Август Шлейхер (1821-1868). Натуралистическое направление в языкознании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Август Шлейхер (1821-1868). Натуралистическое направление в языкознании



АВГУСТ ШЛЕЙХЕР, профессор Иенского университета завершил целый период в языкознании. Его основные работы: "Морфология церковнославянского языка", "Руководство по изучению литовского языка", "О морфологии языка", "Компендий /сжатое суммарное изложение основных положений науки, исследования/сравнительной грамматики индоевропейских языков" /главный и систематизирующий труд/, "Теория Дарвина в применении к науке о языке", "Хрестоматия индоевропейских языков".

"БИОЛОГИЧЕСКАЯ" КОНЦЕПЦИЯ ЯЗЫКА. Термин "организм" в 19в. употреблялся очень широко - как обозначение целостности объекта исследования. В языкознании этого времени органическая природа языка истолковывалась различно; чаще всего как единство значения и отношения, выраженного в форме языка, его категориях и единицах. Шлейхер считал, что язык надо рассматривать как естественный организм, который живет так же, как организм природы. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ принцип предполагает признание следующих постулатов:

– язык существует вне воли человека, его нельзя изменить; он сам рождается, стареет и умирает;

– "жизнь языка" есть развитие, а не история;

– лингвистика должна быть основана на точном наблюдении организмов и законов их бытия, на полном подчинении исследователя объекту исследования.

Рассматривая язык как естественный организм, подчиняющийся тем же закономерностям функционирования и развития, что и прочие создания природы, А.Шлейхер стремился применить точные методы, выработанные в естественных науках, к изучению процесса развития языков и к их классификации. Идя по этому пути, он пытался определить строгие и устойчивые законы, приложимые ко всем языкам.

По мнению Шлейхера, основным содержанием лингвистики является:

– изучение языковой формы;

– типологическая и генеалогическая систематика языков.

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ. Сущность любого языка определяется, по Шлейхеру, тем, как выражены в нем значение /выражено в корне/ и отношение /выражено в суффиксе/. Положение, которое занимают относительно друг друга выражение значения и выражение отношения, Шлейхер называет ФОРМОЙ. Значение и отношение вместе образуют СЛОВО. На основе указанных положений Шлейхер предложил морфологическую классификацию языков. Допускается 3 типа комбинаций значения и отношения, и соответственно выделяется 3 морфологических класса /типа/ языков.

1. Изолирующие языки /китайский/ имеют только значение /корни/. Слово напоминает кристалл.

2. Агглютинирующие языки /узбекский, татарский/. В них выражаются значения и отношения. Слово распадается на части, но они не образуют тесно спаянного единства.

3. Флектирующие языки. Здесь в языке слово, передавая и значение, и отношение, является единством в многообразии составных элементов.

Например, русский язык: девушк-АМ - мн.ч.,дат.пад;

узбекский: киз-ЛАР-ГА мн. дат.

Морфологические типы языков, по мысли Шлейхера, есть проявление 3 ступеней развития:

1. Древнейшая форма, начало развития.

2. Средняя стадия развития.

3. Последняя ступень развития, заключающая в себе в сжатом виде элементы двух предшествующих.

ПРАЯЗЫК И ЕГО РЕКОНСТРУКЦИЯ. А.Шлейхер был первым лингвистом, который предложил ГЕНЕТИЧЕСКУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ индоевропейских языков.

Он считал, что невозможно установить общий праязык всех языков земного шара, существовало множество праязыков. Но родственные языки всегда происходят из одного языка-основы. Языки, происходящие из одного праязыка, образуют ЯЗЫКОВОЙ РОД /ЯЗЫКОВОЕ ДЕРЕВО/. Он делится на ЯЗЫКОВЫЕ СЕМЬИ /ЯЗЫКОВЫЕ ВЕТВИ/.

Задача компаративистики, по мнению Шлейхера, состоит в том, чтобы восстанавливать праформы на основе сохранившихся остатков индоевропейского языка в древних индоевропейских языках. В основу реконструкции звукового состава индоевропейского праязыка Шлейхер положил схему чередования гласных, разработанную древнеиндийскими учеными. Что касается морфологической характеристики, то здесь он занимал в основном позицию, близкую позиции Ф.Боппа. Шлейхер строго различал корень, основу, суффикс.Например, предполагаемую индоевропейскую форму творительного падежа, мн. числа /волками/ он считал возникшей из, а это слово из еще более древней формы. По мнению Шлейхера, в праязыке было 9 падежей и три рода.

В своем стремлении показать простоту и стройность индоевропейского праязыка Шлейхер зачастую прибегал к произвольному оперированию звуковыми изменениями, схематическому представлению морфологической структуры слова.Но значение работ Шлейхера не в конкретных реконструкциях, а в создании методики реконструкцию. Этот метод впоследствии широко применялся языковедами. Чтобы доказать верность своей реконструкции, Шлейхер написал басню на праязыке.

Результаты своих исследований в области отношений языков друг к другу и определения последовательности процессов их формирования Шлейхер представил в виде РОДОСЛОВНОГО ДЕРЕВА развития индоевропейских языков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.007 с.)