Глеб Иванович успенский и его венера Милосская 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глеб Иванович успенский и его венера Милосская



 

 

1843 – 1902

 

Успенский Глеб Иванович — русский писатель, самый выдающийся представитель разночинской литературы. Родившийся в семье провинциального чиновника, он не завершил получение высшего образования из-за недостатка средств. И потом, на протяжении всей своей жизни, он будет испытывать материальные трудности.

Литературную деятельность Глеб Иванович Успенский начал летом 1862 года в педагогическом журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (псевдоним — Г. Брызгин), затем сотрудничал с изданием «Северное сияние». Юность Успенского пришлась на 1860е годы; в это время сложились его основные народнические устремления. Печатался в «Современнике». Работал учителем русского языка, письмоводителем у прокурора, служил в железнодорожном управлении. В 1868 году Успенский начал постоянное сотрудничество с журналом «Отечественные записки», который в это время перешёл под редакцию Некрасова и Щедрина. Почти исключительно в этом журнале Успенский и помещал свои произведения до закрытия его в 1884 году. В 1871 году (по другим данным в 1872) Успенский поехал за границу, побывал в Германии и во Франции (в Париже).

В январе 1875 года он вновь уехал за границу, пробыв там до конца лета 1875 года, в это время он жил в Париже и Лондоне. Там Успенский сблизился с представителями «Народной воли». В квартире Успенского корифеи «Народной воли» встречали вместе с хозяином новый 1881 год. С 1879 года Успенский поселился в Петербурге, в это же время в деревне Чудово Новгородской губернии он построил себе дом.

Глеб Иванович Успенский не оставил после себя ни романов, ни крупных повестей, излюбленными его жанрами были очерк и рассказ, причем писались они, как правило на документальной основе и «по горячим следам» в результате какой-нибудь поездки.

На систему его эстетических воззрений значимое воздействие оказали так называемая «гоголевская» линия в литературе, традиции «натуральной школы», литературные новации периода 1860-х годов.

Автор очерка «Выпрямила» исходит из тенденции отрицания буржуазных ценностей, его взгляды и взгляды героя Тяпушкина совпадают: он как бы не замечает красоты тела Венеры, намекая на то, что скульптор ставил перед собой иную задачу - изобразить духовную красоту, красоту человеческого мастерства, ознакомить человека с ощущением счастья быть человеком.

 

«Выпрямила»

Отрывки из очерка

 

/ От автора: Сельский учитель Тяпушкин, смятый «утомительной школьной работой», однажды, заснув в тяжелом состоянии, почувствовал, что во сне с ним совершилось «что-то хорошее»/

…еще секунда – и в сердце у меня шевельнулась какая-то горячая капля, еще секунда – что-то горячее вспыхнуло таким сильным и радостным пламенем, что я вздрогнул всем телом, как вздрагивают дети, когда они растут, и открыл глаза. сосредоточились на одном вопросе:

- Что это такое? Откуда это счастие? Что именно мне вспомнилось? Чему я так обрадовался?..

…Хотите - верьте, хотите - нет, но я вдруг, не успев опомниться и сообразить, очутился не в своей берлоге с полуразрушенною печью и промерзлыми углами, а ни много, ни мало - в Лувре, в той самой комнате, где стоит она, Венера Милосская... Да, вот она теперь совершенно ясно стоит передо мною, точь-в-точь такая, какою ей быть надлежит, и я теперь ясно вижу, что вот это самое и есть то, от чего я проснулся; и тогда, много лет тому назад, я также проснулся перед ней, также "хрустнул" всем своим существом, как бывает, "когда человек растет", как было и в нынешнюю ночь. Я успокоился: больше не было в моей жизни ничего такого; ненормальное напряжение памяти прекратилось, и я спокойно стал вспоминать, как было дело…

…Что-то горькое, что-то страшное и в то же время несомненно подлое угнетало мою душу; без цели и без малейшего определенного желания идти по той или другой улице я исходил по Парижу десятки верст, нося в своей душе этот груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплелся до Лувра; без малейшей нравственной потребности вошел я в сени музея; войдя в музей, я машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой, разумеется, по моему, тяпушкинскому, положению ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках; - и вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, пораженный чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской в той большой комнате, которую всякий бывший в Лувре знает и, наверное, помнит во всех подробностях.

