Основные элементы шлюпочных устройств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы шлюпочных устройств



 

Шлюпки, которые размещают на судах, бывают:

· Спасательные, которые предназначены только для спасения людей. Они должны быть непотопляемыми. Их непотопляемость обеспечивается воздушными ящиками, установленными на них.

· Рабочие, предназначенные для  выполнения различных судовых работ и для сообщения с берегом.

· Специальные – к ним относятся грузовые шлюпки, зверобойные и т.п.

Буксирные и грузовые суда классов «М» и «М-СП» должны иметь спасательные шлюпки на весь экипаж и, кроме того, дежурную шлюпку. На других судах разрешается включать дежурную шлюпку в число спасательных.

Спасательные и рабочие шлюпки изготавливаются из пластмасс или легких сплавов. На танкерах применяют шлюпки из термостойких пластмасс. Применение для этих целей стальных шлюпок или деревянных нежелательно. Деревянные шлюпки требуют тщательного ухода, могут рассыхаться, что делает их менее надежными.

Специальные и рабочие шлюпки могут изготавливаться из стали.

Все шлюпки должны иметь движители. Это могут быть весла, а также гребные винты с ручным приводом (специальные качалки) или с моторами. Двигатели моторных шлюпок должны работать на дизельном топливе, а не на бензине, и запускаться при низких температурах.

Все спасательные шлюпки должны быть обнесены снаружи по борту спасательным леером, за который могут держаться люди, находящиеся в воде. На днище шлюпки в районе скулы устанавливают решетчатый скуловой киль, за который можно держаться людям, если шлюпка будет плавать в перевернутом виде.

Все спасательные шлюпки в походном положении должны иметь на борту все необходимое снабжение, регламентируемое правилами Регистра, в том числе и неприкосновенный запас провизии.

На носовой части шлюпки должны быть нанесены с обоих бортов ее главные размерения, пассажировместимость, название судна и порт приписки.

 

Шлюпбалки   предназначены для вываливания шлюпок за борт, а также для обеспечения их подъема и спуска. По конструкции различают шлюпбалки:

 

· Поворотные – предназначены для спуска и подъема небольших рабочих шлюпок на малых судах. Вываливание шлюпок за борт осуществляется вручную, спуск или подъем может происходить как вручную, так и при помощи шлюпочной лебедки.

 

· Заваливающиеся шлюпбалки – предназначены для спуска и подъема спасательных и рабочих шлюпок, полный вес которых не превышает 2,3 тонн. Вываливание таких шлюпок за борт происходит за счет увеличения вылета балки, состоящей из винта и трубы затяжки с гайками, которая, удлиняясь, выводит стрелу шлюпбалки с шлюпкой за борт. Спуск шлюпки может осуществляться под контролем центробежного тормоза шлюпочной лебедки.

 

 

· Гравитационные шлюпбалки – предназначены для спуска и подъема спасательных шлюпок любых размеров. Преимущество их заключается в том, что спуск шлюпок осуществляется автоматически под действием силы тяжести после отдачи стопора.

 

 

Рисунок 171

Гравитационные шлюпбалки

1 – стрела шлюпбалки, 2 – станина шлюпбалки, 3 – лопарь шлюпталей,

 4 – стрела шлюпбалки после поворота, 5 – ролики

 

Спуск шлюпок вручную или лебедкой осуществляется с помощью шлюпталей. Длина лопаря шлюпталей должна обеспечивать нормальный спуск шлюпки с судна, имеющего минимальную осадку, дифферент до 10º и крен до 15º.

Шлюпки по-походному устанавливаются на специальные деревянные подушки, называемые ростр-блоками, и крепятся при помощи найтовов – гибких креплений. У гравитационных балок шлюпки стоят на специальном упоре.


ОСНОВЫ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА

 

 

Живучестью судна называется его способность в достаточной мере сохранять и восстанавливать свои навигационные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза при аварийных обстоятельствах.

Живучесть судна обеспечивается:

· Остойчивостью.

· Запасом плавучести.

· Пожарной безопасностью – способностью противостоять возникновению и распространению пожаров и взрывов, а также их воздействию на судно и груз.

· Живучестью судовой техники – способностью сохранять и восстанавливать свои свойства при авариях и обеспечивать постоянную готовность к действию по прямому назначению.

· Подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна и действиям по ее поддержанию и восстановлению.

 

 

§ 91. Борьба за непотопляемость

Действия экипажа, направленные на поддержание и восстановление плавучести и остойчивости судна, и есть борьба за непотопляемость судна. Эти действия включают в себя:

· обнаружение поступающей воды внутрь судна и выявление мест, размеров и характера повреждений в корпусе и других судовых конструкциях;

· прекращение или ограничение поступления воды внутрь судна и распространения ее по судну;

· удаление из отсеков забортной воды, фильтрационной воды и воды, скопившейся при тушении пожара (фильтрационной называется вода, проникающая из затопленных отсеков);

· восстановление водонепроницаемости конструкций корпуса судна (водонепроницаемых переборок и палуб и т.п.);

· восстановление остойчивости, плавучести и спрямление аварийного судна;

· обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

· Каждой палубе, водонепроницаемой переборке, шпангоуту, отсеку и т.п. присваивается номер или наименование в соответствии с построечной спецификацией.

Номера шпангоутов наносятся на внутренней части фальшбортов или на  видных местах палубы у бортов судна. Под номером, находящимся на водонепроницаемой переборке, наносится черта. В МО номер шпангоута, а также черта, соответствующая летней грузовой ватерлинии для пресной воды, наносится на каждом пятом шпангоуте.

На всех дверях, люках, кроме грузовых, горловинах и т.п. должны быть сделаны надписи, куда они ведут, а для запорных устройств судовой вентиляции – принцип действия и наименование вентилируемого помещения. («Вытяжная. Аккумуляторная»)

 

Причины повреждения корпуса могут быть различными: столкновение с другим судном или плавающим предметом, плавание в ледовых и штормовых условиях, взрыв и др.

Повреждения корпуса классифицируются по расположению, характеру и размеру.

По расположению относительно ватерлинии они делятся на

· подводные,

·  надводные,

·  частично подводные.

По характеру повреждений - на

· пробоины,

·  разошедшиеся швы,

·  трещины,

·  отверстия от вылетевших заклепок, болтов,

·  вмятины,

·  гофры,

·  другие виды деформации корпуса.

По размеру повреждения корпуса можно разделить на:

· малые - площадью 0,05кв.м и менее;

· средние - площадью 0,05-0,20кв.м;

· большие - площадью 0,20-2,00кв.м

· очень большие - площадью более 2кв.м;

· разламывание корпуса. В этом случае, благодаря водонепроницаемым переборкам, одна-две части корпуса могут оставаться на плаву.

Для обеспечения водонепроницаемости корпуса после установления места его повреждения первостепенное значение имеет заделка пробоин или хотя бы уменьшение поступление воды. Так через пробоину в 0,5кв.м на 1,25м ниже ватерлинии за 1час поступает 3000т воды.

Скорость затопления через большие и очень большие пробоины такова, что практически не представляется возможным завести на пробоину пластырь. В этом случае принимается, что вода в отсеке поднялась до уровня забортной воды. Следует вести самую решительную борьбу с возможной фильтрацией воды из затопленных отсеков по судну.

В общем случае, когда поступление воды поддается откачке судовыми осушительными насосами, рекомендуется остановить движение судна, выровнять крен, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину, продолжить движение, вести наблюдение за возможным поступлением воды.

На судах с двойным дном и двойными бортами, оборудованных компрессорами для нагнетания воздуха в отсеки, в случае повреждения только днища или только наружного борта следует произвести нагнетание воздуха в затопленный отсек, чтобы понизить уровень воды до пробоины.

При получении пробоины по длине больше расчетной предельной длины затопления, при которой судно обречено, необходимо вывести его на отмель или объявить шлюпочную тревогу.

Предельная длина затопления в заданной точке – это максимальный отрезок длины судна с центром в данной точке, который может быть затоплен без входа в воду предельной линии погружения, которая находится на 76 мм ниже палубы переборок.

Выбор способа ликвидации аварии зависит от того, насколько известны характер и особенности повреждения корпуса, а также от наличия средств для заделки пробоины, трещины, отверстия.

Малые и средние повреждения заделываются силами экипажа табельным судовым аварийным инвентарем.

