Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет



 

До 1 января 2001 г., несмотря на то, что ст. 38 НК РФ были определены объекты налогообложения, согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) все ссылки в ст. 38 на положения НК РФ приравнивались к ссылкам на существующие отдельные законы о налогах, в том числе и на Закон об НДС. Вместе с тем первая часть НК РФ, вступившая в действие с 1 января 1999 г., все же внесла ряд новшеств в порядок исчисления НДС. С 1 января 2001 г. объекты обложения НДС определяются согласно ст. 146 НК РФ.

С 1 января 2001 г. объектами налогообложения согласно ст. 146 НК РФ признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.

При этом отметим один весьма существенный момент: согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на товары (результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг), в то время как безвозмездная передача права собственности признается реализацией только в случаях, предусмотренных НК РФ. Именно такой случай и предусмотрен применительно к НДС ст. 146 НК РФ: "...в целях настоящей главы передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг)".

Однако до сегодняшнего дня четко не определено: что такое передача на "безвозмездной основе":

- имеется ли в виду безвозмездная передача товаров (работ, услуг) только по сделкам, являющихся возмездными в силу ГК РФ;

- или НДС необходимо начислять в том числе и по императивно безвозмездным сделкам (дарение и безвозмездное пользование).

С 1 января 1999 г. согласно п. 3 ст. 39 НК РФ не признаются реализацией и, соответственно, не облагаются НДС:

- операции по обращению российской и иностранной валюты (кроме нумизматических операций);

- передача имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;

- передача имущества некоммерческим организациям на осуществление ими основной непредпринимательской деятельности;

- передача имущества инвестиционного характера: вклады в уставный капитал; вклады в совместную деятельность, паевые взносы в паевые фонды кооперативов.

- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику общества (товарищества) при его выходе (выбытии), а также при ликвидации общества (товарищества);

- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику совместной деятельности;

- передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального фонда при приватизации;

- изъятие имущества путем конфискации, наследования, а также обращения в собственность иных лиц бесхозных и брошенных вещей (животных, находок, кладов) в соответствии с нормами ГК РФ.

С 1 января 2001 г. в соответствии со ст. 146 НК РФ для целей исчисления НДС не признаются также реализацией товаров (работ, услуг) следующие операции:

- передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

- передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

- выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

С 1 января 2001 г. отменяется освобождение от НДС услуг вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации.

- передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Основанием для возникновения объекта налогообложения является факт реализации на территории России товаров (работ, услуг).

При этом в ст. 38 НК РФ дано следующее определение объектов налогообложения:

- имущество - виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ;

- товар - любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации;

- работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц;

- услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что объектом обложения НДС является не любая реализация товаров (работ, услуг), а только их реализация на территории Российской Федерации.

Статьей 147 НК РФ установлено, что для целей исчисления НДС местом реализации товаров признается территория Российской Федерации в следующих случаях:

- товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается, не транспортируется;

- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Таким образом, реализация вне территории России товара, приобретенного (произведенного, добытого) вне территории России, НДС не облагается. Так, например, если налогоплательщик добывает в Мировом океане продукцию морского промысла и реализует ее покупателям непосредственно из района морского промысла (то есть без пересечения таможенной границы Российской Федерации), то данные операции реализации НДС не облагаются. Данное положение было разъяснено в письме Госналогслужбы России и Минфина России от 25 декабря 1996 г. N ВЗ-6-03/887 и N 04-03-008 [6, с. 9].

С 1 января 2001 г. место реализации работ (услуг) для целей исчисления НДС определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ, согласно которой местом реализации работ (услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается территория Российской Федерации, если:

- работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;

- работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

- услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта;

- покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Данные положения применяются при оказании следующих услуг;

- по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных прав;

- консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- по предоставлению персонала, в случае если персонал работает в месте экономической деятельности покупателя;

- по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

- услуг, оказываемых непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

- работ (услуг) по обслуживанию морских судов (лоцманская проводка, все виды портовых сборов), услуг судов портового флота, ремонтных и других работ (услуг);

- услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных выше услуг.

Во всех иных, не перечисленных выше случаях, деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации.

Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).

При этом п. 4 ст. 148 НК РФ установлено, что документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации, являются:

- контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Статьей 161 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами: при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными юридическими лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от каждой операции реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС. Налоговыми агентами признаются лица, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС.

