Управление корпоративной социальной ответственностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление корпоративной социальной ответственностью



Международные стандарты корпоративной социальной ответственности

В ряде стран мира все большую роль играют документы, содержащие нормативные требования, политическую линию и процедуры, определяющие социальную ответственность бизнеса в первую очередь в областях, определенных Всемирной декларацией прав человека, конвенцией ООН по правам детей, конвенциями и рекомендациями МОТ и других международных организаций.

Современные международные стандарты корпоративной социальной ответственности и нефинансовой (в области устойчивого развития) отчетности предусматривают принципы и процессы эффективного взаимодействия компании со своими стейкхолдерами.

На сегодняшний день существует немало различных стандартов, в соответствии с которыми оценивается уровень развития компаний в направлении корпоративной социальной ответственности.

 

К пяти основным международным стандартам корпоративной социальной отчетности относят:

Глобальный договор ООН (UN Global Compact) – международная инициатива Организации Объединенных Наций, которая объединяет на добровольной основе компании из различных стран мира с целью поддержки универсальных принципов экологической и социальной ответственности. Участники Глобального Договора ООН активно продвигают 10 принципов, включающих нормы в области прав человека, достойных условий труда, охраны окружающей среды и противодействия коррупции.

Десять принципов Глобального договора включают в себя:

 

Права человека

Принцип 1. Деловые круги должны оказывать поддержку в соблюдении прав человека, провозглашенных международным сообеством.

Принцип 2. Обеспечить свою непричастность к нарушениямправ человека.

Трудовые отношения

Принцип 3. Деловые круги должны поддерживать свободу ассоциаций и признание на деле права на заключение коллективных договоров.

Принцип 4. Выступать за уничтожение всех форм принуди-тельного труда.

Принцип 5. Выступать за полное искоренение детского труда. Принцип 6. Выступать за ликвидацию дискриминации в сфере

 

труда и занятости.

 

Охрана окружающей среды

Принцип 7. Деловые круги должны способствовать предупреж-

дению негативных воздействий на окружающую среду.

 

Принцип 8. Предпринимать инициативы,направленные на по-вышение ответственности за состояние окружающей среды.

Принцип 9. Содействовать развитию и распространению эколо-гически чистых технологий.

Противодействие коррупции

Принцип 10. Противодействовать коррупции во всех ее формах, включая вымогательство и взяточничество.

Глобальный договор представляет собой систему отношений вформе сети, организованной на базе Бюро Глобального договора и шести учреждений ООН:

– Бюро Верховного комиссара по правам человека;

 

– Программы ООН по охране окружающей среды;

 

– Международной организации труда;

– Программы развития ООН;

 

– Организации Объединенных Наций по промышленному развитию;

– Бюро ООН по борьбе с наркотиками и организованной преступностью.

Кроме того, в рамках Глобального договора организовано более 80 местных сетей, функционирующих в качестве добровольных объединений участников Договора, которые осуществляют совместные мероприятия.

 

Глобальный договор – это уникальная платформа, позволяющая компаниям организовать свою деятельность на основе принципов социальной ответственности. При присоединении предприятия к Глобальному договору компания получает доступ к обширной базе данных ООН по вопросам развития, а также возможность участия в совместных мероприятиях с правительствами стран, деловыми кругами, организациями гражданского общества и другими заинтересованными сторонами.

Запуск российской сети Глобального договора ООН состоялся в апреле 2008 г. в Москве при непосредственном участии Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна.

Глобальный договор призывает деловые круги интегрировать Десять принципов в основную деятельность компаний, а также осуществлять проекты и корпоративные мероприятия, которые содействуют претворению в жизнь принципов и общих целей ООН.

Одна из главных задач Договора – включение принципов и, следовательно, методов социальной ответственности бизнеса в стратегию корпоративного управления, процессы принятия решений, цепочки создания ценностей компаний.

Принципы Глобального договора вытекают из следующих документов:

• Всеобщая декларация прав человека (1943 г.);

•Декларация Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.);

• Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.);

• Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции.

