Показ спектакля с детьми дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показ спектакля с детьми дошкольного возраста.



Совместная творческая деятельность по созданию спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать

застенчивость и скованность.

В ходе подготовки к спектаклю рекомендуется 

соблюдать несколько основных правил:

— не перегружать детей;

— не навязывать своего мнения;

— не позволять одним детям вмешиваться в действия

других;

— предоставлять всем детям возможность 

попробовать себя в разных ролях, не распределяя их 

среди наиболее способных.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, 

материалом для сценического воплощения служат сказки,

которые полны чудес, тайн, приключений, превращений

и очень близки ребенку дошкольного возраста.

План работы над сказкой (по Е.А. Антипиной):

— чтение сказки, показ музыкальных номеров, беседа

по содержанию;

— обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки; чтение по ролям;

— работа с ведущим ребенком; знакомство со вступлением;

— работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком  танцев;

— индивидуальная работа по ролям с фонограммой, разучивание танцев, закрепление;

— работа над танцами, с фонограммой;

— объединенная репетиция для всех участников спектакля; закрепление;

— генеральная репетиция;

— премьера.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от

возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их

жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять

творческий потенциал. Э.Г. Чурилова выделяет десять основных

этапов работы с дошкольниками над спектаклем.

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с 

импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных 

эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание 

совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение

предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных 

персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения

в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями

декораций и реквизита (можно условными), музыкальным 

оформлением.

8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и

декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение 

ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков

детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями. 

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя

инсценировки по русским народным и авторским сказкам, педагог

проводит беседу о жизни и быте русских людей: во что они 

одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между

собой. Инсценировки по сказкам Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, 

братьев Гримм тоже требуют предварительной работы: рассказ взрослого,

художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных 

произведений, знакомые фильмы.

Полезно для развития воображения, умения фантазировать 

предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая 

вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых

вопросов.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети 

пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, придумывают им

название.

Третий этап — работа над отдельными эпизодами в форме этюдов

с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов ста

новятся самые активные дети, но постепенно необходимо вовлекать в

 этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать

 поступки и диалоги героев. Детям мешает 

сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение

диалога. Чувствуя поддержку педагога, дети начинают действовать

(юнее естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее

и выразительнее.

Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными произве

дениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спек

такле. Яркие музыкальные образы помогают найти 

соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют

движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные

находки. Затем двигаются, превращаясь в какой-либо персонаж, меняя

походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изобразительной деятельности дети

учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки

отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски

и соответствии со своей фантазией.

Пятый этап — постепенный переход к тексту пьесы. На 

репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т

. е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям

довольно быстро выучить практически все роли. В этот период

уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда,

и какое время, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения

каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети, 

наблюдая за действиями персонажа у разных исполнителей,

способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. 

 

Педагог, учитывая речевые, пластические, актерские возможно

сти детей, может наметить по 2—3 исполнителя, способных справиться с

 конкретной ролью.

На шестом этапе начинается собственно работа над ролью. 

Ребенок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он

еще не способен перевоплощаться, переживать чувства другого

человека. Основываясь наличном эмоциональном опыте и 

памяти, он может вспомнить ситуацию, когда ему пришлось пережить

чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Не надо навязывать

логику действия другого человека или свои конкретные образцы

поведения — это приводит к запрограммированности поведения. 

Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то 

жизненный эпизод. Только в этом случае поведение детей на сцене будет

естественным. Важно добиваться взаимодействия с партнерами,

развивать умение слышать и слушать друг друга и соответственно

менять свое поведение.

Не следует предлагать заранее придуманные педагогом 

мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они

должны возникать по инициативе детей, опираться на творческое

воображение и корректироваться взрослым. Разные составы 

исполнителей могут предлагать свои варианты, наиболее удачные 

мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над 

спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, необходимо

выявлять речевые характеристики героев (плавно, очень быстро,

эмоционально, уверенно, сварливо, сердито и т.д.).

Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных 

составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, 

интонаций других исполнителей, а искали свои собственные 

варианты. Необходимо учить детей размещаться на сцене, поощрять находки

и удачное решение, это с успехом делают зрители и дети, не 

занятые на данный момент в репетиции.

Восьмой этап самый непродолжительный повремени. Репетиция

пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных 

декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки,

платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для

спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы

костюмов, помогающие в создании образа.

Репетиция идет с музыкальным сопровождением, уточняется

тсмпорнтм спектакля. Затянутость отдельных сцен или излишняя

торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для

зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в 

подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от 

возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций

спектакля может быть от одной до трех.

Девятый этап — премьера спектакля, одновременно является

генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу

не действовали в костюмах.

На премьере дети начинают понимать, что такое коллективность

театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого

исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла

проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены

и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на 

следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они

способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, дети

учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене,

отмечать выразительность и находчивость отдельных 

исполнителей. Педагог, направляя беседу в нужное русло вопросами, 

старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время

похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты

выступления.

Заключителъный этап — повторные показы. Одноразовый показ

интересен скорее зрителям, чем исполнителям. Для детей же наиболее

полезны период подготовки спектакля и возможность играть его

как можно дольше и чаще.

Если дети понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются

действовать каждый раз по-разному, это уже элемент творческой

импровизации. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и

та же роль в исполнении разных детей меняется, приобретая новые

краски и звучание. Задача педагога — раскрыть индивидуальность

ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не

подражать другим исполнителям (Э.Г. Чурилова).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.026 с.)