Глава 2 благословение нашего времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2 благословение нашего времени



«Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту».

Конфуций

ПЯТЬ   АКСИОМ КОНФЛИКТА

Однажды женщине приснился сон: за прилавком магазина стоит Бог. «Господи, это Ты!» - воскликнула она с радостью. «Да, это Я», - ответил Бог. «А что у Тебя можно купить?» – спросила женщина. «У меня можно купить всё», - прозвучал ответ. «Ну, тогда дай мне, пожалуйста, здоровье, счастье, любовь, успех и много денег!» Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за указанным товаром. Через некоторое время Он вернулся с маленькой бумажной коробочкой. «И это всё?!» - воскликнула удивлённая и разочарованная женщина. «Да, это всё, - ответил Бог и добавил: - Разве ты не знаешь, что в Моём магазине продаются только семена?» Семена здоровья, счастья, любви, успеха и даже «больших» денег. Но – семена! И Господь сваё дело сделал: посадил эти семена в поле нашей жизни. А нам их нужно старательно взращивать.

Если мы оказались в конфликтной ситуации, важно помнить «пять аксиом конфликта». Первая аксиома утверждает: «В конфликтной ситуации правых нет, - все ошибаются». Речь идёт не о правых и левых, а о тех, кто думает: «Я – прав!» Так вот, в конфликтной ситуации таких быть не должно. И то, что «все» ошибаются, для нас не удивительно. Удивительно то, что мы – в их числе! В этом суть этой аксиомы: «Я так же, как и все, ошибаюсь!»

Вторая аксиома гласит: «Тот, кто прав, находится вне конфликтной ситуации». Представьте, вдруг я оказался тем, кто прав. Тогда, внимательно осмотревшись вокруг, я замечу, что вокруг меня конфликта нет. Конфликт где-то в другом месте, но я не в нём. Потому что я – прав.

Третья аксиома объясняет: «Чтобы выйти из состояния конфликта, нужно найти свою ошибку, исправить её и занять правильное положение». И это сделать легче всего. Окружающие с радостью помогут нам найти свою ошибку, и исправить её самому проще всего. Но зато мы окажемся в правильном положении и сможем выйти из состояния конфликта!

Четвёртая аксиома предупреждает: «Чтобы осложнить конфликт, достаточно замечать ошибки других, требовать их исправления и доказывать свою правоту». Ведь в конфликтной ситуации все ошибаются. А когда я вижу ошибку другого, я думаю: «Я – прав!» «Если он ошибается, значит, я – прав!» Мы начинаем исправлять других и доказывать собственную правоту. В итоге конфликт усиливается.

И, наконец, пятая аксиома напоминает о ценности конфликта: «Конфликт помогает нам найти свою ошибку, исправить её, остановить процесс деградации и продолжить наше развитие». В этом уникальная роль конфликта: побудить человека, исправляя свои ошибки, очищать сердце от «нечистот» Кали-юги. Таким образом, мы избавляемся от вожделения, иллюзии, гнева, жадности, гордости, зависти. А занимая правильное положение в конфликтной ситуации, мы учимся проявлять духовные качества. Так у нас развиваются «здоровые» духовные привычки: уважение к другим, правильная самооценка, терпение, благодарность, смирение, милосердие.

Поэтому необходимо помнить, что

первое: «В конфликтной ситуации правых нет, - все ошибаются»;

второе: «Тот, кто прав, находится вне конфликта»;

третье: «Чтобы выйти из состояния конфликта, нужно найти свою ошибку, исправить её и занять правильное положение»;

четвёртое: «Если мы замечаем ошибки других, требуем их исправления и доказываем свою правоту, - конфликт усиливается»;

и пятое: «Ценность конфликта в том, что он помогает нам найти свою ошибку, исправить её, остановить процесс деградации и продолжить наше развитие».

Идёт экзамен. Аудитория в университете. Студенты, каждый за своим столом, готовятся к устным ответам на вопросы экзаменационных билетов. И здесь же одного из них опрашивает экзаменатор. «Бедняга» с трудом пытается что-то отвечать. Преподаватель:

- Да, уж… Знаниями вы не блещете. Ладно, помогаю. Скажите, как зовут вашего преподавателя?

