Особенности обеспечения жилыми помещениями граждан на льготых условиях в Российской Федерации и других государствах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обеспечения жилыми помещениями граждан на льготых условиях в Российской Федерации и других государствах



Шевчук Виктория Николаевна

Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет жилищные обязательства, остается одной из самых острых социальных проблем в России и других государствах. В течение длительного времени преобразованиям в жилищной сфере не уделялось должного внимания, в результате чего нерешенность жилищного вопроса для значительной доли населения страны стала общей проблемой всех российских регионов. С решением этой задачи тесно связано закрепленное в статье 40 Конституции РФ право граждан на жилище. В контексте защиты уязвимых категорий граждан и решения иных социально значимых задач поддержка молодых семей, малоимущих, забота о ветеранах и инвалидах и др. Вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан РФ представляются актуальными особенно сейчас, в условиях экономической рецессии и падения уровня жизни. В такие кризисные периоды роль государства в создании эффективной системы социальной защиты и реализации гражданами своих фундаментальных прав,а также давление на государственные институты со стороны граждан и общества в целом существенно возрастают [1, с. 341].

В этой связи важным представляется как обзор практики предоставления уязвимым категориям граждан жилых помещений на уровне Российской Федерации, так и анализ опыта наиболее близкого с точки зрения правовой системы, общности исторического развития и схожести в вопросах социальной направленности государства, как Республика Беларусь. Особенности предоставления гражданам льготных категорий гарантии права на жилище, каждому гражданину Республики Беларусь, предусмотренные ст.48 Конституции Республики Беларусь от 1994 года по существу имеют экономический характер. В то же время они выражаются в обязанностях, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: развивать государственный и частный жилищный фонд; содействовать гражданам в приобретении жилья; предоставлять жилище гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатно или по доступной для них плате.

Использование частного жилищного фонда регулируется целым рядом базовых нормативных актов, таких как Указ № 565, ЖК Республики Беларусь (гл.6), ГК Республики Беларусь (гл.18). Согласно ст.53 ЖК Республики Беларусь: «Жилые помещения предоставляются гражданам:

- в домах коммунального жилищного фонда – по решению районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского исполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при местном исполнительном и распорядительном органе;- в домах республиканского жилищного фонда – по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета.

Так же согласно ст.39 Указа №565: «Жилые помещения в домах государственного жилищного фонда предоставляются состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам и членам их семей, как правило, в виде квартиры или жилого дома на условиях соответствующего договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда». Согласно ст.42 Указа №565: «Жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Жилые помещения государственного жилищного фонда, в том числе служебные жилые помещения, могут быть предоставлены гражданам вне очереди или в первоочередном порядке в случаях, установленных законодательными актами».Согласно ст.46 Указа №565: «Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, а также гражданам, страдающим заболеваниями, дающими им право на дополнительную площадь, другим гражданам в соответствии с законодательством сверх минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения предоставляется дополнительная площадь жилого помещения в виде комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади» [2, с. 64].

В настоящее время изменился принцип обеспечения граждан жильем от распределения основной доли жилья, построенного за счет государственных средств, к преимущественному его строительству приобретению за счет средств граждан при сохранении льготного выделения жилья для социально незащищенных слоев населения. Таким образом, распределительная система предоставления жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам не исчезла, но в современных условиях приобрела новые правовые основания. Так,одной из форм реализации права граждан на жилище согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ является предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами [4].

Жилищный фонд социального использования определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, как совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предоставляемых гражданам по договорам социального найма (ч. 3 ст. 19).Важно подчеркнуть, что это основная, но не единственная форма реализации нормативных положений ч.3 ст.40 Конституции РФ. Однако до сих пор наиболее типичным и законодательно предпочтительным способом реализации права на жилище малоимущими и приравненными к ним гражданами является предоставление им жилища по договору социального найма. Данная процедура включает в себя такие институты, как признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях и малоимущим, определение учетной нормы площади жилого помещения и «нормы предоставления.Государство или муниципалитет сначала должны приобрести право публичной собственности на жилищный объект новостройка, купля-продажа и т.д., а затем предоставить его нуждающимся гражданам по установленным нормам. Вместе с тем, несмотря на множество положительных сторон этого способа жилищного обеспечения, данный механизм реализации жилищной потребности малоимущих и приравненных к ним граждан имеет и ряд существенных недостатков. Во-первых, сложность справедливого и обоснованного выделения категорий граждан, имеющих право на получение социального жилья. Вторая проблема связана с тем, что предоставление жилых помещений из публичного жилищного фонда по договорам социального найма установленной законом категории лиц при недостаточности состава фонда социального назначения неизбежно приводит к возникновению очередности среди граждан, нуждающихся в улучшении своих жилищных условий. Социальная сущность очереди состоит в первоочередном предоставлении искомого блага лицам, располагающимся впереди очереди, по сравнению с лицами, находящимися на ее следующих позициях. ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которому предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, производится в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В-третьих, система предоставления социального жилья если не исключает, то в значительной степени ограничивает возможности граждан при выборе жилых помещений. Однако система  предоставления социального жилья не оставляет ему возможности для какого-либо выбора. Гражданин вынужден соглашаться зачастую на единственный вариант улучшения жилищных условий, который предложен уполномоченными на то государственными и муниципальными органами и учреждениями. [3, с. 14 ]

 Сегодня ситуация изменилась принципиальным образом. Стоимость жилья является в значительной степени дифференцированной в зависимости не только от региона столичный, курортный, провинциальный, сельский, но и места расположения объекта недвижимости. Это с неизбежностью влияет на механизм реализации ч. 3 ст. 40 Конституции РФ. С этой проблемой в определенной степени связана и еще одна – необходимость натурального не денежного нормирования площади жилого помещения. В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст. 50) норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения различаются, так как первая из них учитывается при предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а вторая – при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Важно подчеркнуть, что данные нормы устанавливаются органами местного самоуправления. В современном обществе площадь жилого помещения – важный, но не единственный фактор оценки качества уровня обеспеченности жильем. В определенных случаях жилье меньшей площади ценится гораздо выше, чем жилое помещение большей площади имеются ввиду такие факторы, как этажность, качество ремонта, удаленность от центра, уровень развития городской инфраструктуры и т.д. [4, с. 21].

        Таким образом, в современной России и других государствах наблюдается ряд проблем, связанных с реализацией и обеспечением права на жилище малоимущими и иными указанными в законе категориями граждан. Советская жилищная политика в значительной мере основывалась на распределительной системе обеспечения граждан жильем. В настоящее время в России подходы к реализации права на жилище изменились в связи с необходимостью сочетания рыночных и государственных механизмов. Поэтому в целях устранения возникающих недостатков системы жилищного обеспечения граждан по договорам социального найма необходимо использовать другие формы жилищного обеспечения указанных категорий граждан, в частности механизм государственной жилищной сертификации, который способствует более справедливому и обоснованному выделению категорий граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений; совершенствованию системы очередности жилищного обеспечения граждан; расширяет возможности выбора жилых помещений; позволяет учитывать фактор дифференцированной стоимости жилья; позволяет вовлекать в жилищный фонд социального использования объекты вторичного рынка жилья; способствует предотвращению коррупции в государственной и муниципальной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, вн. Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) – ст.40. – с. 341.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятимы на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2006. – с. 64.

3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. И доп., вступ. В силу с 12.01.2019) р.3 ст.49, ст.50, ст.51,ст.52, ст.53, ст.57.ч.2 – с. 14.

4. Якупова А. И. Общие положения о предоставлении жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан. М., 2010. № 10. - с. 21.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.009 с.)