Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Ценность миробщинного строительства, коллективизма
Пословицы
| Комментарии
| «Никакой мирянин от мира не прочь, от мира прочь не миря- нин»
| Жизнь человека вне общины, шире — вне социу- ма, невозможна. Индивидуум, существующий в от- рыве от коллектива, есть деструктивная иллюзия. Человек — существо общественное, а соответ- ственно, общинное. В силу этого приоритет должен отдаваться не индивидуальным, а коллективист- ским ценностям
| «Миром все снесем»
| Коллективистская парадигма решения актуальных общественных задач. Государственные повинно- сти, тягло адресуются не к отдельному человеку, а общине в целом
| «Мирская слава сильна»
| Репутация человека формируется общинно
| «Мир, община столбом стоит»
| Крепость общинного общежительства
| «Мира не перетянешь, мир за себя постоит»
| Коллектив всегда сильнее индивидуума, победить последовательно выстроенную миробщинную систему невозможно. Община органически вы- страивает механизмы собственной коллективной безопасности
| «На мир и суда нет»
| Соборное мнение мира имеет высшую легитим- ность
| «На мир ничего не сменяют»
| Общинное существование — неразменная цен- ность
| «В миру виноватого нет»
| Идея коллективной ответственности: в совершен- ном преступлении виновно все общество
| «Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось»
| Бесперспективность индивидуальной трудовой деятельности в российских условиях; цивилизаци- онная предрасположенность к общинному хозяй- ствованию
| «Мир собирался», «мир поре- шил», «мир руки давал»
| Высшая легитимность для народного сознания мирского (общинного) решения. Специфичный русский демократизм. В отличие от западной демо- кратии, народоправие в России реализовывалась не на высшем институциональном, а на низовом — общинном уровне. Русская модель общественного устройства в этом смысле не менее демократична, нежели западная. Автосубъектность высшей власти выступала компенсатором низовой демократии
| Продолжение таблицы 2.3.3
Пословицы
| Комментарии
| «Мир крещенный», «мир хри- стианский»
| Русский коллективизм основывался на христиан- ской аксиологии. Эпитет «христианская» был не- отделим от русской общины. Характерно исполь- зование для обозначения народа религиозного идентификатора — крестьяне, т. е. христиане, или, в другом этимологическом прочтении, — креще- ные, носящие крест
| «Веревка крепка с повивкой, а человек с помощью»
| Ценность общинного вспомоществования. Со- временная экстраполированная с Запада модель атомизированного общественного устройства, при которой человек предоставлен исключитель- но себе и рассчитывает только на себя, оказала на народ психологически стрессорное воздействие, явившись одним из недоучтенных факторов сверх- смертности в России
| «Друг о друге, а Бог обо всех»
| Всеобщая коллективистская утопия, позициони- руемая как русский универсализм. Данная филоло- гема вполне бы могла рассматриваться в качестве одного из вариантов национального девиза России
| «Деритесь, да не расходитесь»
| Экстраполяция на общество модели семейного устройства. Русское государство понималось как единая большая семья. Сформировавшийся на за- падной почве концепт договорной государствен- ности выражает принципиально иную аксиологи- ческую традицию
| «Все за одного и один за всех»
| Филологема единения, обнаруживаемая в этно- лингвистическом словаре разных народов. Ха- рактерно, что в русской версии императив «все за одного» помещен в начале, а не в конце фразеоло- гического оборота. На Западе единение выстраи- валось от индивидуума к обществу, в России — от общества к индивидууму
| «Вперед не забегай, от своих не отставай»
| Иллюзорность индивидуального успеха. Кажущая- ся успешность внеобщинного предприятия обора- чивается в итоге провалом. Именно такая судьба постигла насаждаемые П.А. Столыпиным хутор- ские хозяйства.
| «Отстал — сиротою стал»
| При общинном вспомоществовании создавались механизмы, препятствующие распространению на- строений социального иждивенчества. Выпадение человека из ритмики коллективного труда означа- ло игнорирование его миром как члена общества
| Продолжение таблицы 2.3.3
Пословицы
| Комментарии
| «Хоть назади, да в том же стаде»
| Преимущества общинной жизни нивелируют уравнительные установки. Народ был не в востор- ге от общинной чернопередельной уравниловки, но она воспринималась как издержка предохранения мира от пороков индивидуалистического бытия.
