Баллада о королевском бутерброде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Баллада о королевском бутерброде



 

Первый:

Король Его величество,

Просил ее величество,

Чтобы ее величество

Спросила у молочницы:

Нельзя ль доставить масла

На завтрак королю.

Второй:

Сто раз прошу прошения

За это предложение,

Но если вы намажете

На тонкий ломтик хлеба

Фруктовый мармелад,

Король, его величество,

Наверно, будет рад.

Первый:

а) я – паж его величества и очень горжусь своим ответственным постом. Я молод, поэтому мой голос звучит высоко, я приказываю от имени короля;

б) я – паж короля, но меня первый раз послали с таким ответственным поручением, и я предстаю перед важным и старым камердинером. Говорю-то я "молодым" голосом, но не приказываю, а прошу, извиняясь.

 

Второй:

а) я – любимый приближенный королевы, давно служу при дворе и знаю, что король в стране не пользуется никаким авторитетом. Говорю в нижнем регистре, издеваюсь, предлагая заменить масло мармеладом;

б) я – молодой слуга и хотя знаю, что король не пользуется уважением при дворе, мне неловко отказывать, тем более что я хорошо отношусь к слуге короля.

Логика речи

 

Логическая выразительность речи и чтения обеспечивается правильным использованием ее основных средств – логических пауз, логических ударений и логической мелодии.

Упражнения следует выполнять вслух, так как только при произнесении чувствуется правильность или неправильность логической структуры.

 

Упражнение 1

1. Прочитайте предложения, логически выделяя сначала первое слово, потом второе, третье... в повествовательной интонации; в вопросительной интонации.

Маме Мила лимоны купила.

Вера набрала много ягод.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

 

2. Расставьте в вопросительном предложении логические ударения так, чтобы им соответствовали ответы.

 

Ты завтра встречаешь сестру на вокзале? Да, я.

Ты завтра встречаешь сестру на вокзале?           Нет, сегодня.

Ты завтра встречаешь сестру на вокзале?           Нет, она сама доберется.

Ты завтра встречаешь сестру на вокзале?           Нет, брата.

Ты завтра встречаешь сестру на вокзале?           Да, у самого вагона.

 

3. Поставьте логические ударения в тексте, ориентируясь на ответы.

 

– Это что растет у вас между глаз,

Извините за вопрос?

– Это нос.

– И давно он там растет?

– Где-то с год.

– А что было до него?

– Ничего.

– Не мешает ли он вам по утрам?

– Утром нет, вот ночью – да, иногда.

– Может, как-нибудь его Вам того?

Обратились бы к врачу.

– Не хочу. Он, глядишь, и сам пройдет

Через год. А пока пускай растет взад-вперед.

                                                             (И. Иртеньев.)

 

4. Определите логически ударные слова, прочитайте.

а)

Что счастье? – бред воображенья,

Любовь – лишь чувственности дань;

Власть – бремя или униженье,

А дружба – лесть или обман.

Под маской радости беспечной

Сокрыта жизни нагота;

Наш эгоизм – вожатый вечный,

Свобода – жалкая мечта. (И. Никитин.)

 

б)

Мертвец в России очутился,

Он ищет новости какой,

Но свет ни в чем не пременился.

Все идет той же чередой;

Все так же люди лицемерят,

Все те же песенки поют,

Клеветникам как прежде верят,

Как прежде все дела текут;

В окошки миллионы скачут,

Казну все крадут у царя,

Иным житье, другие плачут,

И мучат смертных лекаря,

Спокойно спят архиереи,

Вельможи, знатные злодеи,

Смеясь, в бокалы льют вино,

Невинных жалобе не внемлют,

Играют ночь, в сенате дремлют,

Склонясь на красное сукно;

Все столько ж трусов и нахалов,

Рублевых столько же Киприд,

И столько ж глупых генералов,

И столько ж старых волокит. (А. Пушкин.)

 

в)

В глуши что делать в эту пору?

Гулять? Деревня той порой

Невольно докучает взору

Однообразной наготой.

Скакать верхом в степи суровой?

Но конь, притупленной подковой

Неверный зацепляя лед,

Того и жди, что упадет.

Сиди под кровлею пустынной,

Читай: вот Прадт, вот W. Scott.

Не хочешь? – поверяй расход,

Сердись иль пей, и вечер длинный

Кой-как пройдет, а завтра тож,

И славно зиму проведешь. (А. Пушкин.)

 

Упражнение 2

Определите в текстах места психологических пауз.

