Глоссарий по методике развития связной речи учащихся (работа с изложением). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глоссарий по методике развития связной речи учащихся (работа с изложением).



ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Уважаемые студенты! В этом семестре вы приступаете к изучению последнего раздела методики русского языка: «Методика развития связной речи учащихся начальной школы». Очень скоро вам предстоит применить полученные знания в своей профессиональной деятельности. 

        Великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Каменский в свое время сказал: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле».

Изучая раздел методики преподавания русского языка «Методика развития связной речи учащихся начальной школы» нужно не забывать о той ответственности, которую вы несёте за грамотное развитие вашего ученика. Этот раздел необычайно важен, так как человеку невозможно стать полноценным членом общества, если он не умеет связно и понятно передавать свои мысли, вести разговор в устной и письменной форме.

Главными направлениями в развитии связной письменной речи является работа над изложением и сочинением. Это важные этапы, на которых учащиеся стараются создать текст на основе рассказа, не упуская авторских средств выразительности или создать свой собственный. 

Содержание уроков по обучению изложению и сочинению должно быть последовательным, красочным и интересным. Помните, ваша главная задача не оценить, а научить. Поэтому постарайтесь организовать ваш урок таким образом, чтобы ученикам было удобно и интересно работать. «Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память» (Гёте Иоганн Вольфганг).

При составлении данного методического пособия, мы постарались учесть все нюансы, которые встречаются при проектировании уроков изложения и сочинения.

Мы верим, у вас обязательно всё получится. Дерзайте!

 

Авторы-составители

 

 

Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать.

 

 

Содержание

 

1. Предисловие 3
2. Глоссарий по методике развития связной речи учащихся (изложение) 5
3. Что должен знать и уметь учитель, для того чтобы провести урок по развитию связной речи учащегося? 5
4. Как разработать проект урока по развитию связной речи учащегося в группах? 6
5. Виды изложений по программе 1-4. 6
6. Советы 7
7. Общее целеполагание к уроку обучения изложению. 8
8. Структура типового урока изложения. 9
9. Как провести анализ программы? 10
10. Примерно так и должно быть 11
11. Проект урока обучения изложению. 11
12. Глоссарий по методики развития связной речи учащихся (сочинение) 17
13. Виды сочинений в начальных классах. 17
14. Общее целеполагание к уроку обучения сочинению. 18
15. Структура типового урока сочинения по личным наблюдениям. 18
16. Методика работы над сочинением по личным наблюдениям 19
17. Проект урока обучения сочинению. 20
18. Что такое речевая ситуация? 25
19. Методика проведения сочинения по серии картинок в 1, 2, 3 классах. 25
20. Методика проведения сочинения по картине. 26
21. Методика проверки сочинения. 26
22. Как написать анализ сочинения ученика 3 класса на тему «Золотая осень»? 27
23. Как строится текст – рассуждение? 28
24. Это важно! 28
25. Заключение. 31
26. Список литературы 32
27. Рецензии на пособие 33

 

 

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Толстой Лев Николаевич

 

Зная это, вы сможете провести хороший урок по развитию связной речи учащегося.

 

Цель уроков развития речи: «Дать детям инструмент, без которого невозможно учиться». В. А, Сухомлинский

 

Виды изложений по программе 1-4.

Как уже было сказано, существует несколько видов изложений. Данный вид работы можно начинать проводить уже с первого класса. В этом случае изложения могут быть следующих видов:

II класс (по программе 1-4)

Изложение текста по вопросам (к каждому предложению текста задаётся отдельный вопрос)

Изложение текста по обобщённым вопросам (вопросы задаются не к каждому предложению)

Изложение текста по опорным словам

Изложение текста по коллективно составленному плану

IV класс (по программе 1-4)

Ученики начинают писать сжатое изложение, начиная с 4 класса (по программе 1-4). Эту работу целесообразно провести параллельно с обучением сжатому пересказу на уроках чтения.

Учитель должен организовать работу класса по сокращению текста, научить ребят выделять главное в каждой из его частей.

 

Советы

Как же тогда при наличии стольких видов изложений провести урок грамотно и с пользой для ученика? Очень просто: следуйте нашим советам, и у вас всё получится. 

1. Подробный пересказ служит средством закрепления в детской памяти прочитанного текста и средством усвоения логики образца и языковых средств. Особую роль играют вопросы. Они должны становиться более широкими, общими.

