То, что разрушает украшения искателя знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

То, что разрушает украшения искателя знаний



Брат мой! Да защитит Аллах нас и тебя от промахов! Если ты полностью прочитал книгу «Украшения искателя знаний» и прочитал о нормах благопристойности, то ты должен узнать о некоторых вещах, которые разрушают эти украшения.

Знай, что к самым великим вещам, нарушающим и приводя­щим в негодность твоё ожерелье, относятся:

- Распространение секретов [264],

- Передача сплетней от одних людей к другим [265],

- Хвастовство и болтливость,

- Частые шутки [266],

- Вступление в беседу двоих,

- Злоба и ненависть,

- Зависть,

- Дурные мысли о людях,

- Нахождение со сторонниками религиозных новшеств [267],

- Шаги по направлению к запретному.

Остерегайся этих и других подобных грехов, и не ступай к за­претному, а иначе знай, что твоя религиозность слаба, ты несе­рьёзен, ты любишь забавляться, злословить и сплетничать. Как же ты можешь быть искателем знаний, известным среди лю­дей, получившим от Аллаха в качестве милости знание и бла­гие деяния?!

Пусть Аллах направит наши шаги! Пусть Аллах дарует всем способность остерегаться Его наказания! Пусть Аллах дарует нам наилучший исход в обоих мирах! Пусть Аллах благословит и приветствует нашего пророка Му­хаммада, членов его семьи и сподвижников [268]!


[1] Аль-Бухари в «аль-Адаб уль-Муфрад» (№ 275).

[2] См. «Макарим уль-Ахляк» 32, Ибн Аби д-Дунья.

[3] Сура «ан-Ниса» аят 131.

[4] Сура «ан-Ниса» аят 82.

[5] См. «Джами'у баян иль-'ильми уа фадлихи» (1/338).

[6] См. «Джами'у баян иль-'ильми уа фадлихи» (№ 452).

[7] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Нет сомнения в том, что приобретение знаний является одним из величайших видов поклонения. Всевышний Аллах в Своём Писании упомянул приобретение знаний вместе с усердием на пути Аллаха. Аллах сказал: «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться (наказания Аллаха)». (Сура «ат-Тауба» аят 122).

А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кому Аллах желает блага, тому Он дарует понимание в религии». (Аль-Бухари №71, Муслим №1037).    

Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль (да помилует его Аллаха): «Ничто не сравнится с приобретением знаний, если человек имеет правильное намерение». Люди спросили: «А как же исправить своё намерение, о Абу 'Абдуллах?» Он ответил: «(Искатель знаний) должен намереваться избавить от невежества себя и других людей». См. «аль-Адаб аш-шар'ия», (2/45) Ибн Муфлиха».

[8] См. «Файд уль-Кадир», (6/183).

Комментарии Шейха 'Абд ур-Раззака аль Бадра: «Известно, что религиозная молитва (намаз) принимается только тогда, когда человек очистился, совершив омовение. Точно также и приобретение знаний, которое является поклонением сердца, принимается только тогда, когда человек очистился от скверных качеств. А самым скверным качеством является придание Аллаху сотоварищей в наме­рении, которое уничтожает благодеяние человека. Поэтому человек, приобретая знание, должен стремиться лишь к Лику Аллаха».

[9] Сура «аль Беййина» аят 5.

[10] Аль-Бухари №1, Муслим №1907.

[11] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Чтобы достичь искренности в приобретении знаний человек должен иметь следующее намерение:

Во-первых, намерение выполнить приказ Аллаха, ведь, Сам Аллах пове­лел тебе приобретать знание. Аллах сказал: «Знай же, что нет (никакого истинного) бога, кроме Аллаха, и проси прошения за свой грех». (Сура «Мухаммад» аят 19).

Во-вторых, намерение сохранить религию Аллаха, которую можно сохранить только посредством её изучения.

В-третьих намерение сохранить и защищать шариат Аллаха. Ведь, если бы

не было учёных, то никто бы не защищал этот шариат.

В-четвёртых намерение следовать за пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха). Ведь, ты не сможешь следовать за ним, пока не изучишь его религию».

[12] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Здесь есть разница между двумя людьми. Один из них преследует дурную цель и говорит самому себе: «Я буду приобретать знание только для того, чтобы быть выше всех людей, быть выше своих сверстников». А другой человек желает опередить людей в приобретении знании ради величия самого знания, а не ради славы». (конец слов шейха)

Таким образом, первое запрет,а второе похвально.

