На территории росийской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На территории росийской Федерации



 

Чикурова Татьяна Олеговна,

студент 2 курса магистратуры,

группы 212-ЮРЗ,

направления подготовки «Юриспруденция».

Научный руководитель — Рябцева Е.Е.,

доктор политических наук, профессор

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

 

Регулирование туристкой деятельности весьма интересно и актуально в современном мире. Актуальность такого регулирования состоит в том, что туризм является неотъемлемой частью жизни людей не только в России, но и в других цивилизованных странах. Туристическая деятельность сама по себе представлена сложным, высокодоходным межотраслевым комплексом, и является один из основных секторов мировой экономики в целом, и безусловно, способствует высокому уровню занятости населения, а также развитию, экономическому единству и культурному разнообразию, в частности в России.

Давно известно, что успех развития туризма напрямую зависит от уровня государственного восприятия этой отрасли, и ее поддержки. Становится очевидным, что для того, чтобы получать от туриндустрии доход в федеральный бюджет и бюджет субъектов федерации, органы государственной власти должны вкладывать средства в исследование своих территорий. Вкладывание таких средств необходимо для оценки туристического потенциала, подготовки, разработки и реализации программ развития туристического бизнеса, проектов необходимой инфраструктуры, курортных регионов, туристических центров и, конечно же, непосредственно в рекламу.

Следует отметить, что государственное регулирование туристской деятельности должно быть нацелено на восстановление приемлемого баланса въездного и выездного туризма, а также развитие внутреннего туризма. Этот факт непосредственно связан со спецификой туристической деятельности и ее интернациональным характером, и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, участвующим в организации отдыха, путешествий и прочее. Что так же повышает уровень сложности правового регулирования такой деятельности.

Со вступлением Российской Федерации 22 августа 2012 года во Всемирную торговую организацию (ВТО), законодательство претерпело серьезные изменения, этот процесс не мог обойти и туристическую деятельность. За восемнадцатилетний срок переговоров о вступлении России в ВТО с 1993 года по 2011 год, законодательство претерпевало многочисленных изменений. Это и стало отправной точкой в приведении национального законодательства в сфере туристской деятельности в соответствие, как с Основным законом – Конституцией, так и принятия ряда законодательных актов, а также приведения их в соответствии с международно-правовыми нормами, как это предписывает часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации [1].

Таким образом, в первую очередь, справедливым было бы определить, что одним из источников законодательства в сфере туристкой деятельности России, является Конституция Российской Федерации. Что нашло свое отражение в статье 7 Конституции РФ, где говорится: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Согласно статьи 37 Конституции РФ, «…каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск…». А статья 27 Конституции гласит, что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства... Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию».

Этим и подтверждается основная задача социального государства, отмечая, прежде всего, содействие росту благосостояния своих граждан, а также равномерному распределению жизненных тягот. В свою очередь, туристические услуги, прежде всего по внутреннему туризму, должны быть доступными для всех слоев населения. А это, безусловно, требует серьезного стимула для расширения рынка потребителей туристических услуг, не только для обеспечения конкурентоспособности, но и для роста занятости в данной отрасли.

Как первостепенный импульс, направленный на развитие туристкой деятельности в России, дало Международное законодательство. Так, во Всеобщей декларации прав человека [2], Международном пакте о гражданских и политических правах [3], Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах [4], также говорится о праве на свободу передвижения, праве на отдых, праве на свободу выбора рода деятельности, что создает самые общие правовые рамки для развития внешней и внутренней туристской деятельности государства. Вследствие интенсивного развития международного туризма, вызвало необходимость установления соответствующих норм, регулирующих эту сферу деятельности и в Российской Федерации.