 

1. В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас:

На небесах в полночный час

Так гаснет яркая звезда!

Хотелось мне... но я туда

Взойти не смел.

(М. Лермонтов.)

2. – И она ушла от мужа?

– Да, ушла... в другую комнату.

(А. Чехов.)

3. Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онеги обрести.

С ней речь хотел он завести

И – и не мог. (А. Пушкин.)

 

4. "Ужели, – думает Евгений: –

Ужель она? Но точно... Нет...

Как! из глуши степных селений..."

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты. (А. Пушкин.)

 

5. Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Все в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой. (А. Пушкин.)

 

6. Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь,

 

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он! (А. Пушкин.)

7. И вот ввели в семью чужую...

Да ты не слушаешь меня... –

"Ах, няня, няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!.."

– Дитя мое, ты нездорова;

Господь помилуй и спаси!

Чего ты хочешь, попроси...

Дай окроплю святой водою,

Ты вся горишь... – "Я не больна:

Я... знаешь, няня... влюблена".

– Дитя мое, господь с тобою! –

И няня девушку с мольбой

Крестила дряхлою рукой. (А. Пушкин.)

 

8. И между тем душа в ней ныла,

И слез был полон томный взор.

Вдруг топот!.. кровь ее застыла.

Вот ближе! скачут... и на двор

Евгений! "Ах!" – и легче тени

Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

 

9. Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!.. (А. Пушкин.)

 

10. "Вдали от милого, в неволе,

Зачем мне жить на свете боле?

О ты, чья гибельная страсть

Меня терзает и лелеет,

Мне не страшна злодея власть:

Людмила умереть умеет!

Не нужно мне твоих шатров,

Ни скучных песен, ни пиров –

Не стану есть, не буду слушать,

Умру среди твоих садов!"

Подумала – и стала кушать. (А. Пушкин.)

 

11. И девице пришло на ум,

В волненье своенравных дум,

Примерить шапку Черномора.

Все тихо, никого здесь нет;

Никто на девушку не взглянет...

А девушке в семнадцать лет

Какая шапка не пристанет!

Рядиться никогда не лень!

Людмила шапкой завертела;

На брови, прямо, набекрень

И задом наперед надела.

И что ж? о чудо старых дней!

Людмила в зеркале пропала;

Перевернула – перед ней

Людмила прежняя предстала;

Назад надела – снова нет;

Сняла – и в зеркале! "Прекрасно!

Добро, колдун, добро, мой свет!

Теперь мне здесь уж безопасно;

Теперь избавлюсь от хлопот!"

И шапку старого злодея

Княжна, от радости краснея,

Надела задом наперед. (А.Пушкин.)

 

Упражнение 3

Прочитайте фразы, сначала игнорируя подчеркнутые знаки препинания, следуя отмеченным тактам (проследите, к какому искажению смысла это приведет). Второй раз прочитайте логически верно.

1. Довольно стыдно мне/ пред гордою полячкой унижаться.

2. Он весел был: чрез две недели / назначен был счастливый срок.

3. Но будь спокоен, бард: цепями,/ своей судьбой/ гордимся мы.

4. Взгляни, обернись: из-под арки старинной /выходит народ вереницею длинной.

5. Они гласят / во все концы: "Весна идет, /весна идет!"

6. Встает купец, идет разносчик, на биржу / тянется извозчик.

7. И вся, вскочив,/ дрожит она.

 

Упражнение 4

Противопоставьте друг другу единицы счета, произнося первое число более высоким тоном по отношению ко второму; противопоставьте также несколько единиц счета друг другу, как большие речевые такты.

Не 3, а 33. Не 8, а 188.

Не 7, а 777.

Не 66, а 6666.

Не 3,4,5, а 8,9,10.

Не 22 и 48, а 56 и 138.

 

Упражнение 5

Найдите в данных фразах противопоставляемые слова и произнесите их подобно тому, как произносили противопоставляемые единицы счета:

1. У осы не усы, не усищи, а усики.

2. Мал золотник, да дорог.

3. Рыбка мелка, да уха сладка.

4. Не род, а ум поставлю в воеводы.

5. Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому.

6. Не только штык, но и колос врага колет.

7. На вид-то он хорош, да зелен.

8. Голова седая, да душа молодая.

9. Видом орел, а умом тетерев.

10. Близок локоть, да не укусишь.

11. Рыбка золотая, да внутри гнилая.

12. Снаружи красота, а внутри пустота.

13. Не искал бы в селе, а искал бы в себе.

