Использование опросных методов (беседы, анкеты и др.) в возрастной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование опросных методов (беседы, анкеты и др.) в возрастной психологии.



Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в возрастной и педагогической психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

 Существует три основных типа анкет, применяемых в возрастной и педагогической психологии. Во-первых, это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых, качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете ли стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?». Во-вторых, анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащихся к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из учебных предметов — самый интересный?» А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия», «география» и т. д. Наконец, в-третьих, это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность каждого из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 5 — уверенно да; 4 — больше да, чем нет; 3 — не уверен, не знаю; 2— больше нет, чем да; 1 — уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет-проследить ряд общих возрастных изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т. п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой фактов: материалы, полученные помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к возрастной и педагогической психологии. Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от учащихся подлинные цели опросов и т. д.

Беседа (интервью) является методом, используемым обычно для более глубокого изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых. Для успешного проведения индивидуальной беседы очень важным является соблюдение ряда условий. Так, например, между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, их отношения во время беседы должны быть положительными, доброжелательными. Определенным препятствием на пути к установлению во время беседы атмосферы доброжелательности и контакта является, например, сравнительно часто наблюдаемая психологическая отчужденность учащихся средних и старших классов от учителя, особенно сильно проявляющаяся при проведении беседы в школьной обстановке.

Можно наметить два основных способа преодоления этого барьера при проведении беседы. Во-первых, беседу необходимо начинать с таких тем, которые больше всего интересуют испытуемого, и затем постепенно приближать содержание беседы к тем вопросам, которые интересуют учителя. Во-вторых, беседу лучше проводить вне традиционной школьной обстановки, потому что неформальные, свободные условия общения способствуют преодолению привычных стереотипов межличностного восприятия и общения, часто возникающих в отношениях между учителем и учеником в результате длительного ролевого общения в школе. Вопросы, задаваемые учителем в ходе бесед, могут требовать от ученика как односложных, так и развернутых ответов. Если в первом из этих случаев метод беседы приближается к анкетированию, то во втором случае он становится похожим на метод изучения продуктов деятельности (например, сочинений учащихся).

Так, использование в беседе вопросов, требующих обстоятельных, развернутых ответов, иногда выделяют в особый метод, который называют методом экспериментальных заданий или методом использования воображаемых ситуаций. Суть этого метода (а точнее, методики), часто применяемого при изучении возрастных и индивидуальных особенностей мотивации, заключается в том, что исследователь в ходе беседы (или при помощи специальной инструкции) задает для испытуемого определенную воображаемую ситуацию. Ответ испытуемого выступает как описание способа поведения в этой воображаемой ситуации, непосредственно выявляющее интересы, склонности и другие мотивационные тенденции испытуемого.

 Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном. Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в её цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник,

анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя.

Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности.

Цель опроса - выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффек­тивно применение опроса в сочетании с другими методами, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм получен­ ных данных, а также повысить валидность и надежность применяемых опросников.

Различают три вида инструментального обес­печения метода опроса: а) интервью, б) опросники-анкеты и в) личностные опросники.

Интервью — представляет собой способ получения информа­ ции в процессе устной беседы. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности, в профессиональных и образовательных целях и т.д. Различают интервью свободное, т.е. не регламентированное формой (а иногда и темой) в ходе которого интервьюер создает для респондента комфортную коммуникативную обстановку, поощряя говорить свободно и непринужденно, и структурированное (или стандартизованное), по форме похожее на устно предъявляемый опросник и подчиненное определенной теме.

Интервью дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни чело­ века, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оцен­ ке, описании сопутствующих обстоятельств и т.п. Интервью нередко применяют и для установления тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним.

Опросники-анкеты берут начало в разработанных Ф. Гальто- ном, К. Пирсоном и Дж. Кэттелом стандартизированных анкетах и шкалах порядка. Их разработки стали использовать другие исследователи при составлении самых разнообразных опросников-анкет, а также личностных тестов. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте,

которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Таковы, например, биографические анкеты- опросники, опросники интересов, опросники установок и т.д.

Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, и ее применяют, когда не­ легко провести интервью. Психологи-экспериментаторы используют тщательно разработанные биографические опросники для самых разнообразных целей, например, для формирования относительно однородных подгрупп, классификации субъектов на основании их прошлого опыта, выявления групп со сходными интересами и т.п.

Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых, а также задач профессионального отбора. При разработке опросников интересов пользуются косвенными методами, т.е. не формулируют прямых вопросов. Опыт показал, что ответы на прямые вопросы об интересах часто ненадежны, поверхностны и нереальны. Это происходит потому, что большинство людей недостаточно информированы о различных профессиях и видах деятельности, а кроме того, им мешают распространенные стереотипы о некоторых профессиях и их привлекательности. Личностные опросники предназначены для исследования и из­мерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов.

Литература:

1) Орлов А. Б. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии / А. Б. Орлов // Вопр. Психологии. – 1981. - №1, С 147-154



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.01 с.)