Трансформация религиозных образов и представлений в советской аксиологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансформация религиозных образов и представлений в советской аксиологии



Религиозная аксиология Коммунистическая аксиология
Грядущее Царствие божие Коммунизм
Утраченный Эдем первозданный Первобытный (пещерный) коммунизм
Грехопадение Появление института частной собствен- ности
Армагеддон Мировая революция
Религиозный мессианизм Пролетарский мессианизм
Мировое зло Буржуазия, буржуазный мир
Христианская Троица Советская Троица: Маркс — Энгельс — Ленин
Пять мировых царств пророка Даниила Пять формаций
Великий пророк, предтеча Карл Маркс
Мессия Ленин
Иуда «иудушка Троцкий»
Преисподняя, истязания грешников и еретиков Сталинизм
Гроб Господень Мавзолей Ленина

 

115 Бердяев Н.А. Религиозные основы большевизма. (Из религиозной психологии рус- ского народа) // Духовные основы русской революции: собр. соч. Т. 4. Париж, 1990.


Продолжение таблицы 2.3.1

Религиозная аксиология Коммунистическая аксиология
Древние пророки Социалисты-революционеры, пророки коммунизма
Христианская инквизиция Революционный трибунал, Комитет Госу- дарственной Безопасности
Христианские святые Святые — герои революции и граждан- ской войны
Апостолы Ближайшие соратники В.И. Ленина
Крест как главный символ христианства Звезда как главный символ коммунизма
Христианские образы, например креще- ние Советские обряды, например звездение
Антихрист, попытка антихристовой под- мены христианства Гитлер, фашизм как историческая попыт- ка империалистической подмены комму- низма
Ереси, еретики Коммунистический ревизионизм, реви- зионисты
Царь Ирод — кровавый Николай — кровавый
Москва, как Третий Рим Москва, как столица Третьего Интерна- ционала
Христианская Церковь, община верую- щих Коммунистическая партия
Патриарх, духовный пастырь Генеральный секретарь Коммунистиче- ской партии, официально — не государ- ственный, а идеологический руководи- тель
Ветхий завет Марксизм
Новый завет Ленинизм
Христианские заповеди Заповеди строителя коммунизма
Иконы, статуи святых Памятники и портреты В.И. Ленина
Евангелие Манифест коммунистической партии
Христианский Катехизис Краткий курс истории ВКП (б)
Образ православного царя, Иван Гроз- ный И.В. Сталин
Бессмертие Христово Бессмертие ленинского учения, «Ленин — всегда живой», «Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить»
Христианский интернационализм Коммунистический интернационализм

Продолжение таблицы 2.3.1

Религиозная аксиология Коммунистическая аксиология
Культовые христианские места Советские культовые мемориалы
Церковная иерархия Партийная иерархия
Церковное администрирование: патри- архия — митрополия — епископство — приход Партийное администрирование: КПСС — обкомы — горкомы — местные партячейки
Священный Синод ЦК КПСС
Церковные Соборы Съезды партии
Христианские религиозные праздники, христианский календарь, главный празд- ник торжества над силами зла — Пасха Советские праздники, советский ка- лендарь, главный праздник торжества над врагами — День Победы

Сознательно или нет, это не столь в данном случае важно, но боль- шевики формировали новую семиосферу, опираясь на архетипическую матрицу прежней религиозной системы. Но квазирелигиозное подобие, естественно, не может быть приравнено по содержащимся в ней по- тенциалам к традиционным религиям. В тот самый момент, когда с на- чалом войны с Германией было поставлено на карту само существова- ние государства (а соответственно, и правящего режима), вся прежняя атеистическая пропаганда оказалась свернута и партия пошла на союз с православной церковью. Семидесятилетний период стал максималь- но возможным сроком существования безрелигиозной, точнее, идейно скрепленной квазирелигиозным суррогатом общности. Три поколения советских людей — и коммунизм утратил свою былую привлекатель- ность. При отсутствии прочного идеологического фундамента духов- ных сил для удержания национальной периферии у государствообра- зующего русского народа не оказалось. Советский опыт есть, таким образом, историческое назидание, репродуцирующее притчу о «вави- лонской башне» — без наличия представления о Боге любая общность в долгосрочной перспективе будет обречена. Роль религии в аксиоло- гическом арсенале современных обществ заметно снижается. Но это не означает, что потенциалы их жизнеспособности в силу обозначен- ного снижения возрастают. Скорее наоборот. Выхолащивание религи- озной парадигмы подрывает и все иные производимые от нее идейно- духовные компоненты. Речь, естественно, не идет о теократической реставрации. В целях повышения жизнеспособности общественного организма необходимо решение задачи достижения оптимума между полюсами теократичности и секулярности.