Идея Договора была выдвинута на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в январе 1999 г. Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, а официальный старт этой инициативе был дан в июле 2000 г. в штаб-квартире ООН (Нью-Йорк, США). Глобальный договор ставит задачу развития принципов социальной ответственности бизнеса, участия в решении наиболее острых проблем общества, как на глобальном, так и на местном уровне. Договор призывает деловые круги руководствоваться в своей деятельности десятью основополагающими принципами в области соблюдения прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. В рамках Договора создаются условия для сотрудничества частного бизнеса с учреждениями ООН, международными организациями труда, неправительственными организациями и другими сторонами, заинтересованными в развитии более доступного и справедливого глобального рынка.

Цель Глобального договора – содействовать формированию общих ценностей и принципов, которые придадут глобальному рынку человеческое лицо.

К Глобальному договору уже присоединились около 3000 компаний из всех регионов мира, представляющих самые разные отрасли экономики. У всех этих компаний имеются две общие отличительные особенности — они являются лидерами в своей отрасли и стремятся к ответственному решению вопросов глобального развития с учетом интересов широкого круга заинтересованных сторон, включая работников предприятий, инвесторов, клиентов, деловых партнеров и представителей общественности. Руководители корпораций, участвующих в Глобальном договоре, считают, что глобализация, которую несколько лет назад многие считали закономерной и неизбежной тенденцией экономического развития, на самом деле отличается хрупкостью и неопределенностью перспектив. Цель создания Глобального договора — помочь организациям в переосмыслении ими своих стратегий и конкретной деятельности с тем, чтобы глобализация была выгодна всем, а не узкому кругу избранных. Глобальный договор не является нормативной базой или сводом норм поведения. В его цели не входит также контроль за политикой и методами управления. Не является он и спасительной гаванью для тех компаний, которые лишь декларируют свое участие, не руководствуясь при этом на практике принципами Глобального договора. Договор является добровольной инициативой, направленной на создание глобальной основы для содействия устойчивому экономическому росту и повышению уровня гражданской ответственности посредством активного и творческого участия в этом процессе руководителей корпораций.

Организацией ООН по промышленному развитию (UNIDO) и REAP (Responsible Entrepreneurs Achievement Programme) разработан и представлен на официальном сайте инструмент для поддержки малых и средних предприятий, которые хотят оценить свою деятельность в области корпоративной социальной ответственности. Он основан на 10 принципах «Глобального договора ООН» и подходе «triple-bottom-line» UNIDO, сочетающем финансовые, экологические и социальные данные при оценке компании и включает детализированную оценку и описание различных аспектов социальной ответственности.

 

 

GRI (Global Reporting Initiative) – стандарт, наиболее полно охватывающий деятельность компании и самый распространенный в мире стандарт социальной отчетности; описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании. Понятный по логике использования он популярен среди компаний-новичков, которые пытаются пробовать собственные силы в практике нефинансовой отчетности. Однако его цель заключается в более глобальных вещах – способствовать устойчивому развитию бизнеса в целом.

Стандарт предусматривает систему показателей по всем направлениям устойчивого развития в соответствии с концепцией «троичной результативности деятельности» (Triple Bottom Line). Уже третье поколение этого стандарта отчетности G3 (введен в действие в конце 2006 г.) включает 121 элемент стандартной отчетности, в том числе 9 экономических, 30 экологических и 40 социальных показателей, позволяющих в первую очередь стейкхолдерам, а также широкой общественности правильно оценивать уровень социальной ответственности той или иной компании. На сегодняшний день международной отчетностью в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития уже охвачено порядка 4000 ведущих компаний мира.

    Стандарт AA 1000 (Account Ability      1000)       разработан в  1999                                                     г.      –

дополняет GRI, определяя процедуры подготовительной фазы и верификации социальных отчетов, устанавливая показатели эффективности и релевантности. Он способствует повышению подотчетной политики бизнес-

сообщества социуму, имеет универсальный характер. Им активно пользуется малый и средний бизнес, поскольку их влияние на общество не столь значительно на единицу компании.