Большие повреждения могут быть заделаны специально изготовленными или штатными пластырями.

Очень большие повреждения заделываются только силами аварийно-спасательных служб.

Все средства борьбы с водой делятся на две группы:

1. аварийное имущество, к которому относятся пластыри, доски, брусья, клинья, пробки, скобы, болты, упоры, парусина, слесарный и плотничий инструмент, жидкое стекло и быстро твердеющий цемент,

2.  водоотливные средства.

 

Для заделки малых и средних пробоин наиболее эффективны пластыри:

1. Кольчужный пластырь - четырехугольная сетка, сплетенная из колец стального 6-9мм троса (диаметр колец 270-300мм). Сетка обтягивается с двух сторон двумя слоями парусины. По кромке окантовывается стальным тросом, к которому крепится окантовка из пенькового троса. На всех углах коуши.

2. Деревянный пластырь, (Рисунок 173).

3. Шпигованный пластырь имеет квадратную форму, изготавливается из двух слоев парусины. С одной стороны пластыря вшивается шпигованный мат ворсом наружу.

4. Облегченный пластырь состоит из двух слоев парусины с прокладкой из кошмы.

5. Легкий пластырь изготавливается из одного или двух слоев парусины.

Рисунок 173

Постановка деревянного пластыря на пробоину.

1 – подушка, 2 – тонкие сосновые доски, 3 – толстые сосновые доски, 4 – шкоты,

5 – цепь, 6 – оттяжки, 7 - пластырь, 8 – подкильные концы.

 

 

Кроме перечисленных, широко применяется металлический пластырь с прижимным болтом. Пластырь представляет собой круглый диск с уплотнительным резиновым кольцом и прижимным болтом с откидной скобой и гайкой.

Брусья, клинья и пробки имеют стандартные размеры. Они изготавливаются из сосны или ели. При заделке пробоины они подгоняются под размер пробоины.

Металлические раздвижные упоры (большой и малый) состоят из наружной и внутренней труб, имеющих на концах пяты и гайки с рукоятками.

 

 

§ 92. Подкрепление водонепроницаемых переборок и закрытий.

Подкрепление водонепроницаемых переборок и закрытий производится со стороны отсеков, смежных с затопленным, при:

· полном заполнении отсека;

· значительных выпучинах в обшивке переборок и закрытий;

· наличии трещин в конструкциях, связанных с переборками; появлении разошедшихся швов и ослаблении заклепок.

Наиболее важные для обеспечения непотопляемости судна водонепроницаемые закрытия должны иметь заранее подогнанные и пронумерованные подпоры, закрепленные вблизи этих закрытий.

Опорные места для подкреплений должны находиться на наборе судна. Не допустимо выправление деформаций обшивки при помощи упоров и домкратов. За подкреплениями должно быть установлено наблюдение.

 

§ 93. Обеспечение общей прочности корпуса аварийного судна.

Все дефекты конструкций корпуса, появляющиеся в процессе эксплуатации, подразделяются на две группы:

· повреждения – дефекты, которые ограничивают дальнейшую нормальную эксплуатацию корпуса;

· разрушения – дефекты, которые приводят корпус в состоянии, непригодное для дальнейшей эксплуатации, для устранения которых требуется восстановление корпуса - ремонт.

Статистика большинства аварий, возникших из-за недостатка прочности и приведших к разрушению корпуса судов, показывает, что в большинстве случаев причина разрушения – потеря устойчивости основными несущими связями

Причиной возникновения трещин может быть действие как однократно приложенной, так и повторяющейся относительно умеренной нагрузки. В первом случае трещины возникают в результате хрупкого разрушения, во втором имеют усталостное происхождение. В обоих случаях трещины появляются под действием местных напряжений в районах, примыкающих к различного рода концентраторам напряжений: вырезам, прерывистым связям, дефектам сварных швов.

 

Для уменьшения напряжений в корпусе аварийного судна необходимо руководствоваться следующим:

1. При значительных разрушениях корпуса в средней части судна нельзя использовать для спрямления судна затопление отсеков в этом районе, чтобы избежать избыточных изгибающих моментов.

2. Для предупреждения дальнейшего распространения трещин необходимо на концах этих трещин просверлить отверстия диаметром до 15мм.

