Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
II. Ценностно-целевые ориентиры и принципы воспитания учащихся
Ценностное ядро организуемого в школе процесса воспитания составляют следующие ценности: … (перечень ценностей).
Ключевой идеей создаваемой (созданной) воспитательной системы образования является … (назвать идею).
В соответствии с избранными ценностями и ключевой идеей определена цель: … (формулировка цели). Эта формулировка принимается нами и как целевой ориентир воспитательной системы образовательного учреждения в целом, и как цель воспитания учащихся, осваивающих образовательную программу среднего общего образования.
Целевым ориентиром в воспитании обучающихся в 5-9-х классах выступает … (формулировка цели). Целью воспитания младших школьников является … (формулировка цели).
В соответствии с главной целью определены задачи воспитательной деятельности … (перечисление задач).
Планомерная работа по достижению целевых ориентиров позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики асоциального поведения школьников. Этому будет способствовать соблюдение педагогами и социальными партнерами принципов процесса воспитания: … (перечисление принципов).
Они выступают в качестве главных правил и основных требований к организации воспитательной деятельности. Их соблюдение позволит осуществить развитие воспитательного процесса в следующих направлениях:
- от излишней мероприятийности к событийности;
- от массового безликого к персонифицированному воспитанию;
- от ориентации на формальную занятость детей во внеурочное время к направленности на их развитие;
- от аспектно разрозненного к системному построению воспитательной деятельности;
- от авторитарно-императивного к гуманистическому взаимодействию;
- от неосмысленной к рефлексивной практике организации деятельности, общения и отношений.
III. Содержание и организация воспитательного процесса
Учитывая избранные ценностно-целевые ориентиры воспитательного процесса и опираясь на публикации известных российских ученых, Примерную программу воспитания, государственные образовательные стандарты, федеральные и региональные методические рекомендации, определено содержание воспитательного процесса в учебном заведении. Оно изложено в трех таблицах в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Содержание воспитания учащихся 1-4-х классов
Главные направления воспитательного процесса
| Основные компоненты содержания воспитания
| 1.Воспитание отношения к познавательной деятельности
| Знание правил для учащихся, формирование первоначальных представлений о правильной организации учебной деятельности в школе и дома.
Адаптация к школьной жизни, освоение роли ученика, соблюдение правил поведения в учреждении образования, овладение основами учения: принимать учебные цели и задачи, планировать, осуществлять и оценивать учебную деятельность, развитие навыков смыслового чтения, овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Освоение форм познавательной рефлексии, формирование умения определять причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, применение ИКТ в процессе познания.
Освоение элементарных способов решения проблем творческого (поискового) характера, использование воображения при выполнении учебных заданий творческого характера.
Понимание и принятие ценностей «Учение», «Любознательность», «Прилежность». Ощущение радости и важности учебного труда.
| 2. Воспитание отношения к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества
| Наличие представлений о многообразии видов и направлений человеческой деятельности. Знание своих возможностей не только в учебной, но и в других видах деятельности.
Освоение ролей товарища и друга. Умение выбирать деятельность в соответствии со своими интересами и желаниями. Овладение способностью регулярно и ответственно участвовать в избранной деятельности, жизни класса или творческого детского объединения.
Способность проявлять инициативу и творчество в избранной деятельности.
Понимание и принятие ценностей «Дружба», «Друг», «Товарищ», «Взаимопомощь». Счастье быть верным другом и настоящим товарищем.
| 3. Воспитание отношения к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали)
| Знание основных норм морали, правил поведения в общественных местах, на природе. Наличие знаний о флоре и фауне родного края.
Освоение роли члена коллектива (сообщества). Умение быть полезным семье, учебному классу, детскому объединению по интересам, группе свободного общения. Желание и умение быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную домашнюю работу, помогая старшим. Обладание трудолюбием, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводя начатое дело до конца Овладение приемами и способами построения общения и неконфликтных отношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми. Умение ухаживать за растениями, заботиться о домашних животных. Освоение азбуки культуры общения и взаимодействия с другими людьми. Умение творить добро в мире людей и природном пространстве.
Понимание и принятие ценностей «Человек», «Земля как общий дом человечества», «Природа», «Общество». Радость проживания чувства быть полезным окружающим.
| 4. Воспитание отношения к Отечеству
| Знание важнейших событий в истории Отечества, величайших достижений соотечественников в науке, культуре, спорте. Наличие интереса к происходящему в современной России.
Освоение гражданско-патриотической роли. Стремление и умение быть участником патриотических акций. Овладение способами поиска и передачи одноклассникам важной и интересной информации о своей большой и малой родине. Освоение азбуки краеведческой деятельности. Умение готовить и проводить дела гражданско-патриотической направленности с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений, заботливо относиться к ветеранам войны и труда. Проявление творчества в этой деятельности.
Понимание и принятие ценностей «Отечество», «Малая родина». Проявление чувства гордости за свою страну, любви к своей малой и большой родине – родному дому, двору, улице, городу, селу, своей Отчизне.
| 5. Воспитание отношения к прекрасному
| Наличие первичных представлений о прекрасном и его проявлениях в музыкальном, поэтическом, художественном и других видах творчества.
Умение различать прекрасное и безобразное. Апробирование и развитие своих способностей в музыке, поэзии, рисовании и других видах творчества. Проявление стремления к красоте в повседневной жизнедеятельности.
Понимание и принятие ценности «Прекрасное».
| 6. Воспитание отношения к себе, образу своей жизни, собственному развитию
| Наличие первичных представлений о своих индивидуально-личностных особенностях, возможностях и средствах самосовершенствования. Знание о главных составляющих здорового образа жизни.
Освоение субъектно-творческой роли в преобразовании Я-сферы. Умение видеть и осознавать сильные и слабые стороны своей личности. Овладение простейшими приемами самопознания и самопреобразования. Понимание и соблюдение режима дня. Освоение основ ведения здорового образа жизни.
Понимание и принятие ценности собственного «Я».
|
Содержание воспитания учащихся 5-9-х классов
Главные направления воспитательного процесса
| Основные компоненты содержания воспитания
| 1.Воспитание отношения к познавательной деятельности
| Наличие знаний о научной организации учебного труда.
Освоение субъектной роли в урочной и внеурочной деятельности познавательной направленности. Овладение универсальными методами познания: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией и др. Поиск и обретение индивидуального стиля учебной деятельности. Умение самореализации и самоутверждения при изучении любимых учебных предметов. Освоение умений и навыков успешной индивидуальной и коллективной познавательной деятельности. Организованность и ответственность в учебе. Накопление творческого опыта познания при подготовке и участии в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Формирование привычки и потребности чтения книг, вести постоянный поиск интересной и полезной информации в интернете. Умение применять полученные знания на практике.
Понимание и принятие ценности «Знание».
| 2. Воспитание отношения к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества
| Наличие знаний о сущности и структуре деятельности, о ее влиянии на развитие человека.
Освоение организаторско-управленческой роли. Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело. Способность проявлять инициативу, творчество, настойчивость при планировании и организации совместной и индивидуальной деятельности. Овладение умениями самореализации и самоутверждения в деятельности.
Понимание и принятие ценности «Деятельность».
| 3. Воспитание отношения к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали)
| Знание и соблюдение основных положений и ценностей культуры общения и построения отношений человека с человеком. Наличие представлений об экологии.
Умения подготовки и проведения экологической акции. Наличие конкретных объектов заботы в природном и социальном окружении как условие формирования экологического и нравственного сознания и поведения подростков.
Умения жить и взаимодействовать в команде, коллективе, событийной общности, творчески выполнять в них различные функции и роли.
Понимание и принятие ценностей «Коллектив», «Событийная общность». Наличие чувства уважения к другим людям, стремления соблюдать законы и правопорядок, правила жизнедеятельности своего коллектива, ответственного отношения к природе.
| 4. Воспитание отношения к Отечеству
| Пополнение знаний о России, ее истории, государственных символах – флаге, гербе, гимне. Наличие более полных представлений о современном этапе развития российского государства. Избрание в качестве идеалов выдающихся деятелей Отечества разных эпох и сфер жизни общества, человеческих добродетелей и обладающих ими людей из ближайшего окружения.
Умения подготовки и проведения со сверстниками и младшими школьниками бесед о малой и большой родине, гражданско-патриотических акций. Наличие мотивов добровольного, бескорыстного и творческого участия в деятельности на благо Отчизны.
Понимание и принятие базовых национальных ценностей. Пробуждение чувства уважения к многонациональному российскому народу, его культурным и духовным традициям.
| 5. Воспитание отношения к прекрасному
| Глубокое и отчетливое представление о культуре и эстетике.
Обладание художественным вкусом, умение заботиться о своем внешнем виде и красоте окружающей действительности. Овладение способностью эстетического восприятия социальной и природной действительности. Освоение умений и навыков творчески отражать внутренний и окружающий мир художественными средствами – поэзией, музыкой, изобразительным искусством и т.п.
Понимание и принятие эстетических ценностей и идеалов отечественной и мировой культуры, стремления следовать в своей жизни этическим и эстетическим нормам и правилам.
| 6. Воспитание отношения к себе, образу своей жизни, собственному развитию
| Наличие знаний о возможностях и средствах самопознания и саморазвития, ведения здорового образа жизни.
Освоение умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства, самореализации, самоутверждения, самоконтроля, самоанализа, самокоррекции. Овладение стратегиями позитивного отношения к себе и ведения здорового образа жизни. Умения составлять и осуществлять программу интеллектуального, духовно-нравственного и физического самосовершенствования, вести дневник самонаблюдения. Способность адекватно и творчески относиться к образу своей жизнедеятельности. Умение выражать и реализовать свое «Я» в различных видах деятельности.
Понимание и принятие ценностей «Развитие», «Саморазвитие», «Индивидуальность».
Наличие потребности вести здоровый и безопасный образ жизни.
|
Содержание воспитания учащихся 10-11-х классов
Главные направления воспитательного процесса
| Основные компоненты содержания воспитания
| 1.Воспитание отношения к познавательной деятельности
| Наличие представлений о своем индивидуальном стиле познавательной деятельности, его сильных и слабых сторонах. Знание учебного материала, необходимого для успешной сдачи единых государственных экзаменов и поступления в избранную профессиональную образовательную организацию.
Овладение научными методами познания окружающего мира. Способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Овладение языковыми средствами – умениями ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Наличие навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Понимание и принятие ценности «Истина».
| 2. Воспитание отношения к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества
| Наличие представлений о самодетерминированной деятельности и доминирующем виде деятельности.
Формирование системы деятельности как совокупности персонально значимых и самоуправляемых видов активности. Наличие способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Умение ставить трудные, но реальные цели, выбирать пути и средства для их достижения. Нахождение своей ниши в совместной деятельности.
Пополнение собственного ценностно потенциала ценностью «Самодеятельность».
| 3. Воспитание отношения к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали)
| Наличие представлений о современном обществе, его специфике и дальнейших перспективах совершенствования. Понимание экологии не только в связи с природными объектами, но и по отношению к внутреннему миру людей (экология души, межличностных отношений, человеческого взаимодействия). Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Обретение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Наличие толерантного сознания, уважения к мнению других людей, умения вести конструктивный диалог с оппонентами в поликультурном мире, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Осознанное выполнение и пропаганда правил здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.
Осознание и принятие ценностей «Добро», «Справедливость», «Ответственность».
| 4. Воспитание отношения к Отечеству
| Сформированная система знаний о российском государстве, его политическом обустройстве, общественных организациях, истории, традициях, ценностях.
Умение выступить инициаторами и организаторами добротворческих (волонтерских) акций, приносящих пользу соотечественникам. Освоение национально-интернациональной роли.
Понимание и принятие ценности «Гражданин Российской Федерации», осознание и проявление гражданской идентичности в поликультурном социуме, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов. Наличие готовности к служению Отечеству, его защите.
| 5. Воспитание отношения к прекрасному
| Понятие красоты как единство формы и содержания в их гармоническом единстве. Наличие представлений о культуре как специфически человеческой деятельности по производству материальных и духовных ценностей,
как системе норм, смыслов и ценностей. Понимание взаимосвязи формирования культуры человека и его представлений о прекрасном.
Проявление эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений. Забота о красоте своего внутреннего мира.
| 6. Воспитание отношения к себе, образу своей жизни, собственному развитию
| Философское осмысление жизни (бытия) человека. Представления о смысле и счастье жизни. Понимание образа жизни как системы деятельности, ценностей и личностных смыслов.
Наличие бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умения оказывать первую помощь.
Осознание собственных достоинств и признание своих недостатков. Умение управлять своим развитием. Мотивированность на самовоспитание и самообразование в течение всей своей жизни. Способность быть самим собой.
Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Обогащение своего ценностного мира ценностями «Жизнь», «Достоинство», «Свобода», «Интеллигентность».
|
Освоение изложенного содержания предполагается осуществить с помощью разработанных модулей организационно-деятельностного характера: … (модули перечисляются, а затем представляется их описание в соответствии со структурой, предложенной в первом разделе этого пособия и включающей в себя целевое предназначение модуля, виды деятельности, основные формы и способы ее организации).
|