Управление корпоративной социальной ответственностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление корпоративной социальной ответственностью



                            Контрольные вопросы:

1. Назовите основные направления системы оценки КСО.

2. Какие факторы влияют на выбор той или иной формы реализации политики КСО в компании?

3. Какими могут быть индикаторы эффективности политики КСО компании на рынке той или иной страны?

4. Назовите основные международные стандарты КСО. Оцените процесс внедрения международных стандартов российскими компаниями.

5. Перечислите конкурентные преимущества компаний, внедривших международные стандарты.

6. Проанализируйте основные положения международного стандарта ИСО 18000.

7. В чем особенности международного стандарта ИСО 26000?

8. Почему для реализации стратегии КСО в компании важна поддержка топ-менеджмента?

9. Какие элементы организационной культуры и структуры должны уже существовать и какие необходимо создать для того, чтобы успешно реализовать стратегию КСО в компании?

10. Почему важно рассматривать возможность интеграции принципов КСО в стратегию компании?

11. Как создать конкурентные преимущества фирмы посредством инструментария КСО?

12. Назовите основные нормы и стандарты в области КСО. Какие преимущества компания может получить, имея сертификат соответствия определенной норме или стандарту?

13. Нужно ли российскому бизнес-сообществу разрабатывать собственные стандарты или необходимо наоборот стремиться соответствовать западным стандартам?

14.   Каким образом осуществить проверку соблюдения компанией провозглашенных ею принципов? Назовите формы и виды аудита.

15. Что является предметом социального аудита?

16. Какой эффект дает проведение социального аудита компании?

17.  Как соотносятся понятия «корпоративный имидж» и «деловая репутация»?

18. Определите влияние КСО на формирование положительного имиджа и деловой репутации компании.

19. Как и кем формируются рейтинги деловой репутации?

20. Какие существуют стандарты социальной ответственности?

21. В чем состоят сущность, принципы и проблемы социальной отчетности? Обоснуйте.

22. Охарактеризуйте основные социальные фондовые индексы.

23. Во многих крупных компаниях существуют специально разработанные «этические кодексы», которые представляют собой основные моральные ценности и правила поведения, декларируемые фирмой (см. приложения 2 и 3). Если бы вы возглавили крупную фирму, то какие правила и ценности включили бы в ее этический кодекс?

8. Назовите основные факторы, побуждающие компании к составлению социальной отчетности.

9. Перечислите основные показатели, включаемые в социальный отчет.

10.Раскройте понятие «индексы устойчивого социального развития» — «социальные», Доу-Джонс, Никкей.

1. Какие проблемы существуют при оценке эффективности КСО?

2. Какие модели оценки эффективности КСО вам известны?

 

                                           Задания

Задание 1. На основе исследований определить содержательные характеристики социальных отчетов организаций.

Задание 2. Прокомментируйте письменно подход к созданию положительного имиджа, использованный организацией (для одного из нижеследующих примеров). Какого рода преимущества получила компания (например, в продвижении товара на рынок, в увеличении продажи товаров и т.д.)?

 1. Nike

Американские подростки стали совершать преступления, чтобы достать денег на кроссовки Nike. Хотя сама компания не была в этом виновата, Nike приняла эту беду близко к сердцу и инициировала партнерство с Boys Clubs of America (ВСА). В ходе их совместной кампании Nike жертвовала ВСА по 1 тыс. долл. за каждое очко, добытое Майклом Джорданом в игре всех звезд NBA. Деньги пошли на финансирование антикриминальных молодежных программ в городах Америки.

 

2. Gillette

В поисках новых путей продвижения линии дезодорантов Natural Plus компания GiПеttе вступила в партнерство с Международным фондом дикой природы (WWF). Компания выделила WWF 100 тыс. фунтов. GiПеttе предложила своим покупателям помочь делу защиты животных. К каждой упаковке Natural Plus предлагалась майка WWF, приобретая которую, покупатель добавлял WWF 1 фунт. Gillette укрепила свою репутацию заботящейся об экологии компании, к тому же добилась невиданного роста продаж нового

продукта.

3. Procter&Gamble.

В 1991 г. Procter&Gamble задумала при влечь внимание к вопросам охраны окружающей среды, а заодно и к своей продукции. С этой целью Р & G подружилась с национальной некоммерческой организацией «Сохраним Америку прекрасной» (Кеер America Beautiful, КАВ). Для начала была анонсирована программа, в рамках которой часть денег от продажи отдельных брендов Р&G поступала КАВ. Чтобы активизировать кампанию, Procter&Gamble с помощью своих региональных менеджеров провела экологический шопинг для своих покупателей. Двум командам покупателей предлагалось в течение 3 минут найти в магазине экологически чистые товары (имелась в виду не только чистота самого продукта, но и отсутствие негативного влияния на природу при его производстве). Частью развлечения стала еще одна игра - тем же командам нужно было наполнить свои тележки товарами, упаковка которых была сделана из переработанных материалов. Озабоченным экологическими проблемами американцам игра понравилась. Procter&Gamble увеличила продаж и укрепила имидж корпоративного гражданина.

