Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 1. Ключевые общешкольные делаСтр 1 из 16Следующая ⇒
Псков 2020
Степанов Е.Н., Баранова Е.И. Составление рабочей программы воспитания учащихся и календарного плана воспитательной работы. Методические советы. – Псков: ПОИПКРО, 2020. – с. В брошюре кратко изложены научные представления о перспективном и календарном планировании воспитательного процесса, содержании рабочей программы воспитания, современных подходах и способах деятельности по составлению программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. В приложение включены материалы в помощь разработчикам рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в образовательном учреждении.
Содержание Раздел 1. Рабочая программа воспитания учащихся: понятие, содержание, современные подходы и технологии ее составления Раздел 2. Календарный план воспитательной работы: структура и методика его подготовки Приложения 1. Примерная программа воспитания 2. Методические рекомендации по разработке программ воспитания 3. Концепция воспитания юных жителей Псковской области 4. Матрица для составления рабочей программы воспитания 5. Методическая копилка форм, методов и приемов для разработки рабочей программы воспитания
Подходы к разработке рабочей программы. Рабочая программа Раздел 1. Рабочая программа воспитания учащихся: понятие, содержание, современные подходы и технологии ее составления Понятие «рабочая программа воспитания учащихся». Это понятие появилось совсем недавно. Его появление связано с внесением изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» о воспитании учащихся и студентов в образовательных организациях. В этом законе теперь есть положение о необходимости составления в каждом образовательном учреждении рабочей программы воспитания учащихся. Данная программа составляется на основе Примерной программы воспитания и является составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой и утверждаемой в каждом учебном заведении. Рабочая программа – это составная часть основной образовательной программы учебного заведения, в которой определяется комплекс основных характеристик организации воспитательного процесса, к которым относятся: цель, задачи, основные направления воспитательной работы, возможные формы, средства и методы воспитательной работы, включая использование воспитательного потенциала учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей), подходы к индивидуализации содержания воспитания с учетом особенностей обучающихся, показатели эффективности воспитательной работы, в том числе планируемые личностные результаты, и иные компоненты.
Чтобы рабочая программа воспитания была опорой в организации эффективного воспитательного процесса, она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к документам стратегического (перспективного) планирования (сформулированы В.С. Лазаревым и М.М. Поташником). Они следующие: 1) актуальность; 2) реалистичность; 3) прогностичность; 4) рациональность; 5) целостность; 6) контролируемость; 7) чувствительность к сбоям. Содержание рабочей программы воспитания. Содержание программы складывается из тех разделов, в которых излагаются основные компоненты организуемого процесса воспитания детей в образовательной организации и окружающей ее среде. Кратко опишем эти разделы. Чаще всего первым разделом большинства программ является введение или пояснительная записка. Как правило, он не нумеруется. Авторы Примерной программы воспитания назвали его «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» и включили в него принципы и традиции воспитания. Нам представляется не очень удачным выбор названия, потому что выяснить единичное, особенное и общее можно только после полного текста программы, в которой будут описаны все компоненты воспитательного процесса. Более правильным, по нашему мнению, является следующее название начального раздела: «Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды». В данном разделе можно указать тип и вид образовательной организации, ее месторасположение, количество обучающихся, состав педагогического коллектива, количество и наименование помещений, наличие объединений дополнительного образования и внеурочной деятельности детей, участие педагогов в инновационной деятельности, связи с учреждениями и организациями, расположенными в микрорайоне учебного заведения.
Если начальный раздел излагается как введение или пояснительная записка, то в него можно включить определение понятия рабочей программы воспитания, перечень нормативно-правовых источников, на основе которых она составлялась, указание теоретических основ деятельности по ее разработке и реализации. Второй раздел Примерной программы воспитания содержит общую цель воспитания и целевые ориентиры (задачи), соответствующие трем уровням общего образования. Мы полагаем, что в рабочую программу наряду с целями и задачами следует включить приоритетные ценности и принципы воспитания, а также ключевую идею построения воспитательного процесса (воспитательной системы). В данном случае этот раздел лучше назвать следующим образом: «Ценностно-целевые ориентиры и принципы воспитания учащихся». Рассмотрим его составные части. Как известно, процесс воспитания направлен на развитие ценностно-смысловой сферы человека. В этой связи очень важно в составляемой рабочей программе указать ценностные ориентиры организуемого воспитательного процесса. В качестве ценностных ориентиров могут выступить базовые национальные ценности, содержащиеся в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и включающие в себя следующие ценности: Патриотизм, Социальная солидарность, Гражданственность, Семья, Труд и Творчество, Наука, Традиционные российские религии, Искусство и Литература, Природа, Человечество. Базовыми ценностями, по мнению известного педагога В.А. Караковского и составителей Примерной программы воспитания, являются: Семья, Труд, Отечество, Природа, Мир, Знания, Культура, Здоровье, Человек). Полезными подсказками могут оказаться результаты исследования петербургских ученых Е.Н. Барышникова и И.А. Колесниковой, которые в ходе него разработали типологию воспитательных систем в соответствии с преобладающей в них направленностью на определенные ценности. Получились 4 группы систем воспитания детей: 1) воспитательные системы рационально-образовательной ориентации (приоритетные ценности: Разум, Наука, Истина, Рациональность, Объективность, Техника, Цивилизация и т.п.); 2) воспитательные системы нравственно-культурной ориентации (приоритетные ценности: Красота, Добро, Творчество, Культура, Духовность, Искусство и т.п.); 3) воспитательные системы социальной ориентации (приоритетные ценности: Нравственность, Справедливость, Гражданственность, Отечество, Общество, Демократия и т.п.); 4) воспитательные системы индивидуально-личностной ориентации (приоритетные ценности: Свобода, Достоинство, Индивидуальность, Уникальность и т.п.). В соответствии с приоритетными ценностями детско-взрослого сообщества образовательной организации, а также учитывая требования ФГОС (описания портретов выпускников начальной, основной и средней школы, перечни личностных результатов, которые должны достигнуть обучающиеся в процессе освоения программ общего образования) и особенностями учебного заведения определяются
ключевая идея воспитательной системы и цель воспитания учащихся, являющиеся главными системообразующими факторами воспитательного процесса.
К примеру, в практике системного построения воспитательного процесса ключевыми идеями выступали воспитание успешного и ответственного поколения, духовное возвышение личности, развитие индивидуальности ребенка, Школа выбора, самореализации (самовыражения) учащихся, семейного общения, толерантности и др.
В процессе целеполагания необходимо помнить, что цель воспитания – это идеальное вероятностное представление о результате воспитательной деятельности (Е.В. Титова). Она должна соответствовать таким требованиям: - направленность на развитие человека, важнейшими характеристиками которого являются индивид, личность, индивидуальность, субъектность; - сопряженность с интересами школьников, особенностями и условиями жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения; - обеспеченность необходимыми ресурсами для их достижения; - конкретность, четкость и ясность их формулировок; - достижимость; - гибкость, то есть способность к корректировке; - диагностичность, то есть возможность отслеживать происходящие изменения в развитии учащихся и результативность деятельности образовательного учреждения в решении тех или иных воспитательных проблем. При формулировке цели можно опираться на представления авторов Примерной программы воспитания, которые сформулировали такой целевой ориентир следующим образом: личностное развитие обучающихся, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Принципиально с такой формулировкой можно согласиться, но в ней следует убрать слово «личностное». Не надо забывать о развитии и таких важнейших человеческих характеристик, как индивид, субъектность, индивидуальность. Также мы убеждены в том, что содержание цели должно включать в себя элементы, отражающие выбор школьного сообщества ключевой идеи воспитательной системы. Вероятно, эта формулировка может приниматься и как целевой ориентир воспитательной системы образовательного учреждения в целом, и как цель воспитания учащихся, осваивающих образовательную программу среднего общего образования. Дополнительно необходимо определить цели для учеников 1-4-х и 5-9-х классов. Например, в школе № 18 г. Пскова главным целевым ориентиром системы воспитания учащихся 1-4-х классов является содействие формированию у младших школьников потребности проявлять и развивать интеллектуальные, духовно-нравственные и физические задатки и способности на основе успешного освоения адекватных возрасту социальных ролей, видов деятельности, нравственных норм и ценностей, форм и способов самоосуществления.
В соответствии с целью определяются задачи воспитания. В Примерной программе воспитания предлагается решение таких задач: - реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, подготовки, проведения и анализа в школьном сообществе; - реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; - вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности; - использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися; - инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; - поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; - организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; - организовывать профориентационную работу с обучающимися; - организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; - развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; - организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся. Планомерная работа по решению поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики асоциального поведения школьников. Еще одной составляющей первого компонента являются принципы воспитательного процесса, которые рассматриваются как важные положения, основные правила и главные требования к построению воспитательного взаимодействия. К примеру, в Богородицкой школе Смоленской области действовала воспитательная система Школы семейного общения, жизнедеятельность и взаимоотношения в которой строились на основе таких принципов, как: - идея духовности и душевности;
- идея защищенности и комфортности; - идея доверия и открытости; - идея сотворчества и содружества; - идея индивидуальности и личностной ориентированности. Третий раздел рабочей программы воспитания лучше назвать «Содержание и организация воспитательного процесса». К сожалению, подобный раздел в Примерной программе воспитания получил неудачное название: «Виды, формы и содержание деятельности». Содержание воспитательного процесса очень часто определяется как как педагогически целесообразная система осваиваемых ребенком знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, ценностных отношений в человеческом сообществе. В рабочей программе его лучше представить с помощью таблиц, составленных на основе публикаций составителей данных рекомендаций, известных ученых Л.И. Маленковой, Н.Е. Щурковой, авторов Примерной программы воспитания и федеральных государственных образовательных стандартов. Содержание воспитания учащихся 1-4-х классов
Содержание воспитания учащихся 5-9-х классов
Содержание воспитания учащихся 10-11-х классов
От содержание следует перейти к организации воспитания как совокупность видов (направлений), форм и способов совместной деятельности, используемых с целью влияния на развитие школьников. Сразу заметим, что в образовательной организации применяется широкий спектр видов (направлений) деятельности, так как это способствует удовлетворению самых разных потребностей и интересов детей. Напомним перечни видов (направлений) деятельности, предлагаемых в научно-методической литературе. Д.В. Григорьев и П.В. Степанов в пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» рекомендует использовать в работе с детьми следующие виды деятельности: 1) игровую; 2) познавательную; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательную (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность); 7) трудовую; 8) спортивно-оздоровительную; 9) игровую. По мнению Н.Е. Щурковой, в практике воспитания целесообразно применять такие виды деятельности: - познавательную (субъект познает объект); - преобразовательную (субъект преобразует объект); - ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект); - художественную (субъект воспринимает художественный образ); - коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом). Однако, очень важно во всем многообразии видов (направлений) совместной деятельности выделить приоритетный (доминирующий) вид или направление. Такой вид (направление) деятельности будет способствовать реализации ключевой идеи воспитательной системы и формированию индивидуальности образовательного учреждения и организуемого в нем воспитательного процесса. В практике создания воспитательных систем в зависимости от их ключевых идей избирались различные приоритетные (доминирующие) направления (виды) деятельности: воспитание учащихся на ценностях и традициях русской культуры; укрепление физического, психического и нравственного здоровья школьников; развитие творческой индивидуальности детей; формирование готовности обучающихся к самореализации (самовыражению); воспитание толерантности, коммуникативная, познавательно-игровая, туристско-краеведческая деятельность и др. В Примерной программе воспитания виды и направления совместной деятельности представлены в 11 модулях: - модуль «Ключевые общешкольные дела»; - модуль «Классное руководство»; - модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»; - модуль «Школьный урок»; - модуль «Самоуправление»; - модуль «Детские общественные объединения»; - модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»; - модуль «Профориентация»; - модуль «Школьные и социальные медиа»; - модуль «Организация предметно-эстетической среды»; - модуль «Работа с родителями». Педагогическое сообщество конкретного образовательного учреждения может включить в свою рабочую программу то количество модулей, которое, на его взгляд, необходимо для достижения поставленных целей. Какие-то из предлагаемых в Примерной программе модули могут быть не избраны, а какие-то новые, например, включающие доминирующий вид деятельности, наоборот, могут быть дополнительно включены в рабочую программу. Модули могут иметь различную структуру, но целесообразно, чтобы они отражали целевое предназначение, виды (направления) совместной деятельности, формы и способы их организации, а также возрастные группы участвующих в них школьников. Для более наглядного отражения этой информации возможно использование таблиц. Рассмотрим примерное описание модулей. Обучающиеся в 1-4-х классах |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Курс внеурочных занятий «Компьютерия» | Познавательная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Кружок «Музейное дело» | Познавательная и туристско-краеведческая деятельности деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Кружок «Хореография» | Художественное творчество | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Кружок «Мастерская Самоделкина» | Трудовая деятельность, художественное творчество | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Курс занятий «Основы православной культуры» | Ценностно-ориентировочная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Школьный спортивный клуб «Созвездие» | Спортивно-оздоровительная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Секция «Футбол» | Спортивно-оздоровительная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучающиеся в 5-9-х классах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Познавательная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Познавательная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Познавательная деятельность, художественное творчество | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Познавательная деятельность, художественное творчество | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Художественное творчество | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Социальное и художественное творчество | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Спортивно-оздоровительная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 4. Школьный урок Целевое предназначение модуля: развитие интеллектуального потенциала учащихся, принятие ими знания как важнейшей человеческой ценности, содействие формированию ценностного мира детей посредством содержания, форм и способов организации урочной деятельности. Модуль 5. Самоуправление Целевое предназначение модуля: развитие инициативы, самодеятельности, самодетерминированной активности школьников, их способностей планировать, проводить, анализировать совместную и индивидуальную деятельность. Формы и способы организации деятельности: - уч
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.087 с.) |