3. За разрушенными и поврежденными связями корпуса должно быть установлено наблюдение.

 

§ 94. Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна

При всех условиях эксплуатации должна быть обеспечена остаточная остойчивость неповрежденного судна, позволяющая ему выдерживать конечную стадию затопления любого одного отсека в пределах предельной линии затопления.

После загрузки судна и до его отхода капитан должен определить дифферент и остойчивость судна

До проведения мероприятий по восстановлению остойчивости и спрямлению аварийного судна необходимо установить:

· район повреждения, число и расположение затопленных отсеков;

· посадку судна и минимальную высоту надводного борта;

· количество воды, принятой внутрь судна, и оставшийся запас плавучести;

· наличие сдвига, перетекание и пересыпание груза на поврежденный борт;

· наличие пробоин и повреждений конструкций судна и расстояние их от действующей ватерлинии.

Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна должны производиться только при условии возможности приостановки работ в любой момент. При проведении этих мероприятий должны быть установлены пределы снижения запаса плавучести.

Мероприятия по восстановлению остойчивости и спрямлению аварийного судна рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1. Принять меры по прекращению сдвига, перетекания или пересыпания грузов на поврежденный борт.

2. Удалить воду из помещений, расположенных выше действующей ватерлинии, начиная с больших. Как исключение возможен спуск воды в нижерасположенные помещения.

3. Удалить за борт фильтрационную воду из смежных отсеков.

4. Осушить отсеки после заделки пробоины

5. Перекачать жидкие грузы в днищевые отсеки.

6. Удалить за борт или переместить вниз высоко расположенные твердые грузы.

7. Спрямить судно путем заполнения или осушения отсеков.

Все проводимые мероприятия не должны ухудшать остойчивости судна. Если нет возможности определить начальную остойчивость аварийного судна расчетным путем, его остойчивость считается недостаточной, если:

· при перекладке руля на борт судно на ходу переваливается с борта на борт и не выпрямляется при перекладке руля в положение «прямо»;

· судно, имевшее постоянный крен на один борт, внезапно перевалилось и получило постоянный крен на другой борт;

· частично затоплены большие и широкие помещения, расположенные на палубах, платформах и втором дне;

· имеется большое количество фильтрационной воды в отсеках при пустых днищевых отсеках;

· при симметричном заполнении отсеков крен аварийного судна превышает 5°.

 

Ø Перекачка жидких грузов из междудонных отсеков в бортовые разрешается только при достаточной начальной остойчивости. Грузы перепускаются только из больших отсеков в меньшие до полного их заполнения.

Ø Если нет другой возможности предотвратить гибель судна, следует удалить за борт груз для увеличения запаса плавучести и повышения остойчивости

Ø Для спрямления судна следует выбирать отсеки, наиболее удаленные от миделя для уменьшения дифферента и от ДП при уменьшении крена. При этом необходимо выбирать в первую очередь днищевые отсеки.

Ø Поперечное спрямление следует прекратить при уменьшении крена до 5° для исключения переваливания на другой борт.

Ø Продольное спрямление проводят в исключительных случаях, когда дифферент непрерывно возрастает и есть опасность погружения открытых частей палубы и гибели судна или создается угроза гибели судна. При этом нельзя допускать увеличение крена, и следует учитывать продольную прочность судна.

Ø На танкерах поперечное спрямление может проводиться путем подачи воздуха в аварийные грузовые танки, а продольное спрямление может проводиться перекачкой груза из одних танков в другие без нарушения прочности судна.

Ø После спрямления судна необходимо оценить оставшийся запас плавучести.

 

Остойчивость после повреждения и спрямления должна определяться следующим образом:

1. Протяженность диаграммы статической остойчивости с положительными плечами должна быть не менее 15° за пределом угла равновесия;

2. Площадь под диаграммой плеч статической остойчивости должна быть, по меньшей мере, 0,015 рад×м, измеренная от угла равновесия до меньшей из величин:

· угла, при котором происходит прогрессирующее затопление;

· 22°- для одного отсека;

· 27° - для двух соседних отсеков.

