Практические занятия (семинары) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические занятия (семинары)



№ п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.)

1.

Древнегреческая литература (архаический период)

Мир древнегреческой мифологии 6
Гомеровский эпос 6
Архаическая лирика 8

2.

Древнегреческая литература (традиционалистский период)

Греческая трагедия 8
Древнеаттическая комедия 8

3

Древнеримская литература периода республики.

Мифологические темы и сюжеты в римской литературе 8
Римская поэзия 12

4

Литература периода империи – «серебряный век» римской литературы.

Римская поэзия 4
Античный роман 8
Зарождение христианской литературы: «Новый Завет» 12

Содержание модуля «Античная литература»

1. Древнегреческая литература (архаический период)

Тема 1. Термин и понятие «античная литература».

Термин и понятие "античная литература", ее исторические, хронологические и локальные границы. Периодизация истории античной литературы. Современные подходы к изучению античной литературы. Античная литература – первая и древнейшая европейская литература. Основные источники изучения античной культуры.

Тема 2. Миф как историко-культурная категория, развитие греческой мифологии

Понятие о мифе. Классификация мифов. Современные подходы к изучению мифологии. Мифография. Развитие древнегреческой мифологии: хтонический и олимпийский периоды. Олимпийский пантеон. Мифы о героях. Античная мифология и мировая культура. Устное словесное творчество: основные виды народного творчества, их место и функции в жизни древних общин.

Тема 3 Древний эпос.

Гомеровский эпос. Гомеровский вопрос: история возникновения и современное состояние. Мифы о троянской войне: историческая реальность и ее художественное осмысление. Содержание поэм: особенности композиции; герои и боги, их образы и деяния. Художественные особенности гомеровского эпоса. Место гомеровских поэм в античности и дальнейшая судьба эпоса. Генеалогический и дидактический эпос Гесиода ("Теогония", "Труды и дни").

Тема 4. Развитие архаической литературы в 7-6 вв. до н.э.: основные направления и жанры.

Основные виды архаической лирики: происхождение, связь с музыкой. Условность и историческая специфика термина "лирика". Элегия: основные темы, метрические особенности. Ямбография и Архилох. Мелическая поэзия: генезис, основные виды. Сольная медика: своеобразие поэтической образности лесбосских поэтов (Сапфо, Алкей). Анакреонт и анакреонтика. Хоровая мелика: основные виды, темы. Своеобразие эпиникиев Пиндара: темы, композиция, стиль ("пиндаризм"). Симонид и обновление эпиграмматической традиции. Возникновение литературной прозы: виды устного творчества (Эзоповы басни), ранняя философская и историко-географическая проза.

 

2. Древнегреческая литература (традиционалистский период)

 

Тема 5. Классический период развития древнегреческой литературы. Расцвет древнегреческого театра.

Расцвет афинской культуры. Драма: ее происхождение, основные виды. Культовые истоки. Организация театральных представлений. Устройство театра. Структура драмы. Эволюция трагедии. Эсхил - "отец трагедии". Нововведения и эволюция творчества Эсхила. Проблематика, герои и драматическая структура трагедий. Хор в трагедиях Эсхила. Основные этапы творчества и драматургические новшества Софокла. "Эдип царь" как идеальный образец греческой трагедии. Сущность трагических конфликтов, утверждение нормативности героических образов.

Еврипид – "самый трагичный из поэтов". Психологизация и индивидуализация образов, особенности внутреннего конфликта. Проблема "бытовизации", судьба хора, интрига, "бог из машины" и т.д. Женские образы в трагедиях Еврипида.

«Аттическая комедия»

Фольклорные основы древней аттической комедии. Злободневность и актуальность тематики. Основные средства и приемы комедийного искусства (травестия мифов и жанров, гротеск, сатира, фантастика и т.д.). Основные темы комедий Аристофана. Эволюция древнеаттической комедии: комедия средняя и новая.

Роль и значение греческой трагедии и комедии в веках. Античная классификация прозы - историография, красноречие, философия. Историография, основные виды ораторского искусства. Художественная форма и способы изложения философской доктрины в диалогах Платона. Вопросы литературы и искусства в трудах Аристотеля, историческое значение "Поэтики".

Тема 6. Культура эллинизма. (СРС, консультации 2 ч.)

Сущность понятия "эллинизм". Новые политические и культурные центры: эллинизация Востока и ориентализация Запада. Александрия: музей и библиотека, рождение филологии, поэты. Эллинистическая поэзия: основные жанры, тематика, поэтические приемы, поиски новых литературных форм. Буколическая поэзия, эпиллии, повествовательная элегия. Афины - центр философии (стоицизм, эпикуреизм, киники) и комедиографии. Тематика, структура, сюжеты, маски новоаттической комедии. Судьба наследия Менандра. Ослабление культурной и литературной жизни эллинистического мира во второй половине 2 и в 1 вв. до н.э.