Задание 3. В силу исторических традиций ведущая роль в развитии корпоративной социальной ответственности должна принадлежать государству. В условиях российской действительности, также как и в других странах, должны быть объединены усилия бизнес-сообщества и государства.

Как Вы считаете, почему так необходима государственная поддержка развития корпоративной социальной ответственности, а также сформулируйте, что на Ваш взгляд должно стать основной задачей органов государственной власти в данном процессе?

Задание 4. Проанализируйте нефинансовый публичный отчет о социальной деятельности любой российской крупной компании. Охарактеризуйте позиции, по которым составлен отчет, и дополните полученный список своими предложениями. Предложите технологию составления социального отчета.

Задание 5. Технологии составления социального отчета

• Чем важны социальные отчеты для крупного бизнеса?

• Нужна ли верификация социального отчета? Кто и как может ее осуществить?

• Возможно ли применение социального аудита для малого и среднего бизнеса?

• Перечислите основные стандарты, в соответствии с которыми составляется социальный отчет.

Задание 6. Проанализируйте социальные отчеты российских компаний (выбрать 2 отрасли)

 

 

                              ТЕМЫ ЭССЕ

Напишите небольшое эссе (объемом в 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

1. Эффективность реализации концепции социальной ответственности для предприятия.

2. Социальная этика и ответственность бизнеса в России: перспективы развития

3. Ответственное поведение бизнеса.

4. Современная концепция социальной ответственности бизнеса.

5. Этические нормы в поведении руководителя.

6. Внутренние и внешние социальные ответственности бизнеса.

7. Основные инструменты реализации социальных программ.

8. Мотивы социальной ответственности бизнеса.

9. Виды социальных программ.

10. Стипендиальная программа как социальные инвестиции.

11. Управление корпоративными социальными программами.

12. Развитие этики бизнеса в России.

13. Социальные инвестиции бизнеса.

14. Социальная отчетность и ее влияние на развитие бизнеса.

15. Формирование этических норм бизнеса в России.

16. Технология реализации программ частных пожертвований.

17. Корпоративный кодекс и его влияние на бизнес.

18. Благотворительные фонды и их влияние на общественное мнение.

19. Этика бизн е са как учение о целях и ценностях бизнеса.

20. Моральный кризис эпохи модернизации в разных культурных регионах.

21. Экономическая рентабельность и социальная ответственность.

22. Проблема легальности и легитимности бизнеса.

23. Основные нарушения в этике бизнеса и их последствия.

24. Понятие социального государства. Социальное государство как идея, как конституционный принцип и как исторический факт.

25. Теории справедливости и их место в социальном государстве. Справедливость как честность. Два принципа справедливости.

26. Структурное зло. Коррупция как структурное зло.

27. Воровство как структурное зло.

28. Эволюция международных стандартов КСО.

29. Внедрение международных стандартов российскими компаниями.

30. Внедрение международного стандарта ISO и усиление конкурентных преимуществ компании.

31. Социальная отчетность как инструмент КСО.

32. Индикаторы эффективности корпоративной социальной политики.

33. Мониторинг, опросные методы, экспертные оценки, анализ отчетности, этнографии на предприятии.

34. Отчетность по социальным проектам (подразделения, операторы благотворительности, клиенты).

35. Технология реализации программ частных пожертвований.

36. Благотворительные фонды и их влияние на общественное мнение.

37. Инвестиционный проект как объект социального управления.

38. Социальные инвестиции как особый вид вложения средств.

39. Особенности инновационных социальных инвестиций.

40. Роль социального инвестирования в региональном развитии.

41. Основные отличительные особенности социальных инвестиций от традиционных финансовых инвестиций.

42. Эволюция аудита КСО в России и за рубежом.

43. Внедрение международных стандартов социального аудита российскими компаниями.

44. Усиление конкурентных преимуществ компании с применением социального аудита.

45. Социальная отчетность и аудит как инструмент КСО.

46. Индикаторы эффективности корпоративной социальной политики.

47. Отчетность и аудит по социальным проектам (подразделения, операторы благотворительности, клиенты).