В процессе проведения данного вида пересказа у учащихся могут быть выявлены следующие проблемы:

- неумение читать

- искажение или неполнота передачи заключительных частей текста

- обеднение языка

- нарушение последовательности

- непонимание связей или сюжета

Поэтому при работе с данным видом изложения работайте над словарём, особое внимание уделяйте составлению плана и анализу текста. Не допускайте того, чтобы дети заучивали текст. Не умаляйте роли изобразительных средств языка в тексте.

Подробное изложение проводится во всех классах, начиная с периода обучения грамоте (в виде письменных элементов подготовленного устного пересказа). Текст может читать как сам учитель (слуховое), так и ученики(зрительное). При обсуждении итогов работы целесообразно сравнить написанные учащимися тексты с первоначальным текстом: это помогает выявить недочёты в содержании и языке детских изложений.

Примерно так и должно быть.

Вашему вниманию нам бы хотелось предложить вариант оформления доски в первом классе. Аналогично Вы можете оформить доску для любого другого класса

В данном случае текст дан зрительно. При написании слухового изложения на доске записан план, опорные слова и синонимы.

 

  Ёжик. Дедушка подарил детям ёжика. Летом ёж жил на даче. Зимой он уснул в норе. Придёт ёжик весной голодный. Берегитесь, мыши! Изложение.                    План: 1. Кого подарил дедушка детям?   2. Где жил ёж летом? 3. Где ёж уснул зимой? 4. Какой ёжик придёт домой?     Опорные слова ёжика   в сенях в норе голодный   Берегитесь, мыши!   Ёж- ёжик – он - зверёк

 

1. Хорошо, если орфограммы вы будете выделять не только в опорных словах, но и в самих пунктах плана.

2. Не забывайте о подборе синонимов, иначе в работах учеников будет много речевых повторов (тавтологии).

3. План зависит от типа речи.

4. Выделяют три основных части в тексте.

 

Проект урока по методике русского языка

2 класс

 

                                 Тема: «Изложение. Колокольчики»

 

    Колокольчики.

 

Вышел я из леса на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.

       На зелёном лугу бегают ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.

       А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня.

       Всё лето цветут эти милые цветы наших лугов.

                                                                                                                   (51 слово)

 

Орфография: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные, парные согласные.

 

Список литературы: сборник текстов для изложений в начальных классах В. И. Яковлевой "Просвещение" 1972 год.

 

Главная дидактическая цель: создать текст - описание на основе рассказа "Колокольчик"

 

Целеполагание в когнитивной области:

 

Знать: название текста («Колокольчики»), правила (правописание непроизносимых согласных, правописание безударных гласных) написания слов (хоровод, лиловые, радостно, колышутся).

Понимать: содержание текста, структуру текста-описания, особенности описания, связь предложений в тексте описания. 

Применять: воспроизводить языковые средства, изученные правила (правописание безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных, парных согласных)

Анализ: анализ текста- описания с целью сопоставления с планом, уметь находить в тексте слова, отражающие авторское отношение (выше всех, веселее, похожи на праздничный хоровод, бегают ромашки, милые цветы)

Синтез: самостоятельная работа по записи изложения.

Оценка: умения писать изложение для использования в конкретных речевых ситуациях (в устной речи); содержаниятекста для формирования речевых умений (построение предложений), для воспитания любви к родной природе.

 

Целеполагание в аффективной области:

 

Учащиеся класса должны:

-внимательно слушать учащихся своего класса.

-участвовать в обсуждении учебных вопросов;

-проявлять интерес к учебному процессу.

-проявлять желание овладеть информацией данной учебной дисциплины;

-проявлять самостоятельность в учебной деятельности;

-ответственно выполнять заданные учителем задания.

 

 

Оформление доски:

16 февраля.

Изл о жение.

Колокольчики.

1. Почему писатель удивился, когда вышел на луг?
Что он увидел? Сколько цветов! Праздничный х о р о в о д
2. Какие цветы были на лугу? (Посмотрите, к каждому цветку автор подобрал глагол. Ромашки бегают, одуванчики желтеют).  
  Бегают ромашки Желтеют одуванчики      Синеет мышиный горошек
3. Как писатель описывает колокольчики? лиловые колокольчики колышутся кланяются   выше всех, всех веселее
На основании, каких слов мы понимаем, что колокольчики больше привлекли автора?  
  все лето
4. В какое время года цветут цветы?  

