Религиозный экстремизм, фундаментализм, радикализм и фанатизм – система и звенья одной цепи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозный экстремизм, фундаментализм, радикализм и фанатизм – система и звенья одной цепи



По данным социологических исследований, наиболее значимым полем экстремизма в отечестве являются межэтнические (до 40 %), политические (12 %) и религиозные (4–5 %) отношения, а их основ- ными участниками – молодежь (по данным МВД, до 80 % членов группировок экстремистской направленности составляют люди в возрасте до тридцати лет)68.

В наиболее общем понимании экстремизм на религиозной осно- ве – это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Частыми его проявлениями являются насилие, жестокость и агрес- сия, сочетающиеся с демагогией. И эта демагогия может выражаться в весьма тонкой работе, связанной с выпуском огромного количества печатной продукции, аудио- и видеоматериалов, в которых под видом просвещения, духовного наставничества и помощи в повседневной жизни, людям внушается «чистая» и «единственно верная» точка зрения. Так поступают Церковь Свидетелей Иеговы, международная террористическая организация «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» («Пар- тия исламского освобождения»), инглинги и многие другие.

 

Говоря о социальной базе религиозного экстремизма, необходимо остановиться на его разновидностях. Выделяемых критериев экстремизма может быть очень много: пространственный (глобальный, международный, транснациональный, национальный), связь с государством (внутри- и внешнегосударственный и

68 Бобров, И.В. Профилактика интолерантности и экстремизма в молодежной среде [Текст] / И.В. Бобров, Е.Л. Доценко, О.А. Селиванова, В.Н. Фальков, И.Н. Халин, М.М. Юсупов, А.П. Ярков.– Тюмень: Изд-во ТГУ, 2014. – 260 с.


негосударственный) и т.п.69 Кроме того, основными терминами, употребляемыми в связи с проявлениями экстремизма, являются радикализм и фундаментализм, фанатизм и терроризм.

Остановимся на, казалось бы, достаточно простом определении, данном Н.А. Кутузовой: «Религиозный радикализм возникает в рам- ках определенной религиозной традиции, выделяется из нее путем критики и противопоставления базовому вероучению, ее источником, как правило, является харизматический лидер»70. Внимание к этому определению может привести к некоторым ошибкам тех, кто опи- рается на поиск подобной терминологии Интернете. Большинство экстремистски настроенных лидеров не только не противопостав- ляют собственную концепцию базовому вероучению, но и претен- дуют на принципиальную близость к нему. Примеры, приводимые данным автором, также не совсем корректны. Так, «Семья» Д. Берга приводится, как иллюстрация чисто религиозного радикализма, хотя концепция данной организации явно содержит политические состав- ляющие, связанные с противоборством «Системе» – современному государству и обществу. Идеология религиозного радикализма всег- да привязана к вопросам политики и этнических корней или же к полемике, связанной с их отрицанием.

Мусульманский радикализм притягивает наибольшее внима-

 

ние современной науки, культуры, общества и государства, в силу наиболее высокой степени активизации в сравнении с другими кон- фессиями. Разумеется, и представители других конфессий созда- ют экстремистские организации. В США, например, христианский экстремизм, основанный на расизме, имеет очень прочные позиции (Церковь арийской христианской нации, или «Арийская нация»). Это многочисленные и популярные группы белых расистов, очень агрес- сивно действующие по отношению к представителям других рас.

69 Ханбабаев, К.М. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в современной России (сущность, специфика проявления, профилактика) [Текст] / К.М. Ханбаев // Исламоведение. – 2010. – № 1. – С. 57–72.

70 Кутузова, Н.А. Религиозный радикализм и альтернативные социальные проекты [Текст] / Н.А.Кутузова // Религия и общество. – 3: актуальные проблемы современного религиоведения

: сб. науч. трудов / под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. – Могилёв: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2008. – С. 164–167.


Ирландская республиканская армия – экстремистская организация католиков. В Белфасте строят баррикады, жгут дома и автомобили, убивают людей. Очень влиятелен религиозный радикализм в Израи- ле, где получила известность «Ках».

