Утрендеев Виталий Николаевич 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утрендеев Виталий Николаевич



 

В современных условиях жизнедеятельности российского общества военнослужащие находятся в более усложненных условиях по сравнению с иными гражданами. Специфика их работы связанная с реализацией военной службы (сопряженной с риском для жизни), что делает их группой, которая явно нуждается в социальной помощи и защите, как со стороны государства, так и квалифицированных специалистов в этой области. Следует акцентировать внимание и на том, что военнослужащие относятся к специфической сфере занятости, то есть выполняют социально-значимые задачи, как для государства на международной арене, так и для общества, в частности. Не смотря на то, что в Российской Федерации военная политика регламентирована достаточным перечнем нормативно-правовых актов, все же можно констатировать наличие среднего уровня реализации экономико-правовых и социальных программ для военнослужащих. Речь, прежде всего, идет о несовершенстве самой правовой базы, ее частичной декларативности, не эффективности организации военно-политических процедур и мероприятий.

Тема изучения военнослужащих как особой социальной группы неоднократно становились предметом исследования ученых-юристов, экономистов и социологов. Среди работ, освещающих изучаемую проблематику, наибольший интерес представляет авторство: К.А. Абульханова-Славской, В.Ф. Бондаренко, А. В. Коровникова, О. М. Луговой. Свои труды они посвятили анализу социально-психологических особенностей военнослужащих, социологии военного управления, условиям формирования профессиональной готовности специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей и др.

Изучив российскую доктрину, по очерченной проблематике, а так же соответствующее законодательство РФ, можно указать на потребность дополнительных исследований по направлениям: анализа и обоснования результативности произведенных военных реформаций в стране, их влияние на состояние криминогенной обстановки в России с участием данной категорий субъектов; а так же оценки реальных последствий нововведений в правоприменительной сфере для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (включая преюдицию уголовного судопроизводства).

Большое значение для установления статуса военнослужащего как специального субъекта преступления имеет, прежде всего, глубокое понимание положения его личности в современных условиях общежития гражданского общества в Российской Федерации, а так же установление его социального положения.

Так, под военной службой следует понимать – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и в войсках национальной гвардии РФ, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета РФ и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях [1].

Гражданин, который проходит военную службу, именуется военнослужащим. Сама такая служба может осуществляться либо по призыву, либо в добровольном порядке – по контракту. Статус военнослужащего, как правило, определяют как совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государство [3, с. 343]. Кроме того, сами военнослужащие подразделяются на категории: офицеры: младшие, старшие, высшие; солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы [2]. В данной связи, следует отметить, что каждая из них формирует определенную субординационную позицию.

Рассмотрим более детально социальный статус военнослужащих, проходящих службу по контракту. К особенностям такой службы относят то, что: их деятельность связана с риском для жизни; а военный уклад и быт – регламентированы; кроме того, сами военнослужащие могут ограничиваться в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах. Например, в свободное от службы время они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, объединяться в общественные организации неполитического и некоммерческого характера (реализация политических прав), но при этом им запрещено вступать в какие-либо политические партии (ограничение политических прав).

Следует так же учитывать, что на формирование статуса военнослужащего достаточно большое влияние оказывает и его семейный уклад. Так, можно выделить целый ряд, например, негативных факторов: эмоциональное напряжение семьи связанное с реализацией военных задач супруга-военнослужащего; материально-финансовая необеспеченность; периодичная адаптация к новым условиям жизни при постоянных переездах по долгу службы военнослужащих; регламентированность жизнедеятельности семьи военнослужащих; дефицит общения семьи с их родственниками; ограниченность самого внутрисемейного общения, связанное со специфическими условиями воинского труда (систематические учения, дежурства, командировки и т.д.); гомогенный мужской коллектив военнослужащего и др.

Так же можно выделить и их «мало обеспеченность», которая напрямую связанная с низкими ставками оплаты воинского труда и с невозможностью осуществления дополнительных заработков. Последние – могут быть или же запрещены для военнослужащего законом, или же быть блокированы ненормируемым рабочим днем (практически, суточная занятость). А проблема отсутствия постоянного жилья, как правило, формирует необходимость оплаты за аренду частного жилья, что так же отягощает финансовое положение семьи.

