Обеспечение жилищных прав граждан Российской Федерации при переселении из аварийного жилищного фонда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение жилищных прав граждан Российской Федерации при переселении из аварийного жилищного фонда



Цымбалюк Анна Анатольевна

В силу положений Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право
на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать для этого необходимые условия, так соблюдение и реализация прав граждан на жилые помещения является одной из социально значимых и приоритетных направлений деятельности государственных органов власти и органов самоуправления.

В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Президентом Российской Федерации издан указ от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным
и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Однако, тысячи российских граждан и семей вынуждены проживать в домах, которые
не соответствуют требованиям комфортности и безопасности. Данное обстоятельство связано с тем, что основная часть жилищного строительства относится к советскому периоду, начиная с 1945 года
по 1980-е года. Те жилые дома, которые, как правило, были построены сразу после Великой Отечественной Войны, за этот значительный промежуток времени уже успели израсходовать свой технический потенциал. Учитывая данные факторы, старые здания становятся непригодными
для проживания и образуют аварийный жилищный фонд.

Согласно статистическим данным, опубликованным на официальном сайте государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) по состоянию на 01.10.2018 года в список аварийных домов Российской Федерации включены 50 492 аварийных дома, признанных таковыми после 01.01.2012 года. Площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов составляет 14 814.11 тыс.кв.м., количество проживающих граждан в таких домах составляет 882 033 тыс.чел.[8].

Вопрос переселения граждан из аварийного жилищного фонда решается в рамках программных мероприятий, разрабатываемых государственными органами субъекта Российской Федерации с финансовой поддержкой Фонда. Ликвидация аварийного жилищного фонда – одно
из первоочередных направлений жилищной политики государства, призванное обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан.

Несмотря на динамическое развитие правоотношений в сфере улучшения жилищных условий, повышения доступности и комфортности жилья на сегодняшний день отсутствует единый правовой
и организационный механизм переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

В настоящее время порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда определяется статьями 32, 86 – 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ),
а также нормами Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»[7]и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 29.04.2014, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ.

При выселении граждан из жилых помещений в случаях предусмотренных статьями 86 – 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться
в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться
в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение [7].

Стоит отметить, что ЖК РФ содержит лишь общие положения о переселении граждан
из аварийного жилищного фонда.

Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении
о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания
и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации
и муниципальными образованиями [6].

Проверить соблюдение требования о месторасположении предоставляемого жилого помещения можно, обратившись к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который содержит понятие населенный пункт, муниципальное образование и т.д.

Кроме того, на практике довольно часто возникает вопрос об улучшении жилищных условий граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма взамен аварийных.

Разрешая данный вопрос, обратимся к постановлению Пленума Верховного Суда РФ,
где указано, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным
в статьях 86 – 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи
с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ) [6].

Таким образом, переселение из аварийного жилищного фонда не является улучшением жилищных условий, а носит компенсационной характер.

Обеспечение прав собственников жилых помещений аварийного жилищного фонда является объемным и многоуровневым механизмом. Остановимся на некоторых вопросах.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32
ЖК РФ. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе
или реконструкции в разумный срок.В случае, если данные собственники в установленный срок
не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию [2].

Уполномоченный орган, для чьих нужд изымаются жилые помещения, обязан направить в адрес собственника жилого помещения уведомление об изъятии жилого помещения, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

При этом юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. [6] Извещение об изъятии жилых помещений
для государственных или муниципальных нужд в средствах массовой информации не является должным оповещением.

Стоит обратить особое внимание на стоимость возмещения за изымаемое жилое помещение, поскольку оно должно быть предварительным и равноценным. В направляемом проекте соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд должна быть указана стоимость возмещения, устанавливаемая с учетом независимой оценки жилого помещения, которая включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению [6].

С момента получения собственником проекта соглашения об изъятии у него имеется три месяца на подписание проекта соглашения в ином случае уполномоченный орган вправе подать исковое заявление в суд о принудительном изъятии недвижимости.

Уполномоченный орган для чьих нужд изымается жилое помещение вправе с согласия собственника предоставить ему иное жилое помещение взамен изымаемого. В этом случае выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ
с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ) [6].

Таким образом, в настоящее время законодательством РФ не в полно мере урегулированы отношения по обеспечению прав граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде. Большая часть отношений регулируется с учетом сложившейся судебной практики. В целях устранения данных пробелов в законодательстве необходимо разработать единые правовые, экономические
и организационные основы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, с применением механизма государственной (муниципальной) поддержки данных мероприятий.

                              Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 2009. – 21 янв. – (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014
№ 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в ред. от 27.12.2018)[Текст] // Собрание законодательства РФ. – 03.01.2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 14.

3.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2018, с изм. и доп., вступ. в силу
с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. – 06.10.2003. – № 40. – Ст. 3822.

4.Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 07.05.2012 № 600 // Собрание законодательства РФ. – 07.05.2012. – № 19. – Ст. 2337.

5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем
и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (ред. от 23.11.2018) // Собрание законодательства РФ. – 15.01.2018. – № 3. – Ст. 546.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. – 08.07.2009. – № 123.

7. Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан
в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
[Электронный ресурс]:утвержденная Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. – 2014. – № 6.

8. Переселение граждан [Электронный ресурс] / Реформа ЖКХ – URL: https://www.reformagkh.ru/relocation/alarm-after-2012/(дата обращения: 06.01.2019).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.015 с.)