                                         ГЛОССАРИЙ

Абсолютизм (этический) (лат. absolutus — безусловный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, который обычно выражал протест против канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, его приверженцы часто выступали против относительности и условности господствующей морали, ее беспринципности и подчиненности политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, которые должны соблюдаться всеми. Но с другой стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму.

Авторитаризм (лат. autoritas — власть, приказание) — одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. Наиболее характерен А. для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и обоснованием морали является воля Бога.

Авторитет — влияние или способность лидера побуждать других к исполнению возложенных на них обязанностей.

Административная этика — разновидность профессиональной этики, связанная с проблемами государственного управления на всех уровнях, а также с проблемами и спецификой бюрократических организаций.

Административный/социальный бюджет — инструмент реализации социальных программ; финансовые средства, выделяемые предприятием на реализацию собственных социальных программ.

"Активность в роли акционеров" – направление социально ответственного инвестирования, при котором инвесторы выступают совладельцами компаний, в акции которых они инвестировали свои средства, и из статуса акционера вытекают их права и обязанности. Все большее число социально ориентированных инвесторов используют свою роль совладельцев для того, чтобы поднимать волнующие их вопросы в отношении деятельности или деловой практики компании.

Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. По мнению А., этика имеет дело с "правильной нормой" поведения, которая обусловлена социальными особенностями и не может быть дедуцирована, подобно положениям теоретических наук, равно как и не может претендовать на всеобщность.

Аскетизм (греч. asketes — упражняющийся, подвижник) — моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения. В немистифицированном виде аскетические, т. е. физические и психогигиенические, правила направлены на удержание человека от постыдных слабостей (гурманства, лености, сладострастия), укрепление воли, сохранение духовной трезвости и обретение ясности сознания. Однако их формальное исполнение, не подчиненное обязанностям человека по отношению к другим людям, не имеет нравственного смысла.

Безответственное поведение персонала — поведение отдельных сотрудников, которое может подорвать репутацию компании. В. Лоукс, генеральный директор компании Baxter Travenol Laboratories, предложил четыре правила, которые оградили бы компанию от безответственного поведения персонала: 1) нанимать следует порядочных людей с безупречной биографией и социальным поведением; 2) следует выработать и довести до сведения всех нормы ответственного поведения; 3) менеджеры не должны устраняться от каждодневной деятельности своей организации; 4) менеджеры должны выполнять функции ролевых моделей, воплощающих идеалы и назначение организации.

Благо — то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В более узком, собственно этическом смысле слова понятие Б. синонимично понятию добра (см. Добро и зло).

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (ФИЛАНТРОПИЯ) – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КОРПОРАТИВНЫЙ ФОНД – фонд, сформированный за счет средств компании и осуществляющий благотворительную деятельность.

Власть — в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия.

Волонтерство форма социальной ответственности бизнеса, под которой обычно подразумевается участие сотрудников организации в добровольной работе на благо местных сообществ благодаря поддержке своей компании, а именно: организация программ пожертвований в денежной и натуральной форме; организация сбора пожертвований на рабочем месте; личная волонтерская деятельность; групповая волонтерская деятельность (например, группа сослуживцев работает в проекте по сбору одежды для бездомных); помощь "лицом к лицу"; членство в общественных организациях; общественная деятельность, непосредственно связанная с работой; индивидуальная или групповая работа в благотворительном проекте на условиях частичной занятости; управление деловыми связями компании с местными организациями.

Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — субъективный принцип понимания нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Как практический принцип поведения, В. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном счете ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо общественных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. В. — крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали.

Выбор (моральный) — акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому (см. Конфликт моральный).

Выпуск продукции низкого качества или товаров, требующих постоянного обслуживания – нарушение этических норм бизнеса, при котором потребителя вводят в заблуждение относительно качества продукции. Достаточно часто подобная ситуация возникает на лекарственном рынке, когда производители копий-дженериков максимально приближают оформление упаковки и название к оригиналу. В то же время лечебные характеристики этих изделий далеки от параметров, заложенных в изделие его разработчиками.

Гедонизм (греч. hedone — наслаждение) — широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели — получению наслаждения и избежанию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.

Гиперэтика бизнеса – часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между субъектами на международном уровне: международными корпорациями, государствами и обществом в целом и его частями. Нормы гиперэтики основаны на общечеловеческих ценностях и сводятся к социальной ответственности бизнеса; модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм; содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий.

ГЛОБАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА ПО ОТЧЕТНОСТИ (GLOBAL REPORTING INITIATIVE, GRI) – организация, созданная в 1997 г. Коалицией за экологически ответственный бизнес в партнерстве с Программой ООН по окружающей среде с целью развития системы нефинансовой отчетности среди организаций по всему миру.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ДОГОВОР ООН – крупнейшая международная инициатива в области КСО, целью которой является внедрение в деятельность делового сообщества по всему миру десяти универсальных принципов в отношении прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействия коррупции.