Учитывая сказанное, мы обратимся к определению российско- го кавказоведа и эксперта по радикальному исламу И.П. Добаева:

«Исламский радикализм – это идеологическая доктрина и осно- ванная на ней политическая практика, которые характеризуются нормативно-ценностным закреплением идеологического, политико- мировоззренческого и даже вооруженного противостояния мира “истинного ислама” по отношению к миру “неверных” вовне и миру “неистинной веры” внутри ислама и требуют абсолютно- го социального контроля и мобилизации (служения идее) своих сторонников».71 Данное определение исламского радикализма мож- но распространить и на религиозный радикализм в целом. Если мы рассматриваем радикализм не в чистом виде, а именно в связи с религиозным экстремизмом, то ему обязательно присущи политиче- ский и нормативно-ценностный компоненты. Также важно и то, что представляемое радикалами религиозное направление обязательно противопоставляется другим направлениям этой же конфессиональ- ной общины и другим религиям в целом.

Иное отношение лишает контрастности религиозную идео- логию, не дает проявиться ярко окрашенным крайним взглядам, а следовательно, лишает и радикальности. И.П. Добаев отмечает, что религиозный радикализм предполагает теократизацию всех сфер жизнедеятельности государства и общества, а экстремистский радикализм – пропаганду собственной идеологии с целью вербовки новых членов, насильственные способы достижения целей, ин- тернационализацию и сращивание с преступностью.72 Однако мы не можем согласиться с делением И.П. Добаевым радикализма на

 

71 Добаев, И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика [Текст] / И.П. Добаев. – Специальность 09. 00. 11 – социальная философия: автореф. дис. … д-ра филос. н. – Ростов-на-Дону. – 2003. – 36 с.

72 Добаев, И. К вопросу о типологии радикального исламского движения [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: http://www.ca-c.org/journal/2002/journal_rus/cac-03/11.dobru.shtml (дата обращения: 28.10.2016).


умеренный и ультра-радикализм, ибо приверженность к крайним взглядам и действиям не может быть умеренной. Отсутствие в идео- логии насильственных методов борьбы корректнее характеризовать как экстремизм, а присутствие таковых – как терроризм.

Теперь перейдем к рассмотрению фундаментализма, который начал играть значительную роль на данном этапе глобализации со- временной цивилизации на фоне обострившегося противостояния стран Западного и остального мира. По своей сути современный фундаментализм – ответная реакция на вестернизацию культуры. Эта реакция выражается в желании значительной части жителей третьего мира сохранить собственную культуру, что часто перерастает в насильственные формы конфликтов. Религиозный фундаментализм можно рассматривать как «…идеологию религиозных и религиозно- политических движений и течений, которые активно выступают за возвращение к истокам или богословской основе вероучения, за воз- вращение вере ее изначальной чистоты».73

Фундаментализм свойственен многим конфессиям в их историче- ском развитии. В древнем Китае в качестве фундаменталиста факти- чески выступил Конфуций, который радел за сохранение традиций, ритуалов и культа предков в «эпоху перемен», стремясь за счет этого преодолеть кризисность китайской культуры. В индуизме сегодня – это Шив сена, в исламе – салафизм, в русском православии XVII века

– старообрядчество, в католицизме – инквизиция и орден иезуитов.

 

Особенностью фундаментализма является и желание возврата к исторически пройденному этапу доминирования религии (ее духов- ных ценностей) в жизни общества с планами по переустройству мира (страны) на основе религиозных принципов, вне техногенной циви- лизации, вне основ рыночной экономики и т. п. Сторонники подобных идей хотят возрождения строя, основанного на безоговорочном под- чинении выступающей от имени Бога власти. Фундаментализм выражается и в стремлении возродить время архаических форм со- циальной организации (общины «Семьи» Дэвида Берга, Халифат и т. п.).

73 Фундаментализм [Текст] / отв. ред. И.З. Левин. – Москва: Институт востоковедения РАН – Издательство «Крафт+», 2003. – 264 с.


Культуру и науку фундаменталисты хотят вновь жестко привязать к религии и остановить их развитие. Жизнь, по мнению фундамен- талистов, должна вечно строиться по одним и тем же принципам, вне зависимости от каких-либо меняющихся условий. Коллективизм также должен вновь стать значимым аспектом жизни. Интересы фун- даменталистской общины более важны, чем интересы отдельных ее членов. Вышеуказанное является реакцией на глобализацию, втяги- вающую мир и все религии в орбиту Западного влияния.

