Должное овладение инструментами каждой науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должное овладение инструментами каждой науки



Искатель знаний не овладеет знанием должным образом, пока должным образом не овладеет инструментами изучаемой им науки. Изучая фикх, он изучает не только фикх, но и его основы [215]. Изучая хадис, он изучает как сами хадисы, так и их правильное понимание, и именно так нужно поступать во всех на­уках, а иначе не нужно лишний раз себя мучать!

Всевышний Аллах сказал: «Те, кому Мы даровали Писа­ние, (и которые) читают его должным образом» [216].

Таким образом, искатель знаний не должен оставлять изу­чение определенной науки, пока не овладеет ею должным об­разом.

التحلي بالعمل

Глава шестая – украшение себя праведными деяниями

Признаки того, что знание является полезным

Спроси у самого себя о своей доле в полезном знании, у ко­торого следующие признаки:

- Знание является полезным, если человек совершает деяния в соответствии с ним [217],

- Знание является полезным, если у человека есть чувство неприязни к похвале и отсутствует высокомерие пред творе­ниями,

- Чем больше у человека полезного знания, тем сильнее его скромность пред людьми,

- Признаком полезного знания является то, что человек бе­жит от главенства, известности и благ ближней жизни [218],

- Признаком полезного знания является то, что человек не притязает на наличие у него знаний [219],

- Признаком полезного знания является то, что человек пло­хо думает о самом себе, но хорошо думает о людях и остерега­ется того, чтобы покушаться на их честь.

Обычно, если перед 'Абдуллахом ибн уль-Мубараком вспо­минали о нравственных качествах предшественников, он про­износил следующее стихотворение:

«Не упоминай нас вместе с их упоминанием
Ведь здоровый, который ходит, не подобен инвалиду» [220].

Обязательная милостыня (закят) со знания [221]

Выплачивай обязательную милостыню (закят) со своего зна­ния, то есть, открыто говори истину, вели людям совершать одобряемое [222] и запрещай им совершать порицаемое [223], сравни­вай пользу и вред, распространяй знание, стремись быть полез­ным, отдавай все силы и всегда заступайся за мусульман наи­лучшим образом, если дело касается истины и добра.

Сообщается со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрекращающаяся милостыня [224], знание, из которого (люди) извлекают пользу, и праведный ребёнок, который обращается с мольбами за него» [225].

Некоторые обладатели знания сказали: «Три вещи, упомяну­тые в этом хадисе, могут собраться только лишь в учёном, ко­торый щедро расходует из своего знания. Расходование зна­ния - это милостыня, и из его знания люди извлекают пользу. Также учёный получает праведного сына, так как сам обучает его (из своего знания)». Стремись же к этому украшению, ибо оно - основа плодов твоего знания! Поистине, знание увеличи­вается тогда, когда его много расходуют, и уменьшается тогда, когда его жалеют. Главным же бедствием знания является его сокрытие. Таков почёт знания! Поэтому не оправдывайся тем, что времена нынче испортились, нечестивцев стало много, а ис­кренние советы уже не приносят пользы. Не оправдывай себя этим, когда не выполняешь свои обязанности в донесении и пе­редаче людям своих знаний. Если же ты, (оправдываясь этим), перестанешь распространять знание, то за этот твой поступок нечестивцы будут приносить тебе красное золото (от счастья), ибо ты позволил им окончательно оставить добродетель и воз­высить знамя порока [226].

Величие учёных

Укрась себя «величием ученых»! Их величие заключается в том, что они оберегают и возвеличивают знание, защищают окрестности величия и почёта знания. От того, сколько ты бу­дешь тратить на этом пути, будет зависеть твоя награда со зна­ния и количество твоих поступков, совершённых в соответствии с ним. Если же ты будешь терять время напрасно, то упустишь и награду. И нет силы и мощи, кроме как с Аллахом, Великим и Мудрым! Поэтому остерегайся того, чтобы тебя использовали высокопоставленные люди, и того, чтобы на тебе верхом пере­двигались глупцы, а иначе ты начнёшь проявлять послабления в фетвах, судебных приговорах, исследованиях и обращениях к людям. Не стремись со своим знанием к людям, выбравшим ближнюю жизнь, и не обивай их пороги. Не раздавай своё зна­ние тем, кто его не заслуживает, даже если он занимает вели­кое место (в обществе) [227]. Услади свои очи и своё знание чтени­ем биографий предшествующих имамов, и ты увидишь, как они жертвовали самими собой на пути защиты религии. Особенно нужно ознакомиться с теми книгами, которые собрали приме­ры таких поступков со стороны имамов [228].

Например:

 - Книга «Мин ахляк иль-’уляма» («Из нравов учеёных») Мухаммада Сулеймана,

 - Книга «аль-Ислям бейна ль-'уляма уаль хуккам» («Ислам между учёными и правителями») 'Абд уль-'Азиза аль-Бадри,

 - Книга «Манахидж аль-'уляма филь амри биль ма’руфи уа ннахьи ’ан иль-мункар» («Методология учёных в призы­ве к одобряемому и запрете порицаемого») Фарука ас-Самурраи. И я надеюсь, что ты увидишь больше, чем они упомянули, в книге «’Иззат уль-'уляма» («Величие учёных»), пусть Аллах облегчит её завершение и издание [229].

Защита знания

Если ты получишь какую-нибудь должность, то вспоминай о том, что добраться до этого поста тебе помогло приобретение тобою знаний. По милости Аллаха, а затем по причине твое­го знания ты достиг того, чего достиг из должностей в образо­вательной сфере, выдаче фетв и судопроизводстве. Цени зна­ние и совершай деяния в соответствии с ним. Остерегайся пути тех, которые не чтят величия Аллаха. Они делают своей основ­ной целью защиту своей должности и удерживают свои языки от слова истины, а любовь к власти заставляет их во всём согла­шаться с людьми.

Да помилует тебя Аллах! Всегда храни своё достоинство по­средством сохранения своей религии, своего знания, почёта своей души, используя мудрость, понимание и наилучшую по­литику, которая гласит: «Храни Аллаха [230] и тогда Он будет хра­нить тебя [231]!» [232]. А также: «Храни Аллаха в благоденствии, и Он будет хранить тебя в тяжелых ситуациях!» [233]. Если же ты вдруг лишишься должности, а это непременно когда-нибудь произой­дёт, то ничего страшного. Поистине, это - достойная отставка, а не унижение или недостаток.

Удивительно, что некоторые люди, лишённые большой доли содействия Аллаха, начинают соблюдать религию, каяться пе­ред Аллахом и возвращаться к Нему только после выхода на пенсию. Да, его покаяние является действительным с религи­озной точки зрения, однако его религия подобна религии всех остальных старушек, ибо от него уже нет никакой пользы лю­дям. Однако, когда он обладал властью и был способен прино­сить пользу людям, он был одним из самых грешных людей, наносящих самый большой вред, либо же его сердце было хо­лодным и его язык никогда не произносил истину. Мы ищем за­щиты у Аллаха от такого унижения!

Сокрытие (мудара), но не заискивание (мудахана) [234]

Заискивание (мудахана) - это низкое качество души. Что же касается сокрытия (мудара), то - нет! Не следует путать меж­ду этими двумя понятиями! Заискивание (мудахана) может привести тебя к открытому совершению лицемерия и именно заискивание затрагивает твою религию [235]!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.204 (0.009 с.)