Гуманизм (лат. humanus — человеческий, человечный) — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, человечности, справедливости — желаемой нормой отношений между людьми.

Денежные гранты — инструмент реализации социальных программ; форма адресной финансовой помощи, выделяемой на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Гранты — один из наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью предприятий и стратегическими целями бизнеса.

Деонтическая этика (этика долга) — направление этики, исходящее из приоритета внутренних мотивов, а не из последствий действия, как, например, в утилитаризме. С точки зрения Д.э., действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали так же. Обоснование Д.э. дано в работах немецкого философа И. Канта.

Добро и зло — нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

Добродетель — понятие нравственного сознания, являющееся обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, класса, общества) и указывающее на их моральную ценность.

Догматизм — антиисторический схематически-окостеневший стиль мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений проводится без учета конкретной реальности.

Долг — одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Категория Д. тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Домострой — русский средневековый сборник нравоучительных, хозяйственных, бытовых правил и наставлений, служивший эталоном поведения православного человека в различных областях деятельности: управлении домом, торговле, отношении к государству и т. д.

Достоинство — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Д. наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое Д. и осуществлять человеческое назначение.

«Заинтересованное лицо» (в узком смысле) – любые поддающиеся идентификации группа или лица, которые могут повлиять на достижение поставленные организацией целей или на которых может повлиять достижение поставленных организацией целей. То есть «заинтересованными лицами» являются объединенные общими интересами общественные группы, правительственные органы, конкуренты, рабочие и служащие, покупатели и акционеры.

«Заинтересованные лица» (“stakeholder s ”) – группы, без поддержки которых организация прекратила бы свое существование.

Избирательная этика — соблюдение этических норм и правил только с определенными — "своими" — людьми. В отношении "чужих" допускается нарушение этических стандартов.

ИНДЕКС DOW JONES SUSTAINABILITY INDEX (DJSI) – семейство индексов устойчивого развития Доу Джонса, присваиваемых компаниям из числа включенных в базовые индексы Dow Jones на основании их результативности в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.

Инвайроментализм — организованное движение заинтересованных граждан и государственных органов, направленное на защиту окружающей среды.

ИНДИКАТОРЫ КСО – основные направления деятельности предприятия по удовлетворению различных интересов стейкхолдеров:

1. Экономические индикаторы: производство качественного товара, вклад в развитие персонала, добровольное пенсионное обеспечение.

2. Экологические индикаторы: доля используемого вторичного сырья, энергосбережение, снижение выбросов парниковых газов, контроль выброса загрязняющих веществ в атмосферу, рациональное использование пресной воды, инициативы по смягчению воздействия продукции и услуг на окружающую среду и масштаб смягчения воздействия.

3. Социальные индикаторы: медицинское страхование, уровень травматизма на производстве, случаи дискриминации, взаимодействие с органами власти в области общественно значимых задач.

Искусственные ограничения деловой практики – нарушение этики бизнеса, которое включает соглашения и договоренности, устанавливающие определенный уровень цен; соглашения по разделению рынков или потребителей; введение ограничений относительно места, времени, объемов продажи товаров; коллективные действия, связанные с выполнением договоренностей, которые приводят к ограничению деятельности других экономических агентов.

Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. В основе этического учения К. лежит сложившееся под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких-либо задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основным законом этики К. провозгласил формальное внутреннее повеление — категорический императив. При этом К. стремился строго отделить сознание нравственного долга от чувственной эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону. В случае конфликта между чувственной склонностью и нравственным законом К. требует безусловного подчинения нравственному долгу.

Карта этики — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующий этический кодекс (см. Кодекс этический) корпорации для каждого сотрудника компании. Содержит также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

Квоты — форма поддержки социальных меньшинств, предусматривающая количественные нормы найма на работу представителей социальных меньшинств.

Кодекс этический (лат. codex — книга) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в К.э. В литературе обычно выделяют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные К.э. Корпоративный К.э. обычно включает положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам, обязательства по охране окружающей среды и т. п. Существуют несколько типов корпоративных К.э.: а) регулятивный документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса; б) краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации; в) подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т. д.

Кодексы поведения – согласованные на многосторонней основе документы, формулирующие конкретные принципы и нормы регулирования международного бизнеса.

Комитет по этике — временное или постоянное подразделение организации, состоящее, как правило, из руководителей высшего уровня и специалистов по этике и призванное вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы данной организации.