Молчание.

- А какого цвета ваш учебник?

Молчание.

- Ну, на какой экзамен вы пришли?

Молчание.

Голос в аудитории: «Вот, заваливает!»

Итак, конфликт приходит в нашу жизнь для того, чтобы помочь нам. А мы думаем: «Заваливают! Валят с ног!» Но, на самом деле, нам стараются помочь. Нужно только кое-что сделать, «пошевелиться» немножечко: найти и исправить свою ошибку, занять правильное положение и выйти из конфликтной ситуации. И своим примером вдохновлять других.

Я – НЕКОНФЛИКТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Как-то вечером, возвращаясь домой с работы, по городской площади шёл один человек. Неожиданно к нему обратился незнакомый встречный прохожий и со словами: «Это для вас. Обязательно прочтите!» - вручил ему записку. Человек был в замешательстве. Он раздумывал: «Мало ли что там, в этой записке? Страшно читать!» В конце концов, он решил: «Приду домой, - дам жене. Пусть она прочтёт». Сказано – сделано. Оказавшись дома, человек первым делом рассказал жене о странном происшествии. «Кто-то записку передал. Сказал, что для меня. А я боюсь читать. Может быть, ты прочтёшь?» Жена развернула записку, прочла, - схватилась за голову: «Развод! Срочно подаём на развод! Никакой совместной жизни!» Дошло дело до суда. На бракоразводном процессе судья спрашивает: «В чём дело? Какова причина развода?» «Да, вот, - говорит человек, - принёс домой странную записку. Сказали, что для меня, а я боюсь прикасаться к ней. Дал жене почитать, она – сразу «в развод». Возьмите вы, прочтите». Разворачивает судья записку, читает. «Какой развод? Высшая мера! За такое полагается максимальное наказание. Высшая мера!». Приговорили «беднягу» к смертной казни. Приговор привели в исполнение. Попал наш герой в рай. На небесах встречает его царь рая и спрашивает: «Как ты сюда попал? Для нас это полная неожиданность. Мы тебя здесь не ждали». Человек отвечает: «Что-то странное происходит. Дали мне какую-то записку, а я боюсь её читать. Жена прочла, - подала «на развод». Судья прочёл, - приговорили к высшей мере. Возьмите вы, прочтите». Царь рая берёт записку, читает. «Нет, дорогой мой. Какой рай? На небесах тебе не место! В ад его!» Отправили «беднягу» в ад, на низшие планеты вселенной. Встречает его там царь ада и тоже интересуется: «Как ты здесь оказался?» Человек рассказал об удивительной записке: «Я боюсь читать её. Прочтите вы!» Разворачивает тот записку, читает. «Да… За такое в аду полагаются жесточайшие пытки. В самое ужасное место его!» Отправили человека на самое «дно» вселенной: безбрежный океан, кишащий свирепыми тварями, посреди него корабль с грешниками, которых подвергают мучениям в самых страшных адских условиях. Доставили беднягу на этот корабль. Встречает его капитан: «Как ты умудрился сюда попасть? В это адское место только за «особые заслуги» направляют!» Протягивает ему человек записку: «Вот. Все читают, и со мной что-то происходит. А я боюсь. Прочтите и вы!» Берёт капитан записку, читает. «Нет, тебе на моём корабле не место. За борт его! За борт!» Бросили нашего страдальца в океан. Плывёт он, а вокруг твари ужасные, подбираются. «Ну, - думает человек, - теперь уж точно конец. Разорвут на части. Деваться некуда. Может быть, стоит прочесть эту злосчастную записку?» Достаёт он её, разворачивает, смотрит - и ничего не может понять: океанской водой все буквы размыло! Но на этом наша история не заканчивается. Потому что ад – это необычное место. Все эти адские твари разрывают тело грешника на мелкие части, океанские волны прибивают их к берегу, а подручные царя ада собирают из них новое тело и забрасывают его в океан. Так мучения грешника продолжаются вновь и вновь. Это ад. Но, слава Богу, у любого наказания есть свой срок. И когда он заканчивается, мы получаем возможность родиться вновь на этой планете. Так наш герой, отстрадав в аду, получил новое рождение. Итак, новая жизнь! И через некоторое время человек снова оказался на той же самой городской площади. К нему опять подходит незнакомец, протягивает записку и говорит: «Это для вас. Обязательно прочтите!»

