Нанесение узоров на древесину штемпелями и накатками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нанесение узоров на древесину штемпелями и накатками



Если кончик раскалённой проволочки выжигателя приложить к древесине и тотчас же отнять, на её поверхности появится тёмно-коричневая точка — подпалина с золотистым ореолом вокруг. Несколько таких точек, расположенных в определенном ритме, образуют простейшие узоры. Ими украшались деревянные куклы, посохи. Позднее на торце плоской проволоки стали вытачивать фигуры — квадратики, ромбики, крестики и звёздочки. Наносимые штампиками орнаменты стали более сложными и выразительными.

Эта техника термического декорирования даёт возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнаментальными узорами. Для этого используют специальные стержневые накатки (рис. 152).

Рис. 152. Стержневые насадки: а — штампы; б — накатки.

Используя стержневой выжигатель (см. рис. 146), выжженное изображение формируют с помощью штампования, то есть рисунок образуется сочетанием выжженных отпечатков одного или разных штампов (см. рис. 153 и в рабочей тетради).

Рис. 153. Образование изображения штампованием: а – разными штампами; б – накатками.

Накатками и штампами декорируют изделия, выполненные из однородной древесины клёна, берёзы, липы, осины, ясеня, тополя, ивы и ольхи, имеющий слабовыраженный текстурный рисунок. Твёрдая древесина клёна, берёзы и ясеня обугливается при более высокой температуре, чем мягкая древесина липы, осины, тополя и ивы. Поэтому изделия из мягкой древесины декорировать легче. Выжженный узор получается сочным и живописным благодаря золотистым подпалам, возникающим вокруг рисунка. Пиротипия органично связывается с поверхностью древесины, обладает высокой прочностью и долговечностью. Подобно резьбе, её невозможно смыть, стереть. Поэтому этим способом можно смело украшать бытовые предметы: шкатулки, коробочки, кухонную утварь.

Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении, соблюдая все необходимые меры противопожарной безопасности. Чтобы рабочие части штемпелей и накаток не касались поверхности стола или верстака, стержневой выжигатель нужно держать на металлической подставке (см. рис. 146).

Нельзя перегревать стержневой выжигатель, так как древесина от слишком высокой температуры будет не только обугливаться, но и гореть. Чтобы процесс выжигания был непрерывным, обычно работают несколькими инструментами, минимум двумя стержневыми выжигателями. Пока на древесину наносится узор одним штемпелем или накаткой, другой в это время нагревается.

Стержневой выжигатель со штампом ставят перпендикулярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая прибор с инструментом, можно получить необходимую расцветку рисунка. Если штамп круглый, выжигателемделают круговые движения. Для достижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фанеры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего используют при изготовлении большого количества одинаковых изделий. Сочетание пиротипии и пирографии даёт возможность ускорить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией образуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приёмов пирографии (рис. 154).

Рис. 154. Сочетание пиротипии и пирографии.

В школьных мастерских способом пиротипии и пирографии можно украсить различные броши, тарелки, шкатулки и т.п. Для работы достаточно иметь один комплект штампов с различным рисунком и несколько специальных головок с роликами (см. рис. в рабочей тетради).

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем. Нужно, чтобы рабочая часть инструментов раскалилась до оптимальной температуры, после нагрева попробовать получить на дощечке отпечаток. Если отпечаток будет бледным, то накатку или штамп надо нагреть ещё раз, увеличив время нагрева.

При глубоком выжигании получают изображение, отличное от более плоского фона.

В этом случае рисунок остаётся на плоскости доски, а фон углубляется. Работу выполняют в следующей последовательности: вокруг рисунка (изображения) выбирают две канавки, одна будет соприкасаться с фоном, другая — с рисунком, таким образом, получается узкая кайма, обегающая границы рисунка с фоном. Затем углубляют фон различными штрихами, как бы срезая кусочки древесины, стараясь, чтобы поверхность фона была гладкой. Выбрав фон, переходят к моделированию рисунка и окончательной отделке.

Внимание! 1. Дощечку или фанеру надо хорошо зачистить, а рисунок переводить так, чтобы на поверхности древесины остался едва заметный контур.