 

   ISO 14000 – стандарт описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве;

   ISO 26000. С 2005 г. разрабатывается версия нового международного стандарта социальной ответственности ИСО 26000 — последовательного руководства для организаций о том, как внедрять социальную ответственность шаг за шагом. Главной целью и задачей этого документа является внедрение единой терминологии корпоративной социальной ответственности и разработка руководства по внедрению социальной ответственности для всех организаций, а не только для бизнес-компаний. К процессу разработки стандарта привлечены представители правительств, бизнес-компаний, организаций защиты прав потребителей, общественных организаций, профсоюзов, исследовательских институтов (около 400 экспертов из 80 стран мира).

Впервые к процессу разработки стандарта Международная организация стандартизации (ею разработано около 16000 стандартов) привлекла общественные структуры. На международном уровне процесс возглавляют два института стандартизации — один из развитой страны (Швеция), второй — из развивающейся (Бразилия). Официально заявлено, что стандарт будет добровольным, без сертификации третьей стороной. Четвертая версия стандарта провозглашает, что социальная ответственность — это ответственность организации за влияние своих решений и деятельности на общество и окружающую среду, реализующаяся через прозрачное и этическое поведение.

   SA 8000 («Социальная защита») – стандарт ответственности, разработанный Social Accountability International`s; устанавливает нормы ответственности работодателя в области условий труда: основной акцент на правах человека и здоровье; устанавливает требования к социальным аспектам кадровой политики производителей и поставщиков. Стандарт SA 8000 успешно интегрируется со стандартами ИСО 9001:2000, ИСО 14001:2004, OHSAS 18001:1999.

Первая версия стандарта SA 8000 была разработана Агентством по аккредитации Совета по экономическим приоритетам (Council on Economic Priorities Accreditation Agency – CEPAA) и введена в действие с октября 1997 г. Второе издание SA 8000 введено в 2001 г. Данный стандарт оговаривает требования по социальной ответственности, чтобы позволить компании сертифицироваться по SA 8000.

Стандарт считается международным, хотя официально не принят ни одной из международных организаций. Требования стандарта распространяются на любые географические регионы, отрасли промышленности и предприятия (независимо от их размера). Последние должны соблюдать эти требования (как и национальное законодательство), разрабатывать и проводить в жизнь политику, процедуры и методы, обеспечивающие управление указанными выше проблемами, демонстрировать заинтересованным сторонам их соответствие требованиям стандарта.

Высокий статус документа обеспечен тем, что его идеологическую основу составляют:

• Всеобщая декларация прав человека (the Universal Declaration of Human Rights),

• Конвенция ООН по правам детей (UN Convention on the Rights of the Child),

• Конвенция ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин,

• конвенции и рекомендации Международной организации труда и других служб по защите прав человека.

В стандарте 4 раздела, первые три – общие. Четвертый раздел (Требования социальной ответственности) содержит 9 подразделов; восемь рассматривают требования к деятельности, основанные на международных нормах прав человека; девятый — требования к системам менеджмента — предназначен для использования применяемой ранее практики в организационных процедурах и действиях:

1. Детский труд

2. Принудительный труд

3. Здоровье и безопасность

4. Свобода ассоциаций и право на коллективный договор

5. Дискриминация

6. Дисциплинарные порядки

7. Рабочее время

8. Заработная плата

9. Системы менеджмента

Стандарт обеспечивает определение этических критериев при производстве товаров и услуг и удачно дополняет стандарты ИСО серий 9000, 14000 и OHSAS 18001, являясь универсальным средством для практической реализации этической и нравственной деятельности администрации. Таким образом, социальная ответственность компаний выходит на одно из первых мест среди объектов стандартизации в области менеджмента. Их создание — это основа формирования интегрированной системы управления, позволяющей сокращать риски и повышать прибыльность предприятия.

Предприятия, создавшие систему социального и этического менеджмента и прошедшие сертификацию на соответствие требованиям стандарта SA 8000, получают ряд преимуществ.