Если рассматривать туристическую деятельность на международном уровне, то следует отметить Общую резолюцию Конференции ООН по международному туризму и путешествиям, которая состоялась в Риме 21 августа - 5 сентября 1963 года [5]. В данной резолюции подчеркивается, что «…туризм является одной из основных и желательных сторон деятельности человека, заслуживающей одобрения и поощрения со стороны всех народов и правительств... туризм является важным фактором, вносящим вклад в укрепление экономики развивающихся стран, путем расширения форм экономической деятельности, создания новых источников занятости и путем предоставления мощного стимула для содействия развитию местных отраслей промышленности» (Раздел А Общей резолюции). Этой же резолюцией было рекомендовано создание «…Международного союза официальных туристских организаций» (раздел D). Конференция призвала также правительства стран: «…препятствовать в области туризма любой кампании клеветы или дискриминации, основанной на религиозных, расовых или политических соображениях…», а также «…особо поощрять и облегчать путешествия с образовательными, научными, культурными или спортивными целями…» (Раздел Е).

Таким образом, рассмотренные лишь некоторые международно-правовые акты в сфере туризма, нормы Конституции Российской Федерации, стали основой для соответствующего российского законодательства о туристской деятельности.

Следует отметить, что туристическую деятельность необходимо рассматривать как отдельный вид предпринимательской деятельности. В этой связи, в перечне соответствующих законов, следует назвать, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации [6], который, являясь «основным законом рыночной экономики страны», своими правовыми нормами охватывает и сферу туристской деятельности на всей территории Российской Федерации.

Гражданский кодекс закрепил в себе положения, регулирующие предпринимательскую деятельность (статья 3), юридического лица (статья 48), индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (статья 23), коммерческих и некоммерческих организаций и их организационно-правовых форм (статья 50). Услуги в Гражданском кодексе РФ, рассматриваются как один из объектов гражданских прав (статья 128), а туристическое обслуживание конкретно названо в числе услуг, предусмотренных в договоре возмездного оказания услуг (статьи 779-783). В Гражданском кодексе сформулированы общие положения о договоре, дана развернутая система норм об отдельных обязательствах и договорах (статьи 454-1109). Важное место в туристской предпринимательской деятельности, как указывалось выше, отводится договорным отношениям (статьи 420-453), включая правила о форме сделок (статьи 158-165), а также нормы о недействительности сделок (статьи 166-181). Если некоторые условия договора на оказание туристических услуг не были оговорены сторонами или диспозитивной нормой права (например, между туристом и турагентом, или же гостиницей и туроператором), то соответствующие условия определяются не иначе как обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон (статья 421). Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (статья 425). Применительно к сфере туристской деятельности важное место отводится договору возмездного оказания услуг. В статье 779, в частности, указывается, что правила соответствующей главы Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к договорам оказания услуг, в том числе, и по консультационным, информационным услугам, туристическому обслуживанию и прочим.

Среди важнейших федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, в том числе, и в сфере туристской деятельности, следует назвать такие Федеральные законы как: «О защите прав потребителей» [7], «О банках и банковской деятельности» [8], «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [9], хотя справедливости ради, нужно отметить, что перечисленные законы в своем роде, не являются специальными.

И наконец, статья 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [10], то есть специального закона, определяет туристскую деятельность, как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий. Туристская деятельность, оказание туристских услуг является, как указывалось выше в данной статье, предпринимательская деятельность, которая регулируется гражданским законодательством. Согласно статье 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Для вхождения туристской услуги в отношения купли-продажи через призму Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом об основах туристской деятельности, были введены: такое понятие как «тур», то есть, как комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия, а также понятие «туристский продукт», как право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Право на тур, приобретенное туристом, является его субъективным правом пользоваться услугами, входящими в тур. А это и есть имущественное право туриста на оказание туристских услуг, то есть то, что подлежит купле-продаже. В понимании пункта 4 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения, предусмотренные договором купли-продажи, «применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав».

Некоторые источники определяют тождественными термины «туристская деятельность» и «деятельность по оказанию туристических услуг». Туристическая услуга - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей туриста непосредственно в рамках проходящего путешествия (например, услуги по размещению, питанию, перевозке и пр.). Как указывалось выше статьей 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности», под туристской деятельностью понимаются туроператорская, турагентсткая и иная деятельность по организации путешествий [11]. Однако, деятельность по организации путешествий и деятельность по оказанию туристических услуг далеко нетождественные понятия. А туристская деятельность - это профессиональная деятельность физических и юридических лиц по организации путешествий. То есть, деятельность, в которой туристическая фирма выступает только организатором путешествия, но никак не исполнителем услуг, входящих в такое, к примеру, путешествие. Таким образом, необходимо отделять собственно туристскую деятельность, как деятельность по организации путешествия, от деятельности по оказанию туристических услуг. То есть, продается не конечный результат деятельности, имеющей вещественное выражение, а непосредственно туристский продукт - право на тур, реализация которого и приведет к результату - получению комплекса туристских услуг.