 

Упражнение 6

Прочитайте тексты, стараясь передать различные характеры персонажей.

1. Сказала тетя: "Фи, футбол!.."

Сказала мама: "Фу! футбол!"

Сестра сказала: "Ну!? футбол..."

А я ответил: "Во! Футбол!"

 

2. – Видели ли Лидию?

Полили ли лилию?

Полили ли лилию,

Полили, иль нет?

– Видели ли Лидию?

Лидию не видели.

Полили ли лилию?

Полили, мой свет!

 

3. – Здорово, Hикодим!

– Здорово, Егор!

Откуда идешь?

– С кудыкиных гор.

– А как у вас, Егор, поживают?

– Hа босу ногу топор надевают,

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Hаши сани

Едут сами,

А лошади наши – с усами,

Бегают в подполье за мышами.

 

– Да ведь это кошки!

– Комара тебе в лукошке!

 

Hаши кошки живут в гнезде,

Летают везде.

Прилетели во двор,

Завели разговор:

"Кар, кар!"

 

– Да ведь это ворона!

– Мухомор тебе вареный!

 

Hаша-то ворона ушаста,

В огороде шастает часто,

Скок да скок

Через мосток,

Белым пятнышком – хвосток.

 

– Да ведь это зайчишка!

– В нос тебе еловая шишка!

 

Hашего зайца

Все звери пугаются.

Прошлой зимою в лютый мороз

Серый зайчище барана унес.

 

– Да ведь это волк!

– По лбу тебя щелк!

 

Hеужели не слыхал никогда ты,

Что волки у нас рогаты?

Волк трясет бородой,

Пообедал лебедой.

 

– Да ведь это козлище!

– Щелчков тебе тыща!

 

Hаш козел

Под корягу ушел,

Хвостом шевелит,

Ставить сети не велит.

 

– Да ведь это налим!

– Hет, не налим.

 

Мы про налима не так говорим.

Hалим Hикодим

Гордится собою,

Hалим Hикодим

Hосит шапку соболью

Hи перед кем ее не ломает

И шуток тоже не понимает. (Г. Сапгир.)

 

4. "Куда? Уж эти мне поэты!"

– Прощай, Онегин, мне пора.

"Я не держу тебя; но где ты

Свои проводишь вечера?"

– У Лариных. – "Вот это чудно.

Помилуй! и тебе не трудно

Там каждый вечер убивать?"

– Нимало. – "Не могу понять.

Отселе вижу, что такое:

Во-первых (слушай, прав ли я?),

Простая, русская семья,

К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор

Про дождь, про лен, про скотный двор..."

 

– Я тут еще беды не вижу.

"Да скука, вот беда, мой друг".

– Я модный свет ваш ненавижу;

Милее мне домашний круг,

Где я могу... – "Опять эклога!

Да полно, милый, ради бога.

Ну что ж? ты едешь: очень жаль.

Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль

Увидеть мне Филлиду эту,

Предмет и мыслей, и пера,

И слез, и рифм et cetera?..

Представь меня". – Ты шутишь. – "Нету".

– Я рад. – "Когда же?" – Хоть сейчас.

Они с охотой примут нас.  (А. Пушкин.)

 

5. "Ну, что соседки? Что Татьяна?

Что Ольга резвая твоя?"

– Налей еще мне полстакана...

Довольно, милый... Вся семья

Здорова; кланяться велели.

Ах, милый, как похорошели

У Ольги плечи, что за грудь!

Что за душа!... Когда-нибудь

Заедем к ним; ты их обяжешь;

А то, мой друг, суди ты сам:

Два раза заглянул, а там

Уж к ним и носу не покажешь.

Да вот... какой же я болван!

Ты к ним на той неделе зван.

"Я?" – Да, Татьяны именины

В субботу. Оленька и мать

Велели звать, и нет причины

Тебе на зов не приезжать. –

"Но куча будет там народу

И всякого такого сброду..."

– И, никого, уверен я!

Кто будет там? своя семья.

Поедем, сделай одолженье!

Ну, что ж? – "Согласен". – Как ты мил! –

При сих словах он осушил

Стакан, соседке приношенье,

Потом разговорился вновь

Про Ольгу: такова любовь! (А. Пушкин.)

 

6. − Сходи-ка, старуха, невестку проведать,

Не стала б она на дворе голосить.

– А что там я стану с невесткою делать?

Ведь я не могу ей руки подложить.

Вот, нажили, бог дал, утеху под старость!