Я стоял перед ней, смотрел на нее и непрестанно спрашивал самого себя: "что такое со мной случилось?" Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость... До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. Похожа ли она видом на руку человеческую? Нет, это просто какой-то кожаный комок. Но вот я дунул в нее, и она стала похожа на человеческую руку. Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего "хрустнуть" именно так, когда человек растет, заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом. Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? Что это такое? Где и в чем тайна этого твердого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос; я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. Но я ни минуты не сомневался в том, что сторож, толкователь луврских чудес, говорит сущую правду, утверждая, что вот на этом узеньком диванчике, обитом красным бархатом, приходил сидеть Гейне, что здесь он сидел по целым часам и плакал: это непременно должно было быть; точно так же я понял, что администрация Лувра сделала великое для всего мира дело, спрятав эту каменную загадку во время франко-прусской войны в деревянный дубовый ящик и схоронив этот ящик в глубине непроницаемых для прусских бомб подвалов; представить себе, что какой- то кусок чугуна, пущенный дураком, наевшимся гороховой колбасы, мог бы раздробить это в мелкие дребезги, мне казалось в эту минуту таким злодейством, за которое нельзя отомстить всеми жестокостями, изобретенными на свете. Разбить это! Да ведь это все равно что лишить мир солнца; тогда жить не стоит, если нельзя будет хоть раз в жизни не ощущать этого! Какие подлецы! Еле-еле домучаются до гороховой колбасы и смеют! Нет, ее нужно беречь как зеницу ока, нужно хранить каждую пылинку этого пророчества. Я не знал "почему", но я знал, что в этих витринах, хранящих обломки рук, лежат действительные сокровища; что надо во что бы то ни стало найти эти руки, что тогда будет еще лучше жить на свете, что вот тогда-то уж будет радость настоящая…

…С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чем-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу, единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в моей душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым; это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шел туда только в таком случае, если чувствовал, что могу "с чистою совестью"

принять в себя животворную тайну. Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда еще никого там не было…

…И все-таки я бы не мог определить, в чем заключается тайна этого художественного произведения и что именно, какие черты, какие линии животворят, "выпрямляют" и расширяют скомканную человеческую душу. Я постоянно думал об этом и все-таки ничего не мог бы передать и высказать определенного. Не знаю, долго ли бы я протомился так, если бы одно совершенно случайное обстоятельство не вывело меня, как мне кажется, на настоящую дорогу и не дало мне наконец-таки возможности ответить себе на неразрешимый для меня вопрос: в чем тут дело, в чем тайна?

Совершенно случайно припомнилось мне старинное стихотворение в

"Современнике" 55 - 56 годов; стихотворение носило название "Венера Милосская" и, кажется, принадлежит г-ну А. Фету. Когда-то я знал это стихотворение наизусть, но теперь не мог припомнить всего и вспомнил только несколько строк, не имеющих никакой друг с другом связи. Мне вспомнились такие стихи: "До чресл сияя наготой, цветет смеющееся тело неувядаемой красой..." С словом красой рифмовала совершенно одиноко возникшая в моей памяти строчка: "И млея пеною морской" или "млея негою одной". Наконец припомнилась и еще строчка: "И вся кипя (а может быть, и не так) пафосской (и это, может быть, неверно) страстью..."

Вот и все, что мне припомнилось; но то, что рисовали эти строчки "кипя страстью...

смеющееся тело... млея пеною морской" или "негою одной", "цветет неувядаемой красой", - все это до такой степени было не то сравнительно с моим ощущением, что мне даже стало смешно.

В самом деле, всякий раз, когда я чувствовал неодолимую потребность

"выпрямить" мою душу и идти в Лувр взглянуть, "все ли там благополучно", я никогда так ясно не понимал, как худо, плохо и горько жить человеку на белом свете сию минуту.

Никакая умная книга, живописующая современное человеческое общество, не дает мне возможности так сильно, так сжато и притом совершенно ясно понять "горе" человеческой души, "горе" всего человеческого общества, всех человеческих порядков, как один только взгляд на эту каменную загадку. Правда, я еще не могу найти связи между этой загадкой, выпрямляющей мою душу, и мыслью о том, как худо жить человеку, являющейся непосредственно вслед за ощущением, даваемым загадкой, но я положительно знаю собственным своим опытом, что в то же мгновение, когда я почувствую себя "выпрямленным", я немедленно же почему-то начинаю думать о том, как несчастлив человек, представляю себе все несчастие этой шумящей за стенами Лувра улицы и невольно, в смысле этого "человеческого горя", начинаю группировать все мною пережитое, виденное, слышанное до последней минуты сегодняшнего дня включительно, но я не ощущаю ни малейшей возможности сосредоточиться хотя на одну минуту на каких-нибудь частностях собственно женской красоты видимой мною загадки…

