Николай Алексеевич Заболоцкий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николай Алексеевич Заболоцкий



 

 

1903-1958

 

Русский советский поэт, переводчик; член Союза писателей СССР. В 1938 году был репрессирован «за антисоветскую пропаганду». Реабилитирован 24 апреля 1963 года.

Поэт Заболоцкий - один из самых недооцененных авторов того времени. Все знают, что Ахматова – гений, но не каждый может процитировать её стихи. То же касается и Блока или Цветаевой. А вот творчество Заболоцкого знают практически все – но многие понятия не имеют, что это именно Заболоцкий. «Зацелована, околдована, с ветром в поле…», «Душа обязана трудиться…» и даже «Котя, котенька, коток…». Все это – Заболоцкий Николай Алексеевич. Стихи принадлежат его перу. Они ушли в народ, стали песнями и детскими колыбельными, имя автора превратилось в лишнюю формальность.

Это самое искреннее признание народа в любви из всех возможных.

Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.

 

«Любите живопись, поэты»

 

Портрет Александры Петровны Струйской. Худ. Ф. С. Рокотов

 

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.

 

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

 

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач.

 

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

 

Когда потемки наступают

И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

 

https://teatr.audio/zabolockiy-nikolay-portret_2

 

1. К кому обращается лирический герой?

2. Почему он предлагает любить живопись?

3. Через весь текст проходит описание глаз молодой дворянки. Дайте комментарий, о какой загадке говорит поэт.

4. Может быть, вспомните по ассоциации другой известный шедевр?

5. В стихотворении есть еще одна загадка. Прочтите две последние строки и задумайтесь: не носит ли описанное впечатление еще и личный характер?

Любознательным рекомендуется узнать о личной жизни поэта Заболоцкого и о его любви.

6. Подготовьте небольшое сообщение о судьбе А. П. Струйской

ЖИВОПИСЦЫ И ЗОДЧИЕ В РУССКОЙ ПРОЗЕ

 

Николай Васильевич Гоголь

 

Худ. А. Иванов

1809 - 1852

В глазах западного читателя двумя столпами русской литературы являются Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой; в глазах российского читателя оба они находятся в тени невысокого роста человека с длинным носом, птичьим взглядом и саркастической улыбкой. Этот человек является, возможно, самым экстраординарным, гениемсамородком, которого когда-либо знал мир. Среди писателей своего времени он предстает как уникальный феномен, который, очень быстро избавившись от влияния других, увлекает своих почитателей в мир фантасмагорий, в котором сосуществуют смешное и ужасное.

«Вся его жизнь была ожесточенной борьбой со снедавшими его противоречиями. Его истинное лицо скрывается за десятком масок. Мифотворец, терзающийся желанием быть чистосердечным; эгоист с благородными устремлениями; гурман, мечтающий об аскетизме; гордец, понуждающий себя к смирению; мужчина, равнодушный к женщинам, проповедовавший им добропорядочность; мистик, привязанный к благам сего мира, — вот таким предстает передо мною Н.В. Гоголь, и таким я пытался его нарисовать. Вокруг него я стремился воссоздать Россию его времени, говорящую и осязаемую. Я старался как можно лучше представить его друзей, врагов, салоны, деревню, немецкие водолечебницы, где он лечился от своей ипохондрии; Париж 1836 года, где он написал столько страниц «Мертвых душ»; Рим, который стал его второй родиной. И неожиданно у меня сложилось такое впечатление, что Гоголь является не кем иным, как персонажем, который сошел со страниц его же собственного произведения».

Анри Труайя

 

«Портрет»

 

Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темнозеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека, — вот их обыкновенные сюжеты. К этому нужно присовокупить несколько гравированных изображений: портрет Хозрева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами. Сверх того, двери такой лавочки обыкновенно бывают увешаны связками произведений, отпечатанных лубками на больших листах, которые свидетельствуют самородное дарованье русского человека. На одном была царевна Миликтриса Кирбитьевна, на другом город Иерусалим, по домам и церквам которого без церемонии прокатилась красная краска, захватившая часть земли и двух молящихся русских мужиков в рукавицах. Покупателей этих произведений обыкновенно немного, но зато зрителей — куча. Какой-нибудь забулдыга лакей уже, верно, зевает перед ними, держа в руке судки с обедом из трактира для своего барина, который, без сомнения, будет хлебать суп не слишком горячий. Перед ним уже, верно, стоит в шинели солдат, этот кавалер толкучего рынка, продающий два перочинные ножика; торговкаохтенка с коробкою, наполненною башмаками. Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьезно; лакеи-мальчики и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чем калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит.

В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков…

 

Далее читать здесь:

https://ilibrary.ru/text/77/p.1/index.html

 

https://akniga.org/gogol-nikolay-portret

 

https://www.youtube.com/watch?v=kBkPhreZH6w

 

1. Почему Чартков "прошмыгнул" мимо профессора? Вспомните наставления учителя талантливому ученику.

2. Как Чартков использует найденные деньги?

3. Как вы понимаете выражение "нравственная чистота"?

4. Чартков становится «практическим человеком». Это плохо?

5. Как был написан портрет ростовщика?

6. Кем был написан портрет ростовщика?

7. Как происходит падение художника, нарисовавшего портрет ростовщику?

8. Почему в его картинах нет святости?

9. Как он относится к семье?

10. Почему он не сжег портрет?

