Заглянуть в мир опасности – значит в какой-то степени перестать бояться ее. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заглянуть в мир опасности – значит в какой-то степени перестать бояться ее.



М. Монтень

 

1. Что такое психологическая безопасность?

2. Что такое личность?

3. Когда стоит начать приступать к формированию ресурса сопротивляемости личности?

 

 

Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиями. Психологическая безопасность личности отражается в переживании ею своей защищенности и незащищенности в конкретной жизненной ситуации.

Психологическую безопасность рассмотрим в трех плоскостях:

- как процесс (психологическая безопасность создается фактически заново, когда встречаются участники социальной среды);

- как состояние, обеспечивающее базовую защищённость личности и общества;

- как свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействием.

Рассмотрим состояния психологической безопасности:

  1. Состояние стабильной психологической безопасности (устойчивости личности к внешним и внутренним воздействиям, устойчивость к психотравме).
  2. Отсутствие психологической безопасности (подверженность (обусловленная внутренними и внешними факторами) срывам в функционировании личности, проявляющимся в поведении и деятельности).
  3. Состояние неустойчивой психологической безопасности (как возможность перехода в первое либо второе состояние под воздействием внешних и внутренних факторов).

 

И.А. Баева: «Психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Безопасность означает наличие определённых условий, необходимых для жизни, развития и деятельности».

Социальная среда есть совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении всего жизненного пути.

И.А. Баева: «Когда следует начинать работу по созданию психологической

безопасности в человеческих отношениях и формированию ресурса сопротивляемости личности?».

Личность — это системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

Понятие «ресурс» определяется как вспомогательное средство, возможность, к которой можно обратиться в случае необходимости. Ресурсами можно назвать те средства, к которым человек обращается в экстремальных ситуациях для преодоления их разрушающего воздействия и сохранения собственной целостности.

Различают два класса ресурсов: личностные (психологические) и средовые (социальные), или же внутренними и внешними ресурсами.

Личностные ресурсы включают ряд характеристик и свойств личности человека.

  Средовые ресурсы отражают доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социума.

К внешним ресурсам относят психологическую поддержку социального окружения, факторы, способствующие самореализации и адаптации, факторы, поддерживающие самооценку личности.

К внутренним ресурсам чаще всего относят следующие личностные особенности: ориентация на цели, выводящие личность за пределы ситуации и личных интересов (нравственные ценности), особенности эмоционально-физиологической реактивности, социально-психологические особенности личности, особенности интеллекта, опыт удачных/неудачных попыток, отношения личности, сознание (вера, принадлежность к группе и пр.), эмоции и чувства, познание и опыт, поведение и деятельность, доминирование черт характера, равновесие эмоциональной сферы, адекватность отражения окружающей действительности (познавательная сфера), тип нервной системы, опыт, навыки поведения и действия, уровень развития познавательных структур. Кроме того, возраст и пол, этническая принадлежность также рассматривается как ресурс сопротивляемости.

С точки зрения научного подхода начинать работу по созданию психологической безопасности в человеческих отношениях и формированию ресурса сопротивляемости личности возможно с момента вхождения ребенка в организованную образовательную среду (с дошкольного образовательного учреждения). Можно утверждать, что «дедовщина»

начинается с детского сада, если там отсутствует психологическая безопасность образовательной среды. Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека, порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним.

Внешним, когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершается то, что называют нарушением дисциплины, «актом неповиновения».

Внутренним, когда есть уход от контактов, самобичевание, аутоагрессия.

Эмоциональное длительное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уход из среды, где человек подвергался насилию.

  1. Методы психологического воздействия

1. Что такое психологическое воздействие?

2. Механизмы психологического воздействия: заражение, внушение, убеждение, внушение, подражание.

 

Психологическое воздействие – изменение установок или формирование определенного взгляда на вещи, осуществление сдвига в системе ценностей партнера. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы использовались: заражение, внушение, убеждение, внушение, подражание.