В философском смысле радикализм и фундаментализм являются показателями социальной болезни, близкой к обскурантизму – мра- кобесию, основанному на неприятии прогресса и желании поставить под религиозный контроль образование, науку и культуру. Так, этим религиозным явлениям свойственно представление о том, что, под давлением «неистинных» религий и «неверных» трактовок, «истин- ная» религия, которая является главной руководящей силой в жизни человека, общества и государства, претерпевает крах. При этом опо- ра в представлениях об абсолютизированном перечне положений и критериев «истинности» понимания религиозной доктрины связана с сужением круга источников, спекулятивно подбираемых отцом- основателем и его преемниками. Все прочее отвергается и жестко критикуется как «неистинность». «Обскурантизм есть страшное сужение объема сознания вследствие одержимости страхом гибели какой-то ценности, признанной верховной и единственной, и посто- янное патологическое беспокойство о ее спасении и сохранении».74

Религиозный фундаментализм и радикализм опасны не просто

нежеланием прийти к согласию с инакомыслящими, но и желанием уничтожить все и вся связанное с альтернативной точкой зрения, то есть непримиримостью, готовностью пожертвовать ради идеи своей и чужими жизнями. Кроме того, ответы на все вопросы, решение всех прошлых, насущных и будущих проблем содержатся для радикала и фундаменталиста в суженной подборке трактовок священных текстов гуру, учителя или шейха. «Для обскурантизма характерно отрицание проблематики. Ничто не является проблемой для обскуранта, у него

 

74 Бердяев, Н.А. Обскурантизм [Текст] / Н. Бердяев // Путь. – Окт. 1928. – №13. – С. 19–36.


на все есть готовый ответ. У него всегда есть в кармане маленький катехизис, который есть вместе с тем маленькая энциклопедия, в нем можно найти разрешение всех вопросов».75

Естественно радикализм и фундаментализм в чистом виде нель- зя рассматривать как синонимы экстремизма. Так, не являются экстремистскими современные правые европейские легальные по- литические партии, фундаментализм которых связан со стремлением

«оградить» и защитить права коренного европейского населения от давления миграции. Нельзя назвать экстремистом Б.Н. Ельцина, который, находясь в конфликте с М.С. Горбачевым, действовал в правовом поле, фактически, встав на радикальные по меркам 80-х годов XX века политические позиции. Не являлись экстремистами упомянутые инквизиторы и иезуиты. Сами по себе салафизм и кон- фуцианство не являются экстремистскими. Тем не менее, радикалы и фундаменталисты, соединяя в своей идеологии религиозные посту- латы и желание переустроить государство и общество, в том числе и насильственными методами, выступая противниками права на рав- ное сосуществование с иноконфессиональными доктринами, могут становиться и становятся движущей силой и идеологами религиоз- ного экстремизма.

Религиозный радикализм и фундаментализм стали мощной международной силой, имеющей влиятельных (явных и неявных) покровителей, как в Западных, так и в Восточных странах, где они получают материально-техническую поддержку и создают духовные центры. При этом экстремисты искусно играют и на эмоциях религи- озной части населения, и на закрепленных в законе о свободе совести нормах, а также используют религиозную неграмотность людей и от- сутствие у государства опыта борьбы с подобными явлениями.

 

Кроме радикализма и фундаментализма, на религиозный экстре- мизм серьезный отпечаток накладывает явление фанатизма. Сам тер- мин связан с различными сферами жизнедеятельности – это спорт, поп-культура, мода и т. д. Религиозный фанатизм является самым общественно опасным, ибо ради значимой для него идеи фанатик го-

75 Бердяев, Н.А. Обскурантизм [Текст] / Н. Бердяев // Путь. – Окт. 1928. – №13. – С. 19–36.