План урока

1. Организационный момент -1 минута. (Приветствую класс, проверяю готовность к уроку)

2. Объявление темы урока и цели урока -1 минута. (Ученикам сообщается тема урока и его цель)

3. Подготовительная работа -5 минут. (Работа с ребусом, проведение беседы на тему "Луг", работа с иллюстрацией, прослушивание музыкального фрагмента П. И. Чайковского "Вальс цветов"). Картина снимается после подготовительной работы, до прочтения текста)

4. Ознакомление с текстом -1 минута. (Первичное чтение произведения. Учитель читает медленно и выразительно).

5. Проверка первичного восприятия -4 минуты. (Беседа после прочтения. Обращается внимание на то, сколько смысловых частей в тексте)

6. Постановка учебной задачи -1минута. (Учитель говорит о том, какого вида будет изложение:изложение по готовому плану, и о том, чему на уроке будут учиться дети: написанию изложения по готовому плану)

7. Анализ текста - 5 минут. (Ученики устно отвечают на вопросы учителя, осуществляется чтение по частям, на доске появляется план, опорные слова)

8. Орфографическая подготовка - 3 минуты. (Работа по предупреждению ошибок. Ученики вспоминают орфографические и пунктуационные правила, которые им знакомы. Далее учителем осуществляется цветовое акцентирование внимания на орфограммах в пунктах плана и опорных словах. На каждую парту учитель выдаёт орфографический словарь).

9. Повторное чтение текста - 1 минута. (Чтение осуществляется учителем. Учитель

читает медленно и выразительно).

10. Написание изложения - 15 минут. (Ученики письменно воспроизводят текст).

11. Проверка - 3 минуты. (Учителем организуется проверка работ. Ученики редактируют свою работу, пользуясь памяткой).

12. Чтение работ-  2 минуты. (Учащиеся по желанию читают вслух свои изложения)

13. Организационный момент -1 минута. (Учителем осуществляется сбор тетрадей с работами учащихся).

 

