Разновидности формы м музыкальный язык. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разновидности формы м музыкальный язык.



Слово «месса» (франц. – «messe», позднелатинское - «missa», латин.-
«missio» -- «освобождаю» или «отпускаю») использовалось в церковном

обиходе с IV века, означая отпущение грехов. С конца VI века оно стало
применяться в качестве названия культового ритуала римской католической
службы (обедни). Само слово взято из заключительной фразы богослужения
- «Ite, missa est», которую можно перевести как «идите, отпущено» -
составлявшей текст последней части ранней (до XV в.) мессы.
Что же касается музыки, то вначале она сопровождала лишь вечерние и
утренние службы, но вскоре стала вводиться и при обеднях (окончательный
вариант последних установился при папе Григории с 590 г.).
В музыке месса представляет собой циклическое вокальное или
вокально-инструментальное произведение на текст определённых разделов
одноименного главного богослужения католической церкви. Совершается на
латинском языке и имеет два типа: обычная Месса (missa ordinarium) и
особая Месса (missa proprium), которая проводится в праздничные дни и в
некоторые воскресения.

Традиционная, обычная месса, имеет 5 частей:
I. Kyrie eleison (Господи, помилуй)
II. Gloria (Слава)
III.Credo (Верую)
IV.Sanctus (Свят)
Benedictus (Благословен)
V.Agnus Dei (Агнец Божий)

Содержание всего цикла имеет обобщённый характер: «Kyrie eleison» и
«Agnus Dei» – выражение просьбы, мольбы о прощении; в «Gloria» и
«Sanctus» – хвала и благодарность; в центральной, «Credo», – исповедание
веры.

Состав и текст частей складывался на протяжении нескольких веков и в
окончательном варианте утвердился в начале XI столетия. Часть «Kyrie
eleison» известна ещё с античных времён, текст «Credo» начал
разрабатываться ещё на Никейском соборе (325г.), Sanctus формировался в
течение II-V вв. Заключительная часть «Agnus Dei» была введена в мессу в
VII-VIII вв., и лишь в начале XI века -- «Gloria». Со временем сложились
виды мессы: messa brevis (короткая месса, традиционно состоящая из
«Kyrie» и «Gloria»), Requiem (вечный покой) -- заупокойная месса, где нет
частей «Gloria» и «Credo», но вводятся новые: «Requiem aeternam», «Dies
irae», «Tuba mirum», «Lacrimosa», «Offertorio» и др; missa solemnis
(торжественная месса)

Эволюция жанра мессы

Процесс становления мессы в музыкальном отношении был длительным.
Ранний её вид – одноголосная григорианская (хоральная) месса в виде
разрозненных частей без приурочения их к событиям и праздникам, позже, с
XI века, появились первые многоголосные обработки. Распространение
органума (сначала свободного, затем мелизматического) дало новый толчок
для дальнейшего развития. В XII-XIII веках в технику многоголосного
письма мастера парижской школы Нотр-Дам (Перотин) внесли модальную
ритмику, метризацию вертикали в 3-4-хголосии и т.д. XIV век (Г.де Машо,
Й.Чикониа) – ориентация на консонантную вертикаль, выровненность
ритмического пульса, имитации, канон – всё это обозначило новое
мышление, в котором проявляются законы диалектики, требующие единства
в разнообразии и разнообразия в единстве, законы, действующие в
«классическом стиле» контрапункта XV-XVI веков.

В эпоху Возрождения месса стала одним из ведущих
монументальнейших жанров. Существуя и развиваясь наряду с мотетом,
мадригалом и др., она синтезировала в себе как средневековые традиции
музыкального воплощения, так и новые, привнесённые Ренессансом, вобрала
черты светских жанров.

