Правовое регулирование банкротства кредитных организаций по законодательству Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование банкротства кредитных организаций по законодательству Российской Федерации



 

Монастырская Анна Олеговна

В соответствии с действующим законодательством несостоятельностью (банкротством) кредитной организации является признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам [7, с. 4].

В Российской Федерации банкротство кредитных организаций регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ [7], который в свою очередь определяет отношения между кредитной организацией и её клиентами при банкротстве. Это позволяет применять к данным организациям меры по возобновлению платежеспособности банка, либо соизмеримому удовлетворению требований кредиторов в рамках конкурсного производства. Также банкротство кредитных организаций регулируется кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации [2], Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» [5], Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» [6] и некоторыми другими.

Потребность в особом правовом регулировании отношений, связанных с банкротством кредитных организаций, обусловлена тем, что кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определенные сделки.

Банкротство кредитных организаций является сложной системой, которая включает нормы гражданского, финансового, административного, уголовного, арбитражного процессуального права. Тем не менее, основу правового регулирования данных правоотношений составляют гражданско-правовые нормы [3, с. 26].

Кредитная организация может быть признана банкротом, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее активов недостаточна для исполнения ее обязательств.

С заявлением о признании кредитной организации банкротом в арбитражный суд вправе обратиться кредитная организация, конкурсные кредиторы, либо уполномоченные органы, либо Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.

Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство является процедурой банкротства, которая применяется к должнику, признанному банкротом, с целью удовлетворения соизмеримых требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год и может продлено на срок, не превышающий шесть месяцев [4, с. 48].

Действующим законодательством установлены специальные признаки банкротства кредитной организации, которыми являются размер задолженности не менее 100 000 рублей и срок задолженности 14 дней. [1] Особенностью возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации является то, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято только после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций.

Важная роль при банкротстве кредитных организаций отведена Агентству по страхованию вкладов (далее – Агентство), которое создано в 2004 году и наделено особыми полномочиями в части финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций, а также может выступать в роли финансового управляющего, реализуя активы ликвидируемой организации либо проводить меры по профилактике банкротства [1]. По состоянию на конец 2018 года меры по предупреждению банкротства реализовывались в четырех банках.

Особое внимание в Законе о банкротстве кредитных организаций уделено профилактике возникновения банкротства с целью сохранения стабильности в банковской системе Российской Федерации, а также защиты интересов вкладчиков и кредиторов. К вышеуказанным мерам относится: финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации, реорганизация кредитной организации. После отзыва у банка лицензии в соответствии с действующим порядком, Банком России назначается временная администрация, которая является органом управления банка до вынесения арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства или начале процедуры ликвидации. Временная администрация назначается на срок не более шести месяцев и действует в рамках законодательства о банкротстве Российской Федерации от имени Банка России. В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие процедуры: оказание финансовой помощи организации, ее учредителями (участниками) и иными лицами; изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации; приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала); изменение организационной структуры кредитной организации и иные меры [4, с. 81].

Таким образом, в результате изучения отечественного законодательства о банкротстве и анализа специфики кредитных организаций усматривается необходимость расширения правовой защищенности кредиторов при банкротстве кредитных организаций. Выполнению данной задачи может способствовать внесение изменений в действующее законодательство в части обеспечения сохранности и возврата имущества кредитной организации, расширения правовых форм предупреждения банкротства, применение контрольных и ограничительных мер на более ранних этапах.

Список использованной литературы:

1. Гузнов А.Г. Меры по предупреждению банкротства банка, осуществляемые с участием агентства по страхованию вкладов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 1 (108). — С. 188–194.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2017, с изм. от 04.12.2017) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

3. Самохвалова А.Ю. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 4 (111). — С. 172–175. Тарасенко О. А.

4. Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 8 (69). — С. 84–95.

5. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 (ред. от 26.07.2017) «О банках и банковской деятельности» // «Российская газета», № 27, 10.02.1996.

6. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // «Российская газета», № 127, 13.07.2002.

7. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О несостоятельности (банкротстве)" // «Российская газета», № 209–210, 02.11.2002.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.006 с.)