…И обо всем этом думалось благодаря "каменной загадке", она "выпрямляла" во мне скомканную теперешнею жизнью душу человеческую, знакомила, неведомо как и в чем, с радостию и широтою этого ощущения…

Не "смеющееся тело", и не "пена", и не "кипя", и не "сияя", - очевидно, не они выпрямляли и выпрямляют в этом художественном произведении душу человеческую; очевидно, что автор стихотворения не только не овладел всей огромностью впечатления, но даже к краешку его не прицепился, а, соблазненный, так сказать, "званием" Венеры, как бы уже не мог не воспрославить женской красоты и без малейшего основания заставил смеяться несмеющееся, млеть немлеющее и кипеть некипящее. И в самом деле, как же изобразить очарование женской красоты (ведь это Венера!), если не воспеть тела, если не разнежить им зрителя, заставив это тело млеть, заставив его волноваться страстью? Какими же чертами, какими красками описывать женскую, божественную красоту? И г-н Фет все это так точно и воспел, и все это совершенно несправедливо, то есть на воспевание только этого он не имел никакого права.

В самом деле, если говорить о женской красоте, о красоте женского тела,

"неувядаемой" прелести, так ведь уж одно то, что Венера Милосская - калека безрукая, не позволяет поэту млеть и раскисать; тут же в коридоре, ведущем к Венере Милосской, вот близ тех, других "Венер", которых там так много, зритель, точно, может размышлять по части наготы тела; там женские черты выделены с большою тщательностью и лезут в глаза прежде всего; вот этим (также знаменитым) Венерам действительно под стать и млеть, и кипеть, и щеголять смеющимся телом, и глазками, и ручками, "этаким вот" пафосским манером изображающими жесты стыдливости... Там, "у тех Венер", любитель "женской прелести" найдет на что посмотреть и перед чем помлеть, а здесь? Да посмотрите, пожалуйста, на это лицо! Такие ли, по части красоты женского лица, сейчас, сию минуту, тут же рядом, в Елисейских полях, можно получить живые экземпляры? Вот тут, в Елисейских-то полях, действительно могут встретиться такие смеющиеся тела, женственность которых чувствуется зевакой даже издали, несмотря на то, что и наготы-то никакой не видно, вся она закрыта самым тщательным образом. Здесь, в парижских-то Венерах, эта часть разработана необычайно, а у этой? Посмотрите, повторяю, на этот нос, на этот лоб, на эти... право, сказать совестно, почти мужицкие завитки волос по углам лба...

 

Весь текст очерка здесь:

https://mybook.ru/author/gleb-ivanovich-uspenskij/vypryamila/read/ https://www.youtube.com/watch?v=NlIo6szbTFw

1. Как вы понимаете название очерка Г. И. Успенского?

2. Попробуйте сравнить впечатление от Венеры Милосской, выраженное А. Фетом и Г. Успенским.

3. Что не удовлетворяет очеркиста в описании поэтом античного шедевра?

4. Как, по мнению рассказчика, шедевр искусства воздействует на зрителя?

5. Попробуйте описать произведение искусства, которое поразило вас.

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ

 

Александр Сергеевич Пушкин

 

Худ. В. А. Тропинин

1799-1837

 

Дом Пушкиных дышал стихами. Они витали в атмосфере. О стихах говорили, их читали, сами сочиняли. Стихи были необходимы как средство общения. Казалось, что в семье мыслят стихами. «Поэзия как ангел-утешитель» всех, и маленького Саши (из черновиков стихотворения «Вновь я посетил…»).

В 12 лет домашнее обучение Пушкина было закончено, и мальчика повезли в Петербург. В 1811 году в Царском Селе император открывал новое для России учебное заведение – Лицей. Сергей Львович во что бы то ни стало хотел, чтобы его сын учился в каком-нибудь необычном месте. Александр впервые останется один, тоскуя по дому, по Захарово. Там всё было родное, русское. Там он учил русский язык и запоминал сказки старой няни Арины Родионовны. А в том поэтичном мире были Алёнушка и Иванушка, серый волк и жар-птица. Пушкину любо было слушать бесконечно… Арина Родионовна «мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицы, поговорки». Пушкин слушал в её исполнении даже народные песни. Она часто рифмовала свои рассказы.

Родное русское слово, поэтически оформленное, с детства вошло в его душу и выплеснулось потом ни с чем не сравнимыми шедеврами.

