Основные направления поддержки среднего бизнеса в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления поддержки среднего бизнеса в РФ



 

Пути решения перечисленных выше проблем в развитии диалога среднего бизнеса с Правительством, в партнёрстве с государством в широком смысле. Необходимо доказательно продемонстрировать Правительству, что именно в среднем бизнесе сосредоточен максимальный потенциал развития и модернизации экономики страны. Предлагается рассматривать следующие направления работы:

.   Налоговое планирование

В данной области главным для среднего бизнеса сегодня является не величина налоговых ставок, а возможность предприятий увеличить свой капитал и сформировать необходимый объём собственных и заёмных средств для инвестиций в модернизацию производства и повышение конкурентоспособности продукции. В российском налоговом законодательстве вообще отсутствуют положения, направленные на:

·   стимулирование инвестиций в основные фонды,

·   ускорение амортизации в целях технологического обновления,

·   снижение энергоёмкости,

·   создание рабочих мест в регионах с избытком рабочей силы,

·   повышение материальной ответственности налоговых органов за намеренное или ошибочное завышение налоговых сборов, невозврат (и несвоевременный возврат) налоговых переплат, что в масштабах страны наносит огромный ущерб формированию капитала предприятий, особенно - обеспеченности среднего бизнеса оборотными средствами.

.   Снижение уровня административного (и «силового») давления

Основными направлениями формирования в России благоприятной деловой среды в данной области является:

·   прекращение характерной для последних лет практики применения заключения под стражу подозреваемых в экономических преступлениях, превратившейся в способ давления на бизнес и вымогательства со стороны правоохранительных органов (в первую очередь необходима замена такой практики на систему залогов контроля перемещения),

·   реальное сокращения числа и продолжительности проверок предприятий контрольными органами, введение материальной ответственности чиновников за незаконные проверки,

·   сокращение объёмов обязательной отчётности бизнеса перед контролирующими органами и предоставление предприятиям безусловного права подачи большей её части в электронном виде в целях сокращения непроизводственных издержек.

.   Государственное финансирование прикладной науки и помощь бизнесу в наукоёмких отраслях

Не смотря на декларирование планов модернизации и создание государственных институтов финансирования наукоёмких и технологически прогрессивных бизнесов и проектов, доступ к инвестициям и кредитам (от Роснано, Венчурной Корпорации, Сколково и т.п.) у подавляющего большинства российских компаний просто отсутствует. Условия и процедуры проведения конкурсов на выделение финансирования сформулированы так, что они в лучшем случае могут обеспечить выполнение двух функций:) предоставление денег в проекты, принадлежащие крупнейшим российским и зарубежным компаниям;)  некоторые гарантии предотвращения хищений государственных средств. Никаким критериям выбора перспективных технологических проектов, принятым в США и странах Западной Европы эта практика не отвечает. Даже в СССР предприятиям было проще получить финансирование при наличии новых технологий.

.   Государственное планирование (участие государства в крупных проектах и развитии инфраструктуры)

Средние предприятия, в отличие от крупных, не могут планировать своё развития, основываясь в основном на собственных ресурсах. Для формирования собственных планов (размещения производства, привлечения персонала, использования транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры и др.) средним предприятиям необходимо сотрудничество с государственными ведомствами, отвечающими за размещение производительных сил, социальное развитие. Бюджетное финансирование и кредитование инфраструктурных и иных крупных проектов необходимо на практике увязывать с обязательными закупками отечественного оборудования и комплектующих, а при их отсутствии - с созданием на территории РФ производств на основе передовых иностранных технологий. Во всех крупных развивающихся экономиках, переживавших модернизацию в последние 20 - 30 лет (КНР, Индия, Бразилия) для этого применялись специально созданные институты государственного планирования, разрабатывавшие целевые программы и контролировавшие их исполнение.

Для восстановления и развития многих отраслей необходим «выборочный протекционизм» в области импорта, проводимый путём продуманной политики национальных стандартов и госзакупок. Это позволит защитить не только высокотехнологические отрасли, но и многие другие (что подтверждается резким подъёмом производства текстильных изделий после закрытия «Черкизона», если, конечно, эта статистика не является результатом обычного мошеннического оформления ввезённых из КНР товаров, как произведённых в стране).