3. Остаточное восстанавливающее плечо с учетом наибольшего из кренящих моментов:

· от скопления пассажиров на одном борту;

· от спуска с одного борта всех спасательных шлюпок и плотов с полным комплектом людей и снабжения

· от действия ветровых нагрузок

· длина плеча должна быть не меньше 0,10 м, а на промежуточных – не меньше 0,05 м, продолжительность диаграммы 0 не меньше 7°.

Несимметричное затопление должно быть сведено к минимуму. Максимальных угол крена после затопления, но перед спрямлением не должен превышать 15°. Время спрямления не должно превышать 15 минут.

Конечное состояние судна:

· h>50 мм в случае симметричного затопления;

· q<7° при несимметричном затоплении;

· предельная линия погружения находится выше уровня воды.

В случае ухудшения остойчивости следует выяснить причины ее ухудшения, а затем попытаться их устранить.

 

 

§ 95. Борьба с пожарами на судне.

Любое судно является потенциально пожароопасным объектом, так как в его корпусе и надстройках сосредоточено большое количество электрооборудования, горюче-смазочных материалов, горючих газов и других легковоспламеняющихся веществ. Особо опасным являются судовое электрооборудование и пиротехнические средства.

Наиболее частыми причинами возникновения судовых пожаров, представляющих смертельную опасность для людей и самого судна, являются:

· Неисправности электрооборудования

· Самовозгорание некоторых грузов

· Воспламенение паров нефтепродуктов и горючих газов

· Попадание топлива на раскаленные детали двигателей вследствие каких-либо неисправностей

· Нарушение правил погрузки-выгрузки нефтепродуктов, особенно их легких фракций

· Нарушение техники безопасности при проведении огневых работ на судне

· Курение в необорудованных местах

· Использование нештатных нагревательных приборов и бытового электрооборудования

· Хранение в открытом виде ГСМ, пропитанных маслом или краской пакли, парусины, ветоши, горючих материалов в необорудованном месте

Необходимо помнить, что промедление с ликвидацией малого возгорания из-за слабо организованной системы осмотра отсеков и помещений вахтенной службой, а также неисправность пожарной сигнализации могут привести к большому пожару.

Успех борьбы с пожарами зависит от действий членов экипажа в части:

· обнаружения и выявления мест, размера и характера пожара;

· установление наличия и эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром;

· ограничения распространения пожара по судну;

· предупреждение возможных взрывов при пожаре;

· борьбы с огнем и ликвидации последствий пожара.

Противопожарные мероприятия складываются из конструктивных, к которым относится наличие на судах стационарных и автоматических систем обнаружения возгораний, подающих сигнал по всему судну, и организационных.

Наиболее жизненно важные отсеки и помещения судна оборудуются ручными или автоматическими системами объемного пожаротушения. Современные суда оборудуются противопожарными переборками, которые могут быть раздвижными и размещаться не только внутри корпуса, но и в надстройках.

От вида пожара на одном и том же судне зависит выбор способа тушения пожара. В зависимости от места возникновения существуют следующие разновидности пожара:

· в трюмах (пустых и загруженных);

· в грузовых танках для перевозки нефти и нефтепродуктов;

· в машинных отделениях;

· в помещениях вспомогательных механизмов;

· в служебных и жилых помещениях.

Особо следует выделить следующие виды пожаров:

· на открытых палубах;

· горение жидкого топлива на воде у борта судна.

Успех борьбы с любым видом пожара зависит от того, как скоро экипаж вступит в борьбу за живучесть. На эти действия отведены следующие нормы времени:

· герметизация аварийного помещения – 2 минуты;

· введение в действие средств пожаротушения – 3 минуты;

· развертывание рукавных линий для подачи воды – 2 минуты;

· введение стационарных систем пожаротушения в действие – 2 минуты.

Следует иметь в виду, что в случае возгорания жидкого топлива в судовых помещениях, выделяющиеся газы могут образовать взрывоопасные смеси с воздухом. Для предотвращения взрыва горючих газов или паров следует принять меры:

· по распространению газов и паров в другие помещения;

· с разрешения ГКП отключить электрические сети в зоне скопления горючих газов и паров;

· снизить взрывоопасную концентрацию газов вентилированием отсека, заполнение его воздушно-механической пеной, углекислотой и инертными газами.