Ценность веры

Религиозная принадлежность выступала в традиционном обществе в качестве основного идентификационного признака большой группо- вой принадлежности. Национальный вопрос был для русского народа преимущественно вопросом сохранения собственной веры. Правосла- вие было эквивалентно понятию «русская вера». Греческая же религия в массовых народных представлениях — это нечто иное. Из этого пред- ставления проистекало противопоставление «еллинства» (эквивалент фарисейства) и «Святой Руси»116.

В табл. 2.3.2 приводится подборка филологем, отражающих истори- чески выработанное русским народом отношение к религии и Богу117.

Таблица 2.3.2

Ценность Бога и веры

Пословицы Комментарии
«Русский Бог велик» Вера в России имеет национальный характер. Вели- чие национальной веры — величие России
«Велик Бог русский и милосерд до нас» Вера в России имеет национальный характер. Со- четание амбивалентных качеств — величия власти и милосердия. Особое покровительственное отно- шение Бога к России.
«Жив Бог, жива душа моя» Спасение души, вечная жизнь напрямую зависит от фактора религиозной веры
«Жить — Богу служить» Главное назначение человека, его земная миссия — служение Богу. Вне целевого ориентира служения Господу жизнь человека не только бессмысленна, но и, поскольку Бог дает жизнь, невозможна.
«Человек ходит — Бог водит» Идея божественного провидения (провиденциа- лизм) — высшее религиозное измерение земных дел человека
«Нужен путь — Бог правит» Вера в божью помощь; религия — критерий пра- вильности сделанного выбора
«Бог пути кажет» Религиозная вера как указатель истинного позна- ния и практики
«Человек гадает, а Бог совер- шает» Относительность человеческого познания по от- ношению к высшим религиозным истинам. Чело- век в своей практической деятельности познает

 

116 Житие Аввакума / Пустозерская проза. М., 1989. С. 71; Аввакум. Два послания Си- меону из книги Толкований / Пустозерская проза. М., 1989. С. 152–153.

117 Даль В. Пословицы русского народа: в 2 т. М., 1984; Платонов О.А. Терновый венец России. Святая Русь. Открытие русской цивилизации. М., 2001. С. 56–57; Нагорный Г. П.

Правда, сказанная пословицей. Народная мудрость о боге и религии. М., 1964.


Продолжение таблицы 2.3.2

Пословицы Комментарии
  божественный замысел («гадает») и действует в со- ответствии с ним
«Без Бога не до порога» Невозможность бытия, какой-либо элементарной практической деятельности без наличия религиоз- ной веры
«С Бога начинай и Господом кончай» Жизнь по религиозным направлениям, сверка с ними в начале и в конце каждого дела
«Утром Бог и вечером Бог, а в полдень да в полночь никто же кроме Него» Теоцентричность бытия: любой поступок, каждый момент жизни сверяется с религиозными установ- лениями
«С верой нигде не пропадешь» Религия как базовый фактор бытия; божье покро- вительство в отношении верующих
«Вера спасает» Вера задает устойчивую систему ценностных ко- ординат и тем спасает как человека, так и социум; напротив, скептицизм имеет губительные послед- ствия
«Вера животворит» Для верующего человека жизнь вечна, для неверую- щего она обрывается с физической смертью, в этом смысле вера имеет животворящее значение
«Вера и гору с места сдвинет» Наличие религиозной веры является фактором успешности; при наличии данного фактора воз- можно решение любой, вне зависимости от степени сложности, задачи
«На Бога надейся, а сам не пло- шай!» Религиозная вера не снимает ответственности за успех с самого человека
«Богу молись, а в делах не пло- шись!» Православие, вопреки мнению его критиков, пред- полагало активную деятельностную позицию, рели- гиозная вера сочеталась с рациональной практикой
«Богу молись, а добра ума дер- жись!» Русское православие не было в социальном смыс- ле аналогом мистических субкультур Востока с ха- рактерным медитационным самоустранением от мира в поисках обретения «нирваны». Религиозный мистицизм, выражаемый через молитву, сочетался с трезвой рациональностью
«Богу молись, а к берегу гре- бись!» Толстовская альтернатива, заключающаяся в сня- тии синтеза трансцендентного и земного в поль- зу первой из категорий — если Богу молиться, то и к берегу грести не надо, Бог выведет — для рус- ского народного сознания была неприемлема. Ис- кусственное навязывание русскому народу образа

