Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курсаСтр 1 из 9Следующая ⇒
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы для 1-11 классов школ, лицеев, гимназий по краеведению. Данная программа построена по принципу от простого к сложному, содержит хронологическую последовательность и исторический подход, предусматривает получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан. Курс «Краеведение» (авт. М.Х.Идельбаев, А.М.Сулейманов) направлен на достижение следующих целей: - оказание содействия гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений; - формирование здоровых этико-эстетических представлений школьников, привитие любви к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно данной нации; - оказание влияния на возрождение и развитие национальных культур.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования по курсу «Краеведение»: -углублять знания обучающихся о родном крае и её истории на основе текстов художественной литературы, народного творчества, произведений искусства и музыки; -знакомить с именами башкирских поэтов, писателей, художников, композиторов и других деятелей искусства; -прививать любовь к родному краю, к своей Республике, к культурным ценностям Башкортостана; -воспитывать стремление быть достойным продолжателем славных традиций; -воспитывать гордость за то, что ты родился в Башкортостане; -определять пути, которые будут способствовать возрождению и развитию национальных культур.
В связи с тем, что история родного края самостоятельно в начальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными выдающихся личностей прошлого Башкортостана должно способствовать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.
Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, природоведения). Содержание предмета составляют произведения детской литературной классики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, сведения о наиболее значительных событиях из истории Башкортостана, а также лучшие детские произведения современных башкирских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцоров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обычаев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Башкортостан. Содержание предмета учитывает художественную, образовательную и воспитательную ценность произведений, доступность материала соответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения. Обширная информация, полученная в начальных классах по литературе, музыкальному, изобразительному, театральному искусству, фольклору, создает необходимую базу для углубленного изучения данного предмета в старших классах. В каждом классе отводится время для изучения регионального, местного материала. Иными словами, программа предполагает, что для наиболее полного удовлетворения духовных запросов учащихся и приобщения их к культурным национальным ценностям отдельные вопросы могут изучаться и на региональном уровне.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА, КУРСА «КУЛЬТУРА БАШКОРТОСТАНА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение курса «Краеведение» в начальных классах отводится 1 час в неделю. (2—4 классы — по 34 часа). В течение периода обучения в начальной школе возможна корректировка времени изучаемых тем, их порядка и количества часов.
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, башкирский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального общества республики Башкортостан; 2) формирование средствами произведений литературы, музыки, изобразительного и театрального искусства, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений башкирской художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей; 2) осознание значимости изученных произведений башкирской литературы, народного творчества, музыкального, театрального и изобразительного искусства для личного развития; 3) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; 4) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, пересказывать произведение; 5) понимание особой роли Башкирии в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 6) сформированность уважительного отношения к Республике Башкортостан, истории, культуре, природе, её современной жизни.
Предметные результаты Народное творчество Обучающийся научится: |
|||||||||
-различать жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты); – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами – используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов; – устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи – выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями) | -различать и характеризовать жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты). – используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; -на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; – оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; – проявлять уважение к народам, населяющим Республику Башкортостан, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии; | |||||||||
Обучающийся получит возможность научиться:
| ||||||||||
– различать жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов. – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | -различать и характеризовать жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов. – узнавать выдающиеся памятники истории и культуры РБ; – наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; – определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |||||||||
Литература Обучающийся научится: | ||||||||||
- различать основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов; – представлять общие корни развития литературного фольклора башкирского народа; – различать малые жанры фольклора; – различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение; – определять особенности фольклорных форм и авторских произведений; – выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения; – понимать многозначность поэтического слова. | – отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом; - различать основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов; – отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.); – находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке; – распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.; – практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования. | |||||||||
получит возможность научиться:
| ||||||||||
- иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы; – сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ; – обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в башкирской литературе и фольклоре; – представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским. | – воспринимать художественную литературу как вид искусства; – видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении; – видеть развитие настроения в произведениях. | |||||||||
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство Обучающийся научится: | ||||||||||
- различать основные виды (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферы его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.); - эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка; - расширять свои представления о ведущих музеях Башкортостана; - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; | - различать основные виды (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферы его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.); - выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения; - отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры; - приводить примеры ведущих художественных музеев Башкортостана, показывать на примерах их роль и назначение | |||||||||
получит возможность научиться: | ||||||||||
-иметь общее представление о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ; - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; - видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях. | - участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; - расширять свои знания и представления о музеях Башкортостана, в том числе с помощью интернет-ресурсов; - видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; -высказывать своё мнение о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ. | |||||||||
Музыкальное искусство Обучающийся научится: | ||||||||||
-иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.); – наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его произведениях. | -различать основные жанры музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), - иметь представление о творчестве ведущих композиторов РБ; -наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его произведениях. | |||||||||
получит возможность научиться: | ||||||||||
- иметь представление о творчестве ведущих композиторов РБ; - различать исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.). | -различать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.); -характеризовать прослушанное произведение. | |||||||||
Театральное и хореографическое искусство Обучающийся научится: | ||||||||||
- иметь представление о театрах РБ; -наблюдать природу, разнообразие народных танцевальных традиций. | - иметь представление о творчестве ведущих исполнителей оперы и балета; -наблюдать творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров | |||||||||
получит возможность научиться: | ||||||||||
- высказывать суждения о театрах РБ; -различать театры РБ. | - высказывать суждения о театрах РБ; - иметь представление о репертуарах театров РБ. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс (34 часов)
С новым учебным годом!
Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе.
Чтение произведений башкирских авторов, посвященных новому учебному году.
Г. Юнусова. Перемена.
Г. Давлетов. Отличник Юмагул.
Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Мы-третьеклассники».
В мире сказок
Сведения о волшебных сказках башкир, их сходствах и отличиях со сказками других народов. Чтение сказки «Урал батыр». Беседа по ее содержанию. Беседа о любви и преданности сказочных персонажей к родной земле.
Дается задание нарисовать иллюстрации к содержанию сказки. Наиболее удачные из них, используются на уроке.
Детский фольклор
Игра — «Перстень — бычок»
Объяснение условий игры, назначение ведущего, распределение ролей. По условиям игры проштрафившиеся игроки выполняют какой-либо наказ коллектива (танец, песня, художественное слово и др.)
Игра проводится на улице, необходимо наличие музыкального инструмента.
С. Т. Аксаков - наш земляк
Рассказ о жизни и творчестве видного русского писателя-уроженца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова, о его произведениях, посвященных Башкортостану, об аксаковских местах г. Уфы.
Чтение отрывков из его произведений (по выбору учителя). С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки».
Поэт Г. Салям.
Чтение стихотворения Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Рассказ учителя о биографии и творчестве поэта, чьим именем раньше была названа республиканская премия комсомола. Объяснение детям, кому и за что присуждалась премия им. Г. Саляма.
Города Башкортостана
Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о горняцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории основания этих городов, главных отраслях промышленности в каждом из них.
Используются брошюры, путеводители, открытки с видами этих городов, значки с изображением их эмблем.
Б.Бикбай - Ишимбай.
В. Трубицын. Золотая Туймаза.
С. Злобин и Салават Юлаев
Рассказу учителя о работе русского писателя Степана Павловича Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых изданиях, адресованных детям.
Чтение отрывков из исторического рассказа С.Злобина «Салават» (Уфа, 1977, 1998).
Башкирские писатели детям
Краткое ознакомление с биографией А.Карная. Рассказ о его творчестве. Чтение его рассказа «Жаворонок», беседа о птицах, обитающих в наших краях.
Прослушивание башкирской народной песни «Кукушка».
Уральская зима
Рассказ учителя об особенностях уральской зимы, ее отличительных признаках от зимней природы других уголков страны - средней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др.
Х.Габитов. Зима.
А.Ахметкужин. Дедушка Мороз.
Н.Наджми. Зима.
М.Карим. Когда Дед Мороз был маленьким.Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Первый снег».
.Чтение отрывков текстов шежере из книги «Башкирские шежере».
По музеям Уфы
Рассказ учителя о столице Башкортостана - орденоносном городе Уфе, его достопримечательностях. Разговор строится как экскурсия по музеям столицы, учащиеся получают информацию о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном музее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии наук.
Используются путеводители, цветные фотоальбомы, репродукции из картин и т.д.
В Уфимских школах можно совершить экскурсию в один из названных музеев.
Сказки 3. Биишевой
Ознакомление учащихся с биографией видной писательницы З.Биишевой, краткий рассказ о ее творчестве. Чтение сказок, вошедших в сборник «Лети, лети моя тележка!», беседа по их содержанию.
Композитор Хусаин Ахметов
Рассказ учителя о биографии и творчестве видного композитора Х.Ахметова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр полей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмен впечатлениями.
Шежере - моя родословная
Рассказ учителя о шежере, древнем уникальном виде письменных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и племен. Сведения о времени возникновения шежере, формах его существования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений 1960).
Поэт Р. Гарипов
Информация о республиканской премии им. Салавата Юлаева, условиях ее присуждения, некоторых лауреатах. Более подробный рассказ о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова.
Чтение его стихотворений «Жаворонок», «Курай».
Прослушивание песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».
Театр и дети
Рассказ о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Ознакомление учащихся с государственными театрами Башкортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским репертуаром на сегодняшний день.
Используются альбомы, открытки, фотоснимки.
Прослушивание отрывков из спектаклей, арий из опер.
Мой родной Башкортостан
Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Башкортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.
М.Карим. Березовый лист.
К.Киньябулатова. Чай.
Прослушивание песни М. Бикбовой на слова М. Сиражи «Башкортостан»
Любимые поэты детворы
Чтение стихотворений М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Краткие сведения о самих поэтах и их творчестве. М.Гали. Сабантуй. Г.Юнусова. Бумага и карандаши. А.Игебаев. Вы не верьте.
Тукай и Башкортостан
Рассказ о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана.
Чтение стихотворений «Дождь и солнце», «Фатима и соловей».
Прослушивание и разучивание татарской народной песни «Родной язык» на слова Г.Тукая.
Никто не забыт
Сведения об участии башкирского народа в Великой Отечественной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Союза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказ о генерале М. Шаймуратове. Упоминание имен земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии.
Прослушивание и разучивание песни 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал».
Предания и сказы
Предания и сказы о недавнем прошлом. Особенности этого жанра фольклора, его отличие от легенд. Чтение преданий и сказов «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай», беседа по их содержанию.
Художники рисуют для детей
Урок строится в форме посещения выставки художников для детей. Просмотр картины Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллюстрации к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюстраций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбузат». Комментарии учителя к выставке, обмен мнениями.
Обобщающая беседа по предмету.
КЛАСС
Здравствуй, новый учебный год!
Беседа о родной школе, одноклассниках, учителях, книге как источнике знаний. Обмен впечатлениями об уроке Мира.
М. Гали. Книга.
Г. Давлетова. Диктант.
Г. Юнусова. Живи, книга.
Прослушивание песни Н. Мустакимова на слова С. Алибаева. «Школьная дорога».
Природа Башкортостана.
Рассказ учителя о достопримечательностях природы Башкортостана - пещерах Шульган - Таш, Победы, Салавата Юлаева, роднике Кургазак, горе Янган-тау. Используются цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан». В близлежащих к одному из данных объектов школах можно совершить
экскурсию и урок проводить по ее впечатлениям.
Прослушивание песни В. Мухамадиева на слова М. Закирова «Юрюзань».
По театрам республики
Краткий обзор репертуара республиканских театров. Ознакомление с ведущими актерами государственных театральных коллективов, сведения о народном театре, действующем на территории района или региона. Используются альбомы, фотоснимки.
Прослушивание отрывков из новых спектаклей.
Народный поэт Башкортостана
Краткие сведения о жизни и творчестве народного поэта Башкортостана М. Гафури. Чтение его рассказа «Дикий гусь».
Беседа по картине А. Арсланова «Встреча М. Гафури с Г. Тукаем».
Юность наших дедов
Беседа о поэте, первом вожаке башкирского комсомола и первом редакторе республиканской молодежной газеты, делегате III съезда комсомола Шамуне Фидаи.
Чтение его стихотворений «Пламенное желание», «Красные звезды», «Огни революции».
Комментарий учителя.
Композитор Рим Хасанов
Беседа о творчестве известного композитора Р. Хасанова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе.
Прослушивание его песен «Уфа - цветок Урала» на собственные слова.
Детский фольклор
Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детского фольклора. Считалки «Куда отправился абзый - агай?», «Отправился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.
Герои Башкортостана
Краткий рассказ о Великой Отечественной войне, о Героях Советского Союза-уроженицах Башкортостана.
Рассказ о Мусе Гарееве — дважды Герое Советского Союза, Г. Г. Арсланове, которому первым на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М. Губайдуллине, Т. Кусимове и др. Обязательно упоминаются имена героев - выходцев из родного района или города.
Просмотр и обсуждение картины А. Лутфуллина «Мать погибшего героя».
Из истории письменности
Письменность башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры с Х-Х1 вв. Сведения о медресе, мектебах, русских школах для детей нерусского населения Урала, гимназиях в гг. Уфе, Оренбурге. О башкирах, получивших высшее образование в Казанском императорском университете.
Звезды башкирского балета
Восстановление в памяти истории создания оперного театра; сведения о возникновении балетной труппы в 30-х годах.
Рассказ учителя о прима-балеринах театра 3. Насретдиновой, Г. Сулеймановой, Э. Куватовой. Краткий обзор национального репертуара, информация о кинофильме «Журавлиная песнь».
Прослушивание фрагментов музыки Л. Степанова к балету «Журавлиная песнь».
Славные сыны Башкортостана
Рассказ о жизни и деятельности М. Муртазина. Сведения о родине героя - Учалинском районе Башкортостана. Используются портрет М. Муртазина, книги и материалы о нем.
Рассказы детей о своих родных, прошедших ВОВ. Герои ВОВ Ишимбайского района.
Писатели - детям
Чтение книги Д. Киекбаева «Лесные сказки», беседа по содержанию произведений о трудолюбии, честности, смекалке. Разговор о лесе и лесных животных окружающей местности.
По туристическим тропам
Ознакомление учащихся с туристическими маршрутами по территории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по рекам Юрюзань, Агидель, Инзер и др. Рассказ о турбазах, главных туристических снаряжениях при многодневном туристическом походе, сложностях различной категории.
Обобщающая беседа по предмету.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс
(34 часа)
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.12 с.)