Заражение – самый древний механизм воздействия. Передача определенного эмоционального, психического настроя от одного человека к другому, основано на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т.п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем мощнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства под влиянием эмоционального транса оратора.

Внушение (суггестия), может быть также индивидуальным или групповым и происходит на сознательном или бессознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи,

действия, чувства, что они непроизвольно становится как бы его собственными.

Внушение основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор должен не пребывать в эмоциональном трансе, а находиться в рассудочном состоянии, быть уверенным и авторитетным.

Внушение основано на авторитетности источника информации: если внушающий не обладает авторитетом, то внушение обречено на провал.

Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только словом, но это сообщение носит сокращенный характер и обладает усиленной экспрессией. Очень велика здесь роль интонации (эффективность на 90% зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).

  Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации. Внушаемости поддаются люди со слабой нервной системой и с резкими колебаниями внимания. Также более податливы внушению те, у кого преобладает первая сигнальная система.

Рассмотрим три основные формы внушения:

- гипнотическое внушение (в состояние гипноза);

- внушение в состоянии релаксации – мышечной и психической расслабленности;

- внушение при активном состоянии, когда человек бодрствует.

 

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и на использование эмоционального переноса. Прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новое связывается с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек относится эмоционально положительно, чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и негативного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается).

Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считают, что…») снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

 

Подражание — сложное динамическое свойство. Его возможные проявления — от слепого копирования поведения, жестов, интонации до сознательного, мотивированного подражания.

Условия подражания:

- наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку – объекту подражания;

- меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания;

- ясность, выразительность, привлекательность образца;

- доступность образца, хотя бы отчасти;

- сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

 

Убеждение — это аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые не развиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.

Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия таковы:

  1. Убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей.
  2. Она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры.
  3. Необходимо анализировать факты, известные слушателям.
  4. Убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает.

 

  1. Влияние на поведение других через воздействие на установки личности.

Установки – это убеждения или чувства, способные влиять на наши реакции. Если мы убеждены, что некий человек нам угрожает, то можем чувствовать к нему неприязнь и поэтому действовать недружелюбно.

Традиционно установку определяют, как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи.

Социально-психологические установки — это состояние психологической готовности, складывающийся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека на те объекты и ситуации, с которыми он связан и которые социально значимы.

Рассмотрим четыре функции установок:

  1. Функция приспособления. Она связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде, и поэтому личность приобретает положительные установки к полезным, позитивным, благоприятным для себя стимулам, ситуациям, и отрицательные – к источникам неприятных, негативных стимулов.
  2. Эгозащитная. Она связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, вследствие чего человек приобретает отрицательную установку к тем лицам, действиям, которые могут послужить источником опасности для целостности личности. Отрицательная оценка значимого лица может привести к снижению самооценки, поэтому мы склоны формировать отрицательную установку к этому человеку. При этом ее источником является не сами по себе качества человека, а его отношение к нам.
  3. Ценностно - выразительная. Она связана с потребностью в личностной устойчивости и заключается в том, что положительные установки, как правило, вырабатываются по отношению к представителям аналогичного с нашим личностного типа (при том, что мы оцениваем таковой положительно). Если человек считает себя сильным, независимым, то позитивно отнесется к таким же людям и достаточно прохладно или даже отрицательно – к противоположному типу.
  4. Функция организации мировоззрения. Установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире; каждый человек имеет определенные о нем представления, часть – научного характера, часть обыденного. Все эти знания образуют систему.

Дэвид Майерс: «Установки — эффективный способ оценки мира. Когда нам нужно быстро отреагировать на что-то, чувство, которое это «что-то» вызывает у нас, способно направить нашу реакцию. Например, человек, убежденный, что представители данного этноса ленивы и агрессивны, может испытывать к ним антипатию и совершать по отношению к ним дискриминационные поступки. Оценивая установки, мы обращаемся к одному из следующих трех параметров: чувствам, действиям, мыслям. Изучение установок близко существу социальной психологии и было одним из первых объектов ее внимания. Исследователей всегда интересовало, в какой мере наши установки влияют на наши поступки».