1. Преимущества для работников:

• сокращение числа аварий на рабочих местах;

• возросшие возможности по организации профсоюзов и коллективному ведению переговоров;

• возможность улучшения условий труда;

• осведомленность об основных трудовых правах;

• возможность общаться непосредственно с работодателем по вопросам трудовых прав;

• доказательство того, что трудовые права — это благо не только для общества, но и для бизнеса;

• улучшение бизнес-деятельности приводит к экономическому росту и созданию новых рабочих мест.

2. Преимущества для работодателей:

• надежный и эффективный способ проявить социальную ответственность;

• улучшение репутации компании и повышение популярности ее торговой марки;

• дополнительные возможности привлекать и удерживать работников;

• повышение качества и рост производительности;

• экономия от сокращения потерянных рабочих дней и снижения числа страховых счетов;

• улучшение отношений с работниками, профсоюзами, компаниями, потребителями, неправительственными организациями и правительством.

3. Преимущества для потребителей и инвесторов:

• четкая и надежная информация для тех, кто при закупках руководствуется этическими критериями;

• полезная информация для социально ответственных инвесторов;

• подтверждение того, что продукты произведены с соблюдением всех гуманитарных норм;

• идентификация компаний, делающих значительные успехи в деле соблюдения всех гуманитарных норм;

• расширение ассортимента товаров и географии производства.

Стандарт «Investors in People» направлен на получение потенциальных и активных выгод посредством постоянного обучения и развития компетентного уровня персонала. Социальная ответственность интерпретируется с позиции ответственности как работодателя, так и полноправного члена общества. В данном стандарте представлены три базовых акцента:

· Разработка стратегического комплекса постоянного совершенствования бизнес-процессов по комплексным результатам, включая социальный критерий эффективности;

· Реализация конкретных локальных инициатив, способствующих достижению принятой социальной стратегии, а также претворение в жизнь стратегического комплекса менеджмента;

· Постоянный мониторинг влияния социальных инвестиций на качество и уровень человеческого капитала, а также их отражение в экономической деятельности компании.

Стандарт «ISAE 3000» разработан в 2000 г., используется широким кругом независимых аудиторов, проверяющих социальную, экологическую,

нефинансовую отчетность, а также отчетность по устойчивому развитию,

систему внутренних коммуникаций и корпоративное управление.

 

   К другим наиболее используемым международным стандартам и индексам корпоративной социальной ответственности можно отнести следующие:

 

DJSI – индекс устойчивости, наиболее известный фондовый индекс КСО;

 

Bench Marks – система принципов и стандартов оценки и представления деятельности компаний, следующих принципам глобальной корпоративной социальной ответственности;

CPI – нефондовый индекс КСО (Corporate Philanthropy Index);

 

используется для сравнительного позиционирования;

 

CRA – методика интегрированной системы аудита корпора-

 

тивной устойчивости (Corporate Responsibility Audit);

 

CRT – развернутая международная программа КСО (The Caux Round Table Principles for Business); принята The Caux Round Table (Круглый стол бизнесменов в Ко);

 

EII – индекс эконометрического эффекта (Econometric Impact Index); отражает эффект, оказываемый на окружающие компанию местные сообщества;

FTSE – индекс, рассчитываемый независимой компанией экспертов;

 

FTSE – для организаций, соблюдающих глобальные принципы КСО;

EFQM – (Framework for Corporate Social Responsibility) оценка КСО по Модели совершенства Европейского фонда менеджмента качества;

 

SI – нефондовый индекс, позволяющий оценить КСО; особое внимание уделяется кадровой политике, социальным программам, преодолению дискриминации.

Отечественный опыт. Учет международных стандартов стал необходим и в связи с тем, что российские компании нача­ли выходить на международный рынок, на котором ве­дение социально ответственного бизнеса является нормой. Особенно это касается компаний, ориентированных на иностранные инвестиции, для получения которых необходимо ведение социально ответственного бизнеса, свидетельствующего об устойчивости и финансовой стабильности компании, потому что именно такие характеристики не в последнюю очередь делают их привлекательными в глазах иностранных инвесторов.

