Первый профессиональный художник из башкир Касим Давлеткильдеев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый профессиональный художник из башкир Касим Давлеткильдеев



Краткие сведения о жизни и творчестве первого профессиональ­ного башкирского художника, основоположника башкирского изоб­разительного искусства Касима Давлеткильдеева. Просмотр его кар­тин «Пушкин среди башкир», «Девушка-башкирка в голубом».

Комментарии учителя, обмен мнениями.

По туристическим тропам

Ознакомление учащихся с туристическими маршрутами по тер­ритории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по ре­кам Юрюзань, Агидель, Инзер и др. Рассказ о турбазах, главных туристических снаряжениях при многодневном туристическом по­ходе, сложностях различной категории.

Обобщающая беседа по предмету.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

(34 часа)

Раздел Часы Темы Виды деятельности учащихся
С новым учебным годом!   1 ч  Произведения башкирских авторов, посвященные но­вому учебному году. Г. Юнусова. Перемена. Г. Давлетов. Отличник Юмагул.     Рассказывать о летних каникулах, о Дне знаний, о школе, классе. Читать и анализировать произведения башкирских авторов. Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Мы-третьеклассники».  
В мире сказок 3 ч В мире сказок. Из волшебных сказок «Урал-Батыр» Читать и анализировать сказку «Урал батыр». Давать характеристику главным героям. Приводить доказательства  любви и преданности сказочных персо­нажей к родной земле. Сравнивать волшебные сказки башкир со сказками других народов.
Детский фольклор 1 ч Детский фольклор.  Игра — «Перстень — бычок»   Объяснять условия игры, назначение ведущего, распределять роли. Организовывать игру.
С. Т. Аксаков - наш земляк 1 ч С. Т. Аксаков - наш земляк. С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки».   Знакомиться с жизнью и творчеством видного русского писателя-уро­женца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова.   Изучать его произведени­я, посвященные Башкортостану, путешествовать по аксаковским местам г.Уфы.
Композиторы Башкортостана для детей 1 ч Композиторы Башкортостана для детей   Знакомиться с жизнью и творчеством композиторов: Р.Габитова, М.Валиева, Р.Сальманова. Слушать их песни «Белка грызет орехи», «Белая береза», «До свидания, лебеди». Обмениваться впечатлениями по прослушанным мелодиям.
Наш земляк - художник А. Нестеров 1 ч Наш земляк-художник М.В. Нестеров. Изучать сведения об академике живописи М.В.Нестерове, о его участии в образовании в 1920 г. в г. Уфе художественного музея. Обмениваться впечатлениями по его картинам (по выбору учителя).
Поэт Г. Салям. 1 ч Поэт Г. Салям.  Читать и анализировать стихотворение Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Знакомиться с биографией и творчеством поэта, чьим именем рань­ше была названа республиканская премия комсомола. Находить сведения о том, кому и за что присуждалась премия им. Г. Саляма.
Славные сыны Башкортостан.Ахметзаки Валиди. 1 ч Славные сыны Башкортостана -Ахмет Заки Валиди. Знакомиться с жизнью и деятельностью Ахметзаки Валиди, находить сведения о его детях - Субудае и Исянбике - ученых с мировым именем. Коллективная организация выставки его книг.  
Города Башкортостана 2 ч Города Башкортостана. Мой родной город. Рассказывать о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о гор­няцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Находить сведения об истории ос­нования этих городов, главных отраслях промышленности в каж­дом из них. Пользоваться брошюрами, путеводителями, открытками с видами этих городов, значками с изображением их эмблем. Читать и анализировать произведения: Б.Бикбай – Ишимбай, В. Трубицын. Золотая Туймаза.
Народный художник   А. Лутфуллин 1 ч Народный художник А. Лутфуллин. Познакомиться с биографией члена-корреспондента Академии художников СССР, народного художника Российской Федерации А. Лутфуллина. Рассказывать о его творчестве с использованием альбомов по изобразительному искусству Башкортостана и его произведе­ниями. Обмениваться впечатлениями по картине А. Лутфуллина «Ожидание».
Башкирские легенды и предания 2 ч Башкирские легенды и предания. Познакомиться с жанрами «Легенды и предания», с их основными моти­вами. Объяснять, чем отличаются легенды и предания от сказок и дру­гих прозаических жанров фольклора. Читать и анализировать легенды и предания «Луна и Зухра», «Инсебеке - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил».
С. Злобин и Салават Юлаев 1 ч С. Злобин и Салават Юлаев. Рассказывать о работе русского писателя Степана Павлови­ча Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых из­даниях, адресованных детям. Читать и анализировать отрывок из исторического рассказа С.Злобина «Сала­ват» (Уфа, 1977, 1998).
Башкирские писатели детям 1 ч Башкирские писатели детям. Познакомиться с биографией А.Карная. Рассказывать о его творчестве. Читать и анализировать его рассказ «Жаворонок». Рассказывать о птицах, оби­тающих в наших краях. Слушать башкирскую народную песню «Кукушка» и обмениваться впечатлениями.
