Модуль 1. Ключевые общешкольные дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Ключевые общешкольные дела



Псков

2020

 

Степанов Е.Н., Баранова Е.И.

Составление рабочей программы воспитания учащихся и календарного плана воспитательной работы. Методические советы. – Псков: ПОИПКРО, 2020. – с.

В брошюре кратко изложены научные представления о перспективном и календарном планировании воспитательного процесса, содержании рабочей программы воспитания, современных подходах и способах деятельности по составлению программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. В приложение включены материалы в помощь разработчикам рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в образовательном учреждении.

 

 

Содержание

Раздел 1. Рабочая программа воспитания учащихся: понятие, содержание, современные подходы и технологии ее составления

Раздел 2. Календарный план воспитательной работы: структура и методика его подготовки

Приложения

1. Примерная программа воспитания

2. Методические рекомендации по разработке программ воспитания

3. Концепция воспитания юных жителей Псковской области

4. Матрица для составления рабочей программы воспитания

5. Методическая копилка форм, методов и приемов для разработки рабочей программы воспитания

 

Подходы к разработке рабочей программы. Рабочая программа Раздел 1. Рабочая программа воспитания учащихся: понятие, содержание, современные подходы и технологии ее составления

Понятие «рабочая программа воспитания учащихся».   Это понятие появилось совсем недавно. Его появление связано с внесением изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» о воспитании учащихся и студентов в образовательных организациях. В этом законе теперь есть положение о необходимости составления в каждом образовательном учреждении рабочей программы воспитания учащихся.

Данная программа составляется на основе Примерной программы воспитания и является составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой и утверждаемой в каждом учебном заведении. Рабочая программа – это составная часть основной образовательной программы учебного заведения, в которой определяется комплекс основных характеристик организации воспитательного процесса, к которым относятся: цель, задачи, основные направления воспитательной работы, возможные формы, средства и методы воспитательной работы, включая использование воспитательного потенциала учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей), подходы к индивидуализации содержания воспитания с учетом особенностей обучающихся, показатели эффективности воспитательной работы, в том числе планируемые личностные результаты, и иные компоненты.

Чтобы рабочая программа воспитания была опорой в организации эффективного воспитательного процесса, она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к документам стратегического (перспективного) планирования (сформулированы В.С. Лазаревым и М.М. Поташником). Они следующие:

1) актуальность;

2) реалистичность;

3) прогностичность;   

4) рациональность;

5) целостность;

6) контролируемость;

7) чувствительность к сбоям.

Содержание рабочей программы воспитания. Содержание программы складывается из тех разделов, в которых излагаются основные компоненты организуемого процесса воспитания детей в образовательной организации и окружающей ее среде. Кратко опишем эти разделы.

Чаще всего первым разделом большинства программ является введение или пояснительная записка. Как правило, он не нумеруется. Авторы Примерной программы воспитания назвали его «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» и включили в него принципы и традиции воспитания. Нам представляется не очень удачным выбор названия, потому что выяснить единичное, особенное и общее можно только после полного текста программы, в которой будут описаны все компоненты воспитательного процесса.

Более правильным, по нашему мнению, является следующее название начального раздела: «Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды».

В данном разделе можно указать тип и вид образовательной организации, ее месторасположение, количество обучающихся, состав педагогического коллектива, количество и наименование помещений, наличие объединений дополнительного образования и внеурочной деятельности детей, участие педагогов в инновационной деятельности, связи с учреждениями и организациями, расположенными в микрорайоне учебного заведения.

Если начальный раздел излагается как введение или пояснительная записка, то в него можно включить определение понятия рабочей программы воспитания, перечень нормативно-правовых источников, на основе которых она составлялась, указание теоретических основ деятельности по ее разработке и реализации.

Второй раздел Примерной программы воспитания содержит общую цель воспитания и целевые ориентиры (задачи), соответствующие трем уровням общего образования. Мы полагаем, что в рабочую программу наряду с целями и задачами следует включить приоритетные ценности и принципы воспитания, а также ключевую идею построения воспитательного процесса (воспитательной системы). В данном случае этот раздел лучше назвать следующим образом: «Ценностно-целевые ориентиры и принципы воспитания учащихся». Рассмотрим его составные части.

