Ответственность и устойчивое развитие организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность и устойчивое развитие организации



 

Концепция устойчивого развития приобрела необычайную популярность в начале XXI века, когда человечество реально столкнулась с такими глобальными проблемами, как экологический кризис (изменение климата в результате выброса парниковых газов, недостаток и загрязнение пресной воды, исчезновение лесов, загрязнение воздуха, деградация почв, урбанизация, истощение природных ресурсов и т. д.) и финансовый кризис («максимизация прибыли любой ценой», неконтролируемый рост денежной массы, невыплата кредитов, дисбаланс между потреблением и накоплением, потреблением и производством и т. д.).

Новые признаки современной экономики не являются результатом эволюции, а носят все приметы изменений, проводимых человеком. Изменение —это любое приобретение объектом новых признаков,свойств,характеристик или же утрата имеющихся.

В обществе изменения могут происходить в форме эволюции или революции. Эволюция — это необратимые естественные изменения, происходящие в живой природе и в обществе, характеризующиеся постепенностью, плавностью и отсутствием резких границ между стадиями в изменении объекта. Ценность эволюционного изменения в общественной жизни заключается в том, что оно происходит без разрушений и потрясений, без создания массового дискомфорта для людей. Революция — глубокие, качественные, радикальные, коренные изменения, резкий скачок в развитии природы, общества или познания, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Универсальным механизмом изменений в обществе является конкуренция (соперничество) за ресурсы, социальные столкновения, потребности и интересы людей.

Развитие —это переход от одного состояния в другое,более совершенное, в результате изменений, имеющих субъективный характер, происходящих в природе и обществе. Управление процессом развития приводит к разнонаправленным результатам, которые определяются как прогресс либо как регресс.

В результате развития концепции прогресса выделяются следующие характерные черты:

– необратимость времени, которое течет линейно и обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего;

– направленность движения, в котором ни одна стадия не повторяется, а каждая следующая ступень находится ближе к предполагаемому конечному состоянию;

– кумулятивность развития, которое протекает либо революционно, либо эволюционно;

– дифференциация фаз процесса развития;

– неуклонное совершенствование развивающегося объекта: каждая следующая ступень лучше предыдущей.

Выражением прогресса всегда считались такие процессы, как индустриализация, урбанизация, модернизация и мера человеческой свободы. Обратной стороной всего этого является ухудшение экологии, перенаселенность, перепроизводство, рост напряженности между развитыми и развивающимися странами.

В современной теории и практике выделены следующие концепции развития (табл. 3).

 

  Таблица 9. Концепции развития
   
Вид концепции                            Движущие силы
Эволюционная Наследственная изменчивость; борьба за существование; естествен- 
  ный отбор
Эмерджентная Качественные скачки при возникновении чего-то нового в мире
Структуралистская В ходе развития изменяется только структура развивающегося объек-
  та
Синергетическая Синергетика считает, что в хаосе таится источник развития, который
  может привести к конструктивным результатам

Развитие — это особый тип изменений, благодаря которым мы получили тот мир, в котором живем. Многообразие природных и социальных феноменов появилось в результате развития, поэтому невозможно понять мир вне контекста развития. Концепция устойчивого развития начинает оказывать влияние на выработку стратегических задач организаций, а в корпоративном управлении играет ведущую роль при формировании инвестиционных проектов. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества: объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы.

Устойчивое развитие — это такие преобразования, которые удовлетворяют потребности настоящего времени, но не ставят под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Переход к поэтапному развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, экологическую безопасность и социальную справедливость при общем давлении на биосферу.

При таком подходе организация начинает рассматриваться как социо-эколого-экономическая система, в которой экономические цели становятся вторичными по отношению к цели сохранения целостности среды обитания. Поэтому для любой организации очень важно отслеживать те изменения, которые с такой стремительностью происходят во внешней среде. Наиболее значимыми являются следующие направления:

– стремительность изменения знаний;

– высокие темпы обновления продукции;

– смена решающего фактора бизнеса

 (в настоящее время это человек и его знания);

– размывание границ между отраслями и сегментами;

– глобальная конкуренция;

– большая взаимосвязь участников.

Устойчивость развития организации как системы связана с природой самой системы, а не с тем, как внешние источники движущих сил заставляют изменяться ее параметры функционирования. Организация не может «отключить» источники преобразования внешней среды, поэтому для сохранения жизнеспособности ей необходимо развиваться с учетом изменений во внешней среде, на которые она все-таки может влиять. Эти переменные называются факторами устойчивого развития, представляющими собой управляемые силы, которые оказывают воздействие на устойчивость организации во внешней чреде в период ее изменений. Часто эти факторы называют ключевыми факторами успеха (КФУ).

      Типы факторов устойчивого развития:

1) КФУ, зависящие от технологии:

– качество проводимых научных исследований;

– возможность инноваций в производственном процессе;

– возможность разработки новых товаров;

– степень овладения существующими технологиями.

2) КФУ, относящиеся к производству:

– качество продукции;

– высокая степень использования производственных мощностей;

– выгодное местоположение предприятия;

– доступ к квалифицированной рабочей силе;

– высокая производительность труда;

– возможность изготовления большого количества моделей продукции разных размеров;

– возможность выполнения заказов потребителей.