2. Надо брать копировальную бумагу, которая была уже в употреблении. Делается это для того, чтобы на заготовке от новой копировальной бумаги не оставалось чёрных грязных пятен.

3. Увеличить или уменьшить рисунок по трафаретной сетке довольно сложно, поэтому нужно обращаться за помощью к учителю!

Помните: прежде чем выбрать рисунок, необходимо вначале овладеть общими приёмами выжигания: на кусочках фанеры попробовать нанести несколько прямых и кривых линий различной ширины и глубины, а также штрихи, различные по ширине, тону и направлению; освоить приёмы выжигания фона в виде точек, затенений, глубоких выемок и т.д.

Вместе с тем перед выжиганием необходимо чётко представить характер композиции, будет ли это контурное, светотеневое или силуэтное изображение (см. рис. 150), на ровной поверхности одной детали или в объёмном изделии. В зависимости от этого определяются и способы выжигания: плоское или глубокое (см. рис. 155).

На нанесённом рисунке вначале по контуру ставят маленькие точки, а затем проводят контурные линии. Тонкие линии получаются от быстрого движения пера, толстые – от медленного. В конце каждой линии перо следует резко отрывать от рисунка. Для получения одинаковой толщины линии перо надо вести равномерно, с очень лёгким нажимом. Основные приёмы выжигания по древесине показаны на рисунке 156, где стрелкой обозначено направление движения пера с ручкой.

Рис. 156. Приёмы выжигания по древесине.

Меняя накал пера, и наклоняя его в разные стороны при движении, можно добиться глубокого насыщения линий или едва заметных штрихов (рис. 150). При этом сила окраски линии меняется от тёмно-коричневого цвета до светлых желтовато-коричневых точек. Если края выжженных канавок обуглились, надо уменьшить накал пера. Через 10-15 минут работы электроприбор следует выключать на 2-3 минуты для остывания пера и ручки.

Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому. Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожоги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей древесины. Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов. Прежде чем выжечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.

Помните: испорченную линию или ошибочно нанесённый штрих невозможно исправить или убрать, поэтому лучше несколько недожечь линию, чем пережечь. Работу над недожжёнными линиями и штрихами нельзя откладывать, так как они могут оставаться незамеченными.

Выжигая кривые линии или точки, перо держат перпендикулярно к поверхности доски или фанеры, а при выжигании прямых линий – наклонно, как карандаш при рисовании. Если необходимо затенить сравнительно большой участок, сначала создают контур, а затем внутри него выжигают широкой стороной пера (см. рис. 156).

После обведения пером контуров рисунка выжигают внутренние сплошь зачернённые места. Для этого проводят одну линию над другой, выполняя штриховку рисунка. Штриховать можно как в одном направлении (прямыми отрезками и волнистыми линиями), так и в двух (пересекающимися линиями и непересекающимися отрезками). Можно применять и точечную штриховку (рис. 157).

Рис. 157. Виды штриховки при выжигании: а – прямыми отрезками; б – волнистыми линиями; в – пересекающимися линиями; г – непересекающимися отрезками; д – точками.

Технологический процесс на изготовление изделий с элементами художественной обработки материалов эффективнее оформлять в виде маршрутных карт. Пример маршрутной карты на изготовление разделочной доски с элементами выжигания представлен в таблице № 6.

Таблица № 7. Маршрутная карта на изготовление разделочной доски с элементами выжигания.

Продолжение таблицы № 7.

На предприятиях по выпуску художественных изделий выжиганием по древесине занимаются отделочники.

Внимание! Берегите руки и одежду от касания пера, штампа и накатки.

1. При неумелом обращении электрический ток очень опасен.

2. Ремонтировать приборы, присоединять электрические провода могут только специалисты!

3. После окончания работы руки необходимо тщательно вымыть.

Информация. Развитие компьютерных технологий даёт возможность использовать для отделки изделий выжиганием современные достижения техники. Самой известной является лазерная технология, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом – лазером (рис. 158).

Рис. 158. Рисунок, выжженный лазером и настольный лазерный аппарат.

Для выполнения работ небольших объёмов с мелкими рисунками на фанерных заготовках (см. слева рис. 158) используют настольные лазерные аппараты (см. справа рис. 158). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы небольшим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.013 с.)