При этом согласно ст. 123 НК РФ за неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, к нему применяются штрафные санкции в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Следовательно, если иностранное юридическое лицо реализует на территории России товары или оказывает российскому юридическому лицу определенные услуги (выполняет работы), исчерпывающий перечень которых содержится в п. 5 ст. 4 Закона об НДС (а с 1 января - в ст. 148 НК РФ), то российский покупатель (заказчик) имеет право на возмещение из бюджета суммы НДС, уплаченной в бюджет за счет средств, перечисляемых иностранному партнеру.

Статьей 161 НК РФ установлено, что при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Статьей 154 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога с продаж. Аналогично определяется налоговая база и при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме.

С 1 января 2000 г. в соответствии с Законом N 36-ФЗ порядок исчисления НДС изменился:

- при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупленного у физических лиц, или при реализации результатов переработки этого сырья, - облагаемый НДС оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции (без НДС);

- при всех прочих случаях реализации товаров в режиме розничной торговли облагаемый НДС оборот определяется в том же порядке, что при оптовой торговле, - то есть со всей продажной цены товаров.

Налогообложению подлежат все операции (кроме освобожденных от налогообложения) по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как российскими налогоплательщиками, так и иностранными юридическими лицами.

Если товары (работы, услуги) реализуются на территории России российским резидентом, то он и является налогоплательщиком НДС.

Если товары (работы, услуги) приобретаются российским резидентом на территории России у иностранного юридического лица, то российский резидент (даже если он сам и не является налогоплательщиком НДС) должен выполнять обязанности налогового агента по удержанию НДС из дохода иностранного юридического лица и перечислению его в российский бюджет. Аналогичный порядок установлен и для арендной платы по государственной и муниципальной собственности [15, с. 42].

С 1 января 2001 г. согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления.

Таким образом, терминологическое противоречие со ст. 39 НК РФ устранено: вместо "реализации" используется термин "передача".

Статьей 146 НК РФ установлено, что объектом обложения НДС является ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из-за рубежа, подлежат обложению НДС при их таможенном оформлении. В данном случае плательщиком НДС является покупатель импортируемых товаров.

Взимание НДС таможенными органами осуществляется на основании Инструкции "О порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденной приказами ГТК России N 114 и МНС России N АП-3-03/52 от 16 февраля 2000 г., которая на основании приказа ГТК России от 22 марта 2000 г. N 226 заменила аналогичную Инструкцию, утвержденную приказом ГТК России от 6 августа 1997 г. N 478. Приказом ГТК России от 6 декабря 2000 г. N 1124 утверждена новая редакция этой инструкции.

При этом порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации с 1 января 2001 г. определяется в соответствии со ст. 160 НК РФ.

При ввозе товаров на территорию России НДС взимается таможенными органами.

Вступившая в действие с 1 января 2001 г. ст. 146 НК РФ не увеличивает число объектов обложения НДС по сравнению с определениями облагаемого оборота, которые содержались в ст. 4 Закона об НДС, однако с учетом ст. 162 НК РФ можно сформулировать перечень сумм, подлежащих обложению НДС.

Статьей 162 НК РФ определено, что НДС облагаются авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Однако с 1 января 2001 г. не облагаются НДС авансы, полученные по операциям реализации товаров (работ) на экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации, длительность производственного цикла изготовления (выполнения) которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации). Следует отметить, что аналогичный порядок был уже установлен с 1 января 2000 г. Законом N 36-ФЗ.

Статьей 162 НК РФ установлено, что НДС облагаются средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Статьей 162 НК РФ установлено, что НДС облагаются любые суммы, так или иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Хотя из первоначальной редакции этой статьи Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ и был исключен подпункт 5 п. 1, прямо предписывающий включать в налоговую базу по НДС санкции, полученные за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары, выполнение работ, оказание услуг, данные суммы все же подлежат включению в налоговую базу, так как связаны с оплатой товаров (работ, услуг), что является ключевым при определении налоговой базы по НДС. При этом санкции за просрочку надлежащего исполнения обязательства и (или) за неисполнение денежного обязательства учитываются при определении налоговой базы в полном объеме (а не только в части превышения полученных сумм над суммами, исчисленными исходя из ставки рефинансирования Банка России, как было установлено первоначальной редакцией ст. 162 НК РФ).

Статьей 162 НК РФ установлено, что НДС облагаются суммы, полученные в виде:

- процента (дисконта) по векселям и облигациям, полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги);

- процента по товарному кредиту.

Данные суммы облагаются НДС в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Банка России, действовавшими в периоды, за которые производится расчет процента.

Статьей 162 НК РФ установлено, что НДС облагается получение страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя - кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ.