Продолжение таблицы 2.3.2

Пословицы Комментарии
  коллективного мистика не только деформировало его подлинный облик, но и правокативно подтал- кивало в ловушку национальной обскурации
«Менять веру — менять и со- весть» Вероотступничество традиционно рассматри- валось как антиценность, тягчайший из грехов. В этом смысле любой из русских, отступивших от традиций православия, — аморален
«Не торопись, сперва Богу по- молись» Религия ценностно освещает любую из сторон дея- тельности человека; православные ценности долж- ны быть положены в основу любого дела
«Любое дело — благословясь не грех» Церковное благословение (авторитет Церкви) есть критерий праведности предпринимаемого дела. Характерно, что в отличие от протестантизма апел- ляция на предмет определения праведности адре- суется не к индивидуальному, а к коллективному (Церковь) религиозному опыту
«Дело спорится — углам помо- лись» Любой успех факторно связан с божьим вспомоще- ствованием. При успешном деле человек восславля- ет не себя самого, а свою веру
«Что бы ни прошло, все мо- лись» Религиозная вера как основание жизненного опти- мизма. Тяжелые времена — во благо. В них состоит испытание верующих. Оставайся стойким в вере, и они будут преодолены
«Кто перекрестясь работает, тому Божия помощь» Божественное вспомоществование сопутствует ис- ключительно праведным в вере. Для православия не характерна выдвинутая св. Августином и разви- тая Ж. Кальвином идея о предначальной предопре- деленности. Не Бог избирает социально успешного человека, а человек добивается своей праведной жизнью содействия со стороны Бога
«С молитвой в устах, с работой в руках» Любая практическая деятельность должна соотно- ситься с религиозными ценностями, каждый шаг человека соизмеряется с заповедями Божьими. За- падное понимание религиозного служения по рас- порядку (в сетке бюджета суточного времени) было для русского православия неприемлемо. Религиоз- ная жизнь экстраполировалась на все существова- ние человека, не будучи, как на Западе, определена в особую временную нишу
«Лихо думаешь, Богу не мо- лись» Религия предполагает моральную чистоплотность, божье содействие возможно при отсутствии гре- ховных помыслов

Ценность коллективизма

Начиная с дискуссии славянофилов и западников, в центре полеми- ки о самобытности русского народа находился феномен крестьянской общины. Через него выражалась коллективистская ценностная пара- дигма национального бытия. В других цивилизациях институт общи- ны не имел такой установки на воплощение идеи коллективизма, как русский «мир». Само понятие община, возникшее в научной литерату- ре в рамках решения задачи поиска универсальных аналогов в органи- зации жизни традиционного общества, формировало сущность миро- центричной организации жизни русского крестьянства118.

После революции «мир» с той или иной степенью успешности был подменен колхозом. Традиционная ценность общинности (коллек- тивизма) нашла в советское время иные модернизированные формы выражения. Важно то, что, несмотря на произошедшую трансформа- цию, она была сохранена и даже вынесена в качестве одного из главных принципов новой идеологии. Следовательно, общность, сохраняемая как фактор при всех инверсиях моделей государственной организа- ции, есть базовая системообразующая ценность российской цивили- зации. Н.А. Бердяев писал о «русском коммунизме» как об историче- ской матрице национального бытия России, сложившейся задолго до появления самих теоретиков коммунистического концепта119. Сегодня понятие коммунизм прочно ассоциируется с советским периодом рос- сийской истории, в виду чего более целесообразно было бы говорить о ценности русского миробщинного строительства. Данный ориентир отражен в многочисленных народных филологемах (табл. 2.3.3)120.

 

 

118 Бусыгин Е.П. и др. Общественный и семейный быт русского сельского населения среднего Поволжья. Историко-этнографическое исследование (середина XIX — начало XX вв.). Казань, 1973; Вдовина Л.Н. Крестьянская община и монастырь в Центральной России в первой половине XVIII в. М., 1988; Крестьянская община Сибири XVII — на- чала XX в. / под. ред. Л.М. Горюшкина. Новосибирск, 1977; Громыко M.M. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986; Громыко M.M. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII — первая половина XIX вв.). Но- восибирск, 1975; Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991; Кауфман А.А. К вопросу о происхождении русской земельной общины. М., 1907; Кауфман А.А. Рус- ская община в процессе ее зарождения и роста. М., 1908.

119 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

120 Даль В. Пословицы русского народа: в 2 т. М., 1984; Платонов О.А. Терновый венец России. Святая Русь. Открытие русской цивилизации. М., 2001. С. 132–133.


Таблица 2.3.3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.02 с.)