Золотым веком русской поэзии называют первую треть XIX века. Именно в этом веке достигнуты были небывалые ранее успехи русского изобразительного искусства, русской архитектуре, скульптуре, философии, музыке и театре, особенно – в литературе. Центром Золотого века русской поэзии полагают творчество А. С. Пушкина.

 

«Поэт»

 

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

https://www.youtube.com/watch?v=xkaCGgHzETs

 

1. О каких особенностях поэтических натур ведёт речь автор?

2. В композиции стихотворения просматиривается две части. Найдите их границу.

3. Каков описанный Пушкиным герой в реальном, обывательском мире?

4. Каков он в мире творчества? Перечислите его достоинства и странности.

5. Почему одиночество в описании становится спутником поэта?

6. Найдите приметы романтизма в поэтическом тексте.

7. Благодаря чему произошло преображение поэта?

8. Итак, какой процесс прослежен автором?Запишите свою формулировку.

 

«К Н. Я. Плюсковой»

 

На лире скромной, благородной

Земных богов я не хвалил

И силе в гордости свободной Кадилом лести не кадил.

Свободу лишь учася славить,

Стихами жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить

Стыдливой музою моей.

Но, признаюсь, под Геликоном,

Где Касталийский ток шумел, Я, вдохновенный Аполлоном, Елисавету втайне пел.

Небесного земной свидетель,

Воспламененною душой

Я пел на троне добродетель С ее приветною красой. Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.

 

https://www.youtube.com/watch?v=a9jRQ7RlsX0

 

Комментарий к стихотворению

«К Н. Я. Плюсковой»

Напечатано в журнале «Соревнователь просвещения и благотворения» (1819) под названием «Ответ на вызов написать стихи в честь Ее императорского величества императрицы Елисаветы Алексеевны». Стихотворение обращено к фрейлине императрицы Наталье Яковлевне Плюсковой. Сама царица пользовалась популярностью в либеральных кругах общества и в то же время была нелюбима царем Александром I. Стихотворение заключало большой политический смысл прежде всего в том, что Пушкин обращался к полуопальной царице, чье имя использовали члены тайного общества в связи с проектом государственного переворота. Идея принадлежала Ф. Н. Глинке, редактору журнала «Соревнователь просвещения...», и заключалась в замене Александра I его женой.

 

1. Кто лирический герой этого стихотворения? Можно ли утверждать, что это голос самого Пушкина?

2. Найдите, выпишите и запомните крылатые строки этого поэтического откровения.

3. Воспевая Плюскову, а до этого и саму Елисавету, автор предупреждает читателя о том, какими пороками не грешит его лира. Назовите их.

4. Словарь языка Пушкина составляет более 23 тысяч слов. Обратите внимание, сколько раз в пределах небольшого стихотворения употребляется слово СВОБОДА или однокоренные слова. Может ли это, на ваш взгляд быть случайностью?

Заметка на память

Ф. М. Достоевский в речи по поводу открытия памятника Пушкину в Москве (1880) назвал его поэтом «национально-всемирным» и сказал, что в его поэзии выразилась русская народность, способная отозваться на духовную жизнь любого другого народа… В этой волшебной отзывчивости и гармоничности Пушкина естественно обращение к библейской традиции, становшим событием на его жизненном и художественном пути. «Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство, — писал он в 1830 г.

— В сей-то священной стихии исчез и обновился мир.»

«Пророк»

 

 

 

А. С. Пушкин «Пророк»   Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Священная Библейская история Ветхого Завета. Пророк Исайя   …Бог призвал Исайю к пророческому служению особым явлением. Исайя видел Господа в небесном храме на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестикрылые серафимы и взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» Пораженный видением, Исайя воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:3:5). Один из серафимов взял клещами уголь с небесного жертвенника и коснулся им уст Исайи со словами: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». После этого Исайя услышал вопрошающий голос Господа: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» Исайя ответил: «Вот я, пошли меня!» Тогда Господь повелевает ему: «Пойди и скажи этому народу:
Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».   https://www.youtube.com/watch?v=Z QpK454Fzyw   слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули…» (Ис. 6:7–10). Исайя громко и пламенно призывал еврейский народ к покаянию, убеждал искренне, потому что сам видел Христа, пророчествовал ясно, словно видел страдания народа наперед.

 

Постигаем тайны метафорического языка

1. Пушкинское «Я» в стихотворении. Кто он, этот лирический герой?

2. Дайте толкование слову «ПРОРОК» в том и другом тексте.