С 1 января 2000 г. Законом N 36-ФЗ было установлено, что от НДС освобождаются операции по страхованию и перестрахованию, за исключением операций, связанных с получением страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя - кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Как показывают налоговая и судебно-арбитражная практики, НДС облагаются все полученные организацией средства (вне зависимости от отражения их на счетах бухгалтерского учета), если их получение связано с расчетами за товары (работы, услуги).

Несмотря на то что ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации определено, что экспортом является "...таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию", а согласно ст. 3 этого же кодекса "...таможенную территорию Российской Федерации составляет сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними", налоговое законодательство не считает вывоз товаров в страны СНГ экспортом.

Вступившая в действие с 1 января 2001 г. глава 21 НК РФ не содержит положений об обложении НДС товаров (работ, услуг), экспортированных в страны СНГ, - к этим операциям должна применяться нулевая ставка НДС, как и ко всем экспортным операциям. Однако ст. 13 Закона N 118-ФЗ установлено, что до 1 июля 2001 г. главы 21 и 22 части второй НК РФ применяются с учетом следующих особенностей:

- реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;

- при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников СНГ, НДС таможенными органами Российской Федерации не взимается;

- реализация указанных товаров на территории Российской Федерации подлежит налогообложению НДС в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ, подлежат вычету (зачету) в порядке, действовавшем до введения в действие части второй НК РФ.

Таким образом, с 1 июля 2001 г. к экспортированным в страны СНГ товарам применяется нулевая ставка НДС, то есть такой же порядок, как и для экспортных операций за пределы стран - участниц СНГ.

Вместе с тем с 1 января 2001 г. реализация товаров (работ, услуг) в страны СНГ приравнивается с реализации этих же товаров (работ, услуг) на территории России, в связи с чем налоговые льготы, установленные для реализации этих товаров (работ, услуг) на территории России, распространяются и на все случаи реализации в страны СНГ.

В статье 167 НК РФ дается порядок определения даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг) для исчисления НДС:

- для налогоплательщиков, принявших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, дата для исчисления НДС определяется как наиболее ранняя из следующих:

- день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). В том случае если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке;

- день оплаты товаров (работ, услуг);

- для налогоплательщиков, принявших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате НДС по мере поступления денежных средств, дата для исчисления НДС определяется как день оплаты товаров (работ, услуг).

При этом оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем - векселедателем собственного векселя. В случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем - векселедателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем - векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

 

2.3. Контроль налоговых органов за поступлением НДС в доходы
государственного бюджета

 

В соответствии с п.1-25 ст.1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 57-ФЗ) внесены изменения в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которые, в частности, коснулись порядка применения налогового вычета по НДС, размера налоговых ставок, исчисления НДС организациями, имеющими обособленные подразделения, перечня операций, освобождаемых от НДС.

Закон N 57-ФЗ вступил в силу с 1 июля 2002 года, положения, указанные в п.2-23, 25 ст.1 этого Закона, распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Изменения, внесенные Законом N 57-ФЗ, не могли не отразиться на форме налоговой декларации, которая является письменным заявлением налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Декларация должна представляться в налоговые органы налогоплательщиками и налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями по месту своего учета в качестве налогоплательщика в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом налогоплательщики, а также налогоплательщики, одновременно являющиеся налоговыми агентами, с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн.руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Вместе с тем налогоплательщики, а также налогоплательщики, одновременно являющиеся налоговыми агентами, с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, превышающими 1 млн.руб., должны уплачивать налог за истекший месяц не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для вышеуказанных целей следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения исходя из выручки от реализации как облагаемых, в том числе по налоговой ставке 0%, так и не облагаемых налогом товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (ст.147 и 148 НК РФ). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС. Не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) также суммы денежных средств, перечисленные в ст.162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги) [24, с. 64].

В выручку от реализации товаров (работ, услуг) не должны включаться следующие операции:

- реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

- операции, перечисленные в подпунктах 2, 3, 4 п.1 и п.2 ст.146 НК РФ;

- операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст.161 НК РФ.

При отсутствии объектов налогообложения налогоплательщик должен представлять в налоговый орган по месту своего учета декларацию по НДС, а именно: титульный лист, раздел I с прочерком и, в случае выполнения операций, не признаваемых объектом налогообложения, - приложение "Д", за налоговый период, установленный как квартал.

Декларации по НДС должны представляться в налоговые органы по месту учета налогоплательщиков за налоговый период, установленный как квартал, организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и являющимися плательщиками НДС по иным видам деятельности, в случае, если в налоговом периоде они выполняли только операции, не признаваемые объектом налогообложения (приложение "Д"), и (или) если они являлись налоговыми агентами (раздел II).