Надлежащее образование и воспитание детей усложняется неоднократными сменами учебных заведений или же ограниченности выбора самих мест обучения, например, если семья живет в военном гарнизоне или воинском поселении. По этой же причине могут возникнуть и проблемы с трудоустройством жен военнослужащих. А поступление женщин по контракту на военную службу ограничено рядом препятствий, поэтому для многих жен военнослужащих характерны деквалификация и синдром «несостоявшейся карьеры», что может привести к росту напряженности в семье [4, с. 48].

А если обратиться к вопросу адаптации военнослужащих уволенных в запас или отставку следует так же указать на наличие некоторых проблем. На наш взгляд, рассматривать эту тему нужно разграничивая их по возрастному цензу (например, на уволенных до 35-ти лет, до 45-ти лет и в возрасте старше 45-ти лет).

Так, кадровые военнослужащие до 35-ти лет, как правило, уходят из Вооруженных Сил РФ по собственному желанию. Даная возрастная группа является наиболее перспективной для гражданской адаптации. Лица из этой категории – молодые, имеющие хорошую физическую подготовку, а стартовый опыт работы по определенным навыкам дает возможность легко перепрофилироваться (механики, электрики, штурманы, фельдшеры). Перепрофилирование для них проходит быстро и без особых сложностей.

Группу граждан уволенных в запас или отставку до 45-ти лет составляют, как правило, лица, попавшие под сокращение, причем уход из Вооруженных Сил РФ не всегда совпадает с их личными планами. Сложности адаптации этой категории военнослужащих могут сочетаться в нескольких факторах: во-первых, перекладывание вины в своем затруднительном положении на внешние силы (увольнение); во-вторых, временная бытовая неустроенность и материальные трудности; в-третьих, «кризис середины жизни человека». Но, справившись с указанными сложностями, большинство из них способны самореализоваться в гражданской среде, их профессиональная продуктивность может быть еще достаточно высокой.

Что касается категории старше 45-ти лет, то это те, кто уходит из армии по выслуге лет. Так, например, уволенные в запас имеют определенные льготы, их материальное положение можно охарактеризовать как благополучное. Несмотря на это, с учетом длительного пребывания в рядах Вооруженных Сил РФ, их переход в гражданскую жизнь может так же сопровождаться рядом проблем: стремление сохранить свой предыдущий социальный статус, на подсознательном уровне свою последующую деятельность они связывают с сохранением элементов атрибутики службы (форма, ношение оружия, гражданский флот – рыболовные, грузовые, торговые и туристические суда). Свое предпочтение они отдают трудоустройству в охранные и силовые структуры или же контрольные органы государственной и муниципальной власти.

На основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы. На практике, военнослужащие сталкиваются с множеством проблем в рамках их пребывания в военно-социальном статусе. Например, после длительного несения воинской службы им тяжело воспринимать себя в каком-либо другом статусе. Нередко их представление о себе и окружающем мире отличается от общественного гражданского мышления. Не каждый сможет своевременно адаптироваться, выбрать соответствующую стратегию жизнедеятельности в новых условиях. Достаточно весомой является и проблема трудоустройства военнослужащих уволенных в запас или отставку. Больше разнообразие гражданских профессий, не дает им сделать осознанный выбор желаемой профессии, ограничиваясь своими возможностями по переквалификации.

Конечно же, не стоит все проблемные вопросы, с которыми они сталкиваются, списывать лишь на военный аспект, тут следует учитывать и социальные факторы их жизнедеятельности: уровень образования, социально-классовое происхождение, общую семейную атмосферу, связи внутри трудового коллектива, саму личность одного конкретно взятого индивида и т.д.

                                   Список использованной литературы:

1. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Российская газета от 02.04.1998. – № 63-64.

2. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 (в ред. от 22.01.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 47 (1 ч.). – Ст. 5749.

3. Бондаренко, В.Ф. Социология военного управления / В.Ф. Бондаренко // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 3. – С. 343–345.

4. Луговая, О.М. Педагогические условия формирования профессиональной готовности специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей: дис. канд. педагог. наук, Ставрополь, 2013. – 192 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.006 с.)