3. Где происходит преображение человека в пророка по Библии и у Пушкина? Как от пространственного «перемещения» изменяется восприятие происходящего?

4. Как вы понимаете пушкинское выражение «ДУХОВНАЯ ЖАЖДА»?

5. Почему встреча с серафимом у Пушкина происходит «НА ПЕРЕПУТЬЕ»? Как вы понимаете этот образ?

6. С какой целью происходит мучительное преобразование Исайи? А какая цель осуществляется подобным страданием у Пушкинского героя?

7. Какими качествами, по мнению Пушкина, должен обладать настоящий поэт?

8. Судя по этим текстам, кто, на ваш взгляд, добрее к людям, больше верит в них: религиозный пророк или Пушкин?

9. Как вы понимаете слово «ГЛАГОЛ» в пушкинском контексте? И почему Пушкин чувствует потребность этим глаголом «ЖЕЧЬ»?

10. Попробуйте вдуматься в ёмкость словесной формулы «и виждь, и внемли». Что значит ВНИМАТЬ?

11. Найдите в тексте церковно-славянскую лексику, подумайте, какова её роль в «Пророке» Пушкина?

12. Какова мысль автора о предназначении поэта и его возможностях?

Михаил Юрьевич Лермонтов

 

 

П. Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка, 1837

 

1814-1841

 

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе.

Детство в Тарханах, в поместье бабушки, Елизаветы Алексеевна Арсеньевой, Благородный пансион в Москве, незаконченный Московский университет, Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Служба в лейб-гусарском полку в Царском Селе, арест и ссылка за «Смерть поэта» на Кавказ. Возвращение через год из ссылки, невероятный успех в обществе, дуэль с сыном французского посла Э. Барантом. И снова ссылка на Кавказ, и снова дуэль с прежним товарищем Мартыновым. И смерть в грозу, бушевавшую несколько часов подряд с момента мартыновского выстрела. Вот и весь круг. Только две цифры поменялись местами в датах его жизни. Но сколько испытано чувств и какое противоборство мыслей разламывали его ум и душу!

 

«Поэт»

 

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал — Наследье бранного востока.

 

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу.

 

Забавы он делил послушнее раба, Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и постыдным.

 

Он взят за Тереком отважным казаком

На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина.

 

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене — Увы, бесславный и безвредный!

 

Никто привычною, заботливой рукой

Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарей,

Никто с усердьем не читает…

 

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?

 

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы.

 

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных.

 

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блёстки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…

 

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..

 

https://www.youtube.com/watch?v=PLVeAEzmlEQ

 

1. Чему и кому должен служить кинжал, по мнению автора?

2. Что автор считает лишним, порочным в «наряде» настоящего оружия?

3. Почему и во что вырождается «лермонтовский» кинжал?

4. Кто он, адресат этого лермонтовского обвинительного послания? (Не ограничивайтесь одним определением!)

5. По какому признаку(ам) происходит сопоставление кинжала и поэта? А). Истинное предназначение?

Б). Прошлое?

В). Настоящее?

Г). Клинок – оружие, слово поэта – оружие?

6. Из кого в кого вырождается адресат стихотворения?

7. Почему и во что вырождается, по авторской мысли, поэтическое слово?

8. Процитируйте все образные определения стиха и слова, найденные Лермонтовым. Какое из них самое известное?

9. Отделяет ли себя лирический герой от своих современников, утрачивающих потребность «в мыслях благородных»? Докажите цитатой!

10. Обратите внимание на деталь- золото, которое появляется в обеих частях. Именно оно - … (договорите фразу!).

11. Можно ли последнюю строфу воспринимать как побуждение к действию? Аргументируйте свой вывод.

12. Сформулируйте тему стихотворения. Вспомните: тема – это предмет какоголибо рассуждения (одно слово или словосочетание). Задайте себе вопрос: о чём говорится?

13. Как вы поняли авторскую мысль? (Что он сказал по теме?) Авторская позиция скрыта или четко выражена? Вы можете это доказать?

«Я жить хочу! хочу печали…»

 

Я жить хочу! хочу печали

Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

 

Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? –

 

Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.

 

https://www.youtube.com/watch?v=QvNQinv-cJM

 

1. Какова тема стихотворения?

2. Кто лирический герой стихотворения? Чем вы можете объяснить, что сначала речь идет от первого лица, а затем – о ком-то в третьем лице? Тот, чья душа и чьи стремления открываются, меняется?

3. Почему такая странная отправная заявка: «хочу печали»?