«Лучше общинное равенство, чем мерзости капи- тализма», — передавал пафос народного выбора А.И. Герцен
| «Люди — Иван, и я — Иван, люди в воду, и я в воду»
| Приоритетность группового выбора. Народ в сво- ей соборной целостности всегда прав
| «На миру и смерть красна»
| Самопожертвенное служение общине; смерть во имя народа — один из элементов русской этологии
| «Где у мира руки, там моя голо- ва»
| Совпадение интересов личности с интересами об- щины
| «К миру приложился, головой заложился»
| Общинная самоидентификация личности. Полу- чение общинного вспомоществования требует от человека обратной отдачи. Именно идея обратной отдачи оказалась выхолощена в период позднего социума, одновременно обернувшись распростра- нением морали потребительства
| «Мир — велик человек»
| Восприятие общины как единого организма; упо- добление личности указывает на ее внутреннюю цельность, нерасчленимость
| «Мир — великое дело»
| Миробщинное устройство как одно из величайших достижений российской цивилизации
| «Сто голов — сто углов»
| Коллективизм низового народного управления. Институционально русская демократия выража- лась через феномен мирского схода. Данная фило- логема — прямое свидетельство против западных пасквилей об имманентном российском рабстве
| «Где мир порядил, то Бог рас- судил»
| Соборное общинное мнение является отражением мудрости Божией. Русская миробщинная демокра- тия сакрализовывалась через идею преломления в ней высшей религиозной аксиологии
| «Что миром положено, так тому и быть»
| Высшая легитимность соборного общинного установления. Особая коллективистская модель правосознания, отсутствующая в традиционных классификаторах. В своей дифференциации на ра- циональный, традиционный и харизматический типы правосознания ее, в частности, совершенно не учел М. Вебер
| Продолжение таблицы 2.3.3
Пословицы
| Комментарии
| «Мир один Бог судит»
| Общинность — основанная социальная ценност- ная категория. Выше — только идея Бога. Светское законодательство менее легитимно, нежели собор- ное общинное решение
| «Мир с ума сойдет — на цепь не посадишь»
| «Русский бунт», как регулятор социально ориен- тированной политики. Общинность — главный внутренний силовой потенциал. Никакой государ- ственный институт, существующий в разладе с ми- робщинной системой, не способен исключительно силовым образом усмирить мира. Противоречие со стереотипом западнической трактовки общи- ны как государственного фискального органа. Об- щина не только собирала налог, но и в случае не- обходимости выступала в качестве организующей силы народного протеста. Именно это ее свойство, проявившееся в полной мере во время революции 1905 г., явилось одним из главных побудительных мотивов в попытке столыпинского демонтажа об- щинного строя. На сегодня аналогичного общине социального института, способного корректиро- вать снизу политику властей, в России не существу- ет. В этом, очевидно, заключается одна из фактор- ных причин народной пассивности
| «Коли всем миром вздохнут, и до царя слухи дойдут»
| Общинное транслирование властям народных умонастроений. Актуальность тематики коммуни- кации народа и высшей государственной власти
| «Как мир вздохнет, и времен- щик издохнет»
| Возможность воздействия народа на персональ- ный облик власти. Миру как ценностной константе противостоит в качестве интраверзы образ вре- менщика.