Композиторы разных школ хоровой полифонии писали мессы, привнося
в жанр множество как национальных, так и индивидуальных особенностей.
Таковы представители нидерландской школы – Н. Окегем, Я. Обрехт, Г.
Дюфаи, Ж. Депре; римской – Дж. Палестрина, Ф. Анерио, Г. Аллегри;
венецианской – Андреа и Джованни Габриэли, А. Виллаэрт; французской –
К. Жаннекен, Аркадельт; испанской – К. Моралес, Ф. Герреро и мн.др

Хоровая месса, достигшая расцвета в творчестве композиторов
Нидерландской школы, представлена несколькими разновидностями,
отличными по композиционной технике, текстовой основе, литургической
функции. В большинстве месс применялась техника письма на cantus firmus,
им могла быть литургическая или светская мелодия. Выделяются 2 типа
месс: мессы-парафразы, в основе которых - одноголосный напев (духовный
или светский, оригинальный или заимствованный), и мессы-пародии, в
которых обрабатывался многоголосный источник ("L'homme arme" Дюфаи,
"Je suis desheritee" Лассо, "Malheur me bat" Жоскена Депре). Нидерландские
композиторы выработали многообразные приёмы развития cantus firmus; он
проводится не только в теноре, но и в др. голосах, колорируется, звучит
полностью или вводится отдельными фразами, рассредоточиваясь по всей
композиции. Эволюция мессы в творчестве композиторов Нидерландской
школы шла от ранних месс, сочетавших несколько напевов на разноязычные
тексты ("Ессе ancilla Domini" Дюфаи, "L'homme arme" Тинкториса), к
латиноязычным мессам Жоскена Депре с имитационной разработкой
голосов, в форме вариационного цикла с кульминацией в последней части.
Композиторы Нидерландской школы обращались также к жанру
заупокойной мессы (1-й многоголосный реквием создан Окегемом). Мотет у
нидерландских композиторов эволюционировал от изоритмической
разновидности (Дюфаи) к многоголосным хоровым произведениям на
латинский текст, состоящему из 2-3 разделов сквозного имитационного
развития, охватывающего все голоса. Как и светская шансон, мотет мог быть
не только самостоятельным произв.. но и моделью для других композиций, в
частности месс. В структурах месс и мотетов отражается характерное для
стиля нидерландских композиторов внимание к числовой музыкальной
символике. Особенно ярко стилистические черты Нидерландской школы
различимы в каноне, достигшем вершины своего развития в 15-16 вв.
Творческие установки нидерландских мастеров созвучны идеям эстетики
Возрождения.

В XVI в. влияние венецианской школы с е с её тяготением к красочности,
яркости породило определённое направление, связанное с искусством и
техникой построения многохорных композиций. Расширение жанрововыразительной сферы произошло путём введения инструментов, которые не
только дублируют партии хора (как это было ранее у композиторов
Нидерландов), но и имеют самостоятельные разделы. Это были орган,
медные духовые и ударные (впервые применил литавры Дж. Габриэли).
Зарождение монодических форм (предпосылки оперы, оратории)
намечает новые рубежи в развитии музыкального искусства, где всё большее
значение начинает приобретать гармония и осуществляется постепенный
переход от модальной системы мышления к тональной, функциональной
системе, от контрапункта к генерал-басу.

Новой эпохой как для музыки вообще, так и для мессы в частности, стала
эпоха Барокко. 

Ярчайшим представителем этого времени стал И. С. Бах. Месса в его
творчестве приобрела черты кантаты с её самостоятельными, законченными
как хоровыми, так и сольными номерами, ярким оркестровым
сопровождением, многоплановостью фактуры («Высокая месса» h-moll,
«Пять латинских месс», мессы brevis и мн.др.).

Также известны и интересны органные мессы Ф. Куперена, духовная музыка Г. Пёрсела, Г. Шютца и т.д.

В церкви мессы Баха никогда не звучали. Причины этого кроются не
только в большой сложности и масштабах произведений. Кантаты, на основе
которых Бах создал мессы brevis и Страсти, не уступающие по сложности
мессе h-moll, во время богослужения звучали неоднократно. По-видимому,
музыка баховских месс не соответствовала сложившимся традициям
обиходной практики каждой из конфессий. Ограничивая первоначальный
вариант «Высокой» мессы только Kyrie и Gloria, но создавая все мессы в
торжественном стиле, Бах ориентируется на оба типа богослужения –
лютеранского и католического.