Тема 7. Греческая литература римского периода (СРС, консультации 2 ч.)

Греческий мир под властью Рима. Моральные трактаты и жизнеописания Плутарха, авторская позиция и художественный метод античной биографии. Греческий "ренессанс" 2 в.: взлет и расцвет ораторского искусства, вторая софистика. Сатира Лукиана. Поздняя повествовательная проза. Античный роман: его виды, происхождение, сюжетная схема, образы героев. Романы Гелиодора, Харитона, Ахилла Татия: буколический роман Лонга. Литературная судьба греческого романа.

3. Древнеримская литература периода республики.

 

Тема 8. Ранний период римской литературы

Историческое значение римской литературы, ее место в античном обществе. Римское общество, его мировоззрение, материальная и духовная культура. Римский фольклор, особенности мифологии. Древнейшая проза (надписи, анналы, законы XII таблиц). Первые римские поэты (Ливий Андроник, Гней Невий). Характер обращения к греческой литературе и своеобразие ее использования. Римский театр: публичные зрелища. Комедия (паллиата, тогата и т.д.). Обращение к новоаттической комедии. Особенности комизма Плавта. Драматургия Теренция.

Тема 9. Литература последнего века республики

Римское общество и культура последнего века республики: кризис традиционной идеологии. Упадок старых поэтических жанров и возвышение новых. Развитие римской сатиры (сатуры). Политическая, философская и литературная тематика сатир Луцилия.

Римское ораторское искусство. Цицерон и его роль в развитии литературы. Судебные речи, риторические и философские трактаты, письма. Цицерон как теоретик красноречия; ораторское искусство и стиль Цицерона. Цезарь, его политическая и литературная деятельность.

Философский эпос Лукреция: источники, основные идеи, композиция и стиль поэмы "О природе вещей". Римский александризм: поэты-неотерики. Основные темы поэзии Катулла. Любовная лирика Катулла. Литературная судьба Катулла.

Тема 10. Литература «века Августа».

Литературная жизнь в эпоху Августа: литературные кружки (Меценат, Азиний Полион).

Жизнь и основные периоды творчества Вергилия. Трактовка темы сельского труда и идеализация сельской жизни в "Буколиках" и "Георгиках". "Энеида" как римский национальный эпос. Содержание и композиция "Энеиды", отношение к гомеровскому и эллинистическому эпосу; "рок" ("фатум"); герои и боги; патетика повествования; лирико-драматический колорит. Литературная судьба Вергилия в веках.

Жизнь и творчество Горация, его философские взгляды ("золотая середина"). "Эподы": традиции жанра и отношение к римской действительности. "Сатиры": особенности содержания, философская проблематика. "Оды": хронология книг, связь с греческой лирикой, тематика. Гораций – теоретик римского классицизма ("Наука поэзии").

Римская любовная элегия: Тибулл, Проперций. Основные периоды творчества Овидия. Любовные элегии и псевдодидактические поэмы о любви. "Метаморфозы" – мифологическая энциклопедия в стихах. Идейно-художественная трансформация мифа в свете культурно-исторических идей эпохи: психологическое мастерство Овидия. Овидий в изгнании.

Тит Ливий – идейные и художественные особенности исторического труда: "римская доблесть" и образы исторических деятелей.

4. Литература периода империи – «серебряный век» римской литературы.

Тема 11. Серебряный век римской литературы.

Эпоха Юлиев и Клавдиев: "новый стиль".

Стоицизм Сенеки. Риторический характер трагедий: философские позиции; изображение ужасов и страстей. Новый стиль в эпосе: "Фарсалия" Лукана. Сатирическое воспроизведение действительности в "Сатириконе" Петрония. Проблема авторства; традиции романа, новеллистического повествования, мима и мениппеи. Петроний и европейский плутовской роман.

Басни Федра, отношение Федра к греческим образцам и современной действительности.

Эпоха Флавиев и Траяна. Ориентация на классицизм и отход от "нового стиля". Творчество Плиния Старшего и Плиния Младшего. Эпиграммы Марциала: поэт-клиент и его поэтический герой; своеобразие зарисовок римской жизни; выбор сюжетов. Сатиры Ювенала: объекты сатирического изображения, формы и способы обличения. Жизнь и творчество Тацита.

Тема 12. Позднейший период: литература упадка и кризиса Римской империи.

Новые культурные центры, их литературная продукция. Новые религиозно-философские течения; влияние второй софистики. Светоний: "Жизнеописание цезарей".

Рост и развитие провинциальных литератур. Апулей – философ и писатель. Идейно-философская концепция "Метаморфоз", особенности композиции и хронотопа, значение вставных новелл.

Зарождение христианской литературы. Жанры раннехристианской литературы. Канонические и апокрифические произведения. "Новый Завет". Первые христианские писатели (Ориген, Иоанн Златоуст и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.009 с.)