В России, в настоящее время наиболее часто КСО реализуется через использование механизмов межсекторного социального партнерства, созданных общественными организациями или совместно с бизнес-структурами: через кооперацию в рамках благотворительной деятельности; через участие в бизнес-ассоциациях; через вложения в форме социальных инвестиций.

Наиболее приемлемой формой реализации КСО в сложившихся для российских корпораций условиях являются социальные инвестиции, под которыми понимаются материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компании, направляемые на реализацию социальных программ. Доступность такой формы широкому кругу корпораций обеспечивает оптимальный механизм инвестирования, который представляет собой согласованный участниками процесса соци­ального инвестирования набор взаимосвязанных правил, процедур, способов, технологий и т.п. по осуществлению (как правило, из чистой прибыли) доб­ровольных вложений бизнеса (социального инвестора) в определенную сферу (программу) внутрикорпоративного развития и/или развития внешней социальной среды, направляемых с учетом действующих международных стандартов на достижение стратегических и тактических целей в предположении получения социального, экономического или имиджевого эффекта.

Широкий диапазон применения данной формы реализации КСО обусловлен тем, что имеет большой выбор вариантов оформления механизма, в том числе: по процедуре в пределах компетенции социального инвестора; по соглашению между участниками; в соответствии с нормативно-правовыми актами определенного уровня (местный, региональ­ный, федеральный и др.); в соответствии с международными стандартами; без регламента. Различными могут быть варианты направления инвестиций, в частности, они могут направляться на профессиональную подготовку кадров как внутри компании, так и за ее пределами; охрану здоровья и безопасные условия труда; социально-ответственную реструктуризацию; природоохранную деятельность и ресурсосбережение; развитие местного сообщества; добросовестную деловую практику, развитие инфраструктуры. В соответствии с направлениями социальных инвестиций они могут обеспечиваться такими источниками как текущие расходы, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, нефинансовые инвестиции.

Практически все крупные российские компании в последнее время стали развивать у себя специальное направление деятельности, именуемое корпоративной социальной ответственностью. Это находит проявление в том, что они принимают к исполнению специальные программы, направленные на социальное развитие своих трудовых коллективов, в том числе: обеспечение занятости работников, проведение мероприятий по охране труда и промышленной безопасности, изыскание внутренних резервов для повыше­ния заработной платы, организация оздоровительного отдыха работников и членов их семей и т.д. Значительное внимание уделяется повышению образовательного уровня работников и подготовке кадрового резерва компаний, причем, как из действующих со­трудников предприятий, так и посредством поиска талантливой молодежи в учебных заведениях.

Кроме этого, значительное внимание стало уделяться и развитию местных сообществ, что отражается в деятельности корпораций через внешние социальные программы, ориентированные на социаль­ные инвестиции (программы помощи детям) и благотворительность (спонсорская поддержка коллективов культуры, социальных учреждений, ветеранских ор­ганизаций).

Схематично социальную политику российских корпораций можно разделить на два больших блока — работа с персоналом и содействие окружающему сообществу, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько направлений: мотивация персонала, развитие персонала, безопасность и оздоровление персонала, развитие корпоративной культуры, программы социальной адаптации при реструктуризации, оказание материальной помощи; содействие развитию социальной сферы территории и оказание благотворительной помощи населению.

  В2007г.Всероссийской организациейкачества (ВОК) разработан и введен в действие стандарт ВОК-КСО-2007 (вторая редакция утверждена в июне 2008 г.). Требования данного стандарта к деятельности организации в области социальной ответственности включают: социальные права персонала, социальные гарантии персонала, качество продукции, услуг и работ, охрана окружающей среды, экономное расходование ресурсов, поддержка местного сообщества, менеджмент социальной деятельности.

 

Этот документ является стандартом организации и соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона «О техническом регулировании» как документ в области стандартизации, используемый на территории РФ. Создавая и вводя в действие стандарт ВОК-КСО-2007, его разработчики руководствовались прежде всего тем, чтобы у российских предприятий был документ, который в привычной и понятной форме излагал бы все требования к организации и реализации социальной деятельности.

 

Приведенный перечень не является исчерпывающим. В России и в зарубежных странах процессы развития и внедрения социальной ответственности приобрели к настоящему времени постоянный характер.