Твердила тебе: "Захотел ты, мол, взять,

Старик, белоручку за сына на радость –

Придется тебе на себя попенять".

Вот так и сбылось! Что ни день – с ней забота:

Тут это не так, там вон то не по ней,

То, вишь, не под силу ей в поле работа,

То скажет: в избе зачем держим свиней.

Печь топит – головка от дыму кружится,

Все б ей вот опрятной да чистою быть,

А хлев велишь чистить – ну, тут и ленится,

Чуть станешь бранить – и пошла голосить:

"Их-ох! Их-ох!"

– Старуха, побойся ты бога!

Зачем ты об этом кричишь день и ночь?

Ну, знахаря кликни; беды-то немного, –

У бабы ведь порча, ей надо помочь.

А лгать тебе стыдно! она не ленится,

Без дела и часу не станет сидеть;

Бранить ее станешь – ответить боится;

Коли ей уж тошно – уйдет себе в клеть,

И плачет украдкой, и мужу не скажет:

"Зачем, дескать, ссору в семье начинать?"

Гляди же, господь тебя, право, накажет;

Невестку напрасно не след обижать.

– Ох, батюшки, кто говорит-то, – досада!

Лежи на печи, коли бог наказал;

Ослеп и оглох, – ну чего ж тебе надо?

Туда же, жену переучивать стал!

И так у меня от хозяйства по дому,

Хрыч старый, вот эдак идет голова,

Да ты еще вздумал ворчать по-пустому, –

Тьфу! вот тебе что на твои все слова!

Вишь, важное дело, что взял он за сына

Разумную девку, мещанскую дочь, –

Ни платья за нею, казны ни алтына,

Теперь и толкует: "Ей надо помочь!"

Пришла в чужой дом, – и болезни узнала.

Нет, я еще в руки ее не взяла...

Тут шорох старуха в сенях услыхала

И смолкла. Невестка в избушку вошла.

Лицо у больной было грустно и бледно:

Как видно, на нем положили следы

Тяжелые думы, и труд ежедневный,

И тайные слезы, и горечь нужды.

− Ну, что же, голубушка, спать-то раненько,

Возьми-ка мне на ночь постель приготовь

Да сядь поработай за прялкой маленько –

Невестке сквозь зубы сказала свекровь.

Невестка за свежей соломой сходила,

На нарах, в сторонке, ее постлала,

К стене в изголовье зипун положила,

Присела на лавку и прясть начала.

В избе было тихо. Лучина пылала,

Старик беззаботно и сладко дремал,

Старуха чугун на полу вытирала,

И только под печью сверчок распевал,

Да кот вкруг старухи ходил, увивался

И, щурясь, мурлыкал; но баба ногой

Толкнула его, проворчав: "Разгулялся!

Гляди, перед порчею, видно, какой".

Вдруг дверь отворилась: стуча сапогами,

Вошел сын старухи, снял шляпу, кафтан,

Ударил их об пол, тряхнул волосами

И крикнул: "Ну, матушка, вот я и пьян!"

– Что это ты сделал? когда это было?

Ты от роду не пил и капли вина!

– Я б не пил, когда мое сердце б не ныло,

Когда, как былинка, не сохла б жена!

– Спасибо, сыночек! спасибо, беспутный!..

Уж я и ума не могу приложить!

Куда же мне деться теперь, бесприютной?

Невестке что скажешь – начнет голосить,

Не то – сложит руки, и горя ей мало;

Старик только ест да лежит на печи.

А вот и от сына почету не стало, –

Живи – сокрушайся, терпи да молчи!

Ах, царь мой небесный! Да это под старость

Хоть руки пришлось на себя наложить!

Взрастила, взлелеяла сына на радость,

Он мать-то уж скоро не станет кормить!

– Неправда! я по смерть кормить тебя буду!

Я лучше зипун свой последний продам,

Пойду в кабалу, а тебя не забуду

И крошку с тобой разделю пополам!

Ты мною болела, под сердцем носила

Меня, и твоим молоком я вспоен.

Сызмала меня ты к добру приучила, –

И вот тебе честь и земной мой поклон...

Да чем же невестка тебе помешала?

За что на жену-то мою нападать?

– Гляди ты, беспутный, пока я не встала, –

Я скоро заставлю тебя замолчать!..

– На, бей меня, матушка! бей, чтоб от боли

Я плакал и выплакал горе мое!

Эхма! не далось мне таланта и доли!

Когда ж пропадешь ты, худое житье?