При отсутствии в России даже остатков прежней советской системы управления технологическим развитием экономики, (если не считать крайне ослабленные за последние 20 лет органы госстатистики и стандартизации), единственным выходом в сложившейся системе хозяйствования является - создание Министерства по научному и технологическому развитию с самыми широкими полномочиями. Такой орган сможет выполнять функции, аналогичные функциям подобных ведомств в КНР 90-х или Японии 70-х, если он будет наделён полномочиями управлять частью госкорпораций финансировать их, определять условия ведения бизнеса в приоритетных отраслях (таможенный режим, нормы амортизации и др.). Правда, создание такого органа неизбежно «упрётся» в сопротивление ряда экономических ведомств и в нехватку кадрового потенциала.

.   Широкая социальная и идеологическая поддержка бизнеса государством

Несмотря на кажущуюся малозначимость данного вопроса на фоне экономических и административных проблем, стоящих перед российским бизнесом, без внимания Правительства и лично президента страны к статусу предпринимателя, в обществе развитие экономики страны будет затруднено растущим фактором социального напряжения в широких слоях общества. В сегодняшней социальной обстановке, при рекордном по мировым стандартам разрыве между богатыми и бедными, образ предпринимателя становится всё более негативным при пассивном участии в этом государственных органов. «Известными бизнесменами» в РФ являются руководители госкорпораций или часто упоминаемые предприниматели со скандальной репутацией (либо репутацией нуворишей, строящих дворцы, яхты и т.п.). Публично высказываемая российскими предпринимателями позиция по хозяйственным или политическим вопросам становится известна, главным образом, если она исходит от бизнесменов, обвинённых в хищениях и мошенничествах, и проявляющих активность ввиду попадания в тюрьму или иммиграцию. Никто не пропагандирует успехи предпринимателей, действительно добившихся высоких производственных показателей, создавших рабочие места и новые технологии (как исключение, можно привести журналы «Forbs» и «Эксперт», но на телевидении и в других массовых СМИ таких тем нет). В результате, государство, фактически добилось отношения «народа» к «бизнесу», как в период свёртывания НЭПа, хотя в сегодняшней России оно ликвидировать бизнес вроде бы не собирается.


Заключение

В настоящее время очевидно, что расслоение в обществе и не то что рост, а падение жизненного уровня населения не только сокращает социальные основы дальнейших экономических преобразований, но и усиливаются угрожающие факторы экономической безопасности страны, они оказывают дестабилизирующее воздействие на макроэкономические показатели социально-экономического развития России. Выделим только некоторые из них:

·   структура экономики и использование факторов экономического роста;

·   динамика равновесия на рынке труда и потребительском рынке товаров и услуг;

·   характер экономического развития, инвестиционная активность и конкурентная предпринимательская среда;

·   уровень благосостояния и качество жизни населения;

·   отечественное производство и зависимость от импорта.

Сложившееся положение свидетельствует о крайне отрицательных результатах по всем перечисленным показателям. Многое зависит от позиций и стратегических приоритетов, деловой активности предпринимательского корпуса на современном этапе реформирования российской экономики, государственных институтов и общества в целом. По иному и быть не должно, поскольку речь идет о дальнейшей судьбе страны и судьбе самих предпринимателей. Сегодня альтернативы нет. И как показывает отечественный и мировой опыт, хотя исправление ошибок всегда идет намного труднее, я глубоко уверена в том, что наше государство в лице президента и правительства найдут в себе мужество и наконец-то повернутся лицом к бизнесу.


Список литературы

Лунева А.М. «Предпринимательство и бизнес»

Самарина В.П. «Основы предпринимательства»

Савкина Р.В. «Организация предпринимательской деятельности»

<http://lib.rus.ec/b/204535>

<http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=133973>

<http://lib.rus.ec/b/165887>



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.209 (0.013 с.)