Этап урока Взаимодействие учителя с учеником
1. Организационный момент Здравствуйте, ребята. Меня зовут…Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать тетради для творческих работ, ручки, карандаши и линейки. (Ученики проверяют готовность к уроку) Спасибо, садитесь.
2. Сообщение темы и цели урока Ребята, сегодня на уроке мы с вами попробуем написать изложение по готовому плану. Целью нашего занятия будет являться создание текста на основе рассказа.
3. Подготовительная работа Чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь, попробуйте разгадать ребус: луг’’угорь’’’  (Ребята отгадывают) Молодцы! Это луг. Кто из вас знает, что такое луг? (Ученики делают предположения) Луг - ровное, низкое место под небольшим лесом. Луг - это природное сообщество. (На доску вывешивается иллюстрация с изображением луга) Кто-нибудь был из вас на лугу? (Да) Какие растения там растут? (Ромашки, лютики, колокольчики и т. д.) Посмотрите на иллюстрацию, какие растения вам знакомы? (Ребята отвечают на вопрос) Хорошо. На лугу растёт огромное количество разнообразных растений: клевер, чина луговая, колокольчики, ромашки и многие другие. Когда летом или весной солнышко выглядывает из-за облаков, и его лучи падают на цветки всех этих растений, а ветерок легонько их колышет, создаётся впечатление, будто все они танцуют, водят хоровод или вальсируют. Сейчас я дам вам прослушать музыкальный фрагмент гениального русского композитора П. И. Чайковского, который называется "Вальс цветов". (Идёт прослушивание). Что представили себе, слушая музыку?
4. Ознакомление с текстом А сейчас я прочитаю вам текст, который называется "Колокольчики", а вы внимательно слушайте, чтобы потом ответить на мои вопросы. (Идёт выразительное, медленное прочтение текста: Вышел я из леса на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод. По зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек. А выше все, всех веселее - лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Всё лето цветут эти милые цветы наших лугов.)
5. Проверка первичного восприятия - Понравился ли вам текст? - Кто мне скажет о чём этот текст? (о луге, о цветах) - Какие цветы описывает автор? (ромашки, одуванчики, колокольчики, мышиный горошек) - что делают цветы, по мнению автора? -Какую картину мы можем себе представить?
6. Постановка учебной задачи Сегодня мы будем учиться письменно пересказывать текст по готовому плану, понимать вопрос плана и отвечать на него правильно и достаточно полно.
7. Анализ текста и соотнесение с пунктами готового плана. Сейчас мы будем соотносить текст и план. Каждая часть имеет свою законченную мысль. Я читаю текст и после каждой части делаю маленькую паузу. Послушайте и скажите, сколько всего частей. (в тексте 3 части.) О чем говорится в первой части, во второй, третьей? Какой вопрос мы зададим к первой части? -Почему писатель удивился, когда вышел на луг? Что он увидел? Что такое хоровод? Помните, мы слушали «Вальс цветов.(Сколько цветов!). Почему так названа эта часть? Во второй части автор описывает нам цветы. Он к каждому цветку подобрал глагол (ромашки бегают, одуванчики желтеют.) А как автор описывает колокольчики? (колышутся, кланяются)  Какие слова помогают нам понять, что колокольчики больше всего его привлекли? (выше всех, веселее). Почему так названа эта часть? В третьей части автор говорит нам, в какое время года цветут цветы. В какое время года цветут цветы? (все лето). Почему так названа эта часть?  Молодцы, ребята. Каким слово мы можем заменить слово колокольчики? (они, растения, цветы)  
8. Орфографическая работа. Для того чтобы грамотно написать изложение, нам необходимо повторить правила написания проверяемых безударных гласных и непроизносимых согласных. Итак, как мы можем проверить безударную гласную в корне слова? (дети говорят правило) Давайте разберем на примере: удИвился (проверяемых букву И); дИвный, дИво (под ударением слышим звук «И»). При написании слов с непроизносимыми согласными, какое правило необходимо вспомнить? Учащиеся произносят правило. Слова: радосТный. Какое проверочное слово можно подобрать? (радосТь). Итак, что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную? (поставить гласную в сильную позицию - под ударение) А чтобы проверить непроизносимую согласную? (необходимо подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый согласный звук был перед гласным или в конце слова)
9. Повторное чтение текста Тематическая физминутка Сейчас ребята, я вам читаю текст еще раз. А вы слушайте и глазками смотрите на наш план и опорные слова.
10. Написание изложения. Итак, сделали глубокий вздох, собрались с мыслями, вы все знаете. Приступайте к написанию изложения. (учитель ходит по классу, исправляет ошибки, помогает).
11. Проверка. Так ребята, закончили писать. Теперь проверяем. Посмотрите на доске слова, сравните, чтобы написание этих слов у вас было правильным. (проверка проводится с помощью орфографических словарей и редактируют работу по памятке).
12. Чтение работ По желанию учащихся.

 

В течение урока прослеживаются следующие закономерности:

-закономерности цели обучения

-закономерности содержания обучения

-закономерности качества обучения

-закономерности методов обучения

-организационные закономерности

Воспитательные моменты:

В течение всего урока были использованы следующие принципы из теории воспитания:

-личностный подход

-единство воспитательных воздействий

-воспитание должно быть направлено на развитие личности, на формирование творческой индивидуальности

-воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых

-воспитание требует вовлечения детей в активную сознательную развивающую деятельность

-воспитание должно быть тесно связано с жизнью окружающего общества, с опытом и жизнью воспитанника

-в воспитании следует опираться на положительные стороны воспитанника

-в воспитании требуется сочетать педагогическое руководство с самодеятельностью, самостоятельностью воспитанников.

 

 

Межпредметные связи:

- природоведение

- музыка

Диагностика контроля и оценки:

На протяжении урока ответы детей оцениваются словесно (молодец, умница, хорошо). Если кто-то из учеников даст грамотный и полный ответ в работе перед написанием изложения, то он получит отметку. После того как все ученики напишут изложение, учителем осуществляется проверка работ и выставление оценок каждому ученику.

 

 

Общее целеполагание.

Вашему вниманию мы представляем общее целеполагание для уроков сочинения.

Главная дидактическая цель: создать свой текст (указать тип речи и стиль) в соответствии с видом сочинения, темой и целью высказывания.

Целеполагание в когнитивной области:

Знать: структуру текста в соответствии с типом речи, изученные орфограммы;

Понимать: тему, основную мысль своего высказывания;

Применять: делить текст на абзацы, пользоваться монологической речью;

Анализ: содержания высказывания в соответствии с темой, отбирать нужные для сочинения слова, составлять план и придерживаться его;

Синтез: строить словосочетания и предложения по законам грамматики, создать связный текст;

Оценка: умения писатьсочинение для применения в своей речевой практике;темы сочинения для формирования нравственных качеств личности.

