В эпоху барокко сложились 2 направления кантаты: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В эпоху барокко сложились 2 направления кантаты:



Духовная и светская

-Духовная «Stabat Mater» - Дж. Перголези ( 1735 )    Служит регентом капеллы «Санта Мария» в Лорето.

Stabat Mater — вдохновенное произведение, до сих пор занимающее почетное место в мировом концертном репертуаре. Это произведение долго не могло удовлетворить художника: он усиленно работал над переделками Stabat Mater вплоть до последних дней жизни.

С детства нервный и болезненный, композитор постоянно чувствует себя плохо — сказывается начинающаяся чахотка. Вскоре он отказывается от должности регента и переезжает в небольшое местечко Поццуоли близ Неаполя. Там он полностью посвящает себя духовной музыке. Одна за другой появляются кантаты, мессы, Магнификат, другие духовные сочинения, и, наконец,

  И.С.Бах   (сохранилось ок. 200) -Рождественская, Пасхальная; 6 мотетов, 186 хоралов;

- Светская – И.С.Бах: светские (24) – «Состязание Феба и Пана», «Умиротворенный Эол», «Охотничья», «Крестьянская», «Кофейная» и др.

 

С формирование оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли : хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением.

Кантата получила развитие благодаря Дж. Кариссими, который считается её творцом. С начала XVII века до конца XVIII, кантата для одного или двух сольных голосов в сопровождении бассо континуо (и, возможно, нескольких сольных инструментов) была основной формой итальянской вокальной камерной музыки

Оратория (ит. oratorio, от позднелат. oratorium – моленья, от лат. оrо – говорю, молю) – крупное многочастное вокально-симфоническое произведение для хора, певцов-солистов и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. В1645 году, слово «оратория» впервые появляется как обозначение формы концертной драмы в творчестве Дж.Кариссими.

Оратория занимает промежуточное положение между оперой и кантатой. С первой из них ее объединяют некоторые общие художественные тенденции, в частности, внимание к поэтическому тексту, раскрытию драматического сюжета, к одному типу музыкальной выразительности — сольному и хоровому пению с сопровождением. Кроме общих тенденций, оперу и ораторию роднит сходство музыкальных средств, форм и жанров, используемых в них. Это речитативы, сольные арии, ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды (вступления, вводящие в действие, марши, музыкальные картины изобразительного характера). Заметим, что опера и оратория развиваются на основе драматического сюжета.

Однако есть и существенные жанровые различия между ними.

Первое отличие. Если опера, по словам А.Серова, в равной степени принадлежит трем искусствам: музыке, драматической поэзии и пластическому проявлению ее в театре, то в оратории и кантате сценическое воплощение отсутствует, так как они являются концертными жанрами.  

Второе отличие оперы от оратории заключается в типе раскрытия драматического сюжета. Опера представляет собой показ событий, непосредственное действие героев, их отношение друг к другу. Иными словами, в опере все события происходят на сцене перед нашими глазами. Оратория же представляет собой рассказ об этих событиях, их описание. Повествовательный тип раскрытия содержания в ней главенствует, преобладает над драматическим действием. И последнее. Если в опере главное выразительное средство - сольное пение, то в оратории — хоровое, а сольные эпизоды имеют примерно то же значение, какое в большом живописном полотне, рисующем картину массового действия, приобретает отдельный образ.

Третье отличие. В основе оратории должна лежать большая и обобщающая идея. Главным действующим лицом ее обычно является народ. Оратории более свойственны народно-героическая тематика, выраженная сюжетность, преобладание крупного штриха, большая емкость, обобщенность образов героев, олицетворяющих общие черты человеческого характера, а нередко и всего народа. Не случайно под ораториальностью обычно понимается выражение массовости, народности «действия».

Для оратории характерна также эпическая драматургия со свойственными ей неторопливым, повествовательным типом развития, протяженностью одного эмоционального состояния, противопоставлением образов. Поскольку содержание оратории представлено, как правило, объемно, в нескольких измерениях, то основу ее композиции составляют монументальные формы, требующие соответствующих средств выражения. Отсюда общий ораторский пафос, яркие впечатляющие образы, зримость и броскость плаката, выразительная запоминающаяся мелодика, преобладание хоровых эпизодов над сольными, плотность музыкальной ткани, четкие, ясные формы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.004 с.)