При распространении взрывоопасных газов по судну необходимо

§ ликвидировать все источники огня,

§ прекратить грузовые операции,

§ привести судно на курс, обеспечивающий безопасность членов экипажа и пассажиров от поражения газом.     -

Ликвидация очага пожара в трюме осложняется из-за невозможности доступа или, в лучшем случае, ограничения доступа к очагу возгорания. При тушении такого пожара желательно использовать инертный газ, так как следует учитывать, что большинство перевозимых грузов боится пены, воды и пара.

При пожаре высокой категории сложности, когда прочие методы тушения пожара не принесли успеха, может быть принято решение о затоплении отсека. В этом случае необходимо учитывать следующее:

§ уменьшается запас плавучести, меняется остойчивость судна.

§ Намокшее зерно и некоторые другие грузы сильно увеличиваются в объеме, горящие груз может из-за всплытия оказаться под палубой и под люковым закрытием.

В машинном отделении сосредоточены механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность судна. Поэтому при пожаре в машинном отделении объемное пожаротушение производится в крайнем случае.

При возникновении пожара на танкере при приеме груза, немедленно прекращаются грузовые операции, перекрываются трубопроводы.

При возгорании вылившегося за борт топлива, самый эффективный способ - вывести судно из опасного района. Желательно, чтобы судно взяло курс против течения. Если есть возможность, следует отгонять топливо от борта струей воды.

 


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................................................... 2

ХАРАКТЕРИСТИКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ........................................ 3

§ 1.    Навигационные и эксплуатационные качества судна..................................................................... 3

§ 2.    Классификация судов.................................................................................................................................. 4

§ 3.    Классификация судов по Российскому Речному Регистру............................................................. 8

ГЕОМЕТРИЯ КОРПУСА СУДНА........................................................................................................................................ 11

§ 4.    Теоретический чертеж........................................................................................................................... 11

§ 5.    Главные размерения судна...................................................................................................................... 16

§ 6.    Коэффициенты полноты судна............................................................................................................. 17

§ 7.    Посадка судна.............................................................................................................................................. 19

§ 8.    Определение площадей и объемов по теоретическому чертежу............................................ 21

1. Вычисление площадей по методу трапеции....................................................... 21

§ 9.    Определение площади шпангоута и площади ватерлинии......................................................... 22

§ 10.       Вычисление объемов (водоизмещения).......................................................................................... 24

ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ................................................................................................................................................................... 26

Глава 1. ПЛАВУЧЕСТЬ...................................................................................................................................................... 26

§ 11.       Условия плавучести и равновесия судна...................................................................................... 26

§ 12.       Весовые и объемные характеристики судна.............................................................................. 28

§ 13.       Строевая по шпангоутам. Строевая по ватерлиниям.......................................................... 30

§ 14.       Кривая водоизмещения. Грузовой размер. Грузовая шкала. Масштаб Бонжана.......... 31

§ 15.       Изменение осадки судна при приеме или расходовании малого груза................................. 33

§ 16.       Изменение осадки судна при переходе из пресной воды в соленую и наоборот............... 36

§ 17.       Запас плавучести................................................................................................................................. 38

§ 18.       Грузовая марка...................................................................................................................................... 39

Глава 2. ОСТОЙЧИВОСТЬ................................................................................................................................................ 41

§ 19.       Основные понятия и определения................................................................................................... 41

часть 1.     НАЧАЛЬНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ.................................................................................................... 44

§ 20.       Метацентрические формулы остойчивости............................................................................ 44

§ 21.       Продольная остойчивость судна.................................................................................................... 47

§ 22.       Определение метацентрических высот....................................................................................... 49

§ 23.       Определение дифферента судна....................................................................................................... 52

§ 24.       Изменение остойчивости и посадки судна при перемещении груза.................................... 54

§ 25.       Изменение остойчивости и посадки судна при приеме и снятии малого груза.............. 58

§ 26.       Влияние на остойчивость подвижных грузов............................................................................ 63

§ 27.       Определение кренящего момента от давления ветра............................................................ 69

§ 28.       Определение кренящего момента от натяжения буксира................................................... 71

§ 29.       «Задача о корабле на камне»......................................................................................................... 73

§ 30.       Подъем оконечности судна на плаву............................................................................................. 74

§ 31.       Опыт кренования................................................................................................................................. 75