| «Мирская идея толста»
| Уникальная способность русской общины решать мобилизационные задачи высокой степени слож- ности. Способность в экстренной ситуации при- нять дополнительное тягло
| «Мирская шея туга: тянется да не рвется»
|
| «Мирская шея жилиста»
|
| «Мир по слюнке плюнет — так и море»
| Эффект коллективного действия как суммарная совокупность множества индивидуальных усилий
| «Мир сразу не похоронишь»
| Высокая внутренняя жизнеспособность мироб- щинного уклада
| Продолжение таблицы 2.3.3
Пословицы
| Комментарии
| «Мир — золота гора»
| Совокупное общинное богатство; пауперизм при миробщинном строе невозможен
| «С миром и беда не убыток»
| Мирообщинный строй содержал в себе механизм коллективного противодействия возможным бед- ствиям. Беда для общинника не была исключитель- но индивидуальным горем. Участие мира являлось в этом случае важшейшей психологической опо- рой. Характерно, что уровень суицида в общинах находился фактически на нулевой отметке (срав- ните с современным российским обществом)
| «С миром не поспоришь»
| Правота соборного мнения. Его ценность заключа- ется в снятии с интенции качеств индивидуальной субъектности.
| «Кто больше мира будет?»
| Мир — высший орган социального общежитель- ства. Ни одна государственная инстанция, ни одно, облаченное властью лицо не достигают уровня мирообщинной легитимности. Нелегитимен будет и живущий в диссонансе с миром правитель. Он уже не царь, а самозванец, временщик. В русской коллективистской максиме больше демократизма, нежели в пресловутой институциональной системе западной демократии
| «Вали на мир — все снесет»
| Община ответственна за каждого общинника; в сложной ситуации я — идентификатор заменяет- ся мы — идентификатором
| «Собором и черта поборем»
| При опоре на мирообщинную систему побеждаем любого врага. Русская общинность — один из фак- торов побед России при столкновении с внешним противником
| «Одному страшно, а миру не страшно»
| Психотерапевтический эффект коллективизма. Общинность как механизм преодоления страха. В этом плане солдат-общинник имеет бесспорные моральные преимущества перед солдатом — наем- ником
| «Кто за сколько душ тянет, столько землицы берет»
| Принцип трудового ресурсного распределения; трудовая природа собственности
| «По тяге и поле»
| Права общины измеряются несомым ею государ- ственным тяглом. Чем больше объем тягловых по- винностей, тем, соответственно, и больше находя- щихся в распоряжении мира земельных ресурсов
| Продолжение таблицы 2.3.3
Пословицы
| Комментарии
| «В восемнадцать лет жениться, чтобы на тягло садиться»
| Всеобщность тягловых государственных повин- ностей. Община — элемент государства, а соответ- ственно, должна нести общее государственное тягло
| «И мир не без начальника»
| Филологема противоречит стереотипу о русском имманентном анархизме
| «Мир всех старше, а и миру урядчик есть»
| Начальствующие функции в общине принадле- жали старосте. Он собирал общинные сходы, за- ведовал текущими мирскими делами и в случае необходимости обладал даже прерогативами аре- ста виновных общинников. Ряд сельских общин образовывали волость, во главе которой стоял волостной сход. Им выбирались волостное прав- ление и волостной суд. Для элементарного демо- кратического управления в волостях существовала довольно развитая система делопроизводства. Все решения сходов, сделки, договора и т. п. докумен- тация фиксировалась в специальных книгах, ком- петенция ведения которых закреплялась за волост- ным писарем
| «Сноп без перевязи — солома»
| Необходимость интеграционных скреп, обеспечи- вающих мирообщинное единство. Без их наличия коллектив атомизируется и в конечном итоге рас- падается. В ракурсе рассматриваемой нами про- блематики речь идет о ценностных скрепах рос- сийского государства
| «Коли сидеть на ряду, так не играть в дуду»
| Особые этические требования, предъявляемые в мирообщинной системе к лицу, наделенному управленческими полномочиями. Управленец — урядник лишается права на личную жизнь и сво- бодное время. Оборотной стороной властных пре- ференций является, поражение в правах частной жизни. В применении требований народной это- логии к современному чиновничеству речь может идти об особом этическом кодексе чиновника
| «От мира челобитчик, а сам ни- кому не обидчик»
| Институт выборных мирских челобитчиков — тра- диционная русская форма коммуникаций народа с властями
| «На Руси никто с голоду не по- мирал»
| Заложенный в мирообщинной системе принцип социального гуманизма. Община обеспечивала за- щиту нетрудоспособного населения
| «За голодного Бог заплатит»
| Нетрудоспособный мирянин освобождался от го- сударственного тягла. Его повинности брала на себя община
| Даже представление о спасении души испытало на себе воздействие мирообщинных ценностных установок. Для западного христианства акт спасения — индивидуальный. Праведные дела творятся в конеч- ном итоге для себя. На этой мировоззренческой основе и базируется собственно западный индивидуализм. Другое дело в России. Спасение души обретается не в одиночку, а всем миром. Поэтому земное вопло- щение социального идеала есть для русского человека по своему гене- тическому происхождению вопрос о бессмертии.