[13] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «И это является верным, ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стремившийся к приобретению (такого) знания, которого (следует искать) ради лика Все­вышнего Аллаха, только для того, чтобы благодаря (этому знанию) до­биться осуществления какой-нибудь из мирских целей, в День воскре­сения не ощутит благоухания Рая». Этот хадис передали Ахмад (2/338) и Абу Дауд (№3664). Просим же у Аллаха благополучия!».

[14] Комментарии Шейха 'Абд ур-Раззака аль Бадра: «Эти слова передал аль-Хатыб аль-Багдади в книге «аль-Джами'ли адаб ар-рауи уа ахляк ас-сами'», но они не являются достоверными от Суфьяна. Однако нет сомнения в том, что мирские блага оказывают дурное влияние на понимание человека».

[15] См. «аль-Джами’ ли адаб ар-рауи уа ахляк ас-сами’» (1/317), аль-Хатыб аль-Багдади «аль-Ихляс уа н-нийя» (стр. 73), Ибн Аби-д Дунья.

[16] Комментарии Шейха 'Абд ур-Раззака аль Бадра: «Более правильно, что этот вопрос задал Зарр своему отцу, которого звали 'Умар ибн Зарр. Именно так это пришло в книге «аз-Зухд» имама Ахмада и в книге «аль-Хилья» Абу Ну'айма».

[17] То есть я увещеваю людей от всего сердца, искренне желая им блага, а некоторые проповедники увещевают людей, чтобы получить от них мирские блага.

[18] Сура «'Али Имран» аят 31.

Комментарии Шейха 'Абд ур-Раззака аль Бадра: «Некоторые учёные называют этот аят «испы­танием». Иначе говоря, тот, кто заявляет о своей любви к Аллаху, пусть ис­пытает свою душу этим аятом и посмотрит, насколько сильно он следует за пророком (мир ему и благословение Аллаха). Ведь, следование за пророком (мир ему и благословение Аллаха) - это признак. Если человек правдиво любит Аллаха, то его правдивость проявляется в следовании им за избранным посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Если же он заявляет о любви к Аллаху, но не подчиняется посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то где же этот признак, указывающий на правдивость его любви?! Как же много людей заявляют о любви! Каждый человек легко может сказать: «Я люблю Аллаха и Его посланника!». Это очень легко может слететь с уст каждого человека. Но просто заявления недоста­точно! Человек непременно должен привести довод указывающий на правдивость его заявления. Взгляни на слова Аллаха: «И говорят они: «(Никто) никогда не войдет в Рай, кроме тех, кто является иудеем или христиа­нином». Это - мечтания их. Скажи (о, Пророк): «Приведите ваше до­казательства, если вы говорите правду». (Сура «аль-Бакара» аят 111)».

[19] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Правду сказал автор книги! Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы будете остерегаться (наказания) Аллаха, (то) Он дарует вам (способность) различения (между истиной и ложью) и очистит вас от ваших плохих деяний, и простит вам. И (поистине) Аллах – обладатель великой щедрости». (Сура «аль-Анфаль» аят 29)».

[20] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Споры и прения закрывают пред человеком двери истины. Споры и прения заставляют человека говорить всё, что угодно, лишь бы одержать победу над оппонентом. Бывает даже так, что во время спора человек понимает, что не­прав, но продолжает защищать ложь, чтобы не проиграть спор и заставить оп­понента признать ошибочность своих слов. Если ты видишь, что человек про­должает спорить, хотя истина уже очевидна, но он отказывается следовать за ней, то беги от него так, как бегут ото льва».

[21] Калям (так называемая исламская философия) - спекулятивная дисципли­на, дающая догматам ислама толкование, основанное на человеческом разу­ме, а не на следовании за религиозными текстами.

Сказал имам аш-Шафи'и (да помилует его Аллах): «Моё решение относительно тех, кто занимается «калямом», таково: их нужно побить пальмовыми ветвями, посадить на верблюдов и возить по улицам и населённым пунктам, говоря: «Такое воздаяние ждёт тех, кто оставил Коран и Сунну, и устремился к «каляму»». Эти слова передал аль-Харауи в книге «Замм уль-Калям» (стр. 356).

Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль: «Учёные науки «калям»- еретики». См. «Тальбис Иблис» (стр. 83)».

[22] Ад-Даракутни – имам, большой учёный, хафиз Абу-ль Хасан, 'Али ибн 'Умар ибн Ахмад аль-Багдади. Родился в Багдаде (306-385 г.х.).