часть 2.     ОСТОЙЧИВОСТЬ ПРИ БОЛЬШИХ УГЛАХ КРЕНА............................................................... 77

§ 32.       Статическая остойчивость........................................................................................................... 77

§ 33.       Динамическая остойчивость.......................................................................................................... 80

§ 34.       Кривые элементов теоретического чертежа........................................................................... 83

§ 35.       Нормирование остойчивости.......................................................................................................... 84

§ 36.       Информация об остойчивости судна............................................................................................ 86

Глава 3. НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ...................................................................................................................................... 88

§ 37.       Обеспечение непотопляемости судна........................................................................................... 88

§ 38.       Расчет остойчивости и посадки судна при затоплении отсеков....................................... 90

Глава 4. УПРАВЛЯЕМОСТЬ............................................................................................................................................ 93

§ 39.       Основные положения.......................................................................................................................... 93

§ 40.       Принцип действия руля...................................................................................................................... 94

§ 41.       Циркуляция............................................................................................................................................. 96

Глава 5. ХОДКОСТЬ............................................................................................................................................................ 98

§ 42.       Основные понятия и определения................................................................................................... 98

часть 1.     СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОДЫ ДВИЖЕНИЮ СУДНА.................................................................. 99

§ 43.       Общее представление о сопротивлении воды движению судна........................................... 99

§ 44.       Определение сопротивления воды опытным путем.............................................................. 101

§ 45.       Влияние условий плавания на сопротивление воды движению судов.............................. 103

§ 46.       Определение мощности главных механизмов.......................................................................... 104

§ 47.       Пути повышения скорости судов................................................................................................. 105

часть 2.     ДВИЖИТЕЛИ...................................................................................................................................... 109

§ 48.       Судовые движители.......................................................................................................................... 109

§ 49.       Гребной винт....................................................................................................................................... 111

§ 50.       Основные геометрические и кинематические характеристики винта........................ 112

§ 51.       Коэффициент полезного действия............................................................................................... 114

§ 52.       Легкий или тяжелый гребной винт............................................................................................. 115

§ 53.       Кавитация............................................................................................................................................ 116

§ 54.       Повышение эффективности работы гребных винтов......................................................... 117

Глава 6. КАЧКА.................................................................................................................................................................. 120

§ 55.       Качка. Основные понятия и определения.................................................................................. 120

§ 56.       Качка на тихой воде......................................................................................................................... 121

§ 57.       Качка на волнении............................................................................................................................. 123

§ 58.       Зависимость качки от скорости судна и курсового угла.................................................... 126

§ 59.       Успокоители качки........................................................................................................................... 128

КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ СУДОВ...................................................................................................................... 131

Глава 7. ПРОЧНОСТЬ...................................................................................................................................................... 131

§ 60.       Нагрузки, действующие на корпус............................................................................................... 131

§ 61.       Изгиб корпуса на тихой воде.......................................................................................................... 132

§ 62.       Нагрузки при волнении..................................................................................................................... 133

§ 63.       Общая продольная прочность....................................................................................................... 134

§ 64.       Понятие об эквивалентном брусе................................................................................................ 135

§ 65.       Поперечная прочность корпуса. Местная прочность......................................................... 137

§ 66.       Требования к прочности судов внутреннего плавания......................................................... 138

Глава 8. КОНСТРУКЦИЯ................................................................................................................................................ 140

§ 67.       Корпус судна и его основные элементы...................................................................................... 140

§ 68.       Элементы конструкции.................................................................................................................. 145

§ 69.       Системы набора................................................................................................................................. 147

1. Поперечная система набора.................................................................................. 148

2. Продольная система набора.................................................................................. 148

3. Клеточная система набора................................................................................... 149

4. Системы набора корпуса судна............................................................................ 149

§ 70.       Днищевые перекрытия..................................................................................................................... 151

§ 71.       Палубные перекрытия..................................................................................................................... 153

§ 72.       Ограждение палуб.............................................................................................................................. 155

§ 73.       Переборки............................................................................................................................................. 156

§ 74.       Бортовые перекрытия..................................................................................................................... 158

1. Привальный брус........................................................................................................ 159

§ 75.       Конструкция оконечностей........................................................................................................... 160

§ 76.       Надстройки и рубки.......................................................................................................................... 163



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.168 с.)