тов пожертвовать не только своей, но и чужими жизнями. «Для фана- тика не существует многообразного мира. Это человек, одержимый одним. У него беспощадное и злое отношение ко всему и всем кроме одного. Психологически фанатизм связан с идеей спасения или ги- бели. Именно эта идея фанатизирует душу… Эгоцентризм фанатика какой-либо идеи, какого-либо учения выражается в том, что он не видит человеческой личности, невнимателен к личному человеческо- му пути, он не может установить никакого отношения к миру лич- ностей, к живому, конкретному человеческому миру. Фанатик знает лишь идею, но не знает человека, не знает человека и тогда, когда борется за идею человека. Но он не воспринимает и мира идей иных, чем его собственные, неспособен войти в общение идей. Он обыкно- венно ничего не понимает и не может понять; именно эгоцентризм лишает его способности понимания».76 Такой человек, обуреваемый религиозными идеями, готов ради довольства бога, воплощения иде- алов вероубеждения и истинных законов бытия совершать престу- пления против иноверцев и инакомыслящих единоверцев. К этому его часто подталкивают превратно истолкованный религиозный долг, слова религиозных лидеров, обещающих блаженное существование и оправдывающих преступления, совершенные во имя Бога или во исполнение его «заветов».

Для фанатика воплощение в жизнь собственного или внушенного

лидером понимания религиозного блага становится главной целью. Он стремится привить (или заставить принять) такое же понимание всем окружающим, сопротивление которых и заставляет идти на соб- ственную смерть или попытки уничтожения очагов сопротивления. Такой фанатик – это «индивид, глубоко убежденный в том, что ис- поведуемая им идея является абсолютно истинной, и испытывающий потребность отдать всего себя борьбе за свои убеждения».77

 

76 Бердяев, Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев // Человек. – № 9. – 1997. – Режим доступа: http://yro.narod.ru/bibliotheca/Berdiaev.htm (дата об- ращения: 28.10.2016).

77 Беляев, И.А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенсация недостаточности духовно- душевных составляющих целостного мироотношения [Текст] / И.А. Беляев // Вестник ЧГАКИ.

– № 4 (28). – 2011. – С. 68–71.


Литература

1. Беляев, И.А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенса- ция недостаточности духовно-душевных составляющих целостного мироотношения [Текст] / И.А. Беляев // Вестник ЧГАКИ. – № 4 (28).

– 2011. – С. 68–71.

2. Бердяев, Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине [Электрон- ный ресурс] / Н.А. Бердяев // Человек. – № 9. – 1997. – Режим до- ступа: http://yro.narod.ru/bibliotheca/Berdiaev.htm (дата обращения: 28.10.2016).

3. Бердяев, Н.А. Обскурантизм [Текст] / Н. Бердяев // Путь. – Окт. 1928. – №13. – С. 19–36.

4. Бобров, И.В. Профилактика интолерантности и экстремизма в молодежной среде [Текст] / И.В. Бобров, Е.Л. Доценко, О.А. Селива- нова, В.Н. Фальков, И.Н. Халин, М.М. Юсупов, А.П. Ярков.– Тюмень

: Изд-во ТГУ, 2014. – 260 с.

5. Добаев, И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика [Текст] / И.П. Добаев. – Специальность 09.

00. 11 – социальная философия: автореф. дис. … д-ра филос. н. – Ростов-на-Дону. – 2003. – 36 с.

6. Добаев, И. К вопросу о типологии радикального исламского движения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ca-c. org/journal/2002/journal_rus/cac-03/11.dobru.shtml (дата обращения: 28.10.2016).

7. Кутузова, Н.А. Религиозный радикализм и альтернативные со- циальные проекты [Текст] / Н.А.Кутузова // Религия и общество. – 3: актуальные проблемы современного религиоведения: сб. науч. тру- дов / под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. – Могилёв: УО

«МГУ им. А.А. Кулешова», 2008. – С. 164–167.

8. Фундаментализм [Текст] / отв. ред. И.З. Левин. – Москва: Ин- ститут востоковедения РАН – Издательство «Крафт+», 2003. – 264 с.

9. Ханбабаев, К.М. Религиозно-политический экстремизм и тер- роризм в современной России (сущность, специфика проявления, профилактика) [Текст] / К.М. Ханбаев // Исламоведение. – 2010. –

№ 1. – С. 57–72.


ОЛЕЙНИК В.С.

аспирант кафедры философии, социологии и политологии

БГПУ им. М. Акмуллы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.024 с.)