Шедевром творчества И. С. Баха является Месса h-moll, в которой
композитор отходит от обрядовой традиции, развернув освященный
церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати
четырех номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены
картины жизни, повествования. Сфера мессы — человеческие идеалы в их
эстетически и этически обобщенном выражении. Впервые идея восхождения
от страданий к радости получила обобщенную форму. Две образные сферы
— страдания и действия, радости — в развитии стремятся в
противоположных направлениях, композиция построена как цикл циклов, в
основе которого находится избранный круг музыкальных образов. Это
значит, что содержание глубоко и многообразно, как часть баховской
картины мира.

      Не востребованная Церковью, самодостаточная музыка баховских месс
привлекла к себе внимание значительно позднее в среде музыкантов и
любителей музыки. Интерес к Мессе h-moll возникает во второй половине
XVIII века. Короткие мессы стали известны лишь в XIX веке. Одна из
причин отсутствия интереса к этим произведениям кроется в критическом
отношении к ним А.Швейцера, авторитет которого повлиял на оценку малых
месс (brevis) великого мастера музыкантами последующих поколений

Недооценка этих сочинений мотивировалась тем, что музыкальный материал

Коротких месс в значительной степени представляет собой автопародии.Хотяв настоящее время вопрос о ценности произведений, созданных методомпародий – одним из ведущих принципов поэтики эпохи Барокко, уже не
обсуждается. Проблема не в том, что в произведении используется уже
звучавшая ранее музыка, а в том, как она освоена в новом ситуационном и
художественном контексте.

Среди других жанров, «месса» занимает особое положение в хоровом творчестве Баха. Месса - это многочастное произведение для хора, солистов и оркестра. Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы, она состоит из шести разделов:

Kyrye eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Benedictus (Благословен) и Agnus Dei (Ангел Божий).

Кроме четырех коротких месс, состоящих из двух частей — Kyrie и Gloria, Бах создал также полный цикл католической мессы.

Это «Высокая месса» или месса (дата создания - 1748 - 1749 год).) «h-moll» (, которая включает в себя 24 номера. Она принадлежит к высшим достижениям ораториального жанра и является одним из величайших и грандиозных творений Баха.В «Высокой мессе»

композитор отходит от обрядовой традиции, развернув освященный
церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати
четырех номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены

картины жизни, повествования.

 

 Титульный лист автографа Баха с заголовком Missa

Форма мессы

I. Kyrie

1. Kyrie eleison — Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

2. Christe eleison — Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)

3. Kyrie eleison — Господи, помилуй. 4- голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)

II. Gloria

1. Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу. 5- голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

2. Et in terra pax — И на земле мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

3. Laudamus te — Хвалим Тебя. Ария (soprano II)

4. Gratias agimus tibi — Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)

5. Domine Deus — Господи Боже. Дуэт (soprano I, tenor)

6. Qui tollis peccata mundi — Взявший грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)

7. Qui sedes ad dexteram Patris — Сидящий одесную Отца. Ария (alto)

8. Quoniam tu solus sanctus — Ибо Ты Один свят. Ария (bass)

9. Cum Sancto Spiritu — Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

III. Credo

1. Credo in unum Deum — Верую во единого Бога. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

2. Patrem omnipotentem — Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)

3. Et in unum Dominum — И во единого Господа. Дуэт (soprano I, alto)

4. Et incarnatus est — И воплотился. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

5. Crucifixus — Был распят. 4- голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)

6. Et resurrexit — И воскрес. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

7. Et in Spiritum Sanctum — И в Духа Святого. Ария (Bass)

8. Confiteor — Исповедую [единое крещение]. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

9. Et expecto — И чаю [воскресения мертвых]. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.017 с.)