В социально-психологических исследованиях на Западе многими исследователями (М. Шериф и X. Кэнтрил, Г. Олпорт и др.) было выявлено существование двух видов социальных установок — аттитюдов. Первый вид соответствует традиционным представлениям об аттитюдах, как об установках, формирующихся в результате вербальных воздействий и проявляющих себя также в вербальной сфере (высказывание определенных взглядов, мнений, отношений и т. д.). Второй вид составляют аттитюды, не поддающиеся вербальным воздействиям и остающиеся стабильными в течение длительного времени. Было сделано заключение, что данные аттитюды входят в структуру человеческого «я» и обусловливают ее индивидуальность.

в 1964 г. Лион Фестингер, внес существенный вклад в социальную психологию, пришел к следующему выводу: свидетельства в пользу того, что изменение установок приводит к изменению поведения, отсутствуют. По мнению Фестингера, все как раз наоборот: «наше поведение — это лошадь, а установки — телега».

Теория когнитивного диссонанса, предложенная Л. Фестингером, считается в психологическом мире одной из самых важных теорий когнитивного соответствия. Эта теория исходит из того, что индивид испытывает давление в направлении соответствия. Теория диссонанса рассматривает несоответствие между установками индивида и его поведением. Когнитивный диссонанс определяется как состояние дискомфорта, испытываемое индивидом, когда его поведение не соответствует его установкам. Диссонанс создает психологическое напряжение, и индивид ощущает определенное давление, побуждающее его ослабить это напряжение или избавиться от него. Если индивид не может отказаться от каких-либо своих действий (например, привычек), которые не согласуются с его установками, то основной способ ослабления диссонанса для него состоит в том, чтобы изменить собственные установки. Состояние диссонанса также мотивирует индивида избегать информации, которая может его увеличить. Ослабление напряжения означает восстановление консонанса (согласия). При этом Фестингер отмечал, что люди будут стремиться уменьшать несоответствие

между своими установками и поведением только втех случаях, когда речь идет о важных для них вещах.

Ситуационные факторы, влияющие на поведение человека, которые чаще всего упоминаются при изучении взаимосвязи установок и поведения:

1) Влияние на поведение человека установок и норм других людей (влияние значимых других и групповое давление). Человек, желающий быть в согласии с группой, с другими людьми, может поступиться своими аттитюдами и вести себя так, как этого хочет большинство. В этом случае поведение человека может определяться не своими, а чужими установками. Не менее знаменитый эксперимент С. Милграма показал, что люди вопреки своим убеждениям, ценностям и установкам могут причинять боль другим, следуя установке экспериментатора. При этом влияние окружающих людей непостоянно и может изменяться в зависимости от ситуации.

2) Отсутствие приемлемой альтернативы.

Помимо социальных факторов, на связь установок и поведения могут влиять и такие переменные, как отсутствие приемлемой альтернативы, а также воздействие непредсказуемых событий. Отсутствие приемлемой альтернативы заключается в том, что несоответствие установки и поведения определяется невозможностью реализовать установку на практике, в реальности. Так, например, люди могут быть вынуждены покупать те товары, к которым испытывают негативное отношение, поскольку других просто нет.

3) Воздействие непредсказуемых событий.

Воздействие непредсказуемых событий заключается в том, что неожиданная ситуация заставляет поступать человека иногда даже вопреки своим аттитюдам. Например, одинокий человек, который не любит свою соседку (отрицательный аттитюд), заболев, вынужден обращаться к ней за помощью.

4) Нехватка времени.

Наконец, еще один ситуативный фактор, способный изменить связь «установка—поведение» — это нехватка времени, вызванная занятостью человека или попыткой решить им сразу несколько задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.004 с.)