Живописцы и зодчие в Русской лирике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Живописцы и зодчие в Русской лирике



 

Дмитрий Борисович Кедрин

 

Портрет из Библиотеки советской поэзии

1907 - 1945

 

Злая судьба преследовала поэта Кедрина весь его недолгий век. Он никогда не имел собственного угла, очень много времени отдавал работе, получал маленькие деньги, откладывал в стол очередные неопубликованные произведения.

Дмитрий Борисович Кедрин по основной профессии журналист. Военкором был в годы Великой Отечественной войны.

В 1929 году «за недонесение известного контрреволюционного факта» (отец приятеля был деникинским генералом был осуждён, провёл за решёткой 15 месяцев и был досрочно освобождён.

У поэта был чудесный дар проникать в далёкие эпохи. В истории его интересовали не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей. Особенно любил он Русь, изучал и поэтизировал её историю.

 

Информация к размышлению.

-Сопоставьте информацию. Прочтите стихотворение в контексте того времени и истории.

 

Историческая справка об Иване Грозном Из знаменитой «Истории государства российского» Н. М. Карамзина Историческая справка о Сталинскихрепрессиях NB: год написания стихотворения «Зодчие» - 1938. Сталинские годы принято называть «мясорубкой». К 30-му году власть полностью
«Он имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился с милостью и щедростью, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан, хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев разрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты… и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его царство Иоанново». сосредоточилась в руках одного человека - Сталина. Апогея репрессии достигли в 19351938 гг. после убийства в 1934 г. руководителя ленинградской партийной организации С. М. Кирова. Был принят упрощенный порядок (без участия прокурора и защитника) рассмотрения дел о террористических актах и контрреволюционных заговорах. Приговоры выносились без права обжалования и исполнялись незамедлительно. Смертная казнь применялась с 12-летнего возраста. Были разрушены величайшие памятники христианской культуры (храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Московском кремле. Неугодные произведения искусства – под запретом. Удары были нанесены во всех областях искусства, самый мягкий из них – запрет на издание.

 

«Зодчие»

 

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье свое Приходить мастерам.

И велел благодетель,- Гласит летописца сказанье,- В память оной победы

Да выстроят каменный храм.

И к нему привели

Флорентинцев,

И немцев,

И прочих

Иноземных мужей,

Пивших чару вина в один дых.

И пришли к нему двое

Безвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей,

Русых, Босых, Молодых. Лился свет в слюдяное оконце, Был дух вельми спертый.

Изразцовая печка.

Божница.

Угар и жара.

И в посконных рубахах

Пред Иоанном Четвертым, Крепко за руки взявшись, Стояли сии мастера. «Смерды! Можете ль церкву сложить Иноземных пригожей?

Чтоб была благолепней

Заморских церквей, говорю?» И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:

«Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

Государь приказал.

И в субботу на вербной неделе,

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели, На широких плечах Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы И, работой своею горды, Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды. И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху.

Переходы, Балкончики, Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Зане эта церковь

Краше вилл италийских И пагод индийских была! Был диковинный храм

Богомазами весь размалеван,

В алтаре,

И при входах,

И в царском притворе самом.

Живописной артелью

Монаха Андрея Рублева Изукрашен зело

Византийским суровым письмом…

А в ногах у постройки

Торговая площадь жужжала, Торовато кричала купцам: «Покажи, чем живешь!»

Ночью подлый народ

До креста пропивался в кружалах, А утрами истошно вопил, Становясь на правеж.

Тать, засеченный плетью,

У плахи лежал бездыханно,

Прямо в небо уставя

Очесок седой бороды,

И в московской неволе

Томились татарские ханы, Посланцы Золотой,

Переметчики Черной Орды.

А над всем этим срамом Та церковь была — Как невеста!

И с рогожкой своей,

С бирюзовым колечком во рту,-

Непотребная девка

Стояла у Лобного места

И, дивясь,

Как на сказку, Глядела на ту красоту… А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей,

Обошел его царь — От подвалов и служб До креста.