Уральская зима 1 ч Уральская зима. Рассказывать об особенностях уральской зимы, ее отличитель­ных признаках от зимней природы других уголков страны - сред­ней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др. Читать т анализировать произведения: Х.Габитов «Зима», А.Ахметкужин. «Дедушка Мороз».
По музеям Уфы 2 ч По музеям Уфы. Рассказывать о столице Башкортостана - орденоносном го­роде Уфе, его достопримечательностях. Находить и делиться информацией  о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном му­зее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского на­учного центра Российской Академии наук. Использовать путеводители, цветные фотоальбомы, репродук­ции из картин и т.д.
Сказки 3. Биишевой 2 ч Сказки З. Биишевой. Познакомиться  с биографией видной писательницы З.Биишевой, кратко рассказывать о ее творчестве. Читать и анализировать сказки, вошед­шие в сборник «Лети, лети моя тележка!».
Композитор Хусаин Ахметов 1 ч Композитор Х.Ахметов. Рассказывать биографии и творчестве видного композито­ра Х.Ахметова. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр по­лей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмениваться  впечатлениями.
Сэсэны - народные предсказатели 1 ч Сэсэны – народные сказители.                 Изучать доступные сведения о письменной и изустной литературе башкир в средних веках. Сведения о сэсэнах как о носителях изустной поэзии. Читать и анализировать легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал.
Шежере - моя родословная 1 ч Шежере-моя родословная. Рассказывать  о шежере, древнем уникальном виде письмен­ных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и пле­мен.  Изучать сведения о времени возникновения шежере, формах его су­ществования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений 1960).
Поэт Р. Гарипов 1 ч Поэт Р. Гарипов. Изучать информацию о республиканской премии им. Салавата Юлаева, условиях ее присуждения, некоторых лауреатах. Подробно рассказывать  о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова. Читать и анализировать его стихотворения «Жаворонок», «Курай». Слушать песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».
Театр и дети 1 ч Театр и дети. Рассказывать о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Знакомиться  с государственными театрами Баш­кортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским репертуаром на сегод­няшний день. Использовать альбомы, открытки, фотоснимки. Прослушивать отрывки из спектаклей, арий из опер.
Мой родной Башкортостан 1 ч Мой родной Башкортостан. Рассказывать о событиях начала XX века на территории Баш­кортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Изучать краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, куль­туры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана. Читать и анализировать М.Карим «Березовый лист». К.Киньябулатова «Чай». Прослушивать песни М. Бикбовой на слова М. Сиражи «Баш­кортостан»
Памятные уголки родного края 1 ч Памятные уголки родного края.                                                 Изучать сведения  о достопримечательностях района и родного населённого пункта: крупных производственных м агропромыш­ленных объектах, культурных центрах, музеях, памятниках приро­ды, краткая информация о них. Анализировать произведения: Х.Гилязев. Приезжайте к нам в Сармасан. А.Атнабаев. Край мой. Ш.Анак. Журавлиная песня. Прослушивать песни А. Габдрахманова на слова Б.Нугумано-ва «По родным местам». Обмениваться впечатлениями.
Любимые поэты детворы 1 ч Любимые поэты детворы. Читать и анализировать стихотворения М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Изучать крат­кие сведения о самих поэтах и их творчестве.  Читать и анализировать стихотворения М.Гали «Сабантуй»,  Г.Юнусова. «Бумага и карандаши», А.Игебаев «Вы не верьте».
Тукай и Башкортостан 1 ч Тукай и Башкортостан. Рассказывать о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана. Читать и анализировать стихотворения «Дождь и солнце», «Фатима и соловей». Прослушивать татарской народной песни «Род­ной язык» на слова Г.Тукая. Обмениваться впечатлениями.
Никто не забыт 1 ч Никто не забыт. Изучать сведения об участии башкирского народа в Великой Отечествен­ной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Со­юза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказывать о генерале М. Шаймуратове. Познакомиться с именами земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии. Прослушивать песню 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал». Обмениваться впечатлениями.
Предания и сказы 1 ч Предания и сказания. Знакомиться с преданиями и сказами о недавнем прошлом. Изучать особенности этого жан­ра фольклора, определять его отличие от легенд. Читать и анализировать предания и сказы «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай».  
Художники рисуют для детей 1 ч Художники рисуют для детей. Обобщение изученного. Обмениваться впечатлениями по картине Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллю­страции к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюст­раций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбузат». Обобщающая беседа по предмету