Как известно, процесс воспитания направлен на развитие ценностно-смысловой сферы человека. В этой связи очень важно в составляемой рабочей программе указать ценностные ориентиры организуемого воспитательного процесса. В качестве ценностных ориентиров могут выступить базовые национальные ценности, содержащиеся в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и включающие в себя следующие ценности: Патриотизм, Социальная солидарность, Гражданственность, Семья, Труд и Творчество, Наука, Традиционные российские религии, Искусство и Литература, Природа, Человечество. Базовыми ценностями, по мнению известного педагога В.А. Караковского и составителей Примерной программы воспитания, являются: Семья, Труд, Отечество, Природа, Мир, Знания, Культура, Здоровье, Человек).  

Полезными подсказками могут оказаться результаты исследования петербургских ученых Е.Н. Барышникова и И.А. Колесниковой, которые в ходе него разработали типологию воспитательных систем в соответствии с преобладающей в них направленностью на определенные ценности. Получились 4 группы систем воспитания детей:

1) воспитательные системы рационально-образовательной ориентации (приоритетные ценности: Разум, Наука, Истина, Рациональность, Объективность, Техника, Цивилизация и т.п.);

2) воспитательные системы нравственно-культурной ориентации (приоритетные ценности: Красота, Добро, Творчество, Культура, Духовность, Искусство и т.п.);

3) воспитательные системы социальной ориентации (приоритетные ценности: Нравственность, Справедливость, Гражданственность, Отечество, Общество, Демократия и т.п.);

4) воспитательные системы индивидуально-личностной ориентации (приоритетные ценности: Свобода, Достоинство, Индивидуальность, Уникальность и т.п.).    

В соответствии с приоритетными ценностями детско-взрослого сообщества образовательной организации, а также учитывая требования ФГОС (описания портретов выпускников начальной, основной и средней школы, перечни личностных результатов, которые должны достигнуть обучающиеся в процессе освоения программ общего образования) и особенностями учебного заведения определяются

 

ключевая идея воспитательной системы и цель воспитания учащихся, являющиеся главными системообразующими факторами воспитательного процесса.

К примеру, в практике системного построения воспитательного процесса ключевыми идеями выступали воспитание успешного и ответственного поколения, духовное возвышение личности, развитие индивидуальности ребенка, Школа выбора, самореализации (самовыражения) учащихся, семейного общения, толерантности и др.

 

 

 

В процессе целеполагания необходимо помнить, что цель воспитания – это идеальное вероятностное представление о результате воспитательной деятельности (Е.В. Титова). Она должна соответствовать таким требованиям:

- направленность на развитие человека, важнейшими характеристиками которого являются индивид, личность, индивидуальность, субъектность;

- сопряженность с интересами школьников, особенностями и условиями жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения;

- обеспеченность необходимыми ресурсами для их достижения;

- конкретность, четкость и ясность их формулировок;

- достижимость;

- гибкость, то есть способность к корректировке;

- диагностичность, то есть возможность отслеживать происходящие изменения в развитии учащихся и результативность деятельности образовательного учреждения в решении тех или иных воспитательных проблем.

При формулировке цели можно опираться на представления авторов Примерной программы воспитания, которые сформулировали такой целевой ориентир следующим образом: личностное развитие обучающихся, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Принципиально с такой формулировкой можно согласиться, но в ней следует убрать слово «личностное». Не надо забывать о развитии и таких важнейших человеческих характеристик, как индивид, субъектность, индивидуальность. Также мы убеждены в том, что содержание цели должно включать в себя элементы, отражающие выбор школьного сообщества ключевой идеи воспитательной системы.

