Проблемы развития средних предприятий в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы развития средних предприятий в России



 

В России, по оценкам правительства, доля малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП составляет примерно 16-18%. (5 лет назад она не превышала 12%). Это - не только самый низкий показатель среди крупных экономик мира, но и худший показатель для всех стран с «экспортно-сырьевой» экономикой или моделью развития.

 

Таблица 2.1 Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в разных странах

Государство Доля в ВВП Доля в занятости
США ~ 50% ~ 50%
Страны ЕС 50-70% 50-70%
Япония >50% >80%
КНР >60% >80%
Южная Корея ~50% >80%
Бразилия >60% ~ 65%
Индия < 20% ~ 65%
Турция ~25% ~65%
Египет ~25% >80%
Российская Федерация <17% < 50%

При этом, если в указанных выше зарубежных странах в малом и среднем бизнесе занято от 65 до 80% трудоспособного населения (кроме КНР), то в Российской Федерации этот показатель составляет менее 50%. Таким образом, с учётом доли данного сектора в экономике, можно констатировать, что на одного занятого в малом и среднем бизнесе в РФ приходится меньшая доля в ВВП, чем в большинстве стран мира - от развитых экономик до экспортёров сырья. Является ли это следствием «унаследованной» от СССР структуры распределения основных производственных фондов, высокой доли «теневых» доходов в выручке малых и средних предприятий или дело в незаинтересованности последних инвестировать в технологии, повышающие производительность труда? Существенное значение имеют все указанные и некоторые другие причины. Важно оценить, какими средствами можно добиться ускорения роста ВВП и создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, помогая малому и среднему бизнесу в РФ.

Сегодня, между крупнейшими 400 предприятиями России (выручка которых в 2010 году - свыше 11 миллиардов рублей или более 400 миллионов долларов) и остальными почти 5 тысяч «крупных» предприятий с выручкой примерно от 35 до 400 млн. долл., существуют огромные различия в условиях для ведения бизнеса и государственной поддержки. Фактически, предприятия, относимые к «крупным», но находящиеся за пределами списка 400 крупнейших, как и «средние» по формальным критериям предприятия, в современной экономике РФ могут рассматриваться, как единая категория «Среднего бизнеса» по следующим причинам:

•предприятия (условно «средние» или «крупные» за пределами первых 400) являются в основном предприятиями с негосударственной собственностью и управляются, как независимые компании в условиях жесткой рыночной конкуренции (если не рассматривать те из них, чьи контрольные пакеты акций переданы в «госкорпорации»);

•такие предприятия, как правило, не имеют достаточных источников финансирования, связанных с государством и принадлежащими ему банками (СБ, ВТБ, ВЭБ), т.к. они работают вне системы «ручного управления» и не входят в число гарантированных подрядчиков государства. Ввиду недостаточного объёма активов и выручки они также не имеют доступа к рынкам капитала, т.е. не могут рассчитывать на размещение своих ценных бумаг на внутреннем и внешнем рынках в ближайшие годы. Тем самым они, в отличие от крупнейших предприятий, не могут осуществлять достаточные для своего развития инвестиции;

•такие предприятия в большинстве случаев являются объектами наиболее пристального внимания со стороны фискальных и других контролирующих органов (т.е. - намного больше, чем малый бизнес), не обладая при этом существенным административным ресурсом для «защиты бизнеса» и не будучи интегрированными в государственные программы или проекты. Обладая намного большими возможностями (нанимать юристов, привлекать налоговых экспертов, лоббировать свои интересы во властных структурах и др.), чем малый бизнес, такие предприятия, тем не менее, подвержены наиболее сильному фискальному и административному давлению и находятся в худших условиях, чем малый бизнес.

Результатом политики, проводившейся с начала 1990-х годов в отношении среднего бизнеса (точнее - полного отсутствия политики его поддержки со стороны государства, активно «помогавшего» крупнейшим компаниям, на финансовую и политическую поддержку оно рассчитывало со времён приватизации) стало постепенное исчезновение ряда важнейших отраслей российской экономики (в лёгкой промышленности, например) и сокращение доли средних предприятий в российской экономике до минимального уровня.

Основными проблемами, характерными для независимых средних предприятий России и тормозящих их развития, являются:

Для производственных предприятий:

1. Производительность труда. По оценкам McKinsey, неэффективная организация труда снижает производительность, в зависимости от отрасли, на 30-80%. Неэффективность возникает из-за наличия ненужных функций и процессов, а так же из-за низкой автоматизации труда. Автоматизированные функции в большинстве своем были введены еще в СССР, и их обслуживание требует дополнительных трудозатрат ввиду их физической изношенности.