Мирообщинная ценностная матрица русского народа в современ- ной государственной политике России совершенно проигнорирована. Нельзя сегодня найти ни одного социального института, выполняюше- го хотя бы частично функцию общинного консолидатора русских.
Общинное миростроительство в России не ограничивается ис- ключительно рамками сельской общины. Идея преимущественности общинного коллективизма определяла общие принципы трудовой ор- ганизации на промышленных и промысловых предприятиях. Ценност- ные принципы общинности воспроизводил, в частности, феномен ар- тели. Характерна в этом отношении оценка А.И. Герцена, считавшего ее передвижной общиной121.
Русская артельность совершенно не вписывается в созданную в за- падническом дискурсе конструкцию «азиатского способа производ- ства», сводящую происхождение общинного хозяйствования на Востоке к задачам ирригационного земледелия. Для К. Маркса индийская общи- на была не более чем элементом государственной эксплуатации народа. Однако артель в противоречии с этим подходом создавалась на добро- вольных основаниях. Артельные принципы организации труда обнару- живаются на предприятиях дореволюционной России повсеместно, вне зависимости от наличия официальных артельных уставов122.
Видимо, игнорирование властями принципа артельности самоорга- низации русских рабочих стало одним из недоучтенных факторов про- летарской революционности в России в начале XX в. «Жизнь, — писал исследователь артельного труда М. Слобожанин, — конечно, далеко не всегда осуществляла во всей полноте такие именно основы артельных
121 Герцен А.И. Собр. соч. в 30 т. Т. 7. М., 1956. С. 259.
122 Артельное начало в русском сельском хозяйстве // Отечественные записки. 1865.
№ 8; Воронцов В.В. Артель в кустарном промысле. СПб., 1895; Качалов Н.В. Артели в древней и нынешней России // Этнографический сборник, издаваемый Русским гео- графическим обществом. Вып. 6. СПб., 1864; Куликовский Г.И. Из общинно-артельной жизни Олонецкого края. Петрозаводск, 1897; Пономарев С. Артельщина и дружества как особый уклад народной жизни // Северный вестник. 1888. № 12. Ч. 2; Прокопо- вич С.Н. Кооперативное движение в России. Его теория и практика. М., 1913; Сборник материалов об артелях в России. Вып. 1, 2. СПб., 1873, 1874.
организаций, какие… они были в отвлечении, в идеале, созданном на- родным творчеством, к таким он стремился в своих исканиях правды жизни и, ради этой правды, не мог отказаться от них. В этих идеалах воплощал он не только стремление к улучшению своего материально- го положения, но и стремление личности к освобождению… к равно- правию, к народоправию и сознательности, к уважению человеческого достоинства в себе и других, к дружбе, братству и т. д. Все эти про- грессивные течения, оставшиеся таковыми до сих пор, народ облек без посторонней помощи в понятие об идеальной артели, и, естественно, крепко держался за нее, и, несомненно, будет неуклонно идти к ней до тех пор, пока она не станет для него действительностью, реальностью»123 (табл. 2.3.4)124.
Таблица 2.3.4
|