Глава 3. Возрастные Этапы развития психики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Возрастные Этапы развития психики



Для того, чтобы сделать правильный вывод о состоянии психических функций, необходимо знать возрастные этапы их становления. Каждый возраст имеет свои особенности, поэтому и заболевания проявляются по-разному в разном возрасте.

Закладка нервной системы происходит во внутриутробном периоде. Развитие нервной системы происходит в период внутриутробного развития (пренатальный онтогенез) и после рождения ребенка (постнатальный онтогенез).

Генетическая информация, заложенная в яйцеклетке, определяет дальнейший процесс развития. В формировании психики имеет значение как генетически заложенная информация, так и состояние среды, в которой находится ребенок. Человек - существо незрелорождающееся. Психический облик со всеми человеческими качествами он приобретает в ходе непрерывно усложняющихся условий внешней среды. Созревание психики представляет собой сложный процесс, который завершается в общих чертах лишь к 20-22 годам. Таким образом, и психические заболевания могут быть в основном лишь наследственно обусловлены, то есть, изначально может иметь место какой-либо генетический дефект, который потом, в определенных условиях среды, может трансформироваться в психическое заболевание.

В настоящее время внимание многих психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства, так как первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка и его психическое здоровье.

Закономерности развития психики. Развитие психики у ребенка - не гладкий процесс равномерного усложнения. Каждый этап развития завершается формированием принципиально новых качеств, которые становятся основой для развития следующего этапа. Этапы формирования психики ребенка условно можно разделить на следующие: моторный - до 1 года, сенсомоторный - до 3 лет, аффективный - с 3 до 12 лет, идеаторный - с 12 до 14 лет.

Для детей раннего возраста характерен быстрый темп развития организма, в том числе и функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом, однако уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы, на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения, активно развивается восприятие, моторика, малыш овладевает речью. Быстрый темп развития имеет ряд особенностей. Прежде всего, это скачкообразность. Выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении функций организма, и чередующиеся с ним скачки, когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка.

Критические периодыв развитии ребенка. Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития ребенка. В определенном возрасте происходит перестройка как физиологических, так и психических функций организма. Совпадение во времени этих процессов определяют как критические периоды жизни.

В «критические периоды» не только имеются условия, облегчающие возникновение психических заболеваний в связи с резкой перестройкой реактивности, нарушением физиологического равновесия в организме, но и наблюдается их более тяжелое, нередко злокачественное течение.

Г.Е. Сухарева к возрастным кризам относит 2-4 (в среднем 3 года), 7-8, 12-15 лет. Другие авторы (И.А. Аршавский, 1961; Ж. Пиаже, 1967; А. Валлон, 1967) считают, что значительное повышение «ранимости мозга» имеет место в первые недели внутриутробной жизни, во время рождения, а также в первые 6 месяцев после рождения.

Критические периоды в развитии ребенка - 1 год, 2 года, 3 года, 6-7 лет, 12-13 лет. 1 год - овладение ходьбой, 2 года - формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи. 3 года - период, когда особенно ясно выступает связь поведения и развития ребенка со второй сигнальной системой, ребенок осознает себя как личность. 6-7 лет – период дошкольный, 12-13 лет - пубертатный период, период полового созревания.

Психические заболевания, возникающие в период первого возрастного криза (3 года) (по классификации Г.Е. Сухаревой) нередко отличаются злокачественным течением с быстрым распадом психики. В этот период часто возникают различные невротические реакции, обусловленные формированием самосознания (Т.П. Симеон).

В период второго возрастного криза (7-8 лет) часто происходит декомпенсация резидуально-органической (остаточные проявления органического поражения мозга) нервно-психической патологии, появляется повышенная склонность к разнообразным психогенным реакциям.

В период пубертатного (подростковый возраст) криза (12-15 лет), особенно при дисгармонии полового и общего физического созревания, значительно повышается риск манифестации (проявления) эндогенных заболеваний, сопровождающихся заострением патологических черт личности, декомпенсацией резидуально-органической церебральной патологией, а также характеризуется учащением невротических и патохарактерологических реакций.