Обратите внимание, что это не случайная мысль: логика – желание «страданий», «муки» - выдерживается от начала до конца. Попробуйте понять автора: о людях творческих, поэтому более восприимчивых и ранимых.

4. От чего хочет отказаться поэт? Почему?

5. Все стихотворение выстроено на СОПОСТАВЛЕНИИ и ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ. Назовите их все.

6. Заметили вкрапленное в текст высоко поэтическое слово «ЧЕЛО»? Какой оттенок придает оно восприятию образа героя?

7. Сформулируйте идею стихотворения.

 

Два «Пророка»

 

Худ. В. А. Поляков

А. С. Пушкин «Пророк»   Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, М. Ю. Лермонтов «Пророк»   С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья – В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром Божьей пищи.
И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».   Завет Предвечного храня, Мне тварь покорна там земная. И звёзды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!» https://www.youtube.com/watch?v=bKjiU8Ms6n4  

 

 

Историческая справка

Пушкинское время, когда российское общество жило надеждами на преобразования, когда идея свободы витала в воздухе, когда передовые люди объединялись в тайные общества и ждали подходящего момента для выступления, ушло.

Ему на смену после разгрома восстания декабристов пришла мрачная реакция, когда даже из кулинарных книг вычеркивалось словосочетание «вольный дух», всякое вольномыслие пресекалось на корню. На долю Лермонтова выпал этот период «межвременья», когда, казалось, серая аракчеевская шинель распласталась по небу России. Но Пушкинское свободолюбие сохранялось в умах лучших интеллигентов. Только не было понимания таким мятежным согражданам среди современников…

 

1. Кто он, лирический герой лермонтовского стихотворения? Перечислите все ипостаси.

2. Можно ли считать происходящее в стихотворении Лермонтова продолжением пушкинского? Докажите.

3. Словесная формула «ПРАВДЫ ЧИСТЫЕ УЧЕНЬЯ». Как вы её понимаете?

4. Пророк и люди. Обратите внимание на направление движения пророка и толпы у Пушкина и у Лермонтова. Проследите развитие этих отношений в том и другом стихотворении.

5. Какова мысль Лермонтова о предназначении поэта и его возможностях?

6. Чем вы можете объяснить одиночество и скорбь поэта?

7. Полностью ли утрачена вера изгнанного пророка? Потерял ли он веру в гармонию мира? Изменит ли он своим заветам? Докажите текстом.

 

 

Николай Алексеевич Некрасов

 

Худ. И. Н. Крамской

1821 – 1877

 

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетённого», — писал русский литературный критик Дмитрий Писарев. Ему тяжелый жребий пал, Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит Все язвы родины своей,-

так осмыслял свой жизненный и творческий путь «печальник горя народного».

На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи

Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и

Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!»

 

 

Историческая справка

С 60-х годов XIX в. Россия вступила в новый революционно-демократический или разночинский этап в освободительном движении. В этот период возглавить движение не могли ни дворянские революционеры, потерпевшие поражение в декабре 1825 г., ни буржуазия, которая в условиях крепостнической России еще не оформилась как класс. Разночинцы (выходцы из разных сословий общества, люди «разного чина») — представители демократической интеллигенции и в 40-50-е годы играли заметную роль в русском общественном движении, теперь же они возглавили это движение, которое было направлено на устранение феодально-крепостнических пережитков в стране. Литературным центром этого направления были журналы «Современник» и

«Отечественные записки», это заслуга Н. А. Некрасова.

 

«Сеятелям»

 

Христос Сеятель И.П. Курилас

Притча о сеятеле — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся у трех евангелистов: Мф. 13:3-23; Мк. 4:3-20; Лк. 8:5-15. В ней рассказывается о семенах, брошенных в различные условия для всходов. Одни из семян погибли, а иные дали плод: «Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». Н. А. Некрасов «Сеятелям»   Сеятель знанья на ниву народную! Почву ты, что ли, находишь бесплодную, Худы ль твои семена? Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало зерна! Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ...  

1. Перед вами Библейская притча о сеятеле Христа и одноименное стихотворение Некрасова. Что объединяет два текста?

2. Кто он, сеятель в притче? Кто он, сеятель в стихотворении Некрасова?

3. Как вы поняли смысл притчи о сеятеле? Что имеется в виде под посевом? Почему зерна дают разные всходы и плоды?

4. Обратите внимание на поэтический синтаксис стихотворения Некрасова. Какие по интонации предложения преобладают? Как



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.361 с.)