Не стоит обделять вниманием и лицензирование в Российской Федерации туроператорской и турагентской деятельности, как вид государственного контроля в сфере правового регулирования туристской деятельности. Нельзя не отметить, что профессиональная деятельность специалистов в сфере туризма требует знаний правовых основ рыночной экономики, и прежде всего норм гражданского, направленных на стабильное регулирование сложившихся в результате реформ отношений, установивших новые правила имущественного оборота.

Для продуктивного и всестороннего развития туристической деятельности в условиях нынешней, в том числе и экономической ситуации в стране, туристские услуги должны быть доступными для всех слоев населения. Лишь в этом случае появится серьезный стимул для расширения рынка потребительских услуг, которые, в свою очередь, будут конкурентоспособными и обеспечат рост занятости в сфере туризма.

Так же для защиты туристом своих прав и законных интересов необходим некий баланс между правом и качеством предоставляемых услуг в законодательстве о туристкой деятельности в Российской Федерации.

 К сожалению, следует признать, что предпринимательская практика ряда туристских фирм в России, основана на стремлении обойти закон, ввиду тех или иных обстоятельств. Но коммерциализация туристской деятельности не должна сопровождаться беззаконием, в том числе по причине незнания закона. Незнание или непонимание закона не освобождает от ответственности ни физических, ни должностных лиц, как специальных субъектов правоотношений. Специалист по туристкой деятельности, обязан полностью ориентироваться в многочисленных юридических источниках данной сферы, знать основные нормативные акты соответствующей отрасли права, уметь отстаивать права и интересы своей туристской организации со ссылкой на нормативные акты.

      В заключении, хочется сказать, что за определенное время, сфера туризма, туристская деятельность, т.е. деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, имеется в виду туроператорская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (лицензирование, стандартизация этой деятельности, сертификация туристских услуг, услуг гостиниц и др.) не имела надежного правового обеспечения. Такое положение порождало стихийное нормотворчество, вело к нецивилизованному развитию туристского рынка. Вместе с тем, целью государственной политики в сфере туризма является создание в Российской Федерации современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет налоговых поступлений в федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия России.

Список использованных источников и литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. в редакции и поправками по состоянию на 21.07.2014г. – М.: Издательство «Омега-Л», 2015 г. – 64 с.

2. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1949 года, [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_120805/, свободный.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах, принят резолюцией № 2200 на пленарном заседании Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г., [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5531/, заказ документа.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией № 2200 на пленарном заседании Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г., [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5429/, заказ документа.

5. Общая резолюция Конференции ООН по международному туризму и путешествиям о развитии туризма, принята 21.08 -05.09.1963 г. Рим (Италия), [Электронный ресурс] Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Консорциум кодекс/ Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901813699, свободный.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1, 2, 3, 4 – М., Издательство «Проспект КноРус», 2016 г. – 640 с.

7. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-І в редакции от 01.05.2017 г., [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_305/, свободный.

8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395 с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.12.2017 г., [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5842/, свободный.

9.  Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г. № 948-1, в редакции от 26.07.2006 г., [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_51/, свободный.

10. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ, с внесенными изменениями и дополнениями ФЗ № 16-ФЗ от 05.02.2018 г., [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_12462/, свободный.

11. Свиридов К.С., рукопись, Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг, Санкт-Петербургский государственный университет, 2003 г. [Электронный ресурс] Бесплатная электронная библиотека/ Режим доступа: http://dissers.ru/1/11626-1-sviridov-konstantin-sergeevich-pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-okazaniyu-turisticheskih-uslug-specia.php, свободный.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.025 с.)