Соотношение понятий «методология», «методологический принцип», «метод», методика исследования». Основные методологические принципы исследования в психологии развития и возрастной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий «методология», «методологический принцип», «метод», методика исследования». Основные методологические принципы исследования в психологии развития и возрастной психологии.



Психология развития и возрастная психология.

Семинар на тему:

«Методы психологии развития и возрастной психологии»

Выполнила:

студентка 2 курса 2 группы

факультета философии и психологии

Мирошниченко А. Д.

Основные формы использования исследовательских методов в возрастной психологии и психологии развития: продольные(лонгитюдные) и поперечные(возрастные) срезы.

Помимо лабораторного и естественного экспериментов большое распространение в психологии развития получили лонгитюдные и срезовые исследования.

Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда есть возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени, например исследовать развитие памяти, или самооценки, или какого-то другого параметра у детей с пятилетнего возраста до 10 или 15 лет.

 Срезовый эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновременно изучать динамику становления определенной функции у детей разного возраста. Однако, так как все дети имеют индивидуальные особенности, эти данные менее точны, чем при лонгитюдном исследовании, хотя большое число испытуемых позволяет получить объективные значения.

Применяется в психологии развития и формирующий эксперимент, который позволяет понять, какой параметр оказывает наибольшее воздействие на становление того или иного психического процесса или психологического качества. При этом испытуемых всегда разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала эксперимента и в конце, а потом анализируется разница между ними. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Литература:

1) Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов / М. В. Гамезо [и др.]. - М.: Пед. о-во России, 2003, — С. 14-25.

 

Эмпирические.

  • обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). Так работал, в частности, Пиаже.
  • экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;
  • беседа, интервью, анкетирование и др.;
  • психодиагностический;
  • биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева);
  • тесты.

Обрабатывающие (математико-статистические).

Здесь используются все методы современной математической статистики; более того, многие из них и были разработаны психологами для своих нужд.

4. Интерпретационные:

  • генетическое описание (в смысле генеза - развития);
  • структурное описание (как результат поперечного среза).

В возрастной психологии главная проблема - перевести результаты на язык пользователя. Для возрастной психологии пользователями выступают педагоги, медики, инженеры и пр. (психолог может определить, что данный ребенок имеет такие-то акцентуации характера, то есть демонстрирует педагогическую запущенность. Однако вопрос "что с ним делать?" психолог не решает, считая это предметом педагогики).

Для изучения возрастных изменений в психике человека требуется и применяется системный подход. С точки зрения системного подхода возрастные изменения рассматриваются параллельно в 4 аспектах:

  • онтологический (соотношение биологического и социального в развитии);
  • хронологический (микро- и макрохронология);
  • структурно-динамический (закономерности качественных преобразований и преемственности в развитии психики);
  • каузальный (факторы развития).

Психология развития и возрастная психология.

Семинар на тему:

«Методы психологии развития и возрастной психологии»

Выполнила:

студентка 2 курса 2 группы

факультета философии и психологии

Мирошниченко А. Д.

Соотношение понятий «методология», «методологический принцип», «метод», методика исследования». Основные методологические принципы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

Термин “методология ” греческого происхождения означает “учение о методе” или “теория метода”. Методология (от метод и логия) – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

  Методология — это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.

Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная методология), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология). В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под методологией обычно понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Основная функция метода–внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Следовательно, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать исследователя в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

В узком смысле―метод означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике –метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др.

Методика каждого психолого-педагогического исследования всегда конкретна и уникальна. Нет методики вообще, есть конкретная методика исследования. И чем более оригинален исследователь, тем более оригинальные методики он создает, тем более он изящен в интерпретации его результатов. Для обоснования методик исследования необходимо определить, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое, каковы показатели, критерии его развития соотнести методы исследования с разнообразными, проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные, научные выводы. Методика психолого-педагогического исследования, несмотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее основными элементами являются:

· теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;

· исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

· субординационные связи и зависимости между ними;

· совокупность применяемых методов, их координация;

· порядок применения методов и методических приемов;

· последовательность и техника обработки и обобщения результатов исследования.

Методологический принцип всесторонности предполагает комплексный подход к исследованию педагогических процессов и явлений. Одно из важнейших требований комплексного подхода –установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы. Другое его существенное требование использование в ходе исследования разнообразных методов в их различных сочетаниях.

Требованием комплексного подхода к исследованию в области психологии и педагогики является опора на достижения других наук, прежде всего таких, как социология, философия, культурология и др.

Единство исторического и логического. Логика познания объекта, явления воспроизводит логику его развития, то есть его историю. История развития личности, например, является своеобразным ключом к пониманию конкретной личности, принятию практических решений по ее воспитанию и обучению. В истории развития личности проявляется ее сущность, так как человек лишь постольку является личностью, поскольку он имеет свою историю, жизненный путь, биографию.

Методологическим принципом исследования является системность, то есть системный подход к изучаемым объектам.

Основные методологические принципы, которые необходимо соблюдать при любом методе:

· метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;

· научный метод психологии должен быть объективным;

· соблюдение генетического (эволюционного) принципа;

· необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

I группа — организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

II группа — эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

III группа — методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа — интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Литература:

1) Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Рос. пед. агентство, 1998. – С. 24-39.

2) Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. – М.: Высш. Образование; МГППУ, 2009.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.015 с.)