Ход работы

1. Определенное влияние на состояние физиологических функций организма человека оказывают периодические изменения положения Луны относительно Солнца и Земли, действие гравитационных сил, влияющее на интенсивность приливов и отливов, геофизические явления. Большой интерес представляет теория биоритмов, согласно которой с момента рождения человека у него наступают ритмические, с околомесячным периодом, колебания функционального состояния. Так, считают, что физический цикл завершается за 23 дня и определяет широкий диапазон физических свойств организма, включая сопротивляемость болезням, силу, координацию, скорость, физиологию, ощущение хорошего физического самочувствия. Эмоциональный цикл, длящийся 28 дней, управляет творчеством, восприимчивостью, психическим здоровьем, мышлением, восприятием мира и самих себя. Интеллектуальный цикл имеет период в 33 дня, он регулирует память», бдительность, восприимчивость к знаниям, логические и аналитические функции мышления.

Дни перехода от положительной фазы к отрицательной являются критическими, что проявляется в физическом цикле несчастными случаями, в эмоциональном — нервными срывами, в интеллектуальном — ухудшением качества умственной работы. Опасность увеличивается, когда критические дни разных циклов совпадают.

Одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов является длительность индивидуальной минуты (ИМ). У здоровых людей величина ИМ является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма. У лиц с высокими способностями к адаптации ИМ превышает минуту физического времени, у лиц с невысокими способностями к адаптации ИМ равна в среднем 47,0-46,2 с, у хорошо адаптирующихся — 62,90-69,71 с. ИМ имеет циркасептальный ритм — ее величина максимальна во вторник и среду и минимальна в пятницу и субботу. По величине ИМ можно судить также о наступлении утомления у людей.

С учетом этого величина ИМ может быть исследована в начале и конце занятия, в течение дня, недели, месяца, года. Эти данные позволят выявить циркадные, недельные, сезонные ритмы индивидуальной минуты, функциональное состояние организма и его адаптивные возможности в любое время.

2. С помощью предлагаемого теста определите свой хронобиотип:

а) Прежде чем ответить, добросовестно прочитайте каждый вопрос.

б) На каждый вопрос надо ответить независимо от другого вопроса.

в) Для некоторых вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой. Перечеркните крестиком только один ответ.

г) На каждый вопрос просьба ответить как можно откровеннее.

Вопросы с приложенными оценочными тестами

1. Когда вы предпочитаете вставать, если имеете совершенно свободный от планов день и можете руководствоваться только личными чувствами? (Перечеркните крестиком только одну клеточку).

Часы суток:

С 5.00 до 6.30                  5

С 6.30 до 7.30                  4

С 7.30 до 9.00                  3

С 9.00 до 10.30           2

С 10.30 до 11.30         1

2. Когда вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер и можете руководствоваться только личными чувствами?

 

20.00 20.30 21.00 21.30 22.00 22.30 23.00 24.00 0.30 1.00 1.30 2.00 2.30

 

5                      4                          3                                 2                1

3. Какова степень вашей зависимости от будильника, если утром вы должны вставать в определенное время?

Совсем независим                     4

Иногда зависим              3

В большой степени зависим     2

Полностью зависим                  1

4. Как легко вы встаете утром при обычных условиях?

Очень тяжело                   1

Относительно тяжело     2

Сравнительно легко     3

Очень легко                      4

5. Как вы деятельны в первые полчаса после утреннего вставания?

Большая вялость                  1

Небольшая вялость         2

Относительно деятелен        3

Очень деятелен           4

6. Какой у вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса?

Совсем нет аппетита                  1

Слабый аппетит                         2

Сравнительно хороший аппетит 3

Очень хороший аппетит           4

7. Как вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания?

Очень усталым                          1

Усталость в небольшой степени 2

Относительно бодр                   3

Очень бодр                                         4

8. Если у вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным временем отхода ко сну?

Всегда или почти всегда в обычное время  4

Позднее обычного менее, чем на 1 час     3

На 1-2 часа позднее обычного                    2

Позднее обычного больше, чем на 2 часа      1

9. Ваш друг предложил заниматься физкультурой дважды в неделю, по 1 часу утром, между 7 и 8 часами. Будет ли это благоприятным временем для вас?

Мне это время очень благоприятно                     4

Для меня это время относительно приемлемо  3

Мне будет относительно трудно                 2

Мне будет очень трудно                              1

10. В какое время вечером вы так сильно устаете, что должны идти спать?

Часы суток:

С 20.00 до 20.30              5

С 21.00 до 22.00              4

С 22.30 до 24.00     3

С 0.30 до 1.30         2

С 2.00 до 2.30         1

11. Вас собираются нагрузить 2-часовой работой в период наивысшего уровня вашей работоспособности. Какой из 4-х данных сроков вы выберете, если вы можете руководствоваться только личными чувствами?

8.00-10.00      6

11.00-13.00             4

15.00-17.00 - 2

19.00-21.00             0

12. Если вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень вашей усталости?

Очень усталый        5

Относительно усталый    3

Слегка усталый      2

Совсем не усталый 0

13. Обстоятельства заставили вас лечь спать на несколько часов позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное для вас время. Какой из указанных вариантов будет соответствовать вашему состоянию?

Я просыпаюсь в обычное для себя время и не хочу спать              4

Я просыпаюсь в обычное для себя время и продолжаю дремать  3

Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю            2

Я просыпаюсь позднее, чем обычно                                1

14. Вам предстоит работа или отъезд ночью, между 4 и 6 часами. На следующий день нет никаких обязанностей. Какую из возможностей вы выберете?

Сплю сразу после ночной работы                       1

Перед ночной работой дремлю, а после нее сплю 2

Перед ночной работой сплю, а после нее дремлю 3

Полностью высыпаюсь перед ночной работой             4

15. Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы вы выберете, если у вас полностью свободный график дня?

8.00-10.00     4

11.00-13.00             3

15.00-17.00             2

19.00-21.00             1

16. У вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю, по 1 часу, между 22 и 23 часами. Как вас будет устраивать это время?

Да, полностью устраивает. Буду в хорошей форме 1

Буду в относительно хорошей форме                  2

Через некоторое время буду в плохой форме     3

Нет, это время меня не устраивает                                4

17. Если вы сами можете выбирать график своего рабочего времени, какой 5-часовой непрерывный график вы выберете, чтобы работа стала для вас интереснее и приносила большее удовлетворение? (Перечеркните пять клеточек. При подсчете берется большее цифровое значение).

Часы суток:

 

24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

 

1                  5     4                3                 2                                        1

18. В какой час суток вы чувствуете себя «на высоте»?

С 24 до 4                 1

С 4 до 8                   5

С 8 до 10                 4

С 10 до 16               3

С 16 до 20               2

С 20 до 23               1

19. К какому типу вы себя относите: «утренний человек» и «вечерний человек»?

Четко к утреннему типу — «Жаворонок»      6

Скорее, к утреннему типу, чем к вечернему 4

Индифферентный тип — «Голубь»                      3

Скорее, к вечернему типу, чем к утреннему 2

Четко к вечернему типу — «Сова»                      0



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.039 с.)