Как вы думаете, будет он читать её в этот раз или нет? Неизвестно. Всё зависит от того, настрадался человек или ещё нет. Если ему мало страданий, то он не захочет читать: «Я и без этой записки как-то протяну. Пусть другие читают!» Значит, его ждут новые «круги ада». Если же человек настрадался, то сразу развернёт и прочтёт. А в записке было написано следующее: «Я – воплощённое совершенство!» Это настроение, с которым мы приходим в материальный мир: «Я – воплощённое совершенство!» Или, по-другому, «Я – прав! Я никогда не ошибаюсь, всё знаю и  мне не нужны никакие подсказки!» И это настроение «конфликтного» человека.

Кто же это такой, «конфликтный» человек?

Его первая характеристика: «Свои глупости я прощаю». «Ну, с кем не бывает… Не будьте такими «придирами»! Да, и потом, может быть, это совсем не глупость. Может быть, вам просто показалось? Наверное, вы что-то не так поняли!»

Его вторая характеристика: «Чужие ошибки я сужу». «Но, если я вижу чужую ошибку, разве могу я пройти мимо? Её нельзя оставлять без внимания! Нужно обязательно разобраться».

Таким образом, свои глупости я прощаю, а чужие ошибки сужу. Я – «конфликтный» человек. «Я – прав! Я – воплощённое совершенство!»

Святые учителя учат, что в этом мире каждое живое создание имеет 4 недостатка. Первый изъян следующий: каждый склонен ошибаться. То есть, в нашей жизни мы не застрахованы от ошибок. Любой из нас может сделать неправильный шаг. Такова жизнь: «На ошибках учатся!» Второй недостаток: каждый склонен обманывать других. Человек ошибается и при этом продолжает убеждать других в том, что он прав. На самом деле ему нужно признать свою ошибку, но человек пытается обманывать других, доказывая свою правоту. Третье несовершенство: каждый склонен впадать в иллюзию. Объясняя другим, что он прав, человек «свято» верит в то, что «так оно и есть». Но, в действительности, находясь в иллюзии, он не сознаёт реальности. И, наконец, четвёртый изъян: наши чувства несовершенны. Если мы не желаем видеть своих ошибок, чувства не позволят нам их обнаружить, даже рассматривая «в упор». Итак, в этом мире мы склонны ошибаться, обманывать других, пребывать в иллюзии и обладаем несовершенными чувствами. Но тот, кто не помнит об этом, думает: «Я – прав! В этой конфликтной ситуации я действую безошибочно, никого не обманываю, пребываю в реальности, и мои чувства воспринимают истину!» И живёт так, как будто он – «воплощённое совершенство». Это – «конфликтный» человек.

Поэтому жизнь будет посылать нам одно страдание за другим, чтобы мы смогли прийти, в конце концов, к правильному пониманию: «Нет, я несовершенен. Я – далеко неправ! Я нуждаюсь в подсказках, помощи».

Хотя мы приходим в этот мир в настроении «конфликтного» человека, желая доказать всем свою правоту и продемонстрировать личное совершенство, жизнь, слава Богу, учит нас «уму-разуму». Если человек принимает эти «уроки» и проходит через обучение в школе духовной жизни, он изменяет своё отношение к миру и развивает новые, духовные качества. Его настроение меняется, и мы видим перед собой уже другую, «неконфликтную» личность.

Кто же это такой, «неконфликтный» человек?

