Как работать со скороговорками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как работать со скороговорками



 

Скороговорка произносится сначала медленно, затем в среднем темпе, потом в быстром. Начиная работать с текстом скороговорки, надо произносить каждое слово в отдельности, подчеркнуто артикулируя его.

Бык / тупогуб, / тупогубенький / бычок/. У быка/ бела / губа / была / тупа.

На следующем этапе слова соединяются в небольшие группы.

Бык тупогуб, / тупогубенький бычок. / У быка бела губа / была тупа.

При дальнейшей работе скороговорка произносится на одном дыхании, без пауз. Ее слова сливаются в единый речевой поток, но каждое из них должно звучать четко. Отсутствие пауз ускорит темп, артикуляция должна быть нормальной, без подчеркивания.

Добиваясь четкости произнесения, следует не забывать о необходимости говорить осмысленно, целенаправленно и орфоэпически правильно.

Отработав тот или иной текст, можно при его повторении вносить некоторые усложнения:

а) произнести скороговорки так, чтобы выполнить несложные действенные задачи: посплетничать, посмеяться, поучить кого–либо, сообщить нечто страшное или загадочное (если позволяет текст);

б) переставив слова в скороговорке, сочетать первоначальные и новые варианты текста.

Добыл бобов бобыль (первоначальный текст)

Бобов добыл бобыль.

Бобыль бобов добыл.

Бобыль бобов добыл,

Бобыль добыл бобов,

Добыл бобыль бобов.

в) изменить место логического ударения в тексте. В этом случае скороговорка будет состоять из вопросов и ответов.

Кто добыл бобов? Добыл бобов бобыль; бобыль добыл бобов.

Что добыл бобыль? Добыл бобов бобыль; бобыль добыл бобов.

При хорошей подготовке можно переходить к скороговорочным текстам. Они представляют собой определенный рассказ о том или ином событии. Отдельные фразы связаны друг с другом смысловыми отношениями, в них есть развитие той или иной мысли, заканчивающейся на последней точке. Тексты эти полезны для дикционной тренировки, а соединение их в незатейливый рассказ придает упражнению особый интерес. Тексты нужно рассказывать со своим отношением к происходящим событиям.


Отработка гласных звуков

 

Упражнение 1

Произнесите гласный звук И со всеми остальными гласными звуками

И

Э А О У Ы

 

Упражнение 2

Произнесите "округлый", "собранный" звук О в сочетании со всеми остальными гласными звуками

О

И Э А У Ы

 

Упражнение 3

Произнесите "широкий" гласный звук А в сочетании с другими гласными звуками

А

И Э О У Ы

 

 

Упражнение 4

Тренируйте правильное звучание гласных в предлагаемых словах, пословицах, прозаических фразах и стихотворных строфах.

 

А, Я

 

 

1. Без труда – нет добра.

2. Пришла весна, весна красна,

3. Наша река широка, как Ока. Как? Как Ока, широка наша река? Так, как Ока, широка наша река.

4. Наш Филат не бывает виноват. У Филата мама виновата.

5. На полатях лежать, так ломтя не видать.

6. Она за нас, а мы за ананас.

7. Синица, синица – яркая птица.

8. Аист жил у нас на крыше,

А в подполье жили мыши.

 

 

* * * * * * *

Играй, Адель,                                    Ты рождена.

Не знай печали.                                 Час упоенья

Хариты, Лель                                     Лови, лови,

Тебя венчали                                      Младые лета

И колыбель                                        Отдай любви

Твою качали.                                     И в шуме света,

Твоя весна                                          Люби, Адель,

Тиха, ясна.                                          Мою свирель.

Для наслажденья                               (А. Пушкин.)

 

О, Э

 

1. Каково волокно – таково и полотно.

2. Слово – олово.

3. На острую косу много сенокосу.

4. Недозрелый умок, что вешний ледок.

5. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

6. Сороки да чечетки – большие трещотки.

7. Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он – осел. (С. Маршак.)

8. Около кола колокола, около ворот коловорот.

 

* * * * * * * **

 

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

                                         (А. Пушкин.)

* * * * * * * * *

 

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

   Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

  Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

  Этот пух – не лист.

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все – весна. 

                              (А. Фет.)

 

У

 

1. Без наук, как без рук.

2. Хлебушко – калачу дедушка.

3. Глупый осудит, умный рассудит.

4. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.

5. Глупые друг друга губят да потопляют, а умные друг друга любят да пособляют.

6. Уля у улья уснула утром.

7. Тут мухи мрут, тут слова, что жгут.

8. Умей сказать, умей и смолчать.

9. У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.

10. Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже – ужа ужица съест на ужин и скажет: (начинай сначала).

* * * * * * * * *

 

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо? Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева над вечной струей вечно печальна сидит.

                                                                    (А. Пушкин.)

 

Все хорошо под сияньем лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

                                                        (Н. Некрасов.)

 

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

                                                   (А. Пушкин.)

 

Э, Е

 

1. Ел – не ел, а за обедом посидел.

2. Лес сечь – не жалеть плеч.

3. День в день – топор в пень.

4. У хорошей артели все лошади в теле.

5. Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже.

 

* * * * * * * * *

 

Полюбуйтесь же вы, дети,

Как в сердечной простоте

Длинный Фирс играет в эти,

Те, те, те, и те, те, те.

Черноокая Росетти

В самовластной красоте

Все сердца пленила эти,

Те, те, те, и те, те, те.

О, какие же здесь сети

Рок нам стелет в темноте:

Рифмы, деньги, дамы эти,

Те, те, те и те, те, те.

                                (А. Пушкин.)

 

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

                                                (А. Пушкин.)

 

И

 

1. Почитай учителя, как родителя.

2. Уходили Сивку крутые горки.

3. Стоит свинка – золотая щетинка.

4. Лихо не бежит тихо.

5. Иван, Иван, вырывай бурьян.

 

* * * * * * * * *

 

У мышки в норке крошки и корки.

В кладовке у мышки кусочки коврижки.

У мышки-норушки шкварки в кружке.

У мышки в кадушке грибочки волнушки.

В миске у мышки остатки закваски,

А в погребочке сырки и колбаски.

В кастрюльке – галушки, в духовке – ватрушки.

Кисель – в бутылке, монетки – в копилке.

На столике – плошки, вилки и ложки.

На этажерке – книжки о кошке.

В шкафчике мышки – рубашки, штанишки.

На вешалке – шапки, на коврике – тапки.

У мышки на полке – нитки, иголки,

А около печки – спички и свечки.

На двери – крючочки, цепочки, замочки...

Запасов у мышки – большие излишки!

                                               (А. Пудвиль.)

 

* * * * * * * * *

 

Ночной зефир

Струит эфир.

Шумит,

бежит

Гвадалквивир.

Вот взошла луна златая,

Тише... чу... гитары звон...

Вот испанка молодая

Оперлася на балкон.

Ночной зефир

Струит эфир.

Шумит,

бежит

Гвадалквивир.

(А. Пушкин.)

 

Ы

 

1. Не спеши карать, спеши выслушать.

2. Гордым быть – глупым слыть.

3. Попытка не пытка, спрос не беда.

4. Лыком шиты, мылом мыты.

5. Каков Мартын, таков у него и алтын.

6. Если бы да кабы, так росли б во рту бобы.

7. Скажи, да укажи, да и рот положи.

 

* * * * * * * * *

 

Пустое Вы сердечным ТЫ

Она обмолвясь заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

 

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как Вы милы;

И мыслю: как ТЕБЯ люблю.

(А. Пушкин.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.04 с.)