11. Сделайте выводы, которые напрашиваются как предупреждение художникам и всем творческим личностям.

В твою записную книжку

***

"Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится".

 

***

«Смотри, брат, /…/ у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив…. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. … Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет».

Н. В. Гоголь

12. Итак, что получил Чартков от века-«торгаша»? Чем пожертвовал, что утратил?

13. Осталось ли в Чарткове что-то человеческое? Что его разбудит?

Процитируйте. Сделайте вывод о влиянии истинного творения на человеческую душу. И всё-таки те ли это чувства, которые могут полностью очистить душу? Виноват замысел художника или восприятие Чарткова?

14. Для чего Чарткову "отпадший ангел"?

15. Какие ассоциации возникают у вас с образом падшего ангела?

Иван Сергеевич Шмелёв

 

 

1873-1950

 

Шмелев Иван Сергеевич – русский писатель, публицист. Все его творчество было пронизано добротой к простому русскому человеку, ностальгией по неспешной красоте дореволюционной России. Биография Шмелева Ивана Сергеевича была весьма трагической, и справиться со всеми испытаниями ему всегда помогала искренняя любовь к Богу и литературе.

А. И. Куприн писал о Шмелеве, что он «изо всех русских писателей самый распрерусский, да еще и коренной, прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа». Москворецкий златоуст.

В нашей столице одно из самых красивейших мест – набережная Москвы-реки от парка имени Горького с Нескучным садом до самых Воробьевых гор с их кое-где сохранившимися среди университетских корпусов рощами. Когда-то здесь гнездились приречные предприятия рода Шмелёвых трех поколений. В этой атмосфере торжества старого, патриархального во всем жизненном укладе семьи вырос будущий писатель. Замечательны его слова: «Прошлое, детское. О как надо беречь его, беречь это бесценное, детское!» Эта детской чистотой, целомудренностью, на мой взгляд, веет от страниц предлагаемой к прочтению повести.

 

Из предисловия И. С. Шмелёва к нью-йоркскому изданию (на английском языке)

«Неупиваемой Чаши» в 1928 г.

Книга посвящается «не только русской, но и всей молодежи, для которой небо еще не померкло, и которая не потеряла идеал прекрасного и чистого в человеке». «Неупиваемая чаша»

 

Дачники с Ляпуновки и окрестностей любят водить гостей «на самую Ляпуновку».

Барышни говорят восторженно:

– Удивительно романтическое место, все в прошлом! И есть удивительная красавица… одна из Ляпуновых. Целые легенды ходят.

Правда: в Ляпуновке все в прошлом. Гости стоят в грустном очаровании на сыроватых берегах огромного полноводного пруда, отражающего зеркально каменную плотину, столетние липы и тишину; слушают кукушку в глубине парка; вглядываются в зеленые камни пристаньки с затонувшей лодкой, наполненной головастиками, и стараются представить себе, как здесь было. Хорошо бы пробраться на островок, где теперь все в малине, а весной поют соловьи в черемуховой чаще; но мостки на островок рухнули на середке, и прогнили под берестой березовые перильца. Кто-нибудь запоет срывающимся тенорком: «Невольно к этим грустным бере-га-ам…» – и его непременно перебьют:

– Идем, господа, чай пить!

Пьют чай на скотном дворе, в крапиве и лопухах, на выкошенном местечке. Полное запустение – каменные сараи без крыш, в проломы смотрится бузина.

– Один бык остался!

Смотрят – смеются: на одиноком столбу ворот еще торчит побитая бычья голова. Во флигельке, в два окошечка, живет сторож. Он приносит осколок прошлого – помятый зеленый самовар-вазу и говорит неизменное: «Сливков нету, хоть и скотный двор». На него смеются: всегда распояской, недоуменный, словно что потерял. И жалованья ему пять месяцев не платят.

– А господа все судятся?! – подмигивая, удивляется бывалый дачник…

 

Дальше читать здесь:

 

 

1. Каков был свободный выбор "несвободного" талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова?

2. С образом какого святого иконописца ассоциируется образ крепостного художника Ильи?

3. Жизненный путь Ильи – процесс становления «истинного» художника 4. Завершение и вершина этого процесса – чудотворная икона Неупиваемая Чаша.

5. Искушения героя (традиция жития). Перечислите их.

6. Любовь к праведной жизни.

7. Становление личности праведника – необходимое условие в процессе становления художника-иконописца. Противостояние порочному усиливает его тягу к духовному

8. Житейские знаки. Видение глаз

9. «Небывающие» глаза От Божьих зарниц– отличительная черта стиля Ильи.

10. Сны как знаки и как композиционный прием.

11. Зов родной деревеньки. Выбор подвижника.

12. Любовь в образе Анастасии Ляпуновой, воплотившей для него все небесное и земное, в итоге – Святая с ликом Богородицы.

13. Муки и радости творца.

14. Творец из народа – его дар народу.

15. «Неупиваемая Чаша» - символ живой народной христианской стихии.

16. Парадный портрет Анастасии – символ преходящего, суетного, земного.

17. Кому служит парадное искусство, а кому – духовное?

18. Противопоставление сокровенной христианской сущности народа и духовной пустоты существующих вне её, не способных воспринять подлинные творения.

Когда закроешь последнюю страницу…

Философ Ильин сказал: «Надо… утешаться, очищаться, лечиться» им (романом).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.039 с.)