Художественно-прикладная обработка и отделка изделий лакированием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественно-прикладная обработка и отделка изделий лакированием



ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ФАНЕРЫ. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПИЛИВАНИЯ ЛОБЗИКОМ

Используя в работе лобзик, можно изготовить самые разнообразные изделия: шкатулки, полочки, рамки, карандашницы, вазочки, салфетницы и т. п. Изготовить их несложно (рис. 118). Ажурные детали можно использовать в качестве отделки мебели. Однако для этого необходимо овладеть приёмами работы лобзиком.

Рис. 118. Изделия из фанеры.

Инструменты, приспособления, подготовка материала. В школьных мастерских ты уже освоил приёмы работы ножовкой. Изготавливать изделия можно, используя лобзик. Много красивых изделий можно изготовить из фанеры, если научиться работать лобзиком — инструментом для выпиливания криволинейных контуров. По конструкции лобзики бывают разных видов (рис. 119).

Рис. 119. Конструкции лобзиков.

Рамки лобзиков имеют форму дуги и изготовляются из стальной трубы небольшого диаметра или стальной полосы. Рамка из трубы удобнее, так как обеспечивается лучшее натяжение пилки и меньше усилий тратится на её установку.

Чаще всего используют лобзик, который имеет натяжную металлическую рамку с ручкой и двумя зажимами с гайками-барашками на концах рамки для крепления пилочки (рис. 120).

Рис. 120. Строение лобзика и виды пилочек: а, б – для работы с толстой фанерой; в – для работы с тонкой фанерой.

Пилочка для лобзика представляет собой узкую стальную полоску с зубчиками, направленными в одну сторону. Пилочки различаются по ширине полотна и насечке зубчиков (см. рис. 120, а, б, в).

Для работы с толстой фанерой и древесиной используют широкое полотно с крупными зубчиками, а для пиления тонкой фанеры — узенькое полотно с мелкими зубчиками. Чем мельче зубчики, дольше процесс пиления, но в то же время получается хорошее качество обработанной поверхности.

Чтобы подготовить лобзик к работе, пилочку закрепляют в нижнем зажиме так, чтобы зубчики были направлены в сторону ручки (рис. 121, а).

Рис. 121. Крепление пилочки в рамке: а – правильное; б – неправильное.

После этого натяжную рамку сжимают с помощью специального приспособления и закрепляют второй конец пилочки в верхнем зажиме (рис. 122).

Рис. 122. Приспособление для стягивания рамки лобзика.

Если отпустить сжатые концы рамки, она займет свое предыдущее положение, которое приведет к натяжению пилочки.

Столик для выпиливания — это специальная подставка, которая крепится к столу или крышке верстака для удобства выпиливания лобзиком. Он может крепиться к крышке с помощью струбцины. Если к столику прикрепить продольный брусочек шурупами или саморезами, то его крепление можно осуществить в зажимах верстака (рис. 123).

Рис. 123. Способы крепления столика для выпиливания: а – струбциной; б – саморезами; в – в зажимах.

Правила безопасной работы. Работая лобзиком, необходимо соблюдать следующие правила безопасного труда и санитарно-гигиенические требования:

1. Работать в халате или переднике с нарукавниками и в головном уборе.

2. На рабочем месте должны находиться только те инструменты и предметы, которые непосредственно необходимы для выполнения практического задания.

3. Пользоваться следует лишь исправным, хорошо настроенным инструментом.

4. Инструменты и приспособления следует располагать на верстаке так, чтобы они не выступали за пределы верстака и не падали на пол.

5. Столик для выпиливания должен быть надежно закреплен.

6. В процессе работы следует сидеть прямо (рис. 124).

Рис. 124. Положение туловища при выпиливании.

7. Пилочку лобзика следует держать перпендикулярно заготовке.

8. Пилить нужно равномерно, выполняя движения вверх-вниз, не нажимая сильно на пилочку, чтобы она не сломалась.

9. Пальцы рук нельзя размещать близко и напротив движения пилочки.

10. Через каждые 10…12 мин надо делать перерыв.

11.Работая инструментом, нельзя отвлекаться и мешать работать другим.

12. Запрещается сдувать опилки, образовавшиеся в результате пиления. Убирать их необходимо щёткой-смёткой.

13. Колющие и режущие инструменты передают острыми частями «к себе», а принимают — «от себя».

14. По окончании работы, колющие и режущие инструменты нужно разместить в отведенном месте, а рабочее место убрать.

Работа лобзиком

Подготовка заготовки для пиления лобзиком. Для пиления ручным лобзиком используют заготовку из фанеры или тонкой древесины. Заготовка должна иметь ровную поверхность, без сколов, сучков, трещин.

На начальном этапеизделие изготавливают из фанеры. Использовать для этого фанеру лучше из берёзы. Она имеет однородную светлую поверхность, на которой легко размечать детали карандашом или переносить очертания будущей детали с помощью копировальной бумаги.

