Как условие исключения агрессивности у мусульманской молодёжи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как условие исключения агрессивности у мусульманской молодёжи



XXI век – это век космоса, компьютеров, нанотехнологий, век психологии, развития религии, трансформации внутреннего мира че- ловека. Стремительный миг жизни меняет взаимоотношения между людьми. Глобализация и конфликты порождают агрессию, как между государствами, так и между людьми. В этот процесс вовлекаются не только взрослые, но и дети. В настоящее время становится привыч- ным говорить об агрессивных отношениях между детьми, о жестоком обращении не только к животным, но и к тем, кто слабее, кто младше, кто не может постоять за себя и за своих близких.

Развитие государства, общества во многом зависит от того, какую молодёжь мы подготовим сейчас для будущей жизни. Психическому состоянию молодёжи свойственны такие качества как обостренная восприимчивость, ранимость, неспособность к противостоянию, неблагоприятному воздействию. Множество факторов становятся причиной тревожности и агрессивного поведения молодёжи: социально-экономическое состояние общества, присутствие попустительства в семейных отношениях, непоследовательность в процессе воспитания, отрицательного либо очень требовательного отношения со стороны родителей и др.

 

Неадекватное отношение к миру, к себе, к окружающим могут стать источником чувств тревоги, зависти, тщеславия, жестокости, что может привести к формированию враждебности ко всему окружающему1.

1 Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - М., 1998. – 180 с.; Ильин Е.П. Психология зависти, враждебности, тщес- лавия - СПб: Питер, 2014. – 208 с.


Под агрессией понимается целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.2.

В работе Э. Фромма приводится подробный этимологический разбор значения слова «агрессия», обозначая им «все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) ущерб другому че- ловеку, животному или неживому объекту», а агрессивность рас- сматривается им лишь как проявление агрессии3. Готовность к на- силию с использованием насильственных средств для реализации своих целей относится к агрессивности4. Берковец Л. считает, что агрессивные проявления могут являться: средством достижения определенной цели, способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности, самоцелью, способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении5.

Если не принимать профилактических действий по нейтрализа- ции крайних агрессивных проявлений у молодёжи, то агрессивное состояние постепенно может перейти к экстремизму, связанному с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятель- ности, возбуждением ненависти или вражды, а равно унижением че- ловеческого достоинства, организацией экстремистского сообщества и т.д.

 

В средствах массовой информации и в научно-популярной литературе муссируется вопрос об отнесении агрессии, экстремизма, терроризма к мусульманам, к религии ислам. Распространение в печати, в интернете таких понятий как религиозный экстремизм, исламский экстремизм, агрессивность мусульман и т.д. способствуют к расшатыванию межрелигиозного согласия, нагнетанию враждебных отношений между людьми, антигуманному воспитанию

2 Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. – С. 13

3 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности – М.: Наука, 1994.– C.356

4 Налчаджян А.А. Агрессивность человека.- СПб.: Питер, 2007 – 736 с.

5 Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль - М.: Наука, 2001. - 512с.


подрастающего поколения. Свою чёткую позицию по данному вопросу выразил Президент РФ В.В. Путин «на прямой линии» в 2013 году «У терроризма нет национальности и вероисповедания».

Необходимо подчеркнуть, что ислам проповедует дружбу меж- ду религиями, братство людей, а также мир и согласие на земле. Ислам – религия мягкости, снисходительности, доброты и милосер- дия.

Мусульмане используют в своей жизни знания, которые они чер- пают из священной книги Коран и изречений Пророка Мухаммада (с.а.с.). В настоящей статье используется толкование Священного Корана6 на русском языке, в скобках указана сура и аят из данного ис- точника. Рассматриваются также хадисы Пророка Мухаммада (с.а.с.), представленные в следующих работах7. В исламе после упоминания Пророка добавляется «да благословит его Аллах и приветствует», да- лее по тексту сокращённо - с.а.с.