В декабре 2008 года Общественной общероссийской организацией «Всероссийская организация качества» разработан стандарт социальной ответственности организаций всех типов и форм собственности.

Организация должна разработать и реализовывать политику в области социальной ответственности, которая: отвечает экономическим интересам организации; является основой для постановки целей в области социальной ответственности; включает обязательства, соответствующие всем требованиям настоящего стандарта; способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия персонала и местного населения; выполняется и актуализируется; доступна и понятна персоналу и другим заинтересованным сторонам; оформлена документально.

Деятельность организации в области социальной ответственности должна быть направлена на достижение следующих целей:

· соблюдение трудовых и социальных прав персонала;

· производство продукции и оказание услуг надлежащего качества;

· исключение несчастных случаев в производстве;

· защита жизни, здоровья и имущества потребителей продукции или услуг организации;

· снижение вредных воздействий на окружающую среду;

· экономное расходование невосполнимых ресурсов;

· оказание помощи малоимущим группам населения.

Успешное достижение этих целей должно способствовать:

· повышению качества жизни персонала, местного населения и общества в целом;

· повышению авторитета организации у потребителей, партнеров по бизнесу и других заинтересованных сторон;

· улучшению отношений с центральными и местными органами власти, контрольными и надзорными органами;

· улучшению отношений с населением, общественностью и средствами массовой информации.

Требования к деятельности организации в области социальной ответственности:

· Модуль А. Социальные права персонала.

· Модуль Б. Социальные гарантии персонала.

· Модуль В. Качество продукции, услуг и работ.

· Модуль Г. Охрана окружающей среды.

· Модуль Д. Экономное расходование ресурсов.

· Модуль Е. Поддержка местного сообщества.

· Модуль Ж. Менеджмент социальной деятельности.

К социальным правам персонала относятся: свобода объединений и право на коллективный договор; заработная плата с учетом минимального размера оплаты труда, подробное обоснование размера заработной платы; регламентированная длительность работы; организация не должна применять или поддерживать дискриминацию работника; не должны использоваться или поддерживаться телесные наказания, психологическое или физическое насилие или словесные оскорбления. Охрана труда: обеспечение безопасных условий; предоставление персоналу регулярное и документируемое обучение по технике безопасности и охране труда; организация системы, позволяющие обнаруживать и предотвращать потенциальные угрозы здоровью и безопасности всего персонала; предоставление всему персоналу для использования чистые туалетные комнаты, доступ к питьевой воде, а также создавать необходимые санитарные условия для хранения продовольствия; обеспечение чистоты и безопасности предоставляемых персоналу мест отдыха, а также их соответствие основным потребностям персонала.

К социальным гарантиям персонала относятся: переподготовка и компенсационные выплаты при сокращении персонала; содействие учащимся; оплачиваемый отпуск; охрана материнства.

К охране окружающей среды: предотвращение вредных воздействий на окружающую среду; экологическое обучение и просвещение персонала.

К поддержке местного сообщества: поддержка усилий власти в развитии территории, где размещена организация; помощь местным учреждениям и организациям социальной сферы; помощь малоимущим семьям, одиноким престарелым, а также ветеранам; поддержка ЖКХ; поддержка культурных и спортивных организаций и мероприятий.

Требования, установленные в модулях «А» и «Ж» стандарта ВОК-КСО-2007, гармонизированы со стандартом SA 8000, это дает возможность проводить сертификацию на соответствие стандарту ВОК-КСО-2007 и в то же время - стандарту SA 8000. При положительных результатах сертификации организация получает два сертификата – по стандарту ВОК-КСО-2007 и стандарту SA 8000.

Модульное построение стандарта дает организации возможность при сертификации подтверждать соответствие, как сразу по всем его модулям, так и последовательно, модуль за модулем. Так что заявка на сертификацию может оформляться или сразу на все шесть модулей, или на какие-то из них, в любом сочетании по выбору организации. Однако модуль «Ж» должен включаться в любой вариант заявки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.145 (0.085 с.)