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

(34 часов)

Раздел Часы Темы Виды деятельности учащихся
Здравствуй, новый учебный год!   3 ч Здравствуй, новый учебный год! М. Гали. Книга. Г. Давлетова. Диктант. Г. Юнусова. Живи, книга.     Рассказывать о родной школе, одноклассниках, учителях, книге как источнике знаний. Обмениваться впечатлениями об уроке Мира. Читать и анализировать стихотворения М. Гали «Книга», Г. Давлетова «Диктант», Г. Юнусова «Живи, книга». Прослушивать песни Н. Мустакимова на слова С. Алибаева. «Школьная дорога».
Природа Башкортостана 1 ч Природа Башкортостана   Рассказывать о достопримечательностях природы Башкор­тостана - пещерах Шульган - Таш, Победы, Салавата Юлаева, род­нике Кургазак, горе Янган-тау. Использовать цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан». Прослушивать песни В. Мухамадиева на слова М. Закирова «Юрюзань». Обмениваться впечатлениями.
Певец степного Башкортостана 2 ч Певец степного Башкортостана. С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы» Рассказывать о жизни поэта С. Чекмарева, его работе в 20-х годах в зауральских районах Башкортостана, о его поэтическом творчестве. Читать и анализировать стихотворения С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы» и других поэтических произведений. Изучать информацию о премии С. Чекмарова, учрежденной Башкирс­ким обкомом ВЛКСМ и Таналыкском совхозом Хайбуллинского района Башкортостана, которая присуждается лучшим произведе­ниям башкирских писателей о молодых сельских тружениках.
По театрам республики 1 ч По театрам республики Рассмотреть краткий обзор репертуара республиканских театров. Ознакомиться с ведущими актерами государственных театральных коллек­тивов, изучить сведения о народном театре, действующем на территории района или региона. Использовать альбомы, фотоснимки. Прослушивать отрывки из новых спектаклей.
Народный поэт Башкортостана 2 ч Народный поэт Башкортостана. М. Гафури «Дикий гусь».   Ознакомиться с краткими сведениями о жизни и творчестве народного поэта Баш­кортостана М. Гафури. Читать анализировать его рассказ «Дикий гусь». Обмениваться впечатлениями по картине А. Арсланова «Встреча М. Гафури с Г. Тукаем».
Юность наших дедов 1 ч Юность наших дедов. Стихотворения Ш. Фидаи   Рассказывать о поэте, первом вожаке башкирского комсомола и пер­вом редакторе республиканской молодежной газеты, делегате III съез­да комсомола Шамуне Фидаи. Читать и анализировать его стихотворения «Пламенное желание», «Красные звез­ды», «Огни революции». Обмен впечатлениями.  
Беседа о художниках Башкортостана 1 ч Художники Башкортостана Рассказывать о творчестве известных художников Башкор­тостана Б. Домашникова, А. Лежнева, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой, А. Тюлькина с демонстрацией их картин. Просмотривать картины (по вы­бору учителя) «Последние дни осени», «Сказ об Урале» (Б. Домаш-ников); «Поимка Салавата», «Встреча отряда Салавата с отрядом Пу­гачева» (А. Лежнев); «Бабай», «Башкирский кумыс» (Ф. Кащеев); «Богатство Урала», «В юрте восставших башкир» (Т. Нечаева); «Урал фронту», «В. И. Чапаев под Уфой» (А. Тюлькин). Обментваться впечатлениями.  
Композитор Рим Хасанов 1 ч Композитор Рим Хасанов   Рассказывать о творчестве известного композитора Р. Хасанова. Прослушивать его песни «Уфа - цветок Урала» на собствен­ные слова. Обмен впечатлениями.
М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана 1 ч М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана.   Определять различия между понятиями сэсэн и поэт. Рассказывать о роли сэсэнов в дореволюционной изустной литературе и общественной жизни Башкортостана. Изучить информацию  о трудной судьбе народного сэсэна Башкортостана М. Бурангулова, его многогранной литературной и научной деятельности. Читать и анализировать его стихотворения, отрывков из дра­матических произведений (по выбору учителей). «Башкирская свадьба», «Ашкадар», «Предсмертное слово Урала».  
Детский фольклор 1 ч Детский фольклор   Разучивать считалки. Объяснять суть данного жанра детско­го фольклора. Считалки «Куда отправился абзый - агай?», «Отпра­вился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.
Украинские писатели в Башкортостане 1 ч Украинские писатели в Башкортостане   Рассказывать об эвакуации Союза писателей Украины в годы Вели­кой Отечественной войны в г.Уфу, о работе украинских писателей Павло Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Натана Рыбака и других в тесном сотрудничестве с башкирскими писателя­ми. Читать и анализировать произведения украинских писателей о Башкортостане. М. Рыльский «Отчизне», М. Шевченко «Моя фамилия». Беседовать об Украине и украинской литературе, использовать кар­ты страны, цветные фоторепродукции, портреты писателей и др.  
Башкирская опера и Баязит Бикбай 1 ч Башкирская опера и Баязит Бикбай   Изучать сведения об истории Башкирского государственного театра опе­ры и балета, о первых операх 30-40-х годов «Акбузат», «Карлугас», «Айсылу». Объяснять понятия «Либретто». Рассказывать о деятельности Б. Бикбая в области создания музыкальных драм, либретт для опер, его совместной творческой работе с композитором 3. Исмагиловым по созданию опер «Салават Юлаев», «Шаура», музкомедии «Кодаса». Прослушивать арии и куплеты из этих сценических поста­новок. Обмениваться впечатлениями.
Константин Иванов - сын чувашского народа 2 ч Константин Иванов - сын чувашского народа  «Село двух поэтов», «Две дочери» «Красная девица»   Изучить сведения о биографии и творчестве классиков Чувашской ли­тературы Константина Иванова и Якова Ухсая, родившихся в с. Слакбашево Белебевского района Башкирский АССР. Читать и анализировать произведения. К. Иванов  «Две дочери», «Красная девица» (отрывок из поэмы «Нарспи»). Познакомиться с информации о современных чувашских писателях, пишущих для детей.
Ш. Бабич - звезда башкирской поэзии 2 ч Шайхзада Бабич «Присяга народу», «Ответ луны», «Счастье без края», «Кураю» Познакомиться с творчеством знаменитого башкирского поэта Ш. Бабича. Читать и анализировать его стихотворений «Присяга народу», «Ответ луны», «Кураю», «Башкортостан». Создавать рисунок курая.
Композитор Роза Сахаутдинова 1 ч Композитор Роза Сахаутдинова. «Приключения зайчонка» Ознакомиться краткими сведениями о творчестве композитора Р. Сахаутдиновой. Прослушивать ее детских песен «Приключения зайчонка» (сло­ва У. Киньябулатова), «Колыбельная» (слова Т. Миннулина)
Башкирские сатирические сказки 2 ч Башкирские сатирические сказки «Бай и нищий», «Сказка о земле» Определять особенности сатирических сказках. Чтение и анализ  сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Характеризовать главных героев сказок.
Герои Башкортостана 1 ч Герои Башкортостана на фронтах Великой Отечественной Составлять краткий рассказ о Великой Отечественной войне, о Героях Со­ветского Союза-уроженицах Башкортостана. Рассказ о Мусе Гарееве — дважды Герое Советского Союза, Г. Г. Арсланове, которому первым на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М. Губайдуллине, Т. Кусимове и др. Называть - выходцев из родного района или города. Обмениваться мнениями по картине А. Лутфуллина «Мать погиб­шего героя».
Наши земляки Г. Ибрагимов и С. Рамиев 1 ч Г.Ибрагимов «Начало весны», З.Рамиев «Пшеница», «Гали» Рассказывать о жизни и творчестве классиков татарской ли­тературы уроженцев Башкортостана Галимзяна Ибрагимова и Сагита Рамиева. Читать и анализировать их произведения для детей (по выбору учи­теля). Беседовать о Республике Татарстан и татарской литературе. Исполь­зовать карту республики, цветные фоторепродукции, открытки, портреты писателей и др.
Р. Нигмати - народный поэт Башкортостана 1 ч Рашит Нигмати «Ответы на вопросы моей дочери» Рассказывать  о детстве Р. Нигмати, о его жизни и творчестве. Читать и анализировать стихотворения Р. Нигмати «Ответы на вопросы дочери». Высказывать свои мысли  о Родине.
Из истории письменности 1 ч Из истории письменности   Определить особенности письменности башкир в прошлом. Иметь понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры с Х-Х1 вв. Изучить сведения о медресе, мектебах, русских школах для детей нерусского на­селения Урала, гимназиях в гг. Уфе, Оренбурге. О башкирах, получив­ших высшее образование в Казанском императорском университете.
Обрядовый фольклор башкирского народа 1 ч Обрядовый фольклор «Воронья каша» Изучить сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Позна­комитьмся с календарным весенним праздником «Грачиная каша» (Карга буткаКы»). Прослушивать народных мелодий, связанных с этим празд­ником. Обмениваться впечатлениями.
Звезды башкирского балета 1 ч Звезды башкирского балета. Восстанавливать в памяти истории создания оперного театра; сведения о возникновении балетной труппы в 30-х годах. Рассказывать  о прима-балеринах театра 3. Насретдиновой, Г. Сулеймановой, Э. Куватовой. Просматривать краткий обзор национального ре­пертуара, изучить информацию о кинофильме «Журавлиная песнь». Прослушивание фрагментов музыки Л. Степанова к балету «Журавлиная песнь». Обмениваться впечатлениями.
Д. Юлтый - певец труда хлебороба 1 ч Даут Юлтый – певец труда хлебороба Читать стихотворения из сборника Д. Юлтыя «Хлеб», беседовать о труде хле­бороба 30-х годов. Рассказывать об авторе сборника - участнике импе­риалистической войны, общественном деятеле, поэте, публицисте 20-30-х годов Д. Юлтые. Краткие сведения о его творчестве, в том числе о более крупных произведениях поэта, посвященных хлеборобам.
Славные сыны Башкортостана 1 ч Славные сыны Башкортостана. Муса Муртазин Рассказывать о жизни и деятельности М. Муртазина. Изучить сведения о ро­дине героя - Учалинском районе Башкортостана. Использовать портрет М. Муртазина, книги и материалы о нем. Рассказывать о своих родных, прошедших ВОВ. Герои ВОВ Ишимбайского района.
Писатели - детям 1 ч ДжалильКиекбаев «Почему медведь злится на муравьев?» Читать книги Д. Киекбаева «Лесные сказки», беседовать по содержа­нию произведений о трудолюбии, честности, смекалке. Поддерживать разговор о лесе и лесных животных окружающей местности.
Первый профессио-нальный художник из башкир Касим Давлеткильдеев 1 ч Первый профессио-нальный художник из башкир Касим Давлеткильдеев Изучить краткие сведения о жизни и творчестве первого профессиональ­ного башкирского художника, основоположника башкирского изоб­разительного искусства Касима Давлеткильдеева. Просмотривать его кар­тину «Пушкин среди башкир», «Девушка-башкирка в голубом». Обмениваться впечатлениями.
По туристическим тропам 1 ч По туристическим тропам Познакомиться  с туристическими маршрутами на тер­ритории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по ре­кам Юрюзань, Агидель, Инзер и др. Рассказывать о турбазах, главных туристических снаряжениях при многодневном туристическом по­ходе, сложностях различной категории. Подводить итоги изученного.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.011 с.)