Вероятно, эта формулировка может приниматься и как целевой ориентир воспитательной системы образовательного учреждения в целом, и как цель воспитания учащихся, осваивающих образовательную программу среднего общего образования. Дополнительно необходимо определить цели для учеников 1-4-х и 5-9-х классов. Например, в школе № 18 г. Пскова главным целевым ориентиром системы воспитания учащихся 1-4-х классов является содействие формированию у младших школьников потребности проявлять и развивать интеллектуальные, духовно-нравственные и физические задатки и способности на основе успешного освоения адекватных возрасту социальных ролей, видов деятельности, нравственных норм и ценностей, форм и способов самоосуществления.

В соответствии с целью определяются задачи воспитания. В Примерной программе воспитания предлагается решение таких задач:

- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, подготовки, проведения и анализа в школьном сообществе;

- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;

- использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;

- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

- организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

- организовывать профориентационную работу с обучающимися;

- организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Планомерная работа по решению поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики асоциального поведения школьников.

Еще одной составляющей первого компонента являются принципы воспитательного процесса, которые рассматриваются как важные положения, основные правила и главные требования к построению воспитательного взаимодействия. К примеру, в Богородицкой школе Смоленской области действовала воспитательная система Школы семейного общения, жизнедеятельность и взаимоотношения в которой строились на основе таких принципов, как:

- идея духовности и душевности;

- идея защищенности и комфортности;

- идея доверия и открытости;

- идея сотворчества и содружества;

- идея индивидуальности и личностной ориентированности.

Третий раздел рабочей программы воспитания лучше назвать «Содержание и организация воспитательного процесса». К сожалению, подобный раздел в Примерной программе воспитания получил неудачное название: «Виды, формы и содержание деятельности».

Содержание воспитательного процесса очень часто определяется как как педагогически целесообразная система осваиваемых ребенком знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, ценностных отношений в человеческом сообществе. В рабочей программе его лучше представить с помощью таблиц, составленных на основе публикаций составителей данных рекомендаций, известных ученых Л.И. Маленковой, Н.Е. Щурковой, авторов Примерной программы воспитания и федеральных государственных образовательных стандартов.

Содержание воспитания учащихся 1-4-х классов

Главные направления воспитательного процесса Основные компоненты содержания воспитания
1.Воспитание отношения к познавательной деятельности Знание правил для учащихся, формирование первоначальных представлений о правильной организации учебной деятельности в школе и дома. Адаптация к школьной жизни, освоение роли ученика, соблюдение правил поведения в учреждении образования, овладение основами учения: принимать учебные цели и задачи, планировать, осуществлять и оценивать учебную деятельность, развитие навыков смыслового чтения, овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Освоение форм познавательной рефлексии, формирование умения определять причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, применение ИКТ в процессе познания. Освоение элементарных способов решения проблем творческого (поискового) характера, использование воображения при выполнении учебных заданий творческого характера. Понимание и принятие ценностей «Учение», «Любознательность», «Прилежность». Ощущение радости и важности учебного труда.
2. Воспитание отношения к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества Наличие представлений о многообразии видов и направлений человеческой деятельности. Знание своих возможностей не только в учебной, но и в других видах деятельности. Освоение ролей товарища и друга. Умение выбирать деятельность в соответствии со своими интересами и желаниями. Овладение способностью регулярно и ответственно участвовать в избранной деятельности, жизни класса или творческого детского объединения. Способность проявлять инициативу и творчество в избранной деятельности. Понимание и принятие ценностей «Дружба», «Друг», «Товарищ», «Взаимопомощь». Счастье быть верным другом и настоящим товарищем.
3. Воспитание отношения к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали) Знание основных норм морали, правил поведения в общественных местах, на природе. Наличие знаний о флоре и фауне родного края. Освоение роли члена коллектива (сообщества). Умение быть полезным семье, учебному классу, детскому объединению по интересам, группе свободного общения. Желание и умение быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную домашнюю работу, помогая старшим. Обладание трудолюбием, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводя начатое дело до конца Овладение приемами и способами построения общения и неконфликтных отношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми. Умение ухаживать за растениями, заботиться о домашних животных. Освоение азбуки культуры общения и взаимодействия с другими людьми. Умение творить добро в мире людей и природном пространстве. Понимание и принятие ценностей «Человек», «Земля как общий дом человечества», «Природа», «Общество». Радость проживания чувства быть полезным окружающим.
4. Воспитание отношения к Отечеству Знание важнейших событий в истории Отечества, величайших достижений соотечественников в науке, культуре, спорте. Наличие интереса к происходящему в современной России. Освоение гражданско-патриотической роли. Стремление и умение быть участником патриотических акций. Овладение способами поиска и передачи одноклассникам важной и интересной информации о своей большой и малой родине. Освоение азбуки краеведческой деятельности. Умение готовить и проводить дела гражданско-патриотической направленности с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений, заботливо относиться к ветеранам войны и труда. Проявление творчества в этой деятельности. Понимание и принятие ценностей «Отечество», «Малая родина». Проявление чувства гордости за свою страну, любви к своей малой и большой родине – родному дому, двору, улице, городу, селу, своей Отчизне.
5. Воспитание отношения к прекрасному Наличие первичных представлений о прекрасном и его проявлениях в музыкальном, поэтическом, художественном и других видах творчества. Умение различать прекрасное и безобразное. Апробирование и развитие своих способностей в музыке, поэзии, рисовании и других видах творчества. Проявление стремления к красоте в повседневной жизнедеятельности. Понимание и принятие ценности «Прекрасное».
6. Воспитание отношения к себе, образу своей жизни, собственному развитию Наличие первичных представлений о своих индивидуально-личностных особенностях, возможностях и средствах самосовершенствования. Знание о главных составляющих здорового образа жизни. Освоение субъектно-творческой роли в преобразовании Я-сферы. Умение видеть и осознавать сильные и слабые стороны своей личности. Овладение простейшими приемами самопознания и самопреобразования. Понимание и соблюдение режима дня. Освоение основ ведения здорового образа жизни. Понимание и принятие ценности собственного «Я».