При выборе заготовки для изготовления изделия надо обратить внимание на неровности фанеры, скрытые полости в местах некачественного склеивания слоев шпона, расслоение кромок, а также на сколы на кромках фанеры (рис. 125).

Рис. 125. Дефекты фанеры: 1 – неровности; 2 – полость; 3 – расслоение; 4 – сколы.

Эти и другие дефекты приводят к некачественному изготовлению изделия, образованию большого количества отходов и расходованию времени на работу.

При подготовке фанеры к выпиливанию при зачистке торцов удобное и надёжное крепление заготовки обработкой напильниками и шлифовальной колодкой (шлифком) в зажимах верстака. Можно осуществить, используя для этого приспособление, изображённое на рисунке 126.

Рис. 126. Крепление заготовки в приспособлении зажимов верстака.

Выбор рисунка для изделия. Для изготовления выбранного варианта изделия необходимо перенести рисунок на трафаретную сетку, или использовать компьютерную технику вместе с учителем.

Рисунок на заготовку переносят при помощиканцелярского клея-карандаша (см. рис. 51), или на заготовку канцелярскими кнопками закрепляют копировальную бумагу и рисунок. С помощью карандаша размечают рисунок, снимают копировальную бумагу и приступают к выпиливанию.

Рис. 127. Перенос рисунка на заготовку при помощи копировальной бумаги и карандаша.

Замечание! Перенос рисунка на заготовку с помощью копировальной бумаги и карандаша используется достаточно часто, однако у него есть недостаток. Во время работы контур размазывается. Это приводит к загрязнению самой заготовки и неточности пропила. Лучше применить копировальную бумагу бывшую в употреблении.

Рис. 128. Перенос рисунка на заготовку пи помощи канцелярского клея-карандаша.

Приёмы работы лобзиком. Фанерную заготовку с нанесенным на неё рисунком (разметкой) кладут на столик для выпиливания и придерживают левой рукой. Лобзик берут за ручку правой рукой и, приставив к заготовке пилочку, начинают выпиливать (рис. 129).

Рис. 129. Приемы работы лобзиком.

При выпиливании нужно следить, чтобы пилочка двигалась равномерно и перпендикулярно к плоскости заготовки. Пилить лобзиком надо медленно и равномерно. При выпиливании углов (особенно острых) удобнее пилить в двух направлениях.

Внутренние углы выпиливают вдоль стороны угла к его вершине (рис. 130, а), а внешние — вдоль стороны угла от его вершины (рис. 130, б).

Рис. 130. Выпиливание острых углов: а – внутренних, б – внешних.

В этом случае не нужно изменять направление пиления, угол будет выпилен достаточно четко.

Внешние контуры следует выпиливать с внешней стороны от линии разметки, а внутренние — с внутренней. Это значит, что линия разметки должна оставаться на заготовке для ориентации при дальнейшей обработке (рис. 131).

Рис. 131. Выпиливание: а – по внутреннему контуру; б – по внешнему контуру.

Зазор между линией разметки и пропилом не должен превышать 0,5 мм. Линии разметки после выпиливания будут служить границами обработки детали напильником, надфилем, мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

При наличии в заготовке внутренних контуров (см. рис. 131)  в ней необходимо сделать отверстия для установки в них пилочки. Их делают вблизи линии разметки, но так, чтобы не повредить её. Отверстия можно просверлить или сделать с помощью шила. В обоих случаях под заготовку следует подложить кусок ненужной древесины или фанеры, чтобы предотвратить возможное скалывание нижних слоев древесины и не портить верстак.

Для работы лучше использовать шило с трёхгранным затачиванием (рис. 132). Отверстие делают почти сквозным до тех пор, пока на обратной стороне не появится след от инструмента. Заготовку переворачивают и продолжают сверлить отверстие с противоположной стороны: такая последовательность уменьшает риск раскалывания шпона с нижней стороны заготовки при изготовлении отверстия.

Рис. 132. Прокалывание шилом отверстий в заготовке.

После этого рамку лобзика следует сжать в специальном приспособлении (см. рис. 122), открутить гайку-барашек верхнего зажима лобзика. Освобожденный конец пилки вставляют в изготовленное отверстие и опять закрепляют в верхнем зажиме. Сняв зажимное устройство, заготовку вместе с лобзиком осторожно кладут на столик и начинают выпиливать внутренние контуры.

Рис. 133. Способы выпиливания: а – в круглом отверстии; б – в вырезе столика.

Мелкие работы внутренних контуров осуществляют в круглом отверстии столика, а выпиливание больших и средних контуров выполняют в вырезе столика (рис. 133).

При пилении на изгибах контура фанеру медленно поворачивают, не прекращая движения пилки в пропиле. Когда движение пилки приобретает нужное направление, можно пилить дальше вдоль линии разметки. После выпиливания поверхность детали зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой, а ажурные отверстия — надфилями или деревянными оправками с наклеенной шлифовальной шкуркой (см. рис. 75).