– Вот дело-то! жизнь тебе стала постыла!

Ты вздумал вино-то от этого пить?

Так вот же тебе!..

И старуха вскочила

И кинулась палкою сына учить.

Невестка к ней броситься с лавки хотела,

Но только что вскрикнула: "Сжалься хоть раз!" –

И вдруг пошатнулась назад, побледнела,

И на пол упала.

− Помилуй ты нас,

Царица небесная, мать пресвятая!

Ах, батюшки! – где тут вода-то была?

Что это с тобою, моя золотая? –

Над бабой свекровь голосить начала.

− Ну, матушка, бог тебе будет судьею!.. –

Сын тихо промолвил и сам зарыдал.

− Чай, плачут?.. Аль ветер шумит за стеною? –

Проснувшись, старик на печи рассуждал. –

Не слышу... Знать, сын о жене все горюет;

У ней эта порча, тут можно понять,

Старуха не смыслит, свое мне толкуем

А нет, чтобы знахаря к бабе позвать". (И. Никитин.)

7.

Король,

Его величество,

Просил ее величество,

Чтобы ее величество

Спросила у молочницы:

Нельзя ль доставить масла

На завтрак королю.

 

Придворная молочница

Сказала: "Разумеется,

Схожу,

Скажу

Корове,

Покуда я не сплю!"

 

Придворная молочница

Пошла к своей корове

И говорит корове,

Лежащей на полу:

 

"Велели их величества

Известное количество

Отборнейшего масла

Доставить к их столу!"

 

Ленивая корова

Ответила спросонья:

"Скажите их величествам,

Что нынче очень многие

Двуногие-безрогие

Предпочитают мармелад,

А также пастилу!"

 

Придворная молочница

Сказала: "Вы подумайте!"

И тут же королеве

Представила доклад:

 

"Сто раз прошу прощения

За это предложение,

Но если вы намажете

На тонкий ломтик хлеба

Фруктовый мармелад,

Король, его величество,

Наверно, будет рад!"

 

Тотчас же королева

Пошла к его величеству

И, будто между прочим,

Сказала невпопад:

 

"Ах да, мой друг, по поводу

Обещанного масла...

Хотите ли попробовать

На завтрак мармелад?"

 

Король ответил:

"Глупости!"

Король сказал:

"О Боже мой!"

Король вздохнул: "О Господи!" -

И снова лег в кровать.

 

"Еще никто,- сказал он,-

Никто меня на свете

Не называл капризным...

Просил я только масла

На завтрак мне подать!"

 

На это королева

Сказала: "Ну конечно!" -

И тут же приказала

Молочницу позвать.

Придворная молочница

Сказала: "Ну конечно!" -

И тут же побежала

В коровий хлев опять.

 

Придворная корова

Сказала: "В чем же дело?

Я ничего дурного

Сказать вам не хотела.

Возьмите простокваши,

И молока для каши,

И сливочного масла

Могу вам тоже дать!"

 

Придворная молочница

Сказала: "Благодарствуйте!"

И масло на подносе

Послала королю.

Король воскликнул: "Масло!

Отличнейшее масло!

Прекраснейшее масло!

Я так его люблю!

 

Никто, никто,- сказал он

И вылез из кровати.-

Никто, никто,- сказал он,

Спускаясь вниз в халате.-

Никто, никто,- сказал он,

Намылив руки мылом.-

Никто, никто,- сказал он,

Съезжая по перилам.-

Никто не скажет, будто я

Тиран и сумасброд,

За то, что к чаю я люблю

Хороший бутерброд!"

(А. Милн. Пер. С.Маршака).

 

Приложение

к лабораторному занятию "Особенности чтения басни"

ЭЗОП (VI в. до н. э.)

Ворон и лисица

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону захотелось показать, что у него есть голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать".

Басня уместна против человека неразумного.

 

Жан де Лафонтен (1621–1695)

Ворон и лисица

Дядюшка ворон, сидя на дереве,

Держал в своем клюве сыр.

Дядюшка лис, привлеченный запахом,

Повел с ним такую речь:

"Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как ваши перья,

То вы – феникс наших дубрав!"

Ворону этого показалось мало,

Захотел он блеснуть голосом,

Разинул клюв – и выронил сыр.

Подхватил его лис и молвил: "Сударь!

Запомните: всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает,

Вот урок вам, а урок стоит сыра".

И поклялся смущенный ворон (но поздно),

Что другого урока ему не понадобится.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.289 с.)