Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы для 1-11 классов школ, лицеев, гимназий по краеведению.

Данная программа построена по принципу от простого к сложному,  содержит хронологическую последова­тельность и исторический подход, предусматривает  получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан.

Курс «Краеведение» (авт. М.Х.Идельбаев, А.М.Сулейманов) направлен на достижение следующих целей:

- оказание содействия гуманизации образования и гармонизации меж­национальных отношений;

- формирование здоровых этико-эстетических представлений школьников, привитие любви к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжа­телями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно данной нации;

- оказание влияния на возрождение и развитие национальных культур.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования по курсу «Краеведение»:

-углублять знания обучающихся о родном крае и её истории на основе текстов художественной литературы, народного творчества, произведений искусства и музыки;

-знакомить с именами башкирских поэтов, писателей, художников, композиторов и других деятелей искусства;

-прививать любовь к родному краю, к своей Республике, к культурным ценностям Башкортостана;

-воспитывать стремление быть достойным продолжателем славных традиций;

-воспитывать гордость за то, что ты родился в Башкортостане;

-определять пути, которые будут способствовать возрождению и развитию национальных культур.

 

В связи с тем, что история родного края самостоятельно в на­чальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными вы­дающихся личностей прошлого Башкортостана должно способство­вать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.

Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпред­метных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, природоведения).

Содержание предмета составляют произведения детской лите­ратурной классики, музыкального, изобразительного, театрально­го искусства, сведения о наиболее значительных событиях из исто­рии Башкортостана, а также лучшие детские произведения современных башкирских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцо­ров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обыча­ев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произ­ведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Башкортостан. Содержа­ние предмета учитывает художественную, образовательную и вос­питательную ценность произведений, доступность материала со­ответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения.

Обширная информация, полученная в начальных классах по литературе, музыкальному, изобразительному, театральному искус­ству, фольклору, создает необходимую базу для углубленного изу­чения данного предмета в старших классах.

В каждом классе отводится время для изучения регионального, местного материала. Иными словами, программа предполагает, что для наиболее полного удовлетворения духовных запросов учащих­ся и приобщения их к культурным национальным ценностям от­дельные вопросы могут изучаться и на региональном уровне.

 

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА, КУРСА «КУЛЬТУРА БАШКОРТОСТАНА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Краеведение» в начальных классах отводится 1 час в неделю. (2—4 классы — по 34 часа). В течение периода обучения в начальной школе возможна корректировка времени изучаемых тем, их порядка и количества часов.

 

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, башкирский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального общества республики Башкортостан;

2) формирование средствами произведений литературы,  музыки, изобразительного и театрально­го искусства, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений башкирской художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей;

2) осознание значимости изученных произведений башкирской литературы, народного творчества, музыкального, театрального и изобразительного искусства  для личного развития;

3) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

4) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, пересказывать произведение;

5) понимание особой роли Башкирии в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

6) сформированность уважительного отношения к Республике Башкортостан,  истории, культуре, природе, её современной жизни.

3 класс 4 класс

Предметные результаты

Народное творчество

Обучающийся научится:

-различать жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, послови­цы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связан­ные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные му­зыкальные инструменты); – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами – используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов; – устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи – выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями) -различать и характеризовать жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, послови­цы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связан­ные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные му­зыкальные инструменты). – используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; -на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; – оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; – проявлять уважение к народам, населяющим Республику Башкортостан, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;  

Обучающийся получит возможность научиться:

–  различать жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, послови­цы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связан­ные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные му­зыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов. – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. -различать и характеризовать жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, послови­цы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связан­ные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные му­зыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов. – узнавать выдающиеся памятники истории и культуры РБ; – наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; – определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Литература

Обучающийся научится:

- различать основные произведения крупных представите­лей башкирской литературы, народных писателей и поэтов; – представлять общие корни развития литературного фольклора башкирского народа; – различать малые жанры фольклора; – различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение; – определять особенности фольклорных форм и авторских произведений; – выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения; – понимать многозначность поэтического слова. – отвечать на вопросы по содержанию  текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом; - различать основные произведения крупных представите­лей башкирской литературы, народных писателей и поэтов; – отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.); – находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке; – распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.; – практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования.

получит возможность научиться:

- иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы; – сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ; – обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в башкирской литературе и фольклоре; – представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским. – воспринимать художественную литературу как вид искусства; – видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении; – видеть развитие настроения в произведениях.

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

Обучающийся научится:

- различать основные виды (вышивка, ткачество, художественная об­работка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного ис­кусства и сферы его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.); - эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка; - расширять свои представления о ведущих музеях Башкортостана; - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;   - различать основные виды (вышивка, ткачество, художественная об­работка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного ис­кусства и сферы его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.); - выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения; - отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры; - приводить примеры ведущих художественных музеев Башкортостана, показывать на примерах их роль и назначение

получит возможность научиться:

-иметь общее представление о связи (общие мо­менты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятель­ности ведущих художников, скульпторов РБ; - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; - видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях. - участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; - расширять свои знания и представления о музеях Башкортостана, в том числе с помощью интернет-ресурсов; - видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; -высказывать своё мнение о связи (общие мо­менты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятель­ности ведущих художников, скульпторов РБ.  

Музыкальное искусство

Обучающийся научится:

-иметь представление об основных жанрах музыкаль­ного искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные про­изведения, симфония, балет, опера и др.); – наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его произведениях. -различать основные жанры музыкаль­ного искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные про­изведения, симфония, балет, опера и др.), - иметь представление о творчестве ведущих ком­позиторов РБ; -наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его произведениях.

получит возможность научиться:

- иметь представление о творчестве ведущих ком­позиторов РБ;  - различать исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.). -различать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.); -характеризовать прослушанное произведение.  

Театральное и хореографическое искусство

Обучающийся научится:

- иметь представление о театрах РБ; -наблюдать природу, разнообразие народ­ных танцевальных традиций.   - иметь представление о творчестве ведущих исполнителей оперы и балета; -наблюдать творческий путь Башкирского госу­дарственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров

получит возможность научиться:

- высказывать суждения о театрах РБ; -различать театры РБ. - высказывать суждения о театрах РБ; - иметь представление о репертуарах театров РБ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 класс (34 часов)               

С новым учебным годом!

Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе.

Чтение произведений башкирских авторов, посвященных но­вому учебному году.

Г. Юнусова. Перемена.

Г. Давлетов. Отличник Юмагул.

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Мы-третьеклассники».

В мире сказок

Сведения о волшебных сказках башкир, их сходствах и отличи­ях со сказками других народов. Чтение сказки «Урал батыр». Беседа по ее содержанию. Беседа о любви и преданности сказочных персо­нажей к родной земле.

Дается задание нарисовать иллюстрации к содержанию сказки. Наиболее удачные из них, используются на уроке.

Детский фольклор

Игра — «Перстень — бычок»

Объяснение условий игры, назначение ведущего, распределение ролей. По условиям игры проштрафившиеся игроки выполняют ка­кой-либо наказ коллектива (танец, песня, художественное слово и др.)

Игра проводится на улице, необходимо наличие музыкального инструмента.

С. Т. Аксаков - наш земляк

Рассказ о жизни и творчестве видного русского писателя-уро­женца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова, о его произведени­ях, посвященных Башкортостану, об аксаковских местах г. Уфы.

Чтение отрывков из его произведений (по выбору учителя). С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки».

Поэт Г. Салям.

Чтение стихотворения Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Рассказ учителя о биографии и творчестве поэта, чьим именем рань­ше была названа республиканская премия комсомола. Объяснение детям, кому и за что присуждалась премия им. Г. Саляма.

Города Башкортостана

Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о гор­няцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории ос­нования этих городов, главных отраслях промышленности в каж­дом из них.

Используются брошюры, путеводители, открытки с видами этих городов, значки с изображением их эмблем.

Б.Бикбай - Ишимбай.

В. Трубицын. Золотая Туймаза.

С. Злобин и Салават Юлаев

Рассказу учителя о работе русского писателя Степана Павлови­ча Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых из­даниях, адресованных детям.

Чтение отрывков из исторического рассказа С.Злобина «Сала­ват» (Уфа, 1977, 1998).

Башкирские писатели детям

Краткое ознакомление с биографией А.Карная. Рассказ о его творчестве. Чтение его рассказа «Жаворонок», беседа о птицах, оби­тающих в наших краях.

Прослушивание башкирской народной песни «Кукушка».

Уральская зима

Рассказ учителя об особенностях уральской зимы, ее отличитель­ных признаках от зимней природы других уголков страны - сред­ней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др.

Х.Габитов. Зима.

А.Ахметкужин. Дедушка Мороз.

Н.Наджми. Зима.

М.Карим. Когда Дед Мороз был маленьким.Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Пер­вый снег».

.Чтение отрывков текстов шежере из книги «Башкирские шеже­ре».

По музеям Уфы

Рассказ учителя о столице Башкортостана - орденоносном го­роде Уфе, его достопримечательностях. Разговор строится как экс­курсия по музеям столицы, учащиеся получают информацию о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном му­зее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского на­учного центра Российской Академии наук.

Используются путеводители, цветные фотоальбомы, репродук­ции из картин и т.д.

В Уфимских школах можно совершить экскурсию в один из на­званных музеев.

Сказки 3. Биишевой

Ознакомление учащихся с биографией видной писательницы З.Биишевой, краткий рассказ о ее творчестве. Чтение сказок, вошед­ших в сборник «Лети, лети моя тележка!», беседа по их содержанию.

Композитор Хусаин Ахметов

Рассказ учителя о биографии и творчестве видного композито­ра Х.Ахметова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр по­лей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмен впечатлениями.

Шежере - моя родословная

Рассказ учителя о шежере, древнем уникальном виде письмен­ных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и пле­мен. Сведения о времени возникновения шежере, формах его су­ществования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений 1960).

Поэт Р. Гарипов

Информация о республиканской премии им. Салавата Юлаева, условиях ее присуждения, некоторых лауреатах. Более подробный рассказ о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова.

Чтение его стихотворений «Жаворонок», «Курай».

Прослушивание песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».

Театр и дети

Рассказ о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Ознакомление учащихся с государственными театрами Баш­кортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским репертуаром на сегод­няшний день.

Используются альбомы, открытки, фотоснимки.

Прослушивание отрывков из спектаклей, арий из опер.

Мой родной Башкортостан

Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Баш­кортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, куль­туры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.

М.Карим. Березовый лист.

К.Киньябулатова. Чай.

Прослушивание песни М. Бикбовой на слова М. Сиражи «Баш­кортостан»

Любимые поэты детворы

Чтение стихотворений М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Крат­кие сведения о самих поэтах и их творчестве. М.Гали. Сабантуй. Г.Юнусова. Бумага и карандаши. А.Игебаев. Вы не верьте.

Тукай и Башкортостан

Рассказ о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана.

Чтение стихотворений «Дождь и солнце», «Фатима и соловей».

Прослушивание и разучивание татарской народной песни «Род­ной язык» на слова Г.Тукая.

Никто не забыт

Сведения об участии башкирского народа в Великой Отечествен­ной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Со­юза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказ о генерале М. Шаймуратове. Упоминание имен земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии.

Прослушивание и разучивание песни 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал».

Предания и сказы

Предания и сказы о недавнем прошлом. Особенности этого жан­ра фольклора, его отличие от легенд. Чтение преданий и сказов «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай», беседа по их содер­жанию.

Художники рисуют для детей

Урок строится в форме посещения выставки художников для детей. Просмотр картины Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллю­страции к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюст­раций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбузат». Комментарии учителя к выставке, обмен мнениями.

Обобщающая беседа по предмету.

КЛАСС

Здравствуй, новый учебный год!

Беседа о родной школе, одноклассниках, учителях, книге как источнике знаний. Обмен впечатлениями об уроке Мира.

М. Гали. Книга.

Г. Давлетова. Диктант.

Г. Юнусова. Живи, книга.

Прослушивание песни Н. Мустакимова на слова С. Алибаева. «Школьная дорога».

Природа Башкортостана.

Рассказ учителя о достопримечательностях природы Башкор­тостана - пещерах Шульган - Таш, Победы, Салавата Юлаева, род­нике Кургазак, горе Янган-тау. Используются цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан». В близле­жащих к одному из данных объектов школах можно совершить

экскурсию и урок проводить по ее впечатлениям.

Прослушивание песни В. Мухамадиева на слова М. Закирова «Юрюзань».

По театрам республики

Краткий обзор репертуара республиканских театров. Ознаком­ление с ведущими актерами государственных театральных коллек­тивов, сведения о народном театре, действующем на территории района или региона. Используются альбомы, фотоснимки.

Прослушивание отрывков из новых спектаклей.

Народный поэт Башкортостана

Краткие сведения о жизни и творчестве народного поэта Баш­кортостана М. Гафури. Чтение его рассказа «Дикий гусь».

Беседа по картине А. Арсланова «Встреча М. Гафури с Г. Тукаем».

Юность наших дедов

Беседа о поэте, первом вожаке башкирского комсомола и пер­вом редакторе республиканской молодежной газеты, делегате III съез­да комсомола Шамуне Фидаи.

Чтение его стихотворений «Пламенное желание», «Красные звез­ды», «Огни революции».

Комментарий учителя.

Композитор Рим Хасанов

Беседа о творчестве известного композитора Р. Хасанова, вос­становление в памяти его песен, прослушанных в классе.

Прослушивание его песен «Уфа - цветок Урала» на собствен­ные слова.

Детский фольклор

Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детско­го фольклора. Считалки «Куда отправился абзый - агай?», «Отпра­вился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.

Герои Башкортостана

Краткий рассказ о Великой Отечественной войне, о Героях Со­ветского Союза-уроженицах Башкортостана.

Рассказ о Мусе Гарееве — дважды Герое Советского Союза, Г. Г. Арсланове, которому первым на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М. Губайдуллине, Т. Кусимове и др. Обязательно упоминаются имена героев - выходцев из родного района или города.

Просмотр и обсуждение картины А. Лутфуллина «Мать погиб­шего героя».

Из истории письменности

Письменность башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры с Х-Х1 вв. Сведения о медресе, мектебах, русских школах для детей нерусского на­селения Урала, гимназиях в гг. Уфе, Оренбурге. О башкирах, получив­ших высшее образование в Казанском императорском университете.

Звезды башкирского балета

Восстановление в памяти истории создания оперного театра; сведения о возникновении балетной труппы в 30-х годах.

Рассказ учителя о прима-балеринах театра 3. Насретдиновой, Г. Сулеймановой, Э. Куватовой. Краткий обзор национального ре­пертуара, информация о кинофильме «Журавлиная песнь».

Прослушивание фрагментов музыки Л. Степанова к балету «Журавлиная песнь».

 

Славные сыны Башкортостана

Рассказ о жизни и деятельности М. Муртазина. Сведения о ро­дине героя - Учалинском районе Башкортостана. Используются портрет М. Муртазина, книги и материалы о нем.

Рассказы детей о своих родных, прошедших ВОВ. Герои ВОВ Ишимбайского района.

 

Писатели - детям

Чтение книги Д. Киекбаева «Лесные сказки», беседа по содержа­нию произведений о трудолюбии, честности, смекалке. Разговор о лесе и лесных животных окружающей местности.

По туристическим тропам

Ознакомление учащихся с туристическими маршрутами по тер­ритории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по ре­кам Юрюзань, Агидель, Инзер и др. Рассказ о турбазах, главных туристических снаряжениях при многодневном туристическом по­ходе, сложностях различной категории.

Обобщающая беседа по предмету.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

(34 часа)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.12 с.)