Надфиль — напильник небольшого размера, представляет собой металлический стержень, один конец которого служит ручкой, а на другом конце выполнена насечка. Неровности срезаются при движении надфиля вперед.

Кроме ручных лобзиков, существуют стационарные и ручные электрические лобзики.

Большие по объёму работы производят электрическими стационарными лобзиками (рис. 134).

Рис. 134. Стационарный электрический лобзик: 1 – электрический двигатель; 2 – распиловочный столик; 3 – пилочка; 4 – винты крепления пилочки; 5 – корпус лобзика.

Ручные электрические лобзики (рис. 135).

Рис. 135. Ручные электрические лобзики.

Рис. 136. Зубья полотен для ручных электрических лобзиков.

Ручной электрический лобзик является универсальным инструментом. Он позволяет работать с различными материалами: деревом, металлом, пластиком, мягким камнем, гипсокартоном и др.

Рис. 137. Работа электрическим лобзиком: ручным (слева) и стационарным (справа).

С особенностями работы этими инструментами ты узнаешь в дальнейшем на уроках столярного дела.

Рис. 138. Модель самолета из фанеры.

Сначала через копировальную бумагу переводят рисунок на небольшой лист фанеры.

Выпиливание деталей начинают с внутренних контуров рисунка (это кабина пилота и гнездо в фюзеляже для установки крыла). Для этого в замкнутых контурах сверлят отверстия диаметром 3 мм. Затем пилку закрепляют в нижнем зажиме лобзика, а верхний её свободный конец продевают в одно из этих отверстий, и, сблизив концы рамки, закрепляют в верхнем зажиме.

Фанеру укладывают на выпиловочный столик и во время пиления постоянно придерживают её левой рукой, прижимая к столику. Лобзик держат правой рукой за ручку и пилят заготовку около линии разметки, перемещая лобзик вверх-вниз плавно и без рывков так, чтобы пилка всё время располагалась вертикально.

Во время пиления стараться не менять положение лобзика, пилка постоянно должна находиться в вырезе выпиловочного столика. При этом двигают и поворачивают фанерную заготовку, направляя её около линии разметки навстречу зубьям пилки. Если выпиливаемый контур имеет резкие повороты, не прекращая движений пилкой, заготовку плавно поворачивают на требуемый угол.

Выпилив внутренний контур, гайку-барашек верхнего зажима лобзика откручивают. Пилку из фанерной заготовки вынимают, затем крепят её в верхнем зажиме повторно и начинают выпиливать наружные контуры.

Когда все детали выпилены, внутренние контуры зачищают надфилями — небольшими напильниками толщиной 2…3 мм и деревянными оправками с наклеенной шкуркой (см. рис. 75), а наружные — напильниками с мелкой насечкой. Все поверхности обрабатывают мелкозернистой шкуркой.

По окончании выпиливания, если необходимо, изделие раскрашивают морилками — красками на водной основе, как это делается, ты уже знаешь, а художественное выжигание и лакирование узнаешь на следующих занятиях.

Запомни! 1. Копировальную бумагу кладут на заготовку более тёмной стороной вниз.

2. Переводить рисунок надо только через кальку.

3. Сначала выпиливают внутренние контуры.

Ажурное выпиливание — выпиливание изделия, содержавшего много сложных контуров.

Дефект — недостаток, изъян.

Полость — ничем не заполненное пространство.

Трафарет — сетка для быстрого воссоздания контура рисунка.

Работа кругорезом

Чтобы изделия получились качественными, надо подобрать хороший материал. Фанера должна быть хорошо склеенной, без сучков. Поверхности заготовки и торцы следует зачистить мелкой шлифовальной шкуркой.

Круги и кольца из фанеры можно выполнить лобзиком. Но намного быстрее и точнее эту работу выполняют с помощью японского циркульного ножа (кругореза) OLFA OL-CMP-1 (рис. 140).

Рис. 140. Циркульный нож OLFA OL-CMP-1.

Чтобы вырезать кольцо, нужно сделать несколько круговых движений циркульным ножом, нажимая на ручку резца.Работать необходимо на подкладной доске, соблюдая осторожность.

Справка. Различных конструкций кругорезов существует большое количество. Самый простой японский циркульный нож OLFA OL-CMP-1 (см. рис. и в рабочей тетради), который предназначен для вырезания кругов диаметром от 10 мм до 150 мм. Возможно разрезание бумаги, пленки, картона, фанеры и мягких пород древесины. Предусмотрен винтовой механизм фиксации лезвия. В ось ножа встроен контейнер с пятью дополнительными лезвиями.

Технология выпиливания узоров лобзиком получила название пропильная резьба. Существуют и другие названия – сквозная, прорезная. Пропильной резьбой часто украшают дома (наличники окон, дверей, элементы декора). За внешнее сходство с кружевами такую резьбу ещё называют ажурной. Солнечные лучи, попадая под разным углом на рисунок резьбы, создают красивую кружевную тень.

 Запомни новые слова: кругорез, кольца, круги, резец, циркульный нож.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.036 с.)