Рассмотрим условия формирования гуманизма, толерантности, милосердия и др. на основе аятов Корана, и хадисов Пророка Мухаммада (с.а.с.).

В Коране указывается, что мусульманин выбирает тот путь, который предопределён Всевышним. «Скажи (о Пророк!) людям:

«Действуйте, и не упускайте случая творить добро и выполнять ваши обязанности. Ведь Аллах знает все ваши деяния! И увидят ваши дела Его посланник и верующие, и взвесят всё на весах подлинной веры, и по этой оценке будут свидетельствовать о ваших деяниях. После смерти вы будете возвращены к Тому, кто знает тайное и явное, и воздаст вам за ваши деяния и поведает вам о каждом деле, маленьком или большом, которое вы совершили»8 (9:105). Человека  можно

 

6 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с.

7 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша.- М,: Умма, 2003. – 522с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша. – М.:Умма, - 1220 с.; Мусульманин и его личность в свете Корана и Сунны / Сост., пер. с араб. Е. Сорокоумовой. – М.:Умма, 2012. – 567 с.

8 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с.


оценить по его действиям, отношениям, по культуре его поведения, по его образованности. В Коране по этому поводу говорится:

«Неужели богобоязненный, который поклоняется Аллаху в часы ночи, падая ниц или стоя, боясь будущей жизни и надеясь на милость Аллаха, подобен тому, кто обращается к Аллаху в беде и забывает Его в счастье?! Скажи им, о Мухаммад: Разве те, которые знают права Аллаха и поклоняются Ему Единому, уверовав в единобожие, равны тем, которые не знают, ибо они не смотрят и не раздумывают над знамениями Аллаха? Лишь только обладатели здравого ума приемлют знамения и наставления»9.

Знание Корана и Сунны способствует укреплению веры челове- ка, помогает соблюдению норм и правил шариата в повседневной жизни. Посланник Аллаха (с.а.с.) отметил пл этому поводу: «Поиск знания – обязанность каждого мусульманина». Посланник Аллаха (с.а.с.), обращаясь к обучающимся сказал: «Добро пожаловать, о ищущий знания! Поистине, ангелы окружают ищущего знания свои- ми крыльями, а потом становятся один на другого, пока не достига- ют нижнего неба, из любви к тому, к чему он стремится!». Тернист и труден путь познающего мусульманина на пути к Аллаху. Нази- данием к мусульманам являются слова Посланника Аллаха (с.а.с.):

«Используй пять вещей прежде, чем придут пять других: молодость прежде, чем придёт старость, здоровье прежде, чем придёт к тебе болезнь, богатство прежде, чем придёт к тебе бедность, свободное время прежде, чем окажешься занятым, и жизнь прежде, чем придёт смерть»10. Неотъемлемой задачей мусульман становится распростра- нение и реализация полученных знаний. Всевышний спрашивает мусульман: «О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего вы не делаете, и не выполняете «Те, которые расходуют своё имущество на благо на пути Аллаха, повинуясь Ему, за что будут вознаграждены, подобны зерну, которое выращивается в доброй земле и порождает семь колосьев, а в каждом колосе – сто таких же зёрен. Это – награда Аллаха за расходы в нашей жизни на пути Аллаха. Аллах  удваивает

 

9 Там же (39:9)

10 Мусульманин и его личность в свете Корана и Сунны / Сост., пер. с араб. Е. Сорокоумовой.

– М.:Умма, 2012. – 567 с.


награждение тому, кому Он пожелает. Поистине, благость Аллаха ве- лика! Он знает, кто достоин награды, а кто недостоин»11.

Коран, является кладезю мудрости, жизненной книгой, указывающей правильный путь к Аллаху. «Поистине, Коран руководит людьми и направляет их по прямому пути истины – лучшему пути для достижения настоящего счастья в земном мире, и обещает верующим в Аллаха и Его посланника, поклоняющимся Истине Аллаха и творящим добродеяния великую награду в Судный день»12.

Мусульманин знает, что он ответит в Судный день за свои действия и поступки, а также за любое упущение членов его семьи.

 

«Тому, кто совершил доброе деяние, Аллах воздаст добром большим в десять раз по Своему благоволению и щедрости. А тому, кто совершил дурное деяние, Аллах по Своей справедливости воздаст только за те злые деяния, которые он совершил. Не будет никакой несправедливости в воздаянии – не будет уменьшения в воздаянии за добро и не будет увеличения наказания»13. Отличительной особенностью мусульманина является его добродеяние, которое входит в его обязанность. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Любое доброе дело записывается как поданная милостыня»; «Благое слово – милостыня» О большой ответственности мусульман к своим подопечным сказано в словах Посланника Аллаха (с.а.с.) «Каждый из вас – пастырь и каждый из вас несёт ответственность за свою паству»14. «Кроме тех, которые терпели беды и творили благое в радости и горе. Их грехи будут прощены, и для них будет великая награда за их благие деяния!»15 (11:11). Посланник Аллаха (с.а.с.), обращаясь к мусульманам, спросил: «Знаете ли вы, кто является разорившимся?» Они ответили: «Разорившимся среди нас называют

11 Там же (2:261)

12 Там же (17:9)

13 Там же,(6:160)

14 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нир- ша.- М,: Умма, 2003. – 522с.;Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша.

– М.:Умма, - 1220 с.

15 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с.


тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк (с.а.с.) пояснил:

«Поистине, разорившимся из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь того и ударил этого. И тогда что-то из его благих дел будет отдано этому, а что-то – тому. И если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, из грехов обиженных им станут брать что-то и возлагать на него, а потом его бросят в Ад!».

Каждый человек находит индивидуально свой путь к Аллаху: кто-то вступает на истинный путь на ранней стадии развития, кто-то в зрелом возрасте, совершив за свою жизнь значительное количество неправедных действий и поступков. Посланник Аллаха (с.а.с.) сле- дующим образом охарактеризовал людей, разделив их на следующие категории: «…поистине, в мире этом есть четыре группы людей. К первой из них относится такой человек, которому Аллах даровал бо- гатство и знание, и, обладая богатством, он боится Господа своего, поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха. Такой окажется в наилучшем по- ложении. Ко второй относится такой человек, которому Аллах даро- вал знание, не дав богатства, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то”, будучи искрен- ним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений, как и первый, за что он получит такую же награду. К третьей относится такой человек, которому Аллах даровал богатство, не дав ему зна- ния, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им, не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха. Такой в мире вечном окажется в наихудшем положении. И есть ещё человек, кото- рому Аллах не дал ни богатства, ни знания и который говорит: «Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то», придерживаясь таких же намерений, что и третий, за что он понесёт на себе такое же бремя греха». В исламе не принято превозносится над теми, кого он превосходит богатством, положением в обществе,


образованностью, здоровьем и др. Посланник Аллаха (с.а.с.) по это- му поводу сказал: «Не войдёт в Рай человек, в сердце которого оста- нется высокомерие весом хотя бы с пылинку»; «Тот, кто зазнался или шествовал горделиво, встретит Всевышнего Аллаха разгневанным на него»16. А в другом хадисе Пророк (с.а.с.) сказал: «Достаточно зла со- вершает человек, который презирает своего брата в исламе. Для каж- дого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, честь и имущество другого мусульманина»17. В беседе со своими единовер- цами Посланник Аллаха (с.а.с.), обращаясь к мусульманам сказал: «Со- общить ли вам о наилучших и наихудших из вас?» Они сказали: «Ко- нечно, о Посланник Аллаха (с.а.с.)». Он сказал: «Наилучшими из вас являются те, от кого ожидают добра и не ожидают зла, а наихудшими – те, от кого не ожидают добра, но ожидают зла».

Каждый мусульманин знает, что за каждый грех и отклонение от праведного пути с него будет спрошено в судный день. В исламе не принято отвечать злом на причинённое зло и желанием непременно отомстить обидчику. По исламу считается, что простить и проявить снисходительность – не позор и не унижение, а благородное дело. В Коране сказано: «Поистине, человек по своей натуре нетерпелив. Его охватывают сильная печаль и досада, когда его постигает неприят- ность или нужда, а когда ему даётся добро или достается состояние, он становится очень скупым, за исключением молящихся, которые последовательно и регулярно совершают обрядовые молитвы, не пренебрегая ни одной из предписанных молитв, – их Аллах охраняет и направляет к добру»18 (70:19-23).

Обычно находятся люди творящие добро и причиняющие зло другим людям. В жизненных ситуациях, в некоторых случаях, при взаимодействии друг с другом на совершённую агрессию человек от- вечает ответной агрессией. В Коране по данному вопросу говорится:

«Поистине, нет упрёка или наказания тем, кто, наказывая агрессора,

 

16 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша.- М,: Умма, 2003. – 522с.

17 Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша. – М.:Умма, - 1220 с.

18 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с.


платит ему той же монетой»19 (42:41). «Упрёка и наказания заслу- живают нечестивцы, которые обижают людей и без права горделиво превозносятся и распространяют нечестие по земле. Для них будет мучительное наказание!»20. Однако, в Коране по данному вопросу указывается: «Благородство мусульманина проявляется в том, что он прощает человека, обидевшего его. Воздаяние для того, кто при- чинил зло – равноценное зло, чтобы установить справедливость. Но кто простит обидчика, хотя в состоянии ответить на его зло, и уладит дело с ним миром, желая дружбы, – награда его у Аллаха, кроме кото- рого никто не знает размера этой награды. Ведь Аллах не щадит тех, кто посягает на права людей, преступая шариат (законы) Аллаха»21.

«Если человек проявляет терпение к несправедливости и проща- ет обидчика, не защищаясь и не мстя ему, когда прощение не спо- собствует утверждению бесчинства на земле, то это – из поступков, которых разумному человеку следует придерживаться»22.

Непозволительным является для мусульманина обижать сироту и поступать нечестно при осуществлении сделки с другим человеком.

«Не распоряжайтесь имуществом сироты иначе, как во имя его блага, пока он не достигнет совершеннолетия и не сможет самостоятельно и разумно распоряжаться своим имуществом. Тогда отдайте ему его имущество. Взвешивая, не уменьшайте вес, когда даёте, и не увели- чивайте вес, когда берёте. Наполняйте меру и взвешивайте товар, по мере возможности, по справедливости. Ведь Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для неё. Если вы говорите или вы- носите суждение, или свидетельствуете, то будьте справедливы, не отклоняйтесь от правды, а ищите истину, несмотря на родственные отношения, родовые связи, цвет кожи и родственные отношения, воз- никшие в результате брака. Выполняйте завет Аллаха, не нарушайте Его наставлений и не нарушайте обещаний, данных друг другу от- носительно разрешённых по шариату интересов, и выполняйте свои

 

19 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с.

20 Там же (42:42)

21 Там же (42:40)

22 Там же (42:43)


обеты. Аллах повелел вам категорически отстраняться от этих запре- щённых деяний. Так завещал вам Аллах. Может быть, вы вспомните, что выполнение шариата в ваших интересах!»23.

 

Мусульманину не присуще злословие, неправедные поступки. Однако находятся такие мусульмане, которые за глаза злословят о своих братьях и друзьях, а при встрече с ними, улыбаются и выка- зывают им свою дружбу и любовь. «О вы, которые уверовали! Из- бегайте подозрений и дурных мыслей относительно добрых людей. Ведь некоторые подозрения – грех, который заслуживает наказания, и не подглядывайте за мусульманами, выискивая их недостатки, и не поносите друг друга за глаза. Разве кто-либо из вас пожелает есть мясо своего покойного брата?! Ведь это вызывает у вас только от- вращение. Так пусть же для вас будет таким же отвратительным по- ношение за глаза. Избегайте наказания Аллаха, выполняя то, что Он повелел вам, и сторонясь того, что Он вам запретил. Поистине, про- щение Аллахом кающихся велико, а Его милосердие к обитателям миров безгранично!»24. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не ужи- ваются в человеке вера и зависть». В Коране сказано: «Не говорите и не делайте того, о чем вы не имеете знаний. Не говори: Я слышал, в то время как ты ничего не слышал, или я знал, но в действительности ты не знал истину. Ведь человека спросят в Судный день о том, что делал он, повинуясь своему слуху, зрению и сердцу»25. «Ведь Аллах прощает тех, которые совершают зло по глупости, легкомыслию и неведению, но вскоре раскаиваются в этом и просят у Аллаха про- щения. Не отвернётся от них Аллах и простит их. Поистине, Аллах – Мудрый, Знающий и правильно оценивает всё!»26. Для мусульманина Всевышний Аллах выносит предупреждение: «Но нет прощения тем, которые, совершив гнусность, сразу не раскаиваются, и лишь когда приходит к ним смерть, они говорят: «Я теперь раскаиваюсь». Нет прощения также тем, которые умирают, будучи неверными. Аллах приготовил таким мучительное наказание в будущей жизни»27.

23 Там же (6:152)

24 Там же (49:12)

25 Там же (17:36)

26 Там же (4:17)

27 Там же (4:18)


 

Всевышний Аллах запрещает верующим мужчинам и женщинам насмехаться друг над другом. «О вы, которые уверовали! Пусть одни мужчины из вас не издеваются над другими. Может быть, те, над которыми они смеются, лучше их у Аллаха. И пусть не издеваются верующие женщины над другими верующими женщинами. Может быть, те, над которыми они глумятся, лучше их у Аллаха. И не по- рочьте друг друга злословием и не зовите друг друга обидными, злы- ми прозвищами. Ведь очень скверно называть человека нечестивым, после того как он уверовал. А кто не откажется от того, что Аллах ему запретил, тот несправедлив к себе и к другим. Ведь он себе и другим причиняет зло»28. Насмешки, обидные слова и придумывание оскорбительных прозвищ Всевышний Аллах назвал нечестием, что указывает на отвратительность подобных деяний и необходимость отдаляться от них. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Не разрешается одному верующему порывать с дру- гим на срок, превышающий три дня. А когда эти три дня пройдут, пусть он встретится с ним и приветствует его, и если тот ответит на его приветствие, то оба они получат награду. Если же он не ответит ему, то вернётся с грехом, а обратившийся с приветствием не поне- сёт ответственности за то, что покинул брата по вере»29. Посланник Аллаха (с.а.с.) также предостерегал: «Избегайте плохо думать о лю- дях, ибо скверные мысли – самые лживые слова»30. А сподвижник Дамра ибн Са‘ляба передаёт, что Посланник Аллаха (с.а.с.) считал, что: «Люди будут жить благополучно до тех пор, пока не начнут за- видовать друг другу»31. Результат деятельности мусульманина во многом зависит от его намерений. Мусульманин знает и помнит предостережение Посланника Аллаха (с.а.с.): «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им

28 Там же (49:11)

29 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша.- М,: Умма, 2003. – 522с.

30 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша.- М,: Умма, 2003. – 522с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша. – М.:Умма, - 1220 с.

31 Мусульманин и его личность в свете Корана и Сунны / Сост., пер. с араб. Е. Сорокоумовой.

– М.:Умма, 2012. – 567 с.


уготовано мучительное наказание! И Посланник Аллаха (с.а.с.) по- вторил эти слова трижды. Абу Зарр также подтвердил: Они потер- пят неудачу и окажутся в убытке! Кто же они, о Посланник Аллаха (с.а.с.)? Он сказал: опускающий края одежды (из высокомерия), по- прекающий своими благодеяниями людей и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв»32.

Важная роль в жизни мусульман отводится вопросам, связанным с чистотой и здоровьем. Рекомендуется придерживаться умеренно- сти в еде и питье, избегая всего, что опьяняет и одурманивает, следя за чистотой тела и одежды. «О вы, которые уверовали в Аллаха, Его Писания и Его посланников и которые повинуются Его Истине! Вино (всё, что пьянит и отравляет ум), майсир (азартные игры), камни для приношения жертв идолам и стрелы для гадания, и гадание на камнях и картах – всё это – мерзость из деяний шайтана. Воздерживайтесь от этих дурных деяний, чтобы обрести счастье в ближайшей жизни и блаженство рая в будущей «Большие испытания выпадают на долю тех мусульман, которые не стойки в своём убеждении и поклонении Аллаху. Шайтан, склоняя вас к вину, пьянству и к азартным играм, хочет лишь посеять среди вас разногласия, вражду и ненависть, пы- таясь ослабить вас, нарушить дружбу и согласие между вами, отвра- тить вас от веры в Аллаха, поклонения Ему и от молитвы. Тогда ваша будущая жизнь будет такой же скверной, как ваша настоящая жизнь. Узнав об этих мерзких деяниях, запрещённых вам, отстранитесь от них, чтобы не дать возможности шайтану достичь своих дурных намерений!»33.

Особую роль в исламе отводится вопросам взаимоотношений

детей с родителями. В исламе запрещается ослушиваться родителей, за исключением тех случаев, когда действия или пожелания родите- лей не совпадают с требованиями шариата. «Благовоспитанность и соблюдение правил нравственности в исламе предусматривают почи- тание сначала матери, а потом отца. Неукоснительным выполнением нравственного поведения мусульманина является уважение почти-

 

32 Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша. – М.:Умма, - 1220 с.

33 Там же (5:91)


тельное отношение не только своих родителей, но и родителей мужа, (жены). «Твой Господь повелел, чтобы ты поклонялся только Ему, любил своих родителей и относился к ним с почтением. Если один из них ослабеет, или они оба достигнут глубокой старости, не гово- ри им плохого слова, не кричи на них, а говори им ласковые слова, выражающие любовь, доброту и уважение»34. «Будь добр, смирен и милосерден к ним и говори: «Господи! Помилуй их, как они милова- ли и воспитывали меня, когда я был мал»35. «Мы завещали человеку быть добрым к своим родителям и заботиться о них, особенно о ма- тери, ибо мать носит его в своей утробе, и её слабость увеличивается по мере того, как растёт ребёнок; и она отлучает его от груди только через два года. Мы повелели: «Благодари Меня и своих родителей: ко Мне все вернутся для расчёта и воздаяния!» 36.

В исламе семья является ячейкой, оплотом мира согласия и мило- сердия, семейного счастья между мужем и женой. При выборе жены мусульманину рекомендуется обращать внимание на религиозность, происхождение, состоятельность своей невесты и красоту. Посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: «Мир этот даётся во временное пользование, и лучшее из того, что можно приобрести в этом мире, – праведная жена»37. Пророк (с.а.с.) сказал Ибн ‘Аббасу (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Не сообщить ли тебе о наилучшем из того, что может приберечь для себя мужчина? Это праведная жена. Если он посмотрит на неё, это принесёт ему радость, если велит ей что- нибудь, она подчинится ему, а если покинет её на время, она сбе- режёт его честь и имущество». Из слов благородного Посланника (с.а.с.) следует: «Женщину берут в жёны из-за четырёх вещей: из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её красоты и из-за её ре- лигии. Стремись же заполучить ту, которая привержена религии!» 38.

 

34 Там же (17:23)

35 Там же (17:24)

36 Там же (31:14)

37 Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша. – М.:Умма, - 1220 с.

38 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нир- ша.- М,: Умма, 2003. – 522с.;Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша.

– М.:Умма, - 1220 с.


Мужчина является главой семьи, обеспечивая благосостояние и защиту, он осознаёт свою ответственность за благополучие семьи. Ислам обязывает мужчину хорошо обращаться с женой в соответ- ствии с правилами Шариата.

В семейной жизни большое внимание уделяется исламскому воспитанию детей. Родители выполняют правила, основанные на справедливом отношении ко всем детям, равное внимание, никого не выделяя, и расходует на них в равной степени. Перед родителями стоит важная задача по формированию у детей разума, становления личности и его воспитание. «Богатство и сыновья – украшение, услада и сила для вас в земной жизни, но это всё преходящее, невечное. Благодеяния же вечны и лучше для вас перед Аллахом. Он щедро воздаст за них, и человеку лучше на них возлагать надежду»39 (18:46). Родители являются примером для детей и сами родители берут пример с жизнедеятельности Пророка Мухаммада (с.а.с.).

Родители несут ответственность за наставление детей на прямой путь. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трёх. Это – непрерывная милостыня, знание, приносящее пользу людям, и праведные дети, которые обра- щаются к Аллаху с мольбой за него»40.

Перед родителями стоит сверхважная задача по привитию детям благонравия, благородства, достоинства, толерантности, милосер- дия, богобоязненности. Важную роль играют слова Пророка (с.а.с.), в определённой степени, относящиеся и к родителям: «Каждый из вас – пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам – пастырь, и несёт ответственность за свою паству, и мужчина

– пастырь для своей семьи, и несёт ответственность за свою паству, и женщина – пастырь в доме мужа своего, и несёт ответственность за свою паству, и слуга – пастырь для имущества своего хозяина, и несёт ответственность за свою паству… Каждый из вас – пастырь и несёт ответственность за свою паству»41.

 

39 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с.

40 Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша. – М.:Умма, - 1220 с.

41 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша.- М,: Умма, 2003. – 522с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша. – М.:Умма, - 1220 с.


Одним из ключевых вопросов воспитания является формиро- вание духовно-нравственного потенциала детей. Пророк (с.а.с.) по данной проблеме отметил: «Поистине, я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравственные достоинства»42; «О вы, кото- рые уверовали! Выполняйте все договоры, обеты и обещания между вами и Аллахом, а также законные договоры между вами и другими людьми, честно соблюдайте все свои обязательства. Аллах разрешил вам есть мясо животных из скота (верблюдов, коров, овец и т. д.), кроме того, что вам запрещено Аллахом. Вам не дозволена охота, когда вы в ихраме (в хадже или умре) или находитесь в Священном месте – Запретном Доме Аллаха. Аллах устанавливает законы по Своей мудрости. Поистине, Аллах решает то, что Он захочет. И это – один из заветов Аллаха»43 (5:1).

Примером высокой духовности, милосердия являлся Пророк Мухаммад (c.а.с.). Анас описывает пример милосердия Пророка (c.а.с.): «Я не видел человека, который был бы более милосердным к членам своей семьи, чем Посланник Аллаха (с.а.с.). Ибрахим находился на вскармливании в окрестностях Медины, и Посланник (с.а.с.) отправлялся туда вместе с нами, заходил в дом, брал его на руки и целовал, а потом возвращался». Приведём некоторые хадисы, показывающие милосердие и любовь Пророка (с.а.с.) к детям. Анас рассказывает, что Пророк (с.а.с.), проходя мимо играющих детей, всегда улыбался им и приветствовал их». Пророк (с.а.с.) по вопросу милосердия отмечал: «Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к младшим из нас и не соблюдает права старшего». Абу Хурайра передаёт, что однажды, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) поцеловал аль-Хасана, сына ‘Али,  в  присутствии  аль-Акра‘  ибн  Хабиса,  аль-Акра‘  сказал:

 

«Поистине, у меня десять сыновей, но я ни разу не поцеловал никого из них!» Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) посмотрел на него

42 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша.- М,: Умма, 2003. – 522с.

43 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с.


и сказал: «Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия к другим!». Бедуин обратился к Посланнику Аллаха (с.а.с.) с вопросом: «Вы целуете своих сыновей? А мы не целуем их». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Что же я могу сделать для тебя, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?!»44. Аиша рассказывает:

«Когда Фатыма заходила к Пророку (с.а.с.), он поднимался со своего места, приветствовал её, целовал и усаживал рядом с собой. И если он заходил к ней, она поднималась со своего места, брала его за руку. Приветствовала его, целовала и усаживала рядом с собой. И когда она зашла к нему во время его предсмертной болезни, он поприветствовал её и поцеловал»; Анас также сказал: «Поистине любая маленькая рабыня в Медине могла взять Пророка (с.а.с.) за руку и увести его, куда хотела»45.

Приведённые примеры показывают, что мусульманам несвой- ственны жёсткость, вспыльчивость, агрессивность. О любви к детям хорошо сказал Хиттан аль-Му‘алля:

Наши дети — как часть наших собственных тел, По земле они ходят меж нами,

Стоит ветру подуть на кого-то из них, О себе мы тотчас забываем,

От тревоги сердца замирают в груди,

В беспокойстве мы глаз не смыкаем…»46.

Для создания здорового климата, в семье родители должны про- являть одинаковое отношение ко всем детям, Дети тонко чувству- ют, что родители уделяют им равное внимание и показывают, что любят их всех в равной степени. Ан-Ну‘ман ибн Башир рассказывает, что однажды отец привёл его к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал:

 

«Я сделал этому своему сыну ценный подарок». Посланник Алла- ха (с.а.с.), спросил: «И ты сделал такой подарок каждому из своих

44 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша.- М,: Умма, 2003. – 522с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша. – М.:Умма, - 1220 с.

45 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша.- М,: Умма, 2003. – 522с.

46 Мусульманин и его личность в свете Корана и Сунны / Сост., пер. с араб. Е. Сорокоумовой.


детей?» Он ответил: «Нет». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тогда забери его обратно!»47.

О воспитательном аспекте ислама говорится в достоверном ха- дисе: «Каждый человек рождается в своём естественном состоянии, и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника», о чём говорится в достоверном хадисе.

Если в семье реализуется мусульманский образ жизни, соблюда- ются правила, определённые шариатом, то в такой семье существует мир и согласие. При выборе друзей ребёнка необходимо приучать к тому, чтобы его товарищ учитывал требования, связанные с отноше- нием к вере, требований касающихся поведения в обществе, имел положительное отношение к выполнению обязательных требований шариата. Поэт ‘Ади ибн Зайда аль-‘Ибадитаким образом сказал о то- варищах и друзьях:

Ты, оказавшись средь людей, Ищи для дружбы только лучших, И не губи себя, мой друг,

Общеньем с подлым и бездушным!

Верно заметил поэт: Не спрашивай о человеке, спроси о друге Его, ведь каждый следует за другом…»48.

 

Мусульманин не ограничивается проявлением доброты к роди- телям, к жене и детям, он точно так же относится и к своим род- ственникам, поддерживая с ними крепкие связи. Воспитательным примером родителей является то внимание, которое оказывают они к своим родственникам. В Коране данному вопросу уделяется боль- шое значение. «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и из неё сотворил пару ей – жену, а от них рас- пространил много мужчин и женщин. Вы все происходите из этой души. Бойтесь и чтите Аллаха, у которого просите помощь во всех делах ваших и именем которого вы друг друга упрашиваете, чтите

47 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша.- М,: Умма, 2003. – 522с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша. – М.:Умма, - 1220 с.

48 Мусульманин и его личность в свете Корана и Сунны / Сост., пер. с араб. Е. Сорокоумовой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.087 с.)