.   Физически изношенные и морально устаревшие основные фонды. Большинство средних предприятий стали независимыми в результате приватизации, и работают на основных производственных фондах, доставшихся им от государства, т.е. созданных в 1970-80-е гг., причём в рамках технологических цепочек, характерных для плановой экономики СССР. Сегодня эти предприятия обладают активами не только устаревшими физически, но морально, с неоптимальной структурой: им требуются избыточные производственные площади и энергетические мощности, энергоёмкое оборудование и др.

.   Обновление основных производственных фондов было и остаётся практически невозможным. Из-за отсутствия доступа к долгосрочному финансированию, обусловленного недостаточными размерами предприятий, а также высокой стоимости финансирования, средние предприятия производственной сферы смогли вкладывать в расширенное и простое воспроизводство основных фондов намного меньше, чем крупнейшие компании (в основном - сырьевые и телекоммуникационные).

.   Норма прибыли для средних производственных предприятий - самая низкая среди секторов российского бизнеса: по сравнению с 20-50% операционной прибыли в сырьевом секторе (где большинство предприятий являются крупными) средние производственные предприятия до кризиса имели прибыль в пределах 5 - 10% (* по данным Минфина), а сегодня имеют отрицательную или близкую к нулю рентабельность. В малом бизнесе, где основные фонды составляют меньшую часть капитала, кредитное финансирование используется реже (т.е. на уплату % уходит относительно меньшая часть выручки), а цикличность производства не вынуждает длительное время работать с убытками, норма прибыли также выше, чем у средних предприятий (в тех же отраслях).

Для предприятий сферы услуг:

1. Размеры российских торговых, финансовых и сервисных компаний - главный тормоз их роста. Незначительные масштабы «сетевых» предприятий сферы услуг (розничной торговли, страхования, общественного питания, туристического и гостиничного бизнеса, техобслуживания и т.п.) не позволяют им успешно конкурировать с глобальными сетями, открывающими свои филиалы в РФ. Это является главным препятствием не только для сохранения доли национального капитала в данной сфере, но и ведёт к монополизации рынков иностранными торговыми (сервисными) сетями, а, следовательно, - к росту цен, вымыванию товаров отечественного производства, и перетоку основной массы прибыли за рубеж из многих отраслей российской экономики.

.   Конкуренция со стороны незаконно произведенных или импортированных товаров, поставляемых на рынок и реализуемых в розницу по ценам, не включающим обусловленные законом платежи, взимаемые с легально работающих бизнесов: Нелегальные «Черкизоны», работающие под их «крышей» сотни тысяч мелких торговцев (в большой степени - иностранных) и закрывающие глаза на их деятельность органы власти наносят ущерб обществу и экономике не только неуплатой налогов и пошлин, но и негативным воздействием на легальные каналы дистрибуции товаров. Сокращение товарооборота и закрытие многих российских розничных сетей в ходе кризиса происходило параллельно с существенным повышением доли нелегальных и полулегальных торговцев в розничном обороте в РФ.

.   Отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, особенно разветвленной сети автомагистралей высокого качества не позволяет розничным торговым сетям и логистическим компаниям эффективно управлять товарными запасами, и тормозит развитие данного вида бизнеса.

Для предприятий всех отраслей, относимых к «средним»:

1. Повышенная социальная нагрузка. Даже не очень большие предприятия во многих случаях являются крупными работодателями в своих населённых пунктах и вынуждены поддерживать определённый уровень занятости, в т.ч. - при отрицательной рентабельности.

.   Административное давление, неэффективная нормативно-правовая база и непоследовательное ее применение. Выполнение требований регулирующих и контролирующих органов, отнимают много времени и сил. По количеству и объёму проверок, по численности контролирующих органов на душу населения, РФ уже превосходит другие экономики мира. Законодательные ограничения на количества проверок не дают результатов, т.к. не сопровождаются изменениями в практике работы контролирующих органов, персонал которых уже превратился в своеобразный «класс общества», живущий исключительно за счёт дополнительного «планового» и коррупционного изъятия основной части прибыли из отечественного бизнеса. Основная часть этой нагрузки приходится именно на средний бизнес, который (в отличие от мелкого бизнеса) располагает достаточными активами, составляющими объект перманентного незаконного (рейдерского, коррупционного) изъятия, но не имеет возможности защититься от административного давления на высоком региональном или федеральном («политическом уровне) в отличие от государственных и крупнейших частных компаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.141 (0.008 с.)