Глава 4. Основные психопатологические 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Основные психопатологические



СИМПТОМЫ

Симптомы нарушения моторики

Развитие моторной (двигательной) сферы претерпевает изменения в процессе развития ребенка, что необходимо учитывать при оценке ее развития в данный возрастной период. Кроме того, выделяется так называемая «мелкая моторика», имеющая свои периоды формирования.

Симптомы нарушения моторики обычно тесно связаны с различными продуктивными (аффективные, галлюцинаторные, бредовые и т.д.) или негативными расстройствами (например, со слабоумием). Расстройства моторики с постоянством сопровождают патологию мыш­ления и речи. По этой причине для определения отдельных форм расстройств моторики используется понятие «пси­хомоторный» -психомоторное возбуждение, психомоторное торможение.

Наряду с двигательными расстройствами, имеющими тесную связь с психопатологическими симптомами, достаточно часто встречается патология моторики, обусловленная преимущественно или в значительной степени неврологическими поражениями - двигательные расстройства при ДЦП, эпидемическом и иных формах энцефалитов, опухолях мозга и др. В этих случаях для характеристики двигательных расстройств используют терминологию, принятую в клинике нервных болезней - тремор, тик, гиперкинезы, миоклония и т.д.

Выделяют три формы двигательных (психомоторных) нарушений гиперкинезию, акинезию и паракинезию.

Двигательное возбуждение (гиперкинезия ). Гиперкинезия - это усиление и ускорение двигательной активности. В легких формах гиперкинезий движения последовательны, правильны, взаимосвязаны. Поведение в целом сохраняет целенаправленность и представляется мотивированным, наблюдается лишь оживление мимики, большая выразительность и большее разнообразие движений. С утяжелением гиперкинезий движения теряют свои оттенки, становятся более простыми и вместе с тем резкими и порывистыми, как бы судорожными, а поведение - беспорядочным и немотивированным. При резкой степени гиперкинезий движения приобретают хаотичность. В них могут исчезать целостные двигательные акты, появляются движения, напоминающие, например, гиперкинезы, и возбуждение принимает видимость неврологического нарушения. Гиперкинезия в тяжелых формах может сопровождаться регрессом поведения: больные рычат, лают, передвигаются на четвереньках и т.д. В тяжелых случаях гиперкинезий нередко исчезает всякая речь, т.е., возбуждение может стать «немым».

На особенности проявлений двигательного возбуждения оказывает влияние возраст. У детей часто наблюдаются такие особенности, как гримасничанье, бег по кругу, однообразное раскачивание корпусом, разбрасывание предметов и т.д. В старческом возрасте двигательное возбуждение нередко принимает характер суетливой деловитости, проявляющейся поступками, отражающими фрагменты прошлой бытовой деятельности, а речевое возбуждение может ограничиться лишь отдельными стереотипно повторяющимися словами, выкриками или короткими фразами.

Моторное возбуждение в сравнительно редких случаях может одно исчерпывать клиническую картину, но обычно оно сочетается с самыми различными психопатологическими расстройствами - аффективными, бредовыми, галлюцинаторными нарушениями, состояниями помрачения сознания, с различными по глубине состояниями слабоумия, поэтому при определении характера психомоторного возбуждения его часто квалифицируют в соответствии с психопатологическим состоянием, в структуре которого оно возникает. Так, выделяют маниакальное возбуждение; возбуждение, возникающее при депрессиях, сопровождаемых тревогой и страхом; возбуждение кататоническое, истерическое и др. Особенности возбуждения и его видоизменение на протяжении болезни очень часто являются важным критерием прогноза заболевания как в отношении выздоровления, так и в отношении жизни больного.

Гиперкинезии часто сопровождаются неправильными действиями больных по отношению к самим себе (отказ от еды, самоизувечение, са­моубийство и т.д.) или к окружающим. По отношению к последним боль­ные могут проявить, в частности, агрессию.

Чаще двигательное возбуждение ограничено во времени и продол­жается минуты-дни. В то же время оно может неоднократно повторяться. В некоторых случаях двигательное возбуждение непрерывно длится недели и месяцы, лишь меняясь в своей интенсивности. Выраженное непрерывное двигательное возбуждение часто сопровождается отчетливыми вегетативными расстройствами.

Двигательное торможение (гипокинезия и акинезия). Акинезия этополное исчезновение произвольных и автоматизированных движений - обездвиженность. Если существует неполная обездвиженность, то говорят о гипокинезии. Для обозначения состояний акинезии и гипокинезии используются термины «ступор» и «субступор». Как правило, эти термины, особенно термин «ступор», сочетаются с определениями, отражающими то психопатологическое расстройство, на фоне которого возникает обездвиженность – депрессивный ступор, галлюцинаторный ступор и т.д. (См. в разделе «Психопатологические синдромы»).

В ряде случаев для характеристики ступора используется определение, отражающее нозологическую природу заболевания - ступор эпилептический, ступор реактивный и т.д. Длительные и интенсивные в своих проявлениях состояния акинезии сопровождаются выраженными соматическими, в первую очередь вегетативными рас­стройствами.

Паракинезии. Термином «паракинезии» обозначают:

а) мимические и двигательные реакции больного, не соответствую­щие данной ситуации; чаще всего подобные расстройства обозначаются термином «манерность»;

б) двигательные нарушения в форме стереотипии или же проявляю­щиеся повторением в той или иной форме речи, движений или поступков окружающих больного лиц - так называемые эхо-симптомы — эхолалия, эхо-мимия, эхопраксия, эхография.

Паракинезии чаще всего встречаются при шизофрении, тяжелых степенях олигофрении (имбецильность, идиотия) и деменциях, обусловленных атрофическими процессами.

Припадки. Под припадком понимают внезапно возникающее кратковременное, обычно многократно повторяющееся, четко ограниченное во времени болезненное состояние (потеря сознания, судороги и др.).

Наиболее часто встречаются судорожные припадки. Судорожные припадки могут быть при эпилепсии, истерии, сосудистых поражениях мозга, травме; могут быть проявлением эпилептического статуса. При этом могут быть судороги или застывание. Происходит мгновенное падение мышечного тонуса, наступает молниеносная судорога.

Большой судорожный припадок. Характерен для эпилепсии. В развитии этого припадка различают стадии: предвестников, ауры, фазы тонических и клонических судорог, постприпадочной комы, переходящей в сон. Подробная характеристика ауры дана в главе «Эпилепсия».

Абортивные припадки развиваются в той же последовательности, но одна из фаз – тоническая или клоническая – выпадают.

Малый припадок. К малым припадкам относят типичные абсансы, пикнолептические, миоклонические и акинетические приступы.

Эпилептические припадки могут быть односторонние (Джексоновские) при сохраненном сознании.

Пикнолептический припадок характеризуется мгновенным застыванием, выключением сознания, бледностью, ретропульсивными движениями, закатыванием глазных яблок, запрокидыванием головы.

Акинетический припадок протекает с потерей сознания, падением и обездвиженностью с сохранением мышечного тонуса.

Катаплексический припадок – мгновенное падение мышечного тонуса. Может возникнуть в связи с аффективным состоянием. Сознание не выключается, воспоминания сохраняются.

Истерический припадок возникает в связи с психической травмой. Сознание при этом грубо не нарушено, имеется только аффективная суженность сознания. Падение обычно осторожное, без повреждений. Продолжительность припадка более длительная. Движения во время припадка размашистые, с демонстративными позами. Реакция зрачков на свет сохраняется.

У детей чаще всего припадки проявляются в виде оральных автоматизмов. Это приступы глотания, жевания, сосания, которые сопровождаются нарушениями сознания. Подробнее о других видах припадков см. в главе «Эпилепсия».

 

 

4.2. Расстройства речи

Важнейшее качество психики - речевое общение, речь. Речь имеет психомоторный характер. В механизме речи имеют значение периферический и центральный отделы. В произношении звуков участвует периферический отдел - голосовые связки, органы артикуляции и дыхание (моторная функция), в регулировании и управлении речью участвуют центральные механизмы. В речи различают звуки и смысл.

В психопатологии рассматриваются нарушения речи, связанные с патологией психических функций вследствие врожденной или приобретенной патологии головного мозга (приводятся в данной главе). Эти формы более подробно, а также другие, не связанные непосредственно с психическими заболеваниями (нарушения звукопроизношения, нарушения голоса, нарушения речи вследствие дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата, нарушения речи, связанные с патологией слуха и др.) рассматриваются в соответствующих разделах логопедии и сурдопедагогики.

1. Нарушения речи, обусловленные органическим поражением мозга, при которых страдают в первую очередь сенсорно-моторные «инструменты» речи.

2. Нарушения речи, обусловленные невротическими состояниями.

3. Нарушения речи, обусловленные психопатологическими расстройствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.007 с.)