Модуль 11. Работа с родителями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 11. Работа с родителями



Целевое предназначение модуля: обеспечение продуктивного взаимодействия с семьями в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение родителей, их вовлечение в событийное пространство школьной жизни.

Формы и способы организации деятельности:

- участие родителей (законных представителей) школьников в управлении образовательным учреждением как социальных заказчиков образовательных услуг, исполнителей дополнительных образовательных услуг, экспертов качества образования и жизнедеятельности учебного заведения, защитников прав и интересов ребёнка;

- заседания родительских комитетов школы и классов;

-  лекторий (цикл бесед), деловые игры, круглые столы;

-  индивидуальное консультирование (помощь);

-  родительские собрания, гостиные;

- семейные вечера (праздники);

- презентация положительного семейного опыта;

-  родительские форумы на интернет-сайте образовательного учреждения и др.

Завершая изложение своих представлений о третьем разделе, необходимо еще раз подчеркнуть, что описание модулей является примерным. Конкретным оно может стать лишь тогда, когда авторы рабочей программы воспитания будут учитывать характерные черты и особенности воспитательной деятельности в своем образовательном учреждении, когда станут указывать в ней названия программируемых дел, точные формы и способы их организации в данном учебном заведении.

Четвертый раздел рабочей программы должен содержать информацию о результатах, которые намерено получить школьное сообщество, и способах их самоанализа. Его целесообразно назвать следующим образом: «Предполагаемые результаты реализации программы, критерии и методы их самоанализа».

В процессе реализации рабочей программы воспитания учащихся можно получить широкий спектр результатов, поэтому на этапе ее составления очень важно указать конкретный перечень предполагаемых результатов, а также критерии и способы их самоанализа.

Чтобы это сделать, необходимо еще раз обратить свое внимание на второй раздел программы, в котором сформулированы целевые ориентиры. Напомним, что под целью чаще всего понимается идеальное представление об ожидаемых результатах осуществляемой деятельности. Установление связи с целью и задачами позволяет более точно и корректно определить перечень предполагаемых результатов.

Следует также помнить о том, что большинство ученых считает главными результатами процесса воспитания учащихся: во-первых, сформированные (развитые) у детей ценностные отношения, и, во-вторых, произошедшие в изменения в детско-взрослом коллективе образовательного учреждения как среде бытия и развития обучающихся. Если рассматривать сформированные ценностные отношения личности в контексте ФГОС, то их можно назвать используемым в этом документе термином «личностные результаты».

Мы полагаем, что в перечень итоговых параметров реализации рабочей программы следует включить еще один результат – наличие у детей и взрослых чувства удовлетворения процессом и результатами воспитания и жизнедеятельностью в образовательной организации.

Для осуществления самоанализа перечисленных результатов необходимо разработать диагностико-аналитический инструментарий. Он может включать в себя представленные в таблице критерии и методики диагностико-аналитической деятельности.

 

Результаты реализации рабочей программы воспитания Критерии самоанализа и самооценки Методики диагностико-аналитической деятельности
1. Ценностные отношения школьников (личностные результаты) Сформированность (развитость) ценностных отношений: - к познавательной деятельности; - к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества; - к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали); - к Отечеству; - к прекрасному; - к себе, образу своей жизни, собственному развитию.   Методика экспертной оценки сформированности ценностных отношений у обучающихся в 1-4-х, 5-9-х классах (разработана Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.Н. Степановым) Методика изучения развития ценностных отношений у учащихся 5-9-х классов (разработана Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.Н. Степановым) Методика изучения ценностных отношений учащихся на материале русских пословиц у обучающихся в 9-11-х классах  (разработана С.М. Петровой, М.В. Васильевой, Н.И. Зарембо, С.И. Емельяновой, Н.А. Маныгиной, М.Ф. Матвеевой, О.С. Скачковой; под научным руководством С.М. Петровой)
2. Произошедшие в ходе развития изменения в детско-взрослом коллективе образовательной организации Сформированность коллектива образовательной организации Методика «Наши отношения» (разработана Л.М. Фридманом и др.) для изучения групп учащихся 2-5-х классов Методика «Какой у нас коллектив» (разработана А.Н. Лутошкиным) для изучения групп учащихся 3-7-х классов Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (разработана Р.С. Немовым) для изучения групп учащихся 8-11-х классов Методика определения уровня развития самоуправления (разработана М.И. Рожковым) для изучения групп учащихся 5-11-х классов
3. Чувство удовлетворения детей и взрослых процессом и результатами воспитания и жизнедеятельностью в образовательной организации Удовлетворенность детей и взрослых процессом и результатами воспитания и жизнедеятельностью в образовательной организации Методика изучения удовлетворенности учащихся 5-11-х классов школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым) Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана Е.Н. Степановым) Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана Е.Н. Степановым)

 

 

В предлагаемый нами инструментарий самоанализа результатов реализации рабочей программы воспитания обучающихся могут и даже должны вноситься коррективы, учитывающие особенности конкретной образовательной организации и созданной в ней воспитательной системы.

При самоанализе особое внимание следует уделить результатам диагностико-аналитической деятельности, полученным в 4-х, 9-х и 11-х классах, т.е. в выпускных учебных группах. Очень важно наблюдать, как изменяются данные результаты в течение нескольких лет. В фокусе самоанализа должны находиться не только абсолютные значения полученных результатов, но и тенденции их изменения.

Нам кажется полезным предложение авторов Примерной программы воспитания избрать в качестве предмета самоанализа состояние организуемой в учебном заведении совместной деятельности обучающихся и взрослых. Такой анализ может осуществляться заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации. Внимание при этом сосредотачивается на изучении качества деятельности, проводимой в рамках модулей разработанной программы воспитания (см. перечень модулей в третьем разделе):

- качества проводимых общешкольных ключевых дел;

- качества совместной деятельности классных руководителей и учащихся их классов;

- качества организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качества реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качества существующего в школе ученического самоуправления;

- качества функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

- качества проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;

- качества профориентационной работы школы;

- качества работы школьных медиа;

- качества организации предметно-эстетической среды школы;

- качества взаимодействия школы и семей обучающихся.

И еще об одном важном моменте следует сказать: аналитическая деятельность осуществляется самим образовательным учреждением. Речь идет не о внешней проверке (экспертизе), а о самоанализе (самоаудите). Только по желанию самого школьного сообщества и при возникшей необходимости приглашаются эксперты из других организаций. Самоанализ призван помочь педагогическому коллективу выявить «сильные» и «слабые» стороны организуемого воспитательного процесса и наметить дальнейшие действия по его совершенствованию.

Подходы к разработке рабочей программы. Рабочая программа воспитания учащихся является основополагающим документом перспективного планирования воспитательного процесса и организации жизнедеятельности школьников в учебном заведении. Важность и востребованность этого документа находятся в прямой зависимости от заинтересованности участников его разработки и методически грамотной их деятельности. В данной связи представляется очевидной целесообразность использования в процессе программирования современных подходов и методов.

При составлении рабочей программы воспитания учащихся, на наш взгляд, следует применять такие методологические подходы, как системный, гуманистический, деятельностный и ситуационный.

Применение системного подхода обусловлено необходимостью программирования воспитательного процесса как системы, важностью формирования целостных представлений о воспитании, адекватных его системной природе. Понятно, что разработка программы не сводится к упрощенно формальной операции переписывания формулировок целей, направлений, форм и способов организации воспитательного процесса из текста Примерной программы воспитания.

Во-первых, надо обеспечить взаимосвязи между перечисленными компонентами процесса воспитания, определив, какие из них будут играть роль системообразующих и системоинтегрирующих факторов. В роли последних могут выступать главный целевой ориентир, ключевая идея развития образовательной организации и её воспитательной системы, приоритетный вид или направление совместной деятельности, целевые (тематические) программы, комплексные формы воспитания детей и т.п. Фактически составляемая программа должна стать моделью воспитательной системы конкретного учебного заведения.

Во-вторых, еще на этапе программирования следует позаботиться об установлении связей между всеми субъектами воспитательного процесса. «Ни один воспитатель не имеет права, - утверждал А.С. Макаренко, - действовать в одиночку на собственный риск и на свою собственную ответственность». Интеграция усилий педагогов, как правило, способствует более эффективному воспитательному влиянию на развитие детей.

Использование гуманистического подхода в составлении рабочей программы воспитания и социализации учащихся обусловлено потребностью создания в образовательной организации воспитательной системы гуманистического типа, для которой свойственны:

- избрание гуманистических ценностей в качестве ценностного основания процесса воспитания детей;

- направленность воспитательного процесса на учет и реализацию интересов и потребностей учащихся;

- обеспечение становления и проявления индивидуальности и субъектности каждого ребенка, развития его самопроцессов;

- построение отношений между взрослыми и детьми на основе взаимоуважения, доверия и заботы;

- преобладание демократического стиля взаимодействия педагогов с детьми и их родителями.

Такие системы не рождаются сами по себе. Успешность их становления и дальнейшего развития во многом зависят от целенаправленной и планомерной работы педагогического коллектива, фундамент которой закладывается на стадии программирования. На данной стадии надо с помощью диагностических методик получить достоверную информацию об интересах и потребностях учащихся, их жизненных устремлениях и ценностных ориентациях, об уровне их удовлетворенности жизнедеятельностью в школе и классе. Эта информация поможет сделать следующий важный шаг – определить возможности и условия формирования гуманистической направленности программируемых процесса воспитания школьников. Не менее значимо, чтобы уже на этапе программирования педагогическое взаимодействие между взрослыми и детьми осуществлялось на основе гуманистических принципов.

Применение деятельностного подхода необходимо в связи с тем, что программирование – это вовсе не формально-бюрократический акт написания одним человеком документа, именуемого программой. Оно, как правило, представляет собой коллективную деятельность, в которую активно включаются и педагоги, и учащиеся, и родители, и социальные партнеры. Результаты многочисленных исследований и накопленный опыт практической работы свидетельствуют, что успех осуществления программируемых действий по построению и совершенствованию воспитательного процесса во многом зависит от заинтересованности и активности детей и взрослых на этапе программирования.

Ситуационный подход предполагает при составлении программы воспитания учащихся учет условий функционирования и возможностей учебного заведения, а также особенностей окружающей его среды. В ходе программирования нельзя забывать о диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичного. В Примерной программе воспитания и федеральных государственных образовательных стандартах содержатся общие требования ко всем учреждениям образования страны. Практике организации процесса воспитания и детей в конкретном учебном заведении свойственны также особенные и уникальные черты, которые ярко проявляются тогда, когда в нем создана и функционирует воспитательная система, учитывающая традиции и возможности воспитательного пространства в регионе, городе или сельском поселении. Понятно, что от установления диалектического единства общего, особенного и единичного во многом зависит как эффективность деятельности по реализации государственных требований к воспитанию детей, так и успешность дальнейшего развития созданной воспитательной системы. По этой причине вряд ли программирование воспитательного процесса можно свести к составлению школьного документа посредством формального переписывания положений Примерной программы воспитания. Значительное место в нем должны занять положения концепции построенной или создаваемой воспитательной системы образовательной организации, которые могут уточнять, раскрывать или дополнять федеральные требования.

В соответствии с перечисленными методологическими подходами к составлению программы воспитания учащихся можно сформулировать принципы программирования:

1) принцип системности мыслительных и практических операций и действий при разработке программы;

2) принцип обеспечения гуманистической направленности процесса и результатов программирования;

3) принцип деятельностного наполнения процесса разработки программы и ее содержания;

4) принцип учета особенностей образовательного учреждения и окружающей его среды при составлении программы.

   

 

 

  Технология составления рабочей программы воспитания.

Ее разработка, конечно, требует немало усилий. Надо отчетливо осознавать, что разработка не сводится только к написанию программного документа. Написание – это всего лишь небольшая часть деятельности по составлению программы. Еще хуже, если рабочая программа будет полностью или в значительной мере дублировать примерную.

В процессе подготовки рабочей программы воспитания целесообразно участие не только администрации образовательного учреждения, но и учителей, учащихся, их родителей, социальных партнеров. Необходимо организовать коллективную мыследеятельность, которая будет способствовать как повышению качества программного документа, так и росту положительной мотивации детей и взрослых в его реализации.

Коллективная деятельность становится более продуктивной, если она строится на основе продуманной технологии, включающей в себя алгоритм совместных действий и предполагающей использование определенной совокупности форм, методов и приемов организуемой деятельности. Опора на успешный опыт программирования воспитательного процесса позволяет рекомендовать следующую последовательность совместных действий:

 

1) создание инициативной группы для разработки рабочей программы воспитания;

2) изучение Примерной программы воспитания и методических рекомендаций по ее составлению, Концепции воспитания юных жителей Псковской области;

3) формирование членами инициативной группы своего видения настоящего и будущего образовательного учреждения, воспитательного процесса в нем;

4) установление контактов с научно-методическими центрами района и области или отдельными учеными и методистами;

5) изучение состояния и результативности воспитательного процесса, анализ условий развития школьников, определение воспитательного потенциала окружающей среды, путей и способов его реализации;

6) актуализация и стимулирование деятельности педагогов, учащихся и родителей по формированию образа учебного заведения;

7) создание творческих групп и их деятельность по разработке разделов (модулей) рабочей программы воспитания;

8) написание текста рабочей программы воспитания;

9) обсуждение рабочей программы в школьном сообществе, проведение научно-методической и управленческой экспертизы составленного документа, утверждение его на заседании педагогического совета (общешкольной конференции, управляющем совете).

  

 

 Рассмотрим каждое из перечисленных действий.

Создание инициативной группы для разработки рабочей программы воспитания. В реальной образовательной практике нельзя исключить такой вариант составления программы, когда она будет писаться заместителем директора по воспитательной работе по указанию руководителя образовательной организации и без предварительного осуществления коллективной деятельности. В данной ситуации назначенный составитель программного документа будет с помощью компьютерных операций вырезать из текста Примерной программы воспитания нужные фрагменты, немножко добавлять к ним собственные мысли, осуществляя таким образом программирование процесса воспитания детей в своем образовательном учреждении. Еще хуже вариант программирования, если копируется в интернете рабочая программа воспитания какого-то учебного заведения, вносятся в нее небольшие изменения и заявляется, что программа готова.

Возможно, и в первом, и во втором случае получится программа, которая будет привлекательной по тексту, но вряд ли она окажется рабочей по существу, т.е. реально способствующей совершенствованию воспитательного процесса и повышению его влияния на развитие школьников. При таком программировании возникают два серьезных препятствия для последующего осуществления программы. Во-первых, программа не будет адекватной по отношению к существующей практике воспитания детей в этом учреждении и условиям, в которых происходит воспитательное взаимодействие. Педагоги, вероятно, очень быстро заявят: «Эта программа не для нас, не для нашей школы». Во-вторых, в исследовательской и практической деятельности уже давно доказано, что если субъекты воспитания (взрослые и дети) не включены в процесс программирования, то в дальнейшем они не будут мотивированы на реализацию запланированного.

Очевидно, что первым шагом в деятельности по разработке рабочей программы воспитания должно стать создание инициативной группы. В нее важно пригласить членов школьного сообщества, которые:

- осознают потребность в совершенствовании и обновлении воспитательного процесса в учебном заведении;

- хотят стать инициаторами изменений в жизнедеятельности образовательного учреждения;

- способны продуцировать новые педагогические идеи (инновационные замыслы) и осуществлять их;

- пользуются авторитетом в среде детей и взрослых;

- умеют системно мыслить и действовать, владеют рефлексивными умениями и навыками.

В состав такой группы целесообразно включить руководителей учебного заведения, психолога, социального педагога, валеолога, руководителя методического объединения классных руководителей, педагога-организатора воспитательной работы с детьми, представителей органов ученического самоуправления, членов родительского комитета, социальных партнеров.

Изучение Примерной программы воспитания и методических рекомендаций по ее составлению, Концепции воспитания юных жителей Псковской области. Составление рабочей программы воспитания учащихся в своей образовательной организации, разумеется, необходимо осуществлять на основе ознакомления и осмысления Примерной программы воспитания (прилагается) и Концепции воспитания юных жителей Псковской области (прилагается). Рабочую программу можно считать корректно и успешно разработанной, если в ней будет обеспечено диалектическое единство общего, особенного и единичного в содержании и организации процесса воспитания детей. В данном случае общим будет выступать Примерная программа воспитания, особенным – Концепция воспитания юных жителей Псковской области, а единичным – своеобразие практики воспитания обучающихся в конкретном образовательном учреждении.

Сначала об общем. Конечно, нет необходимости детально рассматривать Примерную программу воспитания, ведь она прилагается, и читатель может изучить ее самостоятельно. Нам кажется более целесообразным назвать то, что авторы (сотрудники лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования Российской академии образования) считают наиболее важным в ней:

1. «Одна школа – одна программа». Программа содержит положения о воспитании школьников всех возрастов – учащихся с первого по одиннадцатый класс. Этим она отличается от федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с которыми надо разрабатывать три программы – отдельно для учеников младшего, среднего и старшего школьного возраста.

2. «Одна страна – одна цель воспитания». В разработанном документе определена единая цель для всех образовательных учреждений Российской Федерации. Один из авторов программы П.В. Степанов утверждает: «Это то, что объединяет всех граждан России, независимо от того, в каком регионе России они проживают, к какой национальности относятся, какую веру исповедуют. Школа не может ее менять».

3. «Программа-конструктор». Она представляет собой своеобразный конструктор для школьных рабочих программ воспитания. На ее основе каждая ОО может «собрать» свою школьную программу воспитания.

4. «Воспитывать через деятельность». Программа составлена не по привычным направлениям воспитания (интеллектуальному, нравственному, эстетическому, физическому и т.д.), а по сферам, где происходит совместная деятельность и воспитательное взаимодействие детей и взрослых (например, уроки, курсы внеурочной деятельности, общешкольные ключевые дела, экскурсии, походы и т.д.).

5. «Модульный характер». Составители рабочей программы могут выбрать из примерной программы те модули, которые важны для данного ОУ, и добавить свои модули.

6. «От мероприятий к событиям и событийным общностям». В программе делается акцент не на мероприятиях, а на создании детско-взрослых событийных общностей, в которых имеются оптимальные условия для развития школьников.

7. «Простой язык». Она изложена простым и доступным, а не наукообразным и бюрократическим языком.

В контексте этих семи пунктов следует ознакомиться с основными разделами Примерной программы воспитания. Ее структуру составляют 4 раздела:

I. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.

II. Цели и задачи воспитания.

 III. Виды, формы и содержание деятельности.

IV. Основные направления самоанализа воспитательной работы.

При изучении Концепции воспитания юных жителей Псковской области следует обратить внимание на описание целевого, содержательного, организационного и результативно-аналитического компонентов воспитательного процесса в нашем регионе. Вне поля зрения не должны остаться принципы воспитания, т.е. основополагающие, главные требования и основные правила организации воспитательного взаимодействия:

1) событийность;

2) персонифицированность;

3) развивающая направленность;

4) системность;

5) гуманистичность;

6) рефлексивность.

Перечисленные принципы призваны стать основными ориентирами в выборе направлений развития процесса воспитания детей:

- от излишней мероприятийности к событийности;

- от массового безликого к персонифицированному воспитанию;

- от ориентации на формальную занятость детей во внеурочное время к направленности на их развитие;

- от аспектно разрозненного к системному построению воспитательной деятельности;

- от авторитарно-императивного к гуманистическому взаимодействию;

- от недостаточно осмысленной к рефлексивной практике организации деятельности, общения и отношений.

В Концепции воспитания юных жителей Псковской области внимательный читатель может найти подсказки для выбора содержания воспитательного процесса. В ней подчеркивается, что содержание должно включать в себя не только общечеловеческие ценности, лучшие образцы отечественной культуры, но и вклад псковичей в культурно-историческое достояние. Важно, чтобы юные жители Псковской области знали и ценили воинские подвиги и традиции родного края, ценности православной культуры, историю древнерусских поселений, выдающиеся достижения в художественном и научном творчестве писателей, композиторов, художников, ученых, живших ранее и живущих в настоящее время на Псковщине.

Формирование членами инициативной группы своего видения настоящего и будущего образовательного учреждения, воспитательного процесса в нем. Изучение Примерной программы воспитания будет невольно подталкивать членов инициативной группы сопоставить положения этого документа с организацией воспитательного процесса в своем учебном заведении. Инициаторы должны предпринять попытку выявить сильные стороны, основные проблемы и недостатки в работе педагогического коллектива. Для этого можно использовать простейшие приемы и методы диагностики, в результате применения которых, как правило, накапливаются фрагментарные сведения об отдельных сторонах функционирования воспитательного организма. Эта информация позволит обогатить их представления о положении дел в образовательном учреждении. Важное значение на данной стадии процесса программирования может иметь изучение научно-методической литературы, особенно публикаций в педагогических газетах и журналах, электронных порталах. Печатные и электронные издания – один из главных источников идей составляемой программы воспитания. Для формирования и уточнения своих представлений инициаторам следует использовать такую форму, как диалог. На наш взгляд, диалоговые размышления о прошлом, настоящем и будущем учебного заведения можно отнести к наиболее оптимальным формам организации мыследеятельности в условиях малой группы. В некоторых случаях целесообразно применять метод мозгового штурма (шторма).

Установление контактов с научно-методическими центрами области или отдельными учеными и методистами. Успешное осуществление программирования воспитательного процесса нуждается в теоретическом и методическом обеспечении. В ряде случаев научно-методический потенциал школьного сообщества может оказаться недостаточным для разработки обоснованной и профессионально грамотной рабочей программы воспитания школьников. Для проведения мероприятий по повышению профессионального мастерства педагогов, организации психолого-педагогической диагностики состояния и результатов воспитательного процесса, составления прогноза развития образовательного учреждения и его системы воспитания, осуществления экспертной оценки инновационных преобразований необходима помощь ученых, опытных методистов, В этих целях в учебное заведение могут быть приглашены научные и методические работники для работы по совместительству в должности заместителя директора по научно-методической работе, научного руководителя или тьютора. При отсутствии такой возможности следует провести консультации в научно-исследовательских институтах, высших учебных заведениях, центрах последипломного профессионального образования, районных и городских методических кабинетах. В последние годы широкое распространение получили договоры на проведение совместной исследовательской (инновационной) деятельности, заключаемые между школами и научными центрами. В этом случае учебное заведение становится школой-лабораторией или экспериментальной (инновационной) площадкой научно-исследовательского коллектива. Для установления и поддержания научно-методических контактов можно использовать и такую известную форму, как участие руководителей и педагогов школ в научно-практических конференциях и методологических семинарах.

Изучение состояния и результативности воспитательного процесса, анализ условий развития школьников, определение воспитательного потенциала окружающей среды, путей и способов его реализации. Инициативной группе совместно с научным консультантом (руководителем) необходимо провести диагностическое исследование, объектами которого являются следующие аспекты жизнедеятельности образовательной организации:

- состояние и эффективность воспитательного процесса;

- процесс и условия развития личности ребенка;

- воспитательный потенциал окружающей среды.

В нем рекомендуется принять участие и педагогам, и учащимся, и родителям. Целесообразно использовать разнообразные методы психолого-педагогической диагностики, такие как:

- анкетирование;

- тестирование;

- метод экспертной оценки;

- метод групповой и индивидуальной самооценки;

- социометрия и др.

В ходе экспериментальной и практической деятельности по моделированию и созданию воспитательных систем в образовательных учреждениях применялись разработанные нами диагностические методики (см. методическую копилку), которые в настоящее время можно использовать в процессе программирования воспитательного процесса. Полученные результаты диагностического исследования позволят более объективно оценить состояние и эффективность воспитательного процесса, выявить стратегически сильные и слабые стороны учебного заведения, определить основные недостатки и проблемы педагогического обеспечения развития интеллектуального, нравственного и физического развития учащихся. На основе этой информации очерчивается так называемое проблемное поле, где проблемы располагают в зависимости от степени их влияния на эффективность воспитательного процесса. Это способствует более обоснованному выбору целей, принципов, содержания, форм и способов организации воспитания детей.

Актуализация и стимулирование деятельности педагогов, учащихся и родителей по формированию образа учебного заведения.

 

Создание образа учебного заведения — это непрерывный процесс формирования, согласования и интегрирования представлений об учреждении образования педагогов, учащихся, родителей, представителей окружающего социума с целью программирования (моделирования) процесса воспитания детей. Основными составляющими такого образа являются:

1) образ выпускника, освоившего программы начального, основного и среднего общего образования;

2) образ жизнедеятельности образовательного учреждения, организации в нем деятельности, общения и отношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

3) представление о месте и роли отдельных индивидов и групп в жизни учебного заведения;

4) представление о взаимодействии учебного образовательной организации с окружающей социальной и природной средой.

Образ учебного заведения может формироваться как спонтанно, так и преднамеренно. В первом случае он редко бывает полным, целостным, детальным, адекватно отражающим характерные черты образовательного учреждения. Чаще всего образ состоит из нескольких фрагментов-представлений, не взаимосвязанных друг с другом и возникающих на основе воспроизведения прошлых восприятий, прошлого опыта. В нем практически не содержится представлений о будущем школьного сообщества, которые формируются с помощью творческого воображения. Спонтанно сформированный образ учебного заведения не может стать основой для разработки рабочей программы воспитания школьников, поэтому необходимо проводить специальную работу по его формированию у педагогов, учащихся и родителей. Учащимся можно предложить участие в конкурсе фантастических и реальных проектов «Школа моей мечты», смотре сочинений «Школа, в которой я хотел(а) бы учиться», в коллективных творческих делах «Поэма о школе», «Путеводитель по школе» и т.п. (см. методическую копилку). Для педагогов и родителей целесообразно организовать конкурс идей и проектов «Будущее нашей школы», совещания-размышления о состоянии и обновлении школьной жизни, организационно-деятельностную игру «Проектируем будущее – проектируем успех», работу проектных офисов. Взрослым и детям можно предложить выполнить следующее задание: представить образ своей школы и попробовать его описать с помощью наиболее подходящего слова или строки из стихотворения (песни), схемы или рисунка. Перечисленные и другие дела направлены на поиск возможных вариантов развития учебного заведения и организации воспитательного процесса в нем.

Создание творческих групп и их деятельность по разработке разделов (модулей) рабочей программы воспитания. После формирования образа учебного заведения необходимо уточнить и разработать его детали. Своими силами инициаторы не могут это сделать, да и нецелесообразно решать эту задачу в таком узком кругу. Поэтому из числа педагогов, учащихся и родителей целесообразно создать несколько творческих групп. Каждая из них будет выполнять одно или два задания. Творческим группам в соответствии со сформированным образом учебного заведения можно направить свои усилия на разработку модулей, предлагаемых в Примерной программе воспитания, разумеется, предварительно выбрав из них наиболее подходящие и значимые для своего образовательного учреждения. В Примерной программе предлагаются следующие модули:

- модуль «Ключевые общешкольные дела»;

- модуль «Классное руководство»;

- модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»;

- модуль «Школьный урок»;

- модуль «Самоуправление»;

- модуль «Детские общественные объединения»;

- модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»;

- модуль «Профориентация»;

- модуль «Школьные и социальные медиа»;

- модуль «Организация предметно-эстетической среды»;

- модуль «Работа с родителями».

Инициативная группа координирует работу этих творческих коллективов и готовит на основе результатов их деятельности материалы, которые непосредственно используются при конструировании рабочей программы воспитания учащихся.

Написание текста рабочей программы воспитания. Этот текст лучше писать одному человеку, что позволит обеспечить единый стиль изложения программного документа. Конечно, он должен корректно и точно отразить в программе коллективно выработанные представления об организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. Такую роль, на наш взгляд, может исполнить заместитель директора по воспитательной работе.

Чтобы рабочая программа представляла собой целостное представление о воспитательном процессе в учебном заведении, надо продумать план ее изложения. Очевидно, что логика и последовательность изложения должны соответствовать структуре воспитательного процесса. В этой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.087 с.)