Это тот, кто находится в настроении: «Я – неуч», «Я – ученик», «Мне многому ещё нужно учиться!» Его первая характеристика: «Чужие глупости я прощаю». «Ну, с кем не бывает… Не стоит обращать внимание. Да, и потом, может быть, это совсем не глупость. Может быть, мне показалось? Наверное, я что-то не так понял!»

Его вторая характеристика: «Свои ошибки я сужу». «Но, если я вижу свою ошибку, разве могу я оставить её без внимания? С ней нужно обязательно разобраться!»

Таким образом, чужие глупости я прощаю, а свои ошибки сужу. Я – «неконфликтный» человек. «Я – ученик. Мне многому нужно научиться!»

КОНФЛИКТ - ЭТО ПОДСКАЗКА

Итак, конфликт – это «болезнь», которая требует от нас очищения своего сознания. Конфликт – это «экзамен», проверяющий качество нашего развития. Конфликт – это подсказка, указание на ошибку, которую нам нужно исправить.

Представьте, что у нас «конфликт» с телом. Например, у меня болит голова. На что это указывает? Похоже, в прошлом я думал «не о том, что нужно». Если у меня болят глаза, значит, я смотрел «не туда, куда нужно». Если болит нос, значит, нюхал «не то, что нужно». Болят уши, - слушал «не то, что нужно». Болит горло, - наверное, говорил «не так, как нужно». Если у меня болят руки, похоже, я держался «не за то, что нужно». Болят ноги, - значит, ходил «не туда, куда нужно». А вот, если у меня болит спина? Это означает, что я не склонялся «перед тем, перед кем нужно». Ведическая традиция учит, что в нашей жизни мы обязаны каждый день кланяться, то есть, выражать почтение, Всевышнему Господу, отцу и матери, учителю и старшим. И, если в прошлом мы этого не делали, значит, в настоящем нас ждут «проблемы со спиной».

Итак, конфликт, причиняющий нам боль, - это подсказка. Другими словами, это указание на ошибку, которую нам нужно найти и исправить. В связи с этим очень важно понимать то, каким образом учитель помогает ученику обнаруживать и устранять его ошибки. Опытный наставник никогда не показывает ученику его ошибки. Он рассказывает о них: «Выполняя данное задание, можно совершить следующие ошибки…» Он подробно объясняет, как их найти и исправить, и затем просит ученика: «А теперь, дорогой, проверь-ка, не допустил ли ты какую-нибудь из этих ошибок, выполняя своё задание». Почему учитель действует таким образом? Ведь проще простого взять и показать ученику его ошибку! Потому что опытный наставник знает одну «хитрую» особенность своего подопечного: если ученик не ищет свою ошибку, он не способен её увидеть. Только тогда, когда мы пытаемся обнаружить собственный промах, мы в состоянии его заметить. А если нам показывают нашу ошибку? Что происходит? Ученик не узнаёт её! Он думает: «Что-то с учителем странное происходит! Почему-то он придирается ко мне. Похоже у него «проблемы»! А я-то при чём?» Потому что ученик не ищет своей ошибки и поэтому не видит её: «Какая ошибка? Всё правильно! Просто ко мне предвзято относятся!» Так думает ученик. Поэтому настоящий учитель никогда не показывает ученику его ошибку. Но рассказывает о разных видах ошибок и даёт возможность искреннему ученику самому искать их у себя. И ждёт. Потому что нет другого пути. А мы обычно вначале думаем: «Какие могут быть ошибки? Без сомнений, я всё сделал правильно! Но раз учитель просит, нужно проверить». И в то время, когда подопечный ищет свой промах, наставник переживает мучительное состояние: «Если он ничего не найдёт, какой же я учитель? Придётся начинать всё сначала! А показывать нельзя, иначе - проблемы будут!» Но когда ошибка обнаружена, для ученика это – настоящее открытие: «Вот это да! Никогда бы не подумал, что я на такое способен. Если бы мне сказали об этом, - не поверил бы!» Поэтому мудрый учитель подробно рассказывает о разных видах ошибок. А искренний ученик ищет их, находит и исправляет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.012 с.)