Занятие № 2. Экологические факторы среды, адаптация к ним организмов 2 ч 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 2. Экологические факторы среды, адаптация к ним организмов 2 ч



Цель: изучить основные факторы среды и их влияние на живые организмы.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Свет как экологический фактор. Экологические группы организмов по отношению к свету. Закон Хопкинса.

2. Температура и живые организмы. Температурные адаптации.

3. Влажность среды как экологический фактор. Экологические группы и адаптации организмов по отношению к влажности.

4. Совместное действие температуры и влажности.

5. Орографические и эдафические факторы среды, их влияние на живые организмы.

II. Лабораторная работа Влияние абиотических факторов среды на анатомическое строение растений

Материал и оборудование: гербарные экземплярыклевера лугового, кислицы, очитка, подорожника большого, одуванчика лекарственного, мать- и –мачехи, иван-чая, некоторые пустынные и полупустынные виды, а также фиксированные в спирте листья клевера и кислицы;флороглюцин (0,5-1%р-р в 50% р-ре спирта ), судан III, дымящаяся соляная кислота, глицерин,наборы новых лезвий, пинцеты, препаровальныеиглы, мягкие кисточки, фильтровальная бумага, предметные и покровные стекла, микроскопы.

Ход работы

1. Рассмотритегербарные экземплярырастений гелиофитов(клевер, очиток, подорожник большой, одуванчик, мать-и–мачеха, иван-чай) и некоторых полупустынных и пустынных видов. Отметьте имеющиеся у них приспособления к перенесению сильного освещения и нагревания, Обратите внимание на формирование ксероморфных черт строения у этих растений. Плотные, часто опушенные, относительно толстые листья имеют развитую структуру мезофилла с несколькими слоями палисадной ткани, толстостенной эпидермой (первичной покровной тканью), кутикулой, многочисленными погруженными устьицами, хорошо развиты проводящие и механические ткани (на 1 см2 более 1000 мм жилок). Интенсивное освещение вызывает появление розеточных форм (горные и пустынные растения).

2. Приготовьте поперечный срезлиста клевера лугового, перенесите его в каплю воды, капните раствором флороглюцина, через 1-2 мин оттяните раствор фильтровальной бумагой, добавьте 1-2 капли соляной кислоты, после покраснения одревесневших оболочек снова оттяните реактив и нанесите 1-2 капли глицерина, покройте покровным стеклом и изучите под микроскопом. Зарисуйте поперечный срез, пользуясь препаратом и рис.2

2
3

 

 


Рис. 2. Поперечный срез листа клевера лугового (1- эпидерма, 2- столбчатая ткань, 3- губчатая ткань, 4- межклет-ники, 5 - устьице). Рис. 3. Поперечный срез листа кислицы (1- эпидерма, 2 – ассимииля-ционная ткань, 3 - межклетники)

 

3. Растения сциофиты имеют широкие и тонкие листовые пластинки, слабо развито жилкование, проводящие и механические ткани. Приготовьте поперечный срез листа кислицы, рассмотрите год микроскопом и обратите внимание на слабую дифференциацию мезофилла на столбчатую и губчатую ткани, тонкостенную эпидерму, наличие межклетников, крупные хлоропласты, устьица на верхней и нижней стороне листа (рис. 3). Заполните табл. 1.

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.004 с.)