[23] См. также книгу «ас-Сыфат» стр.12 имама ад-Даракутни.

[24] См. «ас-Сияр» (16/457).

[25] См. «Минхадж ус-Сунна» (5/158).

[26] Сура «аль-Ан'ам» аят 153.

Не следуйте по путям заблуждения, ибо они со­бьют вас и отдалят вас от прямого пути Аллаха. Именно это завещал вам Ал­лах, дабы вы остерегались Его наказания, выполняя Его повеления и сторо­нясь того, что Он запретил. См. «Тафсир уль-муяссар».

[27] См. «Джами' уль-'Улюм уаль Хикам», «Баян фадли 'ильми ссаляф» (стр. 51) хафиза ибн Раджаба.

[28] Комментарии Шейха 'Абд ур-Раззака аль Бадра: «Всевышний Аллах сказал: «Боятся Аллаха среди его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий». (Суры «Фатыр» аят 28).

Чем больше человек знает о своём Господе, тем больше он страшится Его и тем сильнее чувствует Его контроль. Поэтому один из предшественников сказал: «Кто больше всего знает об Аллахе, тот более всех остальных боится Его, усерднее всех остальных поклоняется Ему и более всех остальных отдаляется от грехов». Именно поэтому имам Ахмад сказал, что основа знания – это страх перед Аллахом. А основа страха перед Аллахом это хорошее знание о Нём, о Его именах и атрибутах, о Его величии. Чем больше человек знает о своём Господе, тем больше он страшится Его, тем сильнее чувствует Его контроль, тем сильнее он остерегается Его наказания и тем усерднее он совершает благие деяния, ища Его довольства. Также, чем больше человек знает о своём Господе, тем сильнее он начинает любить Его.

Сказал Ибн уль-Каййим: «Нет сомнения в том, что человек, узнавший об Аллахе посредством Его имён и атрибутов, и посредством Его действий, непременно полюбит Его».

Если че­ловек должным образом станет бояться Аллаха, то это даст свои плоды и он начнёт совершать благие деяния, приблизится к Аллаху и отдалится от того, что гневит Его. Если человек узнает, что его Господь знает о нём, и что ниче­го не скроется от Господа, то это знание поможет ему совершать благие по­ступки и удержит его от скверных поступков».

[29] См. «аль-Джами'» аль-Хатыба аль-Багдади, «Замму ман ля йа'малю би ’ильмихи», (№ 15) Ибн ’Асакира.

Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Если человек совершает деяния в соответ­ствии со своим знанием, то Аллах добавляет ему прямого пути. Аллах сказал: «Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует им богобоязненность». (Сура «Мухаммад» аят 17).

Если человек совершает деяния в соответствии со своим знанием, то Аллах дарует ему за это знание о том, чего он ещё не знал. Дело в том, что если ты совершаешь деяние в соответствии со своим знанием, то ты постоянно пом­нишь об этом знании. Например, взгляни на человека, который узнал, как со­вершать молитву в соответствии с сунной, и он поступает в соответствии с этим знанием каждый раз, когда молится. Такой человек никогда не забудет то, что узнал, ведь, это знание постоянно повторяется в его жизни. Но если он перестанет совершать деяния в соответствии со знанием, то забудет своё знание».

[30] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Возникает вопрос: «Что лучше для человека:

1.Находиться посередине между страхом и надеждой,

2.Отдавать предпочтение страху,

3.Отдавать предпочтение надежде».

Имам Ахмад (да помилует его Аллах) говорит: «Следует, чтобы страх и надежда человека были одинаковы, а если что-то из них возьмёт верх, то человек погибнет». См. «аль-Фатауа аль-Кубра», (4/443).

Среди учёных были и такие, кто разъяснил этот вопрос подробнее. Они сказали: «Если ты хочешь совершить благое деяние, то отдай предпочтение надежде на то, что Аллах примет от тебя это деяние и возвысит тебя посредством него. В таком случае чувство надежды придаст тебе сил. Если же ты помышляешь совершить грех, то отдай предпочтение страху, дабы избежать этого греха». Согласно этим словам, предпочтение иногда отдается надежде, а иногда - страху, в зависимости от состояния самого человека.

Другие учёные говорили так: «В состоянии болезни нужно отдавать предпочтение надежде, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любой из вас должен встречать смерть, не иначе как ожидая от Аллаха только хорошего». (Муслим №2877). Если же во время болезни человек отдаст предпочтение страху, то это может толкнуть его к тому, что он от­чается в милости Аллаха. Что же касается здравия, то здесь нужно отдавать предпочтение страху, ибо отсутствие болезней обычно является причиной совершения грехов».