Эти критические периоды сложны для ребенка и могут сопровождаться снижением его работоспособности и другими функциональными расстройствами, поэтому в это время ребенок нуждается в хорошем уходе, щадящем его нервную систему. В эти же периоды наиболее велик риск развития как соматических, так и психических заболеваний. В эти периоды отмечается большая ранимость, лабильность состояния ребенка, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто меняется их эмоциональное состояние, возбудимость нервной системы, они легко утомляются. Это наблюдается чаще в стрессовых ситуациях (адаптация при поступлении в детский сад и др.).

Теория периодизации индивидуального развития рассматривает его как поэтапный переход от одного качественного состояния к другому, более высокому. В.В. Ковалев (1971), исходя из биогенетической теории этапности индивидуального развития, высказал предположение о том, что патогенетическую основу преимущественных проявлений психических расстройств в зависимости от возраста составляет механизм сменяемости качественно различных уровней патологического нервно‑психического реагирования на те или иные вредности. В связи с этим он выделил четыре основных возрастных уровня нервно‑психического реагирования у детей и подростков:

1 – соматовегетативный (0–3 года);

2 – психомоторный (4‑10 лет);

3 – аффективный (7‑12 лет);

4 – эмоционально‑идеаторный (12–16 лет).

Онтогенетически наиболее ранним и наименее дифференцированным по характеру расстройств является соматовегетативный уровень, характерными для которого являются различные варианты невропатического синдрома (повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыкам опрятности и т. п.). Проявления этого уровня могут наблюдаться у детей раннего и преддошкольного возраста в клинике невротических реакций и других пограничных состояний, резидуально‑органических нервно‑психических расстройств, шизофрении и других заболеваний. Преимущественно соматовегетативный уровень реагирования у детей раннего возраста находит свое объяснение в установленном физиологами факте наиболее раннего завершения формирования регуляции вегетативных функций в онтогенезе, которая значительно опережает формирование регуляции моторных функций.

К психомоторному уровню реагирования относятся проявления гипердинамического синдрома, системные невротические и неврозоподобные двигательные расстройства: тики, заикание, мутизм и др. Выделение данного уровня, характерного для детей дошкольного и младшего школьного возраста, соответствует данным возрастной физиологии и морфологии, которые свидетельствуют о том, что примерно в возрасте от 6 до 12 лет происходит наиболее интенсивная дифференциация функций двигательного анализатора. К 7 годам основной отдел корковой части двигательного анализатора приобретает цитоархитектоническую структуру, сходную со структурой этой зоны коры у взрослого. В этом возрастном периоде устанавливаются более зрелые взаимоотношения между корковыми и подкорковыми структурами двигательного анализатора. Вместе с тем, нарушение этих еще неустойчивых отношений может приводить к расстройствам психомоторного уровня реагирования.

Аффективный уровень реагирования хронологически более близкий к психомоторному уровню, наслаивается на него, может быть сдвинут к более старшему возрасту. Для него характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной возбудимости, уходов из дома и бродяжничества, которые чаще встречаются в младшем школьном и препубертатном (подростковом) возрасте, хотя в ряде случаев могут наблюдаться и в более раннем возрасте.

Эмоционально‑идеаторный уровень реагирования проявляется в препубертатном – пубертатном (юношеском) возрасте и характеризуется возникновением сверхценных идей, которые часто наблюдаются в этом возрасте. К психопатологическим проявлениям этого уровня относятся большая часть состояний из группы «патологических реакций пубертатного возраста» (Г.Е. Сухарева), включая психогенные патохарактерологические реакции (протеста, эмансипации и др.), сверхценный ипохондрический синдром, синдромы дисморфофобии, нервной или психической анорексии, сверхценных интересов и увлечений, в том числе синдром «философической интоксикации» и др.

Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню реагирования, не исключает проявления предшествующих уровней, однако отодвигает их на второй план, делает их менее заметными, видоизменяя их. Преобладание психических расстройств, свойственных онтогенетически более ранним уровням у детей и подростков старшего возраста, чаще всего свидетельствует об общей или парциальной задержке психического развития.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.009 с.)