3) КФУ, относящиеся к реализации продукции:

– широкая сеть дистрибьюторов/дилеров;

– широкий доступ/присутствие в точках розничной торговли;

– наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании;

– низкие расходы по реализации;

– скорая доставка.

4) КФУ, относящиеся к маркетингу:

– высокая квалификация сотрудников отдела реализации;

– доступная для клиентов система технической помощи при покупке

и использовании продукции;

– аккуратное исполнение заказов покупателей;

– разнообразие моделей/видов продукции;

– искусство продаж;

– привлекательный дизайн/упаковка;

– гарантии для покупателей.

5) КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:

– особый талант;

– ноу-хау в области контроля за качеством;

– компетентность в области дизайна;

– степень овладения определенной технологией;

– способность создавать эффективную рекламу;

– способность быстро переводить новые товары из стадии разработки

в промышленное производство.

6) КФУ, связанные с организационными возможностями:

– уровень информационных систем;

– способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию;

– большой опыт и ноу-хау в области менеджмента.

7) прочие КФУ:

– благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей;

– общие низкие затраты;

– выгодное расположение;

– приятные в общении, доброжелательные служащие;

– доступ на финансовые рынки;

– наличие патентов.

В процессе анализа и выявления самых значимых факторов устойчивого развития необходимо помнить, что организация обладает ограниченными ресурсами и поэтому она не может оказать влияние сразу на все факторы, поэтому, как правило, выбираются четыре-пять самых актуальных для текущей ситуации.

Интеграция принципа КСО в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой современных организаций.

Как правило, выделяют две основные составляющие концепции КСО, оказывающие влияние на устойчивость развития:

1) сокращение рисков, связанных с ведением бизнеса. В настоящий момент время и ресурсы, затрачиваемые на изменения в ключевых бизнес-процессах, обходятся в целое состояние. Поэтому одна из дополнительных функций КСО заключается в раннем оповещении о проблемах, которые могут проявиться и застать компанию врасплох;

2) превращение проблем, существующих в общественной жизни и окружающей среде, в возможности для бизнеса. Например, развитие идей защиты окружающей среды открывает перед производителем дополнительные возможности — производство экологически чистых продуктов, энергосберегающих приборов и т. д.

КСО как политика и концепция стратегического развития компаний распространяется на взаимосвязанные направления: укрепление имиджа и деловой репутации; корпоративное развитие; развитие персонала; взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем и др.

В сентябре 1999 г. для усиления идей по «устойчивому развитию» и всемерному внедрению КСО по инициативе бизнес-сообщества был введен мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию. Этот индекс рассчитывается по большому количеству показателей путем заполнения компаниями специальных ежегодных вопросников. Затем эти данные проверяются специально уполномоченным аудитором. Рассчитанные и проверенные таким образом показатели затем группируются по трем направлениям:

1) экономика компании;

2) экологичность;

3) социальная деятельность.

Около 60 % показателей одинаковы для всех компаний независимо от отраслевой принадлежности, а 40 % различаются по секторам. Далее после расчетов по специальной «взвешенной шкале» по этим показателям определяются места компаний, концернов, финансовых институтов и корпораций в мировом табеле о рангах по «устойчивому развитию» с разбивкой по секторам.

Популярный в промышленных и финансовых кругах индекс активно используется для выпуска на его основе различных производных финансовых инструментов. За последние 15 лет КСО как система управления устойчивым развитием в постоянном диалоге с обществом в экономически развитых странах стала ключевой идеологией бизнеса, основой социального партнерства с властями всех уровней и гражданским обществом.

Международный опыт однозначно показывает, что работа и отчетность по КСО и устойчивому развитию дает компаниям эффективный результат:

– в форме капитализации;

– развития прозрачности компании для общественности;

– повышения инвестиционной привлекательности;

– социального вклада в устойчивое национальное развитие. Концепция устойчивого развития из чисто теоретической разработки превратилась в основополагающие правила международного сотрудничества в 1992 г. На конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро были сформулированы 27 принципов — основных исходных положений устойчивого развития:

1. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

2. Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

3. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

4. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

5. Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.

6. Особое значение придается положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых. Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.

7.         Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность.

8.       Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

9.     Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распределения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии.

10. Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды.                               11. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

 12. Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности в развивающихся странах.

13. Для более эффективного решения проблем ухудшения окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах.

 14. Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.

15. В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

16. Национальные власти должны стремиться содействовать интернационализации экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

17. Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа.

18. Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды

в этих государствах.

19. Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.

20. Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития.

21. Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства с тем, чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех.

22. Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.

23. Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.

24. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития, поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития.

25. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

26. Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом ООН.

и Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

Эти принципы достаточно полно описывают человеческое развитие в рамках концепции устойчивого развития, учитывая экологические, экономические, социальные и политические составляющие. Данные принципы необходимо принять во внимание при разработке стратегии устойчивого развития организации.

Для устойчивого развития организации наиболее значимыми принципами являются:

– принцип справедливости;

– принцип сохранения природной среды;

– принцип преемственности и сохранения наследия;

– принцип системности мышления;

– принцип «думать глобально — действовать локально»;

– принцип партнерства;

– принцип рациональности и превентивности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.046 с.)