Содержание воспитания учащихся 5-9-х классов

Главные направления воспитательного процесса Основные компоненты содержания воспитания
1.Воспитание отношения к познавательной деятельности Наличие знаний о научной организации учебного труда. Освоение субъектной роли в урочной и внеурочной деятельности познавательной направленности. Овладение универсальными методами познания: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией и др. Поиск и обретение индивидуального стиля учебной деятельности. Умение самореализации и самоутверждения при изучении любимых учебных предметов. Освоение умений и навыков успешной индивидуальной и коллективной познавательной деятельности. Организованность и ответственность в учебе. Накопление творческого опыта познания при подготовке и участии в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Формирование привычки и потребности чтения книг, вести постоянный поиск интересной и полезной информации в интернете. Умение применять полученные знания на практике. Понимание и принятие ценности «Знание».
2. Воспитание отношения к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества Наличие знаний о сущности и структуре деятельности, о ее влиянии на развитие человека. Освоение организаторско-управленческой роли. Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело. Способность проявлять инициативу, творчество, настойчивость при планировании и организации совместной и индивидуальной деятельности. Овладение умениями самореализации и самоутверждения в деятельности. Понимание и принятие ценности «Деятельность».
3. Воспитание отношения к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали) Знание и соблюдение основных положений и ценностей культуры общения и построения отношений человека с человеком. Наличие представлений об экологии. Умения подготовки и проведения экологической акции. Наличие конкретных объектов заботы в природном и социальном окружении как условие формирования экологического и нравственного сознания и поведения подростков. Умения жить и взаимодействовать в команде, коллективе, событийной общности, творчески выполнять в них различные функции и роли. Понимание и принятие ценностей «Коллектив», «Событийная общность». Наличие чувства уважения к другим людям, стремления соблюдать законы и правопорядок, правила жизнедеятельности своего коллектива, ответственного отношения к природе.
4. Воспитание отношения к Отечеству Пополнение знаний о России, ее истории, государственных символах – флаге, гербе, гимне. Наличие более полных представлений о современном этапе развития российского государства. