Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозный экстремизм, фундаментализм, радикализм и фанатизм – система и звенья одной цепи
По данным социологических исследований, наиболее значимым полем экстремизма в отечестве являются межэтнические (до 40 %), политические (12 %) и религиозные (4–5 %) отношения, а их основ- ными участниками – молодежь (по данным МВД, до 80 % членов группировок экстремистской направленности составляют люди в возрасте до тридцати лет)68. В наиболее общем понимании экстремизм на религиозной осно- ве – это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Частыми его проявлениями являются насилие, жестокость и агрес- сия, сочетающиеся с демагогией. И эта демагогия может выражаться в весьма тонкой работе, связанной с выпуском огромного количества печатной продукции, аудио- и видеоматериалов, в которых под видом просвещения, духовного наставничества и помощи в повседневной жизни, людям внушается «чистая» и «единственно верная» точка зрения. Так поступают Церковь Свидетелей Иеговы, международная террористическая организация «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» («Пар- тия исламского освобождения»), инглинги и многие другие. Говоря о социальной базе религиозного экстремизма, необходимо остановиться на его разновидностях. Выделяемых критериев экстремизма может быть очень много: пространственный (глобальный, международный, транснациональный, национальный), связь с государством (внутри- и внешнегосударственный и 68 Бобров, И.В. Профилактика интолерантности и экстремизма в молодежной среде [Текст] / И.В. Бобров, Е.Л. Доценко, О.А. Селиванова, В.Н. Фальков, И.Н. Халин, М.М. Юсупов, А.П. Ярков.– Тюмень: Изд-во ТГУ, 2014. – 260 с. негосударственный) и т.п.69 Кроме того, основными терминами, употребляемыми в связи с проявлениями экстремизма, являются радикализм и фундаментализм, фанатизм и терроризм. Остановимся на, казалось бы, достаточно простом определении, данном Н.А. Кутузовой: «Религиозный радикализм возникает в рам- ках определенной религиозной традиции, выделяется из нее путем критики и противопоставления базовому вероучению, ее источником, как правило, является харизматический лидер»70. Внимание к этому определению может привести к некоторым ошибкам тех, кто опи- рается на поиск подобной терминологии Интернете. Большинство экстремистски настроенных лидеров не только не противопостав- ляют собственную концепцию базовому вероучению, но и претен- дуют на принципиальную близость к нему. Примеры, приводимые данным автором, также не совсем корректны. Так, «Семья» Д. Берга приводится, как иллюстрация чисто религиозного радикализма, хотя концепция данной организации явно содержит политические состав- ляющие, связанные с противоборством «Системе» – современному государству и обществу. Идеология религиозного радикализма всег- да привязана к вопросам политики и этнических корней или же к полемике, связанной с их отрицанием.
Мусульманский радикализм притягивает наибольшее внима- ние современной науки, культуры, общества и государства, в силу наиболее высокой степени активизации в сравнении с другими кон- фессиями. Разумеется, и представители других конфессий созда- ют экстремистские организации. В США, например, христианский экстремизм, основанный на расизме, имеет очень прочные позиции (Церковь арийской христианской нации, или «Арийская нация»). Это многочисленные и популярные группы белых расистов, очень агрес- сивно действующие по отношению к представителям других рас. 69 Ханбабаев, К.М. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в современной России (сущность, специфика проявления, профилактика) [Текст] / К.М. Ханбаев // Исламоведение. – 2010. – № 1. – С. 57–72. 70 Кутузова, Н.А. Религиозный радикализм и альтернативные социальные проекты [Текст] / Н.А.Кутузова // Религия и общество. – 3: актуальные проблемы современного религиоведения : сб. науч. трудов / под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. – Могилёв: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2008. – С. 164–167. Ирландская республиканская армия – экстремистская организация католиков. В Белфасте строят баррикады, жгут дома и автомобили, убивают людей. Очень влиятелен религиозный радикализм в Израи- ле, где получила известность «Ках». Учитывая сказанное, мы обратимся к определению российско- го кавказоведа и эксперта по радикальному исламу И.П. Добаева: «Исламский радикализм – это идеологическая доктрина и осно- ванная на ней политическая практика, которые характеризуются нормативно-ценностным закреплением идеологического, политико- мировоззренческого и даже вооруженного противостояния мира “истинного ислама” по отношению к миру “неверных” вовне и миру “неистинной веры” внутри ислама и требуют абсолютно- го социального контроля и мобилизации (служения идее) своих сторонников».71 Данное определение исламского радикализма мож- но распространить и на религиозный радикализм в целом. Если мы рассматриваем радикализм не в чистом виде, а именно в связи с религиозным экстремизмом, то ему обязательно присущи политиче- ский и нормативно-ценностный компоненты. Также важно и то, что представляемое радикалами религиозное направление обязательно противопоставляется другим направлениям этой же конфессиональ- ной общины и другим религиям в целом.
Иное отношение лишает контрастности религиозную идео- логию, не дает проявиться ярко окрашенным крайним взглядам, а следовательно, лишает и радикальности. И.П. Добаев отмечает, что религиозный радикализм предполагает теократизацию всех сфер жизнедеятельности государства и общества, а экстремистский радикализм – пропаганду собственной идеологии с целью вербовки новых членов, насильственные способы достижения целей, ин- тернационализацию и сращивание с преступностью.72 Однако мы не можем согласиться с делением И.П. Добаевым радикализма на 71 Добаев, И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика [Текст] / И.П. Добаев. – Специальность 09. 00. 11 – социальная философия: автореф. дис. … д-ра филос. н. – Ростов-на-Дону. – 2003. – 36 с. 72 Добаев, И. К вопросу о типологии радикального исламского движения [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: http://www.ca-c.org/journal/2002/journal_rus/cac-03/11.dobru.shtml (дата обращения: 28.10.2016). умеренный и ультра-радикализм, ибо приверженность к крайним взглядам и действиям не может быть умеренной. Отсутствие в идео- логии насильственных методов борьбы корректнее характеризовать как экстремизм, а присутствие таковых – как терроризм. Теперь перейдем к рассмотрению фундаментализма, который начал играть значительную роль на данном этапе глобализации со- временной цивилизации на фоне обострившегося противостояния стран Западного и остального мира. По своей сути современный фундаментализм – ответная реакция на вестернизацию культуры. Эта реакция выражается в желании значительной части жителей третьего мира сохранить собственную культуру, что часто перерастает в насильственные формы конфликтов. Религиозный фундаментализм можно рассматривать как «…идеологию религиозных и религиозно- политических движений и течений, которые активно выступают за возвращение к истокам или богословской основе вероучения, за воз- вращение вере ее изначальной чистоты».73 Фундаментализм свойственен многим конфессиям в их историче- ском развитии. В древнем Китае в качестве фундаменталиста факти- чески выступил Конфуций, который радел за сохранение традиций, ритуалов и культа предков в «эпоху перемен», стремясь за счет этого преодолеть кризисность китайской культуры. В индуизме сегодня – это Шив сена, в исламе – салафизм, в русском православии XVII века – старообрядчество, в католицизме – инквизиция и орден иезуитов. Особенностью фундаментализма является и желание возврата к исторически пройденному этапу доминирования религии (ее духов- ных ценностей) в жизни общества с планами по переустройству мира (страны) на основе религиозных принципов, вне техногенной циви- лизации, вне основ рыночной экономики и т. п. Сторонники подобных идей хотят возрождения строя, основанного на безоговорочном под- чинении выступающей от имени Бога власти. Фундаментализм выражается и в стремлении возродить время архаических форм со- циальной организации (общины «Семьи» Дэвида Берга, Халифат и т. п.).
73 Фундаментализм [Текст] / отв. ред. И.З. Левин. – Москва: Институт востоковедения РАН – Издательство «Крафт+», 2003. – 264 с. Культуру и науку фундаменталисты хотят вновь жестко привязать к религии и остановить их развитие. Жизнь, по мнению фундамен- талистов, должна вечно строиться по одним и тем же принципам, вне зависимости от каких-либо меняющихся условий. Коллективизм также должен вновь стать значимым аспектом жизни. Интересы фун- даменталистской общины более важны, чем интересы отдельных ее членов. Вышеуказанное является реакцией на глобализацию, втяги- вающую мир и все религии в орбиту Западного влияния. В философском смысле радикализм и фундаментализм являются показателями социальной болезни, близкой к обскурантизму – мра- кобесию, основанному на неприятии прогресса и желании поставить под религиозный контроль образование, науку и культуру. Так, этим религиозным явлениям свойственно представление о том, что, под давлением «неистинных» религий и «неверных» трактовок, «истин- ная» религия, которая является главной руководящей силой в жизни человека, общества и государства, претерпевает крах. При этом опо- ра в представлениях об абсолютизированном перечне положений и критериев «истинности» понимания религиозной доктрины связана с сужением круга источников, спекулятивно подбираемых отцом- основателем и его преемниками. Все прочее отвергается и жестко критикуется как «неистинность». «Обскурантизм есть страшное сужение объема сознания вследствие одержимости страхом гибели какой-то ценности, признанной верховной и единственной, и посто- янное патологическое беспокойство о ее спасении и сохранении».74 Религиозный фундаментализм и радикализм опасны не просто нежеланием прийти к согласию с инакомыслящими, но и желанием уничтожить все и вся связанное с альтернативной точкой зрения, то есть непримиримостью, готовностью пожертвовать ради идеи своей и чужими жизнями. Кроме того, ответы на все вопросы, решение всех прошлых, насущных и будущих проблем содержатся для радикала и фундаменталиста в суженной подборке трактовок священных текстов гуру, учителя или шейха. «Для обскурантизма характерно отрицание проблематики. Ничто не является проблемой для обскуранта, у него
74 Бердяев, Н.А. Обскурантизм [Текст] / Н. Бердяев // Путь. – Окт. 1928. – №13. – С. 19–36. на все есть готовый ответ. У него всегда есть в кармане маленький катехизис, который есть вместе с тем маленькая энциклопедия, в нем можно найти разрешение всех вопросов».75 Естественно радикализм и фундаментализм в чистом виде нель- зя рассматривать как синонимы экстремизма. Так, не являются экстремистскими современные правые европейские легальные по- литические партии, фундаментализм которых связан со стремлением «оградить» и защитить права коренного европейского населения от давления миграции. Нельзя назвать экстремистом Б.Н. Ельцина, который, находясь в конфликте с М.С. Горбачевым, действовал в правовом поле, фактически, встав на радикальные по меркам 80-х годов XX века политические позиции. Не являлись экстремистами упомянутые инквизиторы и иезуиты. Сами по себе салафизм и кон- фуцианство не являются экстремистскими. Тем не менее, радикалы и фундаменталисты, соединяя в своей идеологии религиозные посту- латы и желание переустроить государство и общество, в том числе и насильственными методами, выступая противниками права на рав- ное сосуществование с иноконфессиональными доктринами, могут становиться и становятся движущей силой и идеологами религиоз- ного экстремизма. Религиозный радикализм и фундаментализм стали мощной международной силой, имеющей влиятельных (явных и неявных) покровителей, как в Западных, так и в Восточных странах, где они получают материально-техническую поддержку и создают духовные центры. При этом экстремисты искусно играют и на эмоциях религи- озной части населения, и на закрепленных в законе о свободе совести нормах, а также используют религиозную неграмотность людей и от- сутствие у государства опыта борьбы с подобными явлениями. Кроме радикализма и фундаментализма, на религиозный экстре- мизм серьезный отпечаток накладывает явление фанатизма. Сам тер- мин связан с различными сферами жизнедеятельности – это спорт, поп-культура, мода и т. д. Религиозный фанатизм является самым общественно опасным, ибо ради значимой для него идеи фанатик го- 75 Бердяев, Н.А. Обскурантизм [Текст] / Н. Бердяев // Путь. – Окт. 1928. – №13. – С. 19–36. тов пожертвовать не только своей, но и чужими жизнями. «Для фана- тика не существует многообразного мира. Это человек, одержимый одним. У него беспощадное и злое отношение ко всему и всем кроме одного. Психологически фанатизм связан с идеей спасения или ги- бели. Именно эта идея фанатизирует душу… Эгоцентризм фанатика какой-либо идеи, какого-либо учения выражается в том, что он не видит человеческой личности, невнимателен к личному человеческо- му пути, он не может установить никакого отношения к миру лич- ностей, к живому, конкретному человеческому миру. Фанатик знает лишь идею, но не знает человека, не знает человека и тогда, когда борется за идею человека. Но он не воспринимает и мира идей иных, чем его собственные, неспособен войти в общение идей. Он обыкно- венно ничего не понимает и не может понять; именно эгоцентризм лишает его способности понимания».76 Такой человек, обуреваемый религиозными идеями, готов ради довольства бога, воплощения иде- алов вероубеждения и истинных законов бытия совершать престу- пления против иноверцев и инакомыслящих единоверцев. К этому его часто подталкивают превратно истолкованный религиозный долг, слова религиозных лидеров, обещающих блаженное существование и оправдывающих преступления, совершенные во имя Бога или во исполнение его «заветов».
Для фанатика воплощение в жизнь собственного или внушенного лидером понимания религиозного блага становится главной целью. Он стремится привить (или заставить принять) такое же понимание всем окружающим, сопротивление которых и заставляет идти на соб- ственную смерть или попытки уничтожения очагов сопротивления. Такой фанатик – это «индивид, глубоко убежденный в том, что ис- поведуемая им идея является абсолютно истинной, и испытывающий потребность отдать всего себя борьбе за свои убеждения».77 76 Бердяев, Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев // Человек. – № 9. – 1997. – Режим доступа: http://yro.narod.ru/bibliotheca/Berdiaev.htm (дата об- ращения: 28.10.2016). 77 Беляев, И.А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенсация недостаточности духовно- душевных составляющих целостного мироотношения [Текст] / И.А. Беляев // Вестник ЧГАКИ. – № 4 (28). – 2011. – С. 68–71. Литература 1. Беляев, И.А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенса- ция недостаточности духовно-душевных составляющих целостного мироотношения [Текст] / И.А. Беляев // Вестник ЧГАКИ. – № 4 (28). – 2011. – С. 68–71. 2. Бердяев, Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине [Электрон- ный ресурс] / Н.А. Бердяев // Человек. – № 9. – 1997. – Режим до- ступа: http://yro.narod.ru/bibliotheca/Berdiaev.htm (дата обращения: 28.10.2016). 3. Бердяев, Н.А. Обскурантизм [Текст] / Н. Бердяев // Путь. – Окт. 1928. – №13. – С. 19–36. 4. Бобров, И.В. Профилактика интолерантности и экстремизма в молодежной среде [Текст] / И.В. Бобров, Е.Л. Доценко, О.А. Селива- нова, В.Н. Фальков, И.Н. Халин, М.М. Юсупов, А.П. Ярков.– Тюмень : Изд-во ТГУ, 2014. – 260 с. 5. Добаев, И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика [Текст] / И.П. Добаев. – Специальность 09. 00. 11 – социальная философия: автореф. дис. … д-ра филос. н. – Ростов-на-Дону. – 2003. – 36 с. 6. Добаев, И. К вопросу о типологии радикального исламского движения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ca-c. org/journal/2002/journal_rus/cac-03/11.dobru.shtml (дата обращения: 28.10.2016). 7. Кутузова, Н.А. Религиозный радикализм и альтернативные со- циальные проекты [Текст] / Н.А.Кутузова // Религия и общество. – 3: актуальные проблемы современного религиоведения: сб. науч. тру- дов / под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. – Могилёв: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2008. – С. 164–167. 8. Фундаментализм [Текст] / отв. ред. И.З. Левин. – Москва: Ин- ститут востоковедения РАН – Издательство «Крафт+», 2003. – 264 с. 9. Ханбабаев, К.М. Религиозно-политический экстремизм и тер- роризм в современной России (сущность, специфика проявления, профилактика) [Текст] / К.М. Ханбаев // Исламоведение. – 2010. – № 1. – С. 57–72. ОЛЕЙНИК В.С. аспирант кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им. М. Акмуллы
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.024 с.) |