Целеполагание в аффективной области:

Учащиеся класса должны:

Восприятие:

-внимательно слушать учащихся своего класса.

Реагирование:

-участвовать в обсуждении учебных вопросов;

-проявлять интерес к учебному процессу.

Формирование ценностных ориентаций:

-проявлять желание овладеть информацией данной учебной дисциплины;

-проявлять самостоятельность в учебной деятельности;

-ответственно выполнять заданные учителем задания.

 

 

Знать:

-как писать сочинение: основные части текста (вступление, основная часть, заключение);

-орфографические правила, ранее изученные (безударные гласные, парные согласные).

Понимать:

-тему сочинения;

-главную мысль, которую отражает тема;

-структуру текста данного типа речи (название, личное отношение, вывод).

Применять:

-уметь отбирать материал, подходящий к теме;

-соотносить выбор языковых средств с содержанием, стилем и типом речи;

-уметь применять орфографические правила;

-пользоваться словарём в процессе самостоятельной работы;

-аккуратно оформлять работу.

Анализ:

-своих наблюдений (отбор содержания);

-составление плана сочинения, выбор изобразительных средств языка;

-редактировать свой текст.

Синтез:

-самостоятельная работа по написанию сочинения по плану;

-строить предложения по законам грамматики;

- орфографически правильно записывать текст.

Оценка:

-умения писать сочинение по личным наблюдениям для применения в письменной речевой деятельности.

Целеполагание в аффективной области:

Учащиеся класса должны:

-внимательно слушать учащихся своего класса.

-участвовать в обсуждении учебных вопросов;

-проявлять интерес к учебному процессу.

-проявлять желание овладеть навыками грамотной речи;

-проявлять самостоятельность в учебной деятельности;

-ответственно выполнять заданные учителем задания;

-воспринимать красоту природы.

 

 

Оформление доски:

 

Сочинение.

Как опадают листья…

Л стопад

Оп дает

Л тят

Осе нн ий

Кружа тс я

Сыплю тс я

Опускаю тс я

В ь ю тс я

Медле нно

Плавн о

Б а гряный

План:  
1.Наступила осень в… Опадают (кружатся, летят, сыплются,
  опускаются, вьются)
  Клён – заостренные,
  крупные
  Берёза – небольшие,
2.Листопад резные
  Липа – сердечки
  Ива – узкие,
  длинные
  Дуб – волнистые,
  кружевные
3.Как красив листопад!  

 

Техническое оснащение урока: мультимедийный проектор.

 

План урока:

  1. Объявление темы и постановка цели урока – 1 мин.
  2. Обсуждение темы сочинения – 3 мин.

-анализ наблюдений

-выяснение личного отношения к выполненной работе

2. Речевая ситуация – 1 мин.

3. Постановка учебной задачи – 3 мин.

  1. Лексическая и орфографическая подготовка – 7 мин.

-нахождение синонимов к словам

-работа с презентацией

-составление предложений

-работа с орфограммами (правописание безударных гласных и новых слов)

  1. Обсуждение структуры сочинения. Составление плана – 5 мин.
  2. Запись сочинения – 15 мин.
  3. Проверка – 5 мин.

 

План наблюдения:

  1. Место наблюдения
  2. Название деревьев
  3. Внешний вид листьев:

-размер

-окраска

-отличительные особенности

  1. Как деревья сбрасывают листву
  2. Какие чувства возникли при наблюдении
Этап урока Взаимодействие учителя с учеником Примечания Связь с педагогикой
1. Объявление темы и постановка цели урока.   2.Обсуждение темы сочинения.   3. Речевая ситуация     3. Постановка учебной задачи.     4. Лексическая и орфографическая подготовка.     5. Обсуждение структуры сочинения. Составление плана.   6. Запись сочинения.     7. Проверка. Сегодня, мы будем писать сочинение по личным наблюдениям. Вы наблюдали за тем, как опадают листья в разных местах, к концу урока вы должны создать текст – описание по данной теме. Ребята, какое задание вы выполняли в течение недели? (наблюдали) Зачем именно нужно было наблюдать? (за листопадом) А где вы наблюдали? (в парке, на даче, во дворе…) Кому понравилось наблюдать за листопадом? Чем вам понравился листопад? (красиво) За какими деревьями вы наблюдали? (клён, берёза, липа, ива, дуб…) А какие деревья не сбрасывают листву? (ель, пихта, кедр, сосна, лиственница)   После того, как вы напишите сочинения мы сделаем стенгазету, на которой потом к своим сочинениям вы сделаете иллюстрации. И мы повесим её в нашем классе, а когда родители придут, они смогут посмотреть на ваши работы. Как вы думаете, какая задача сегодня будет перед вами стоять? Чему будем учиться на уроке? (писать о том, что наблюдали) В своих сочинениях вы должны будете так рассказать об этом, чтобы читающий всё увидел как бы своими глазами, и чтобы ему тоже листопад понравился. Как будет называться наше сочинение? (Как опадают листья) А так как каждый из вас наблюдал за листопадом в разных местах, то давайте уточним тему. Например, как опадают листья в Парке Победы. Попробуйте каждый сформулировать свою тему сочинения. О чём мы будем рассказывать в сочинении? (об осеннем листопаде) Какие слова можно использовать вместо слова опадают? (кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются…) Вы рассказали мне, за какими вы наблюдали деревьями. Посмотрите на доске иллюстрации с листьями деревьев. Узнали вы их? Назовите. (клён, берёза, липа, ива, дуб…) По каким признакам вы их узнали? (клён – крупные, заострённые листья; берёза – небольшие, резные; липа – похожи на сердечки; ива – узкие, длинные; дуб – волнистый кружевной контур). Как опадают листья клёна? (медленно, плавно опускаются) Почему они так падают? (они крупные). Составьте предложение о листьях клёна. (Крупные листья клёна медленно, плавно опускаются на землю). Как можно сказать про берёзу? (сыплются резные листочки берёзы). Составьте предложение о липе, заменяя слово листочки на слово, но которое похожи её листья. (Кружатся сердечки липы). Как сказать об иве? Где она растёт? (около воды) Составьте предложение. (плавают в воздухе листья ивы и опускаются в воду.) В какие цвета окрашены листья деревьев? (жёлтый, красный, оранжевый, золотой, багряный…) Составьте предложение, используя эти имена прилагательные. (Плавно опускаются багряные листья дуба.) Посмотрите, на доске вы видите слова. Давайте выделим орфограммы в этих словах и запомним написание новых слов. (листопад, опадает, осенний, кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются, медленно, плавно) С чего начать сочинение? (осень наступила) Какое предложение обязательно должно быть в вводной части, чтобы правильно раскрыть тему сочинения? (Я наблюдал листопад в парке. С деревьев опадают листья.) Как назовём эту часть в плане? (Наступила осень.) О чём будем рассказывать в основной части? (О том, как с разных деревьев опадают листья.) Какие слова при этом будете стараться не повторять? (опадают, листья) Как назовем эту часть? (Листопад.) Как закончить сочинение? (своё отношение) Как назовём эту часть? (Как красив листопад!) Во время написания сочинения вы можете пользоваться своими записями, сделанными во время экскурсии, а также толковым словарём и словарём синонимов. Ученики пишут сочинение, а учитель проходит по классу и смотрит за правильностью написания.   Прочитайте весь текст. Получился ли рассказ-описание? Проверьте каждое предложение. Проверьте каждое слово. Подбирайте проверочные слова.     Презентация с изображением данных деревьев и листочков.     К словам подбирают проверочные слова, сложные слова – на доску. Презентация Принципы: Нагдядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связь теории с практикой, учёта возрастных и индивидуальных особенностей. Методы: Словесные – беседа, наглядные – иллюстрации. Приёмы: Активизации внимания, активизации мышления, обсуждения вопросов. Средства: мультимедийная установка, слово учителя   Принципы: Сознательности и активности. Метод: словесный – беседа. Приёмы: активизации мышления.     Принципы: Наглядности, доступности, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, сознательности и активности. Методы: работа под руководством учителя, письменные упражнения. Приёмы: активизации внимания и мышления, доказательства.     Принципы: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности. Методы: беседа, работа под руководством учителя. Приёмы: активизация внимания и мышления, выделения главного, обсуждения вопросов.     Методы: самостоятельная работа учащихся: работа с книгой, письменная работа. Приёмы: активизации мышления.   Методы: самоконтроля Приёмы: активизации внимания и мышления.