Если налогоплательщики одновременно являются налоговыми агентами и в налоговом периоде осуществляют только операции, предусмотренные ст.161 НК РФ, они должны также представлять декларации по НДС в налоговые органы по месту своего учета за налоговый период, установленный как квартал. Такие налогоплательщики заполняют разделы I и II декларации по НДС. В разделе I декларации по НДС при этом ставятся прочерки.

Налогоплательщики, одновременно являющиеся налоговыми агентами, титульный лист заполняют в одном экземпляре.

Декларации по НДС представляются в налоговые органы по месту учета налогоплательщиков за налоговый период, установленный как квартал, организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", которые в налоговом периоде осуществляют операции в качестве налоговых агентов.

Организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со ст.145 НК РФ, в том числе являющиеся налоговыми агентами, начиная с июля 2002 года должны представлять декларацию по НДС за налоговый период, установленный как квартал.

При этом в соответствии с п.8 ст.145 НК РФ суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст.171 и 172 настоящего Кодекса до использования налогоплательщиком права на освобождение от налогообложения в соответствии со ст.145 НК РФ, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, но не использованным для вышеуказанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов (с отражением по строке 430 декларации по НДС).

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей НК РФ, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, принимаются к вычету в порядке, установленном ст.171 и 172 настоящего Кодекса.

Необходимо иметь в виду, что день представления декларации по НДС, а соответственно, и день уплаты налога за истекший налоговый период, приходящийся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносится на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

При отправке декларации по НДС по почте днем ее представления следует считать дату отправки заказного письма с описью вложения.

При отправке декларации по НДС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи датой представления этой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Титульный лист и раздел I декларации по НДС заполняются всеми налогоплательщиками. При этом титульный лист и каждый лист декларации по НДС заверяются печатью (в соответствии с п.7 Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25, с учетом изменений и дополнений) (далее - Инструкция по заполнению декларации по НДС).

Приложения "А", "Б", "В", "Г", "Д" и "Е" декларации по НДС должны включаться в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.

Раздел II декларации по НДС должен входить в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении налогоплательщиком, одновременно являющимся налоговым агентом, операций, перечисленных в ст.161 НК РФ.

Если налогоплательщики осуществляют в соответствующем налоговом периоде (календарном месяце или квартале) только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), наряду с операциями, не признаваемыми объектом налогообложения, и (или) операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, они заполняют соответственно приложение "В" и (или) "Д", а при заполнении строк и граф раздела I декларации по НДС ставят прочерки.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являющиеся плательщиками НДС, но являющиеся налоговыми агентами по НДС, а также организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не имеющие иных видов деятельности, кроме операций, выполняемых в качестве налогового агента, представляют титульный лист и раздел II декларации по НДС.

При выставлении покупателю счетов-фактур с выделением суммы НДС организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, эти организации и индивидуальные предприниматели должны представлять титульный лист, раздел I декларации по НДС, на основании которых они должны производить уплату в бюджет суммы НДС, выставленные в счетах-фактурах в соответствии с п.5 ст.173 НК РФ. При этом в соответствии с подпунктом 3 п.2 ст.170 НК РФ у вышеназванных организаций и индивидуальных предпринимателей не принимаются к вычету суммы налога по материальным ресурсам, использованным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг).

Организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные в соответствии со ст.145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны представлять в налоговые органы по месту своего учета титульный лист декларации по НДС и приложения "В" и "Г" к этой декларации. Если эти организации и индивидуальные предприниматели выполняют в течение налогового периода (в период освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) операции, перечисленные в приложении 1 к Инструкции по заполнению декларации по НДС, то эти операции также отражаются под соответствующими кодовыми обозначениями в приложении "В", при этом наряду с приложением "В" налогоплательщикам следует представлять и приложение "Д" (если они выполняли операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации). В целях исключения дублирования вышеуказанных операций в приложении "В" следует указывать общий код операций, совершенных налогоплательщиком, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со ст.145 НК РФ, а затем, со словами "в том числе", - коды иных конкретных операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст.149 и 178 НК РФ. При заполнении приложения "Д" также следует указывать слова "в том числе" и коды операций, не признаваемые реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п.2 ст.146 НК РФ, или операций, не признаваемых реализацией товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации согласно ст.147 и 148 настоящего Кодекса.

Такая покодовая разбивка поможет налогоплательщику самостоятельно определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, в случае утраты им права на освобождение, предусмотренного п.5 ст.145 НК РФ (так как утрата этого права не должна оказывать влияния на освобождение от налогообложения операций, перечисленных в ст.149 и 178 настоящего Кодекса и указанных в приложении "В" под иными кодами, а также операций, перечисленных в п.2 ст.146, ст.147, 148 НК РФ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.065 с.)