Метод тестов в возрастной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод тестов в возрастной психологии.



Тест (от англ. test — проба, испытание) — стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом — количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами. Использование тестов в возрастной и педагогической психологии наиболее отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя.

Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются обычно как средство выявления и измерения врожденных интеллектуальных и характерологических особенностей испытуемых. В советской психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития этих психологических особенностей. «Диагностические методы, — указывает Л. А. Венгер, — это методы, позволяющие при помощи относительно кратких испытаний определить сравнительный уровень умственного развития ребенка, т. е. его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонение от этого среднего уровня в ту или другую сторону». Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом исследовании, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотноситься с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т. е. эти результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты послужить основанием и для принятия тех или иных педагогических мер. Л. А. Венгер, проводя совершенно справедливую аналогию между применением диагностических средств в психологии и медицине, отмечает: «...точно так же, как повышенная температура не дает врачу возможности поставить диагноз, а лишь служит толчком для выявления причин и характера заболевания, несоответствие результатов диагностического обследования ребенка возрастной норме требует от педагога всестороннего изучения его индивидуальных особенностей, условий его жизни в семье и детском учреждении и лишь на этой основе определения путей подхода к ребенку и дальнейшей работы с ним».

Необходимость абсолютно точного соблюдения инструкции и использования однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно существенное ограничение на широкое использование диагностических методов в возрастной и педагогической психологии и особенно в соответствующих прикладных областях. В силу этого ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического обследования требует от исследователя специальной (профессиональной) психологической подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой тестовой методики, но и способами научного анализа получаемых данных.

Как методический инструмент тесты широко используются в современных исследованиях. Однако прежде, чем решить, какой из сотен имеющихся тестов может быть применен для исследования, психолог задается вопросом: какова цель теста? Для какой группы лиц он лучше подходит? Чем он отличается от других методов изучения индивидуальности человека? Насколько ответственно он конструировался? Насколько он точен и надежен? Насколько адекватны и действительны его результаты?

От каждого измерительного инструмента требуется, чтобы он был как можно более точным, чтобы на полученные результаты можно было положиться, как на данные, близкие к «настоящей» величине измеряемого признака. Следовательно, точность можно понимать как меру достоверности, с какой тест измеряет то, что он

измеряет. Существует ряд источников погрешностей, которые снижают точность тестов и надежность результатов. К ним относятся: неблагоприятные условия тестирования, недостаточное внимание к состоянию испытуемых в момент испытания, невер­ное поведение экспериментатора, а также субъективность в истолковании результатов теста. Кроме учета и устранения источников погрешностей, надежность теста (т.е. его согласованность) повы­шают посредством повторного испытания с последующим вычислением коэффициента корреляции между данными первого и второго тестирования. Подобная тщательная и объективная проверка надежности теста необходима психологам, чтобы знать, для каких целей и в каких пределах его можно применять.

Наряду с надежностью к тесту предъявляется требование валидности, или адекватности. Валидность - это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен. Для установления валидности обычно требуется независимый внешний критерий по отношению к тому, что тест должен измерять. Например, если разрабатывается тест для измерения склонности к риску, то он может быть валидизирован проверкой этой склонности в группе мотогонщиков, каскадеров и т.д. Совокуп­ность таких внешних показателей риска будет критерием, с которым следует соотнести исходные тестовые показатели риска. Далее определяется коэффициент валидности с помощью коэффициента корреляции. При конструировании тестов применяется еще целый ряд специальных статистических процедур, позволяющих сделать тест более чувствительным и надежным инструментом.

При работе с тестами следует отметить также и этический аспект: использование, проведение и интерпретация психологи­ческих тестов должны обязательно идти под контролем квалифи­цированного психолога. В руках недобросовестного или некомпе­тентного экспериментатора тесты могут принести серьезный вред. Особенно это касается личностных тестов или опросников, в свя­зи с чем важно предотвратить доступность их содержания для любого желающего.

Литература:

1) Орлов А. Б. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии / А. Б. Орлов // Вопр. Психологии. – 1981. - №1, С 147-154

2) Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Рос. пед. агентство, 1998. – С. 24-39.

8) Метод изучения продуктов (результатов) деятельности.

Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях.

Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному.

Анализ и интерпретация полученных резуль­татов является творческим процессом, не подчиняющимся четкой алгоритмизации и нередко требующим привлечения данных других теоретических и эмпирических исследований. В психологии существует множество объяснительных моделей, которые располагаются между двумя основными полюсами в за­висимости от того, направлены ли они на сведение сложного к более простому, или психологического к вне психологическому (редукционистская модель объяснения), или на конструктивизм, когда интерпретация не выходит за пределы оперирования с «по­ведением». Именно на этой стадии в наибольшей степени проявляются воображение и научная культура экспериментатора, который посредством применения ряда методических приемов превращает данные экспериментальных измерений в значимые результаты.

Литература:

1) Орлов А. Б. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии / А. Б. Орлов // Вопр. Психологии. – 1981. - №1, С 147-154

Общий список использованной литературы:

1) Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Рос. пед. агентство, 1998. – С. 24-39.

2) Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. – М.: Высш. Образование; МГППУ, 2009.

3) Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов / М. В. Гамезо [и др.]. - М.: Пед. о-во России, 2003, — С. 14-25.

4) Орлов А. Б. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии / А. Б. Орлов // Вопр. Психологии. – 1981. - №1, С 147-154

5) Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте / А.Ф. Лазурский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских авторов периода 1918-1945 гг. / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — С. 6-8

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.007 с.)