И, окинувши взором

Его узорчатые башни, «Лепота!» — молвил царь. И ответили все: «Лепота!» И спросил благодетель: «А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:

«Можем!

Прикажи, государь!» И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова! Соколиные очи

Кололи им шилом железным, Дабы белого света Увидеть они не могли.

Их клеймили клеймом,

Их секли батогами, болезных,

И кидали их,

Темных,

На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,

Там, где заваль кабацкая пела,

Где сивухой разило,

Где было от пару темно, Где кричали дьяки:

«Государево слово и дело!»- Мастера Христа ради

Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь

Такая,

Что словно приснилась.

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд, И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах По широкой Руси Гусляры.

 

https://www.youtube.com/watch?v=gWw46BSMbFU

 

1. Какое впечатление производит поэма?

2. Удалось ли автору передать дух той далёкой эпохи 16 века? При помощи каких средств?

3. Выпишите все архаизмы и историзмы. Выясните их значения. Объясните их роль в тексте.

4. Какими словами называет автор царя? Почему ни разу не назвал его Иоанн Грозный?

5. В каких случаях он называет его благодетелем? Какой смысл придаёт автор в первом и во втором случае?

6. Зачитайте портрет зодчих, прокомментируйте.

7. Как проявляется отношение зодчих к своему труду? Дайте характеристику, выделите особо яркое в описании.

8. Случайно ли поэма называется «Зодчие», а не «Иван Грозный»?

9. Основной композиционный прием – антитеза. Что противопоставлено в поэме?

10. Что противопоставляется красоте храма? Каким словом называет это автор?

11. Какой художественный приём лежит в основе этих понятий: красота и срам?

12. В чем смысл образа храма? В чем его ценность? Какой храм стал прототипом описанного.

13. Что победило: добро или зло? Докажите фактами текста.

14. Вспомните историческую справку, подумайте, почему поэт обратился к эпохе Ивана Грозного?

15. Обратите внимание на то, каким гражданским мужеством и честностью в трудные времена приходится обладать деятелям искусства!

Булат Шавлович Окуджава

 

 

1924 – 1997

 

Родился в Москве. До войны жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен. После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс. Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1952 году перевелся в школу города Калуги, в 1953-54 годах работал в издательстве областной калужской газеты "Молодой ленинец". В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете", с 1962 года член Союза писателей СССР. Один из основателей жанра авторской песни. Страна влюбилась в его песни, от них струилась доброта, мужество, красота. Особое мнение о песнях Окуджавы было и у Д. Д. Шостаковича. Он как-то сказал, что у Окуджавы настолько органично единство стихов, музыки и исполнения, что нет надобности в том, чтобы профессиональные композиторы писали новые мелодии на тексты уже существующих песен.

 

«Живописцы»

 

Живописцы, окуните ваши кисти в суету дворов арбатских и в зарю, чтобы были ваши кисти, словно листья, словно листья, словно листья к ноябрю. Окуните ваши кисти в голубое, по традиции забытой городской, нарисуйте и прилежно и с любовью, как с любовью мы проходим по Тверской.

Мостовая пусть качнется, как очнется!

Пусть начнется, что еще не началось. Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется… Что гадать нам: удалось — не удалось?

Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы, наше лето, наше зиму и весну… Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте! Я потом, что непонятно, объясню.

 

https://www.youtube.com/watch?v=kfgC5X8PKtw

Слушать автора:

 

1. Сформулируйте тему.

2. В произведении РЕФРЕНОМ (рефрен - (от стар.-фр. refrain (от refraindre ) — « повторять ») — в музыке главная тема, определённый музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения) проходит одно слово. Найдите его. Объясните смысл возвращения к его смыслу.

3. Назовите все самобытные метафоры, сравнения, помогающие автору воссоздать образ живописи и живописцев.

4. Дайте толкование строке: «Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы».

5. Какие черты характера побуждает бард воспитывать в себе людям искусства?

6. Какой отдачи ждёт поэт от живописцев?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.022 с.)