Консалтинг (этический) — разновидность консультирования, направленная на решение этических проблем организации внешними независимыми экспертами.

Консенсуальная модель развития – модель, при которой основополагающим принципом взаимодействия экономических, социальных и политических агентов является достижение консенсуса во всех спорных вопросах. Бесконфликтное разрешение противоречий выступает движущей силой развития взаимодействия между бизнесом и государством, принимающим его на своей территории.

Конструктивные конфликты – ситуации, в которых используются реально существующие факты, являющиеся аргументами для разрешения противоречий, также проявляются намерения сторон достичь консенсуса по возникшим проблемам, стабилизировать ситуацию и достичь взаимоприемлемого результата.

Консьюмеризм — организованное движение граждан и государственных органов, направленное на защиту прав и повышение влияния покупателей на продавцов продуктов.

Конфликт (моральный) — специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную нравственную ценность.

Конфликт интересов — возникает, если у человека есть личная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых этим сотрудником при исполнении им служебных обязанностей; либо от осведомленности сотрудника относительно действий организации или ее планов на будущее.

Конфликтная модель развития – модель, при которой существуют непреодолимые противоречия во взаимоотношениях отдельных народов, наций и государств, которые находят свое отражение в этических, социальных, политических и военных конфликтах.

Конформизм (лат. conformis — сообразный) — социальная ориентация, складывающаяся в результате не самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия существующего порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективных задач, а приспосабливается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т. е. навязываются ему явно (путем принуждения) либо неявно (внушением, через традицию или другим путем).

Концепция социальных инвестиций – решение актуальных социально значимых проблем местных сообществ за счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов, при котором учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды.

Концепция утилитаризма концепция этики бизнеса, согласно которой морально оправданным считается такое действие, которое в итоге приводит к максимально полезному эффекту. В обобщенной форме принцип утилитаризма формулируется следующим образом: какое-либо действие правомерно с этической точки зрения в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.

Корпоративная культура - это уникальное проявление синтеза относительно статичных глубинных психологических особенностей индивидуумов отдельных национальностей и правил, принципов, постулатов деятельности групп людей, ограниченных рамками организации, в силу чего она плохо адаптируется к существенным переменам, а процесс ее развития не содержит элементов революционного характера, является медленным и постепенным.

Корпоративная ответственность – открытая и прозрачная деловая практика, базирующаяся на этических ценностях, уважении к своим сотрудникам, акционерам и потребителям, а также заботе об окружающей среде.

Корпоративная социальная ответственность — в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного поведения относятся благотворительность; развитие корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др.

Корпоративная социальная ответственность – добровольное принятие обязанностей по разрешению социальных проблем экономическим агентом. Данные обязанности организация не обязана выполнять в соответствии с законодательством государства-места базирования либо в соответствии с международными договорами или соглашениями.

Корпоративная экологическая отчетность – информация о результатах природоохранной деятельности, исследовании невозобновляемых ресурсов, состоянии окружающей среды в зоне базирования экономического агента; один из главных каналов компании для изложения своих принципиальных позиций, целей, практики и достижений в области рационального природопользования.

Макроэтика бизнеса – часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений в масштабе отрасли или национальной экономики: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями.

Манипулирование — использование неэтичных средств и методов мотивации сотрудников (обман, сокрытие информации и подлинных намерений, силовое давление и др.).

Манипулирование информацией нарушение этических норм бизнеса, осуществляемое путем распространения специальной дезинформации, направленной на дестабилизацию ситуации с продажами товаров конкурентов, падение курса акций, срыв определенных финансовых или коммерческо-производственных соглашений, а также подрыв репутации и престижа.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» – разработанное Международной организацией по стандартизации руководство в отношении

принципов, лежащих в основе КСО, основных тем и проблем, касающихся КСО, и способов интеграции КСО в деятельность организаций.

"Местные инвестиционные программы" – направление социально ответственного инвестирования; средства, предоставленные инвесторами в рамках этих программ, в виде финансирования под низкий процент направляются людям, принадлежащим к малообеспеченным слоям населения, находящимся в неблагоприятных экономических условиях и проживающим в бедных городских и сельских районах и в отсталых развивающихся странах. Без существования подобных программ эти люди не имели бы возможности получить доступ к заемным средствам в традиционных финансовых институтах.

Меценатство (лат. Maecenas (Maecenatis)) — римский государственный деятель, прославившийся широким покровительством поэтам и художникам) — покровительство наукам и искусствам.

Микроэтика бизнеса – часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений внутренних организаций, между организацией как субъектом морали и ее работниками и д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.069 с.)