Сказал один из поэтов-мудрецов: «Поистине, молодость, свободное время и душевный пыл – Великая пагуба для человека». Эти слова принадлежат Абу ль-'Атахии. См. «Нихаят уль-Араб фи фунун аль-Адаб» (1/273), «Му'джам уль-Удаба» (2/231)».

[31] См. «Сияр а'лям ун-нубаля»(4/80-81) аз-Захаби, «Тарих уль-Ислям» (5/492) аз-Захаби, «Тариху Димашк» (45/417).

[32] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Первым, кто ослушался Аллаха, был шайтан, когда Аллах повелел ему пасть ниц пред Адамом. Сделать это ему помешало высокомерие. Он отказался, проявил высокомерие и сказал Аллаху: «Неужели я преклонюсь ниц пред тем, кого Ты создал из глины?» (Сура «аль-Исра» аят 61). Всевышний Ал­лах сказал: «Сказал он [Иблис]: «Я лучше него [Адама]: Ты создал меня из огня, а его создал из глины». (Сура «Сод» аят 76)».

[33] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Иначе говоря, высокомерный юноша не сможет постичь знание, так как зна­ние является его врагом. И это подобно тому, как ручей не может взобраться вверх, а обходит возвышенность слева или справа».

[34] См. «Сияр а'лям ун-нубаля» (4/534) аз-Захаби, «Тарих уль-Ислям» (7/34) аз-Захаби.

[35] См. «Тазкират ас-сами’ уа-ль мутакаллим фи адаб аль-'алим уа ль мута'алим (стр. 12), «Манакыб» (2/183-184) аль-Бейхакы, «Тахзиб аль-асма уа ллюгат» (1/55).

[36] Ученик Абу Ханифы, да помилует его Аллах.

[37] См. «Та'лиму аль-мутааллим» (стр. 28) аз-Зарнуджи

[38] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Иначе говоря, если человек изучит религиозные постановления, связанные с торговлей, и станет остерегаться запретного, то он будет настоящим аске­том».

[39] 1/156

[40] См. «Му'джам аль-Аусат» (2/370), «Шу’аб аль-иман» (7/59). Данные слова относят к правителю верующих 'Умару ибн уль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах). А Аллах знает лучше!

[41] Иначе говоря, некоторые невежды полагают, что частый смех и шутки уми­ротворяют душу и даруют человеку отдохновение. Однако это ничуть не яв­ляется истиной.

[42] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Искатель знаний не должен говорить о тех вещах, которые отвлекают его и остальных людей от знания. Например, он не должен говорить людям: «Вчера ночью я поел досыта то-то и то-то». Он не должен рассказывать людям то, в чём нет для них пользы. Также он не должен говорить о женщинах и о том, что происходит в его семье. Сообщается со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в День Воскресения среди людей, которые окажутся в наихудшем положении перед Аллахом, будет (такой) мужчина, который проводит ночь со (своей) женой, а потом начинает рассказывать (другим обо всём том, что между ними было)». (Муслим №1437).

Вопрос: Можно ли искателю знаний играть в футбол?

Ответ: Нет ничего страшного в этой игре при соблюдении следующих условий.

Во-первых, играющие в футбол должны одеть такую одежду, которая скры­вает всё то, на что запрещено смотреть.

Во-вторых, игра не должна отвлекать их от обязательных религиозных пред­писаний.

В-третьих, во время игры люди не должны ругать и порочить друг друга.

В-четвёртых, футбол не должен входить в привычку так, что человек будет играть в него ежедневно». (конец слов шейха)

Что касается слов аль-Ахнафа ибк Кайса, то их привел имам аз-Захаби в «Сияр а'лям ун-нубаля» (4/94)».

[43] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «На самом деле, так и происходит. Например, человек может выдавать себя за искателя знаний. Когда перед ним упоминают какой-либо религи­озный вопрос, он засучивает рукава и говорит: «Я изучил этот вопрос. Это дозволено, а это - запретно! Это - обязательно, а это - обязанность каждого мусульманина! В этом деле есть такие-то и такие-то условия, а у этого поклонения нет условий. Этот текст является частным, а этот - общим»- Но затем к нему приходит начинающий студент и говорит: «А что ты скажешь об этом и об этом?», и Аллах навлекает на гордеца позор, и люди понимают, что он вовсе не учёный.