 

Примерные сочинения учеников.

Как опадают листья в Парке Победы.

Наступила осень. С деревьев опадают листья.

В Парке Победы медленно и плавно опускаются разноцветные листья клёна. Сыплются багряные резные листочки берёзы. В воздухе кружатся сердечки липы. Ива скидывает свои золотые узкие и длинные листочки в воду. Листья могучего дуба разлетаются в разные стороны. Листопад украсил землю нарядным ковром.

Как красиво золотой осенью!

 

 

Как опадают листья у меня на даче.

Вот и наступила осень. Листочки на деревьях изменили окраску и начали медленно опадать.

Крупные, заострённые листья клёна плавно опускаются на землю. Сыплются резные листочки берёзы. Кружатся золотистые сердечки липы. В воздухе плавают оранжевые листочки ивы и опускаются в воду. Листопад покрыл землю разноцветным ковром.

Как прекрасна золотая осень!

 

В течение урока прослеживаются следующие закономерности: -Закономерности цели обучения

-Закономерности содержания обучения

-Закономерности качества обучения

-Закономерности методов обучения

-организационные закономерности

Воспитательные моменты:

В течение всего урока мы пользовались принципами из теории воспитания:

-личностный подход

-единство воспитательных воздействий

-воспитание должно быть направлено на развитие личности, на формирование творческой индивидуальности

-воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых

-воспитание требует вовлечения детей в активную сознательную развивающую деятельность

-воспитание должно быть тесно связано с жизнью окружающего общества, с опытом и жизнью воспитанника

-в воспитании следует опираться на положительные стороны воспитанника

-в воспитании требуется сочетать педагогическое руководство с самодеятельностью, самостоятельностью воспитанников.

Межпредметные связи:

природоведение

Диагностика контроля и оценки:

На протяжении всего урока ответы детей будут оценены словесно. Например: молодец, умница. Если кто – то из учеников даст очень грамотный и полный ответ в работе перед написанием сочинения, тогда он получит отметку. А после того как все ученики напишут сочинения, учитель их проверит, все получат отметки.

 

Что такое речевая ситуация?

Перед написанием сочинения, учителю необходимо создать речевую ситуацию.

Что же такое, речевая ситуация?

Речевая ситуация – это то, что побуждает ученика создать наиболее успешный текст сочинения с учетом адресата (того человека, который будет читать сочинение).

Каковы же цели её создания?

Во – первых, пробудить у школьников желание вступить в общение с читателем, стать автором, творцом, а во – вторых, помочь осознать свою речевую задачу и обрести конкретного адресата, читателя будущего текста.

Примерные речевые ситуации:

-Давайте сделаем выставку наших сочинений и пригласим на неё ваших родителей, учителей и учеников из других классов.

-Давайте вести свой альбом «Времена года». Каждый из вас создаст страничку со словесными зарисовками.

-Давайте сделаем подарки близким к Новому году. Пусть каждый подарит свою книжку!

 

 

На тему «Золотая осень»?

Золотая осень.

Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на берёзе и осине. По небу плывут серые тучи. Дни становятся короче. Бывают редкие заморозки.

Деревья будут скоро стоять голые. Река стала холодная и синяя. В лесу редко попадаются грибы. Лес почти уже без листьев. На окраине дороги только рябина краснеет. Белка запасает на зиму орехов и грибов.

Медведь готовится к зиме, он готовит себе берлогу. Волк уже голодный: «С своей волчицею голодный выходит на дорогу волк».

Птицы улетают в жаркие края. Колхозники убрали с полей рожь, пшеницу, овёс, горох, гречиху. Картофельная ботва легла на землю, как сгорелая. На очереди осталась капуста.

 

РЕЦЕНЗИЯ - содержится анализ (соответствие содержания теме сочинения, построение текста в соответствии с типом речи, выбор изобразительных средств в соответствии со стилем) и оценка творческой работы ученика в соответствии с требованиями программы.

Отзыв – это эмоциональный отклик на работу ученика.

План анализа сочинения:

-определите вид сочинения, опираясь на теорию

-оцените формулировку темы

-предположите, какая речевая ситуация была предложена учащимся на уроке

-проанализируйте соответствие работы ученика теме сочинения

-восстановите план, по которому написано сочинение, оцените его логику

-проанализируйте выбор лексики, использование синтаксических конструкций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.245 с.)