То же самое касается того, кто показывает себя перед людьми поклоняющимся. Аллах непременно обнажит его истинную сущность. Пусть Аллах защитит нас и вас от показного благочестия!».

[44] См. «И'лям уль-Муваккын'ин» (2/161-162).

[45] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Порядочность (муруа) - это совершение того, что украшает человека, и отстранение от того, что очерняет его. Это - общее определение. Иначе говоря, всякая вещь, которая украшает тебя в глазах (праведных) людей так, что они начинают хвалить тебя, называется порядочностью, даже если она не отно­сится к религиозному поклонению. А всё, что очерняет тебя в глазах людей, противоречит порядочности. Затем автор книги начал приводить примеры порядочности».

[46] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Необходимо приветствовать салямом того, кто заслуживает этого, то есть, мусульманина, даже если он является грешником. Ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не разрешается человеку прекращать общаться со своим братом (по вере) на срок, превышающий три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым приветствует другого». (Аль-Бухари №6077, Муслим №2560). Исключением являются лишь те грешники, которые открыто совершают гре­хи. Что касается их, то их можно бойкотировать, если в этом бойкоте будет польза».

[47] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Надменность (батар) - это отвержение истины. Обычно оно имеет место во время споров, когда человек фанатично придерживается какого-либо мнения или мазхаба. Ты видишь, как он пренебрежительно относится к другим людям и отвергает истину, ибо она противоречит его мнению».

[48] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Нельзя посещать те места, которые могут стать причиной того, что люди станут сомневаться в порядочности студента и в его нравах. Искатель знаний обязан сторониться таких мест. Да помилует Аллах человека, который не дал повода другим злословить о себе!».

[49] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Это касается как искателя знаний, так и обычного человека, так как погру­жение в роскошь противоречит наставлению пророка (мир ему и благословение Аллаха). В хадисе сообщается что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал излишнюю роскошь и велел иногда ходить босиком. Абу Дауд (№4160).

Если человек привыкает к комфорту, то ему становится тяжело переносить жизненные трудности. Например, мы видим, как неко­торые люди всегда ходят в обуви, и никогда не ходят босиком. И мы видим, что им тяжело пройти без обуви даже пятьсот метров. А если им вдруг при­дётся пройти без обуви, то их стопы тут же начинают кровоточить. Но если человек приучит себя к суровому образу жизни, то он обретёт великое бла­го».

[50] Сообщается со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Неряшливость (и суровый облик) из проявлений веры». Абу Дауд (№4161), Ибн Маджа (№4118). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха» (№341). Речь идет об оставлении роскоши, дорогой одеж­ды и дорогого средства передвижения.

[51] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Ма'д ибн 'Аднан - это один из праотцов пророка (мир ему и благословение Аллаха). Нет сомнения в том, что Ма'д был чистокровным арабом. Таким образом, 'Умар будто бы говорит: «Оставьте одежду иностранцев, и носите одежду арабов».

[52] См. «Муснад Ибн уль-Джа'да» (1/517 №1030), «аль-Фарусия» (стр. 9) Ибн уль-Каййима, «Адаб уль-имля уаль истимля» (стр. 118).

[53] См. «аль-Ахкам» (стр. 271) аль-Карафи.

[54] Сообщается со слов 'Абдуллаха ибн 'Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом) что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Надевайте из ваших одежд белые (одежды), ибо они - из наилучших ваших одежд. И заворачивайте в них своих покойников». Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами'» (№1236).

[55] См. «Маджму' аль-Фатауа» (28/150).

[56] Речь идёт о том, когда взрослый человек надевает юношескую одежду, что­бы показать себя молодым и современным.

[57] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Европейская одежда является запретной (харам), ибо пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто уподобляется какому-либо народу, тот из них». Ахмад (5/5), Абу Дауд (№4031). Шейх ислама Ибн Теймия и хафиз Ибн Хаджар назвали хадис хорошим. См. «Маджму’ аль-Фатауа» (5/331), «Фатх уль-Бари» (6/96). Шейх Ахмад Шакир и Шейх Альбани назвал хадис достоверным. См. «Та’ликъ 'аля ль-муснад» (№5114), «Сахих аль-Джами'» (2831)».

[58] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Пустые беседы бывают двух видов:

1.Пустые беседы, которые не несут ни вреда, ни пользы. Что касается та­ких пустых бесед, то не следует разумному человеку тратить на них своё время, ибо это обернется убытком.

2.Пустые беседы, влекущие за собой вред. Что касается таких пустых бе­сед, то на них вообще запрещено тратить своё время, ибо они порицаемы и запрещены.

Скорее всего, автор книги имеет в виду запретные беседы. Нет сомнения в том, что человеку запрещено участвовать в собраниях, в которых творится за­претное. Всевышний Аллах сказал: «И (ведь) уже Аллах низвёл вам в Книге [в Коране], что когда вы услышите, как (как какие-либо люди) отверга­ ют знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не сидите (вместе) с ними, пока они не перейдут на другой рассказ [пока не изменят тему раз­говора]. А иначе вы будете подобны им». (Сура «ан-Ниса» аят 140).

Если че­ловек оказался в собрании, где совершается порицаемое, то он обязан порицать это порицаемое. Если его собеседники прекратят совершать порицаемое, то это прекрасно. Если же они не захотят исправиться и будут продолжать, то он обязан покинуть их.

Некоторые люди продолжают сидеть с грешниками и говорят самим себе в оправдание: «Я порицаю их грехи всем сердцем». Если бы ты порицал их на самом деле, то не сидел бы с ними. Единственным оправ­данием здесь является принуждение. Но если ты ненавидишь какую-то вещь, однако находишься рядом добровольно, то твои заявления о ненависти к этой вещи несостоятельны».

[59] Всевышний Аллах сказал: «А когда ты увидишь тех, которые погружаются (в пустословие) о Наших знамениях, то отвернись от них, пока они не погрузятся в какой-нибудь другой рассказ. И если сатана заставит тебя забыть (это повеление), то ты после напоминания не сиди с людьми несправедливыми». (Сура «аль-Ан'ам» аят 68).

Сообщается со слов Джабира ибн ’Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не сидит за столом, где распивают опьяняющие напитки». Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами'» (№6506). Этот запрет касается и всех остальных грехов.

[60] Если ты, о искатель знаний, будешь сидеть среди грешников, то это станет причиной распространения грехов в обществе. Люди увидят, что даже ты на­ходишься там, и подумают, что в этом нет ничего страшного. Да убережет нас Аллах от такого!

[61] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Мягкость - это одна из важнейших норм благопристойности искателя знаний и учителя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах - Добрый, и Он любит доброту во всех делах». (Аль-Бухари №6927).

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Доброта всегда украшает собой то, в чём она есть, а когда что-то лишается доброты, это неизбежно приводит к бесславию». (Муслим 2594)

Однако мягкость не должна сопровождаться слабостью. Мягкость должна проявляться там, где ей место. Если же обстоятельства требуют жёсткости, то человек должен быть жёстким. Например, если человек всегда будет исключи­тельно мягок по отношению к своему ребёнку, то он не сможет его правильно воспитать. Например, ребёнок может разбить стекло, сломать дверь, порвать одежду, а затем прийти к отцу, и отец не должен быть мягким. В данном случае отцу не достаточно просто сделать мягкое наставление сыну. Напротив каждая ситуация требует определённых слов. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Велите своим детям молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за (оставление молитвы), начиная с десяти лет, и укладывайте их спать раздельно». (Абу Дауд №495).

Однако, если сравнивать мягкость и жёсткость, то предпочтение в боль­шинстве случаев отдается мягкости. Но иногда нужно обязательно проявить жёсткость, и в таких ситуациях уже проявление жесткости будет соответство­вать мудрости».

[62] Всевышний Аллах сказал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним [к сподвижникам]. А если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах». (Сура «Али 'Имран» аят 159).

Также Аллах сказал: «И говорите людям благое». (Сура «аль-Бакара» аят 83).

Также Ал­лах сказал: «И скажи рабам Моим (верующим), чтобы они говорили (в своих речах) то, что лучше [хорошие слова]. (А если они этого не сделают, то знайте, что) поистине, сатана вносит между ними [людьми] раздор. Поистине, сатана для человека - явный враг!». (Сура «аль- Исра» аят 53).

В хадисе сказано: «Благое слово - это милостыня». (Аль-Бухари №2989, Муслим №1009).

[63] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Также нужно подумать и над своим ответом. Ответил ли ты понятно или спрашивающий не понял ответа?! Является ли твой ответ подробным или об­щим?! Размышление является важным качеством. Необходимо поступать об­думанно. Сначала подумай, а потом говори. Подумай, каким будет результат твоих слов. Торопиться нужно только тогда, когда есть нужда в спешке. Имен­но поэтому поэт сказал: «Бывает так, что осмотрительный добивается некоторых своих целей. И бывает так, что торопливый ошибается. Но может быть и такое, что люди упускают некоторые свои возможности из-за медлительности, однако они добились бы успеха, если бы поторопились». Эти слова упомянул хафиз Ибн ’Асакир в «Тариху Димашк» (46/98)».

[64] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Эти качества также являются очень важными для искателя знаний. Когда он передаёт какие-либо известия, он должен быть твёрдо уверенным в том, что это - правда. Также, когда человек выносит религиозные постановления, он должен быть твердо уверенным в том, что это - истина. Таким образом, если что-то передаётся от какого-либо человека, то, во-первых, убедись в том, что он на самом деле сказал это. Если он действительно сказал это, то не выноси суждение до тех пор, пока не будешь уверен. Быть может, он сказал эти сло­ва, опираясь на какую-то религиозную основу, которую ты не знаешь. Ты по­считал его слова ошибкой, хотя на самом деле его слова являются истиной. Ты обязательно должен связаться с тем, чьи слова тебе передают. Свяжись с ним и скажи: «От тебя передают то-то и то-то. Правда ли это?!». Только затем можешь начать оспаривать его точку зрения. Ведь, изначально ты даже не знаешь причину его слов. Поэтому говорят: «Когда причина становится известной, то и удивление исчезает». Если истина на его стороне, то вернись к его мнению. Если же истина на тво­ей стороне, то пусть он вернётся к твоему мнению.

Также необходимо про­являть непоколебимость и терпение при приобретении знаний. Ты не дол­жен уставать или скучать. Не надо брать лишь малую часть каждой книги или науки, а затем бросать эту науку. Такой подход вредит студенту, так как его дни проходят без всякой пользы. Ты видишь, как он один день изучает «аль-Аджурумию», другой день - книгу «Катр ун-Нада» (ибн Хишама), тре­тий день - книгу «Альфия» (ибн Малика). То же самое касается науки хадисоведения. Один день он изучает книгу «ан-Нухба» (ибн Хаджара), а другой день - «Альфию» (аль-’Иракы). Точно также он барахтается в изучении фикха. Один день он изучает «Зад уль-мустакни’», другой день - «’Умдат уль-фикх» (ибн Кудамы), третий день - «аль-Мугни» (ибн Кудамы), четвертый день - «Шарх уль-мухаззаб» (ан-Науауи). Так он переходит от одной книги к другой, но, чаще всего, не приобретает никакого знания. Если даже он при­обретёт какое-то знание, то это будет лишь знание отдельных вопросов, а не основ этой науки. Однако для искателя знаний важно иметь знание основ, твёрдость в знании и непоколебимость. Проявляй стойкость по отношению к книгам, которые ты изучаешь или повторяешь. Проявляй стойкость в отно­шении шейхов, у которых ты перенимаешь знание. Не надо каждую неделю учиться у нового шейха. Сначала определи, у кого именно из шейхов ты со­бираешься учиться, а затем будь непоколебим».

[65] См. «Тазкират ас-сами' уа-ль мутакаллим фи адаб аль-’алим уа-ль мута’аллим» (стр. 144)

[66] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Если человек пожелает приобрести знание целиком за один раз, то он упу­стит его целиком. Ведь, невозможно взять знание целиком за один раз. Че­ловек должен приобретать знание потихоньку (постепенно). Это можно срав­нить с тем, как ты поднимаешься на крышу по ступенькам лестницы. Знание нуждается в терпении, стойкости и постепенности».

[67] См. «Шарх уль-Ихья» (1/334).

Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Иначе говоря, если ты одновременно изучаешь множество наук, то это может стать причиной того, что ты их неправиль­но поймёшь».

[68] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Таким образом, искатель знаний должен найти шейха, в совершенстве вла­деющего изучаемой наукой. Не нужно приобретать знание у того, кто лишь немного превзошёл тебя в знании. Бывает так, что некоторые люди видят, что определенный студент немного выделился среди них, и сразу превраща­ют его в шейха. Они называют его шейхом из-за того, что он превзошёл их в понимании некоторых научных вопросов, хотя среди них есть шейхи, кото­рые намного более знающие, чем этот студент. Это не является правильным! Напротив, ты должен выбрать шейха, в совершенстве владеющего изучаемой наукой. Мы добавим сюда еще одно качество, которое должно присутствовать в шейхе - надёжность и честность. Помимо сильного знания шейх должен так­же быть надёжным. Аллах сказал: «Ведь лучшим из тех, кого ты можешь нанять, (будет) сильный и надёжный». (Сура «аль-Касас» аят 26). Бывает так, что учёный хорошо разбирается в науке и обладает обширными знания­ми, но не является надёжным. Такой учёный может ввести тебя в заблужде­ние так, что ты даже этого не почувствуешь».

[69] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Не читай книги без шейха, на которого ты можешь опереться. Поэтому говорят: «Чьим наставником является книга, у того будет больше ошибок чем правильных мнений». Это - основа! Чаще всего, если человек опирается толь­ко на книгу и самостоятельное изучение, он впадает в заблуждение. Ведь чи­тая книги, он входит в безбрежное море, из пучины которого затем не может выбраться. Если же студент перенимает знание у шейха (учёного), то он об­ретает великие пользы:

Во-первых, он изучает науку за короткий срок;

Во-вторых, он предпринимает меньше усилий;

В-третьих, он чаще бывает прав, чем ошибается.

Ведь, шейх (учёный) уже обучал других людей, сам изучал эту науку, посто­янно возвращался к книгам и обрёл понимание. После всего этого он переда­ет тебе плоды своего знания. Если же студент опирается только на книги, то он должен будет заниматься ими круглосуточно. Затем, если студент станет без шейха изучать книги, в которых приводятся разнообразные мнения учёных и их доводы, то кто же укажет ему на правильное мнение в каждом во­просе?! Получится так, что студент будет пребывать в замешательстве. Например, посмотри на книги Ибн уль-Каййима, да помилует его Аллах - «Зад уль-ма'ад» или «И'лям уль-муваккы’ин». Когда он разбирает два противо­положных мнения, то сначала приводит доводы одной группы, и после это­го ты уже считаешь, что данное мнение точно является правильным и никак иначе. Затем Ибн уль-Каййим начинает приводить аргументы другой груп­пы, придерживающейся абсолютно противоположного мнения, и ты уже начинаешь считать их мнение правильным. Именно поэтому ты обязательно должен изучать книгу с шейхом, который в совершенстве овладел этой наукой и является надежным человеком».

[70] Сура «аль-Исра» аят 106.

[71] Сура «аль-Фуркан» аят 32.

[72] Сура «аль-Бакара» аят 121.

[73] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Если, например, ты изучаешь грамматику арабского языка (нахву) то выу­чи наизусть краткий труд в этой науке. Если ты только начал изучать эту науку, то я не вижу для тебя ничего лучшего, чем книга «аль-Аджуррумия». Это понятная и всеохватывающая книга, в которой есть благодать (барака). Затем нужно приступить к книге «Альфия» Ибн Малика, так как в этой кни­ге содержится вся основная суть грамматики. Что касается фикха, то выучи наизусть книгу «Зад уль-мустакни'», так как эта книга имеет много разъяс­нений и примечаний, и учёные преподавали её много раз. С одной стороны есть некоторые другие книги, которые лучше, чем эта книга. Но в этой кни­ге есть один большой плюс - большое количество разобранных вопросов. Что касается хадисов, то выучи наизусть книгу «'Умдат уль-ахкам». Если решишь пойти дальше, то выучи книгу «Булюг уль-Марам». Если выбирать между этими книгами, то лучше выбрать книгу «Булюг уль-Марам», так как в ней собрано большее число хадисов. Также хафиз Ибн Хаджар (автор книги «Булюг уль-Марам») разъясняет степень достоверности каждого хадиса. Что касается науки о единобожии (таухид), то одной из лучших книг в этой обла­сти из тех, что мы читали, является книга «Ат-Таухид» шейха ислама Мухам­мада ибн 'Абд уль-Уаххаба (да помилует его Аллах). Что касается науки об именах и атрибутах Аллаха, то одной из лучших книг в этой области из тех, что я читал, является книга «аль-'Акыда аль-Уаситыя» шейха ислама Ибн Теймии (да помилует его Аллах). Это всеохватывающая, благодатная и полезная книга. Таким образом, в каждой науке, которую ты желаешь изучить, выбери краткую книгу и заучи её наизусть».

[74] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Помимо проверки будет лучше, если шейх ещё и разъяснит тебе эту кни­гу».

[75] Комментарии Шейха Мухаммада аль-'Усеймина: «Этот совет очень важен для искателя знаний. Прежде всего, искатель зна­ний должен в совершенстве изучить краткие книги, чтобы знание, содержа­щееся в них, укрепилось в его памяти. Только после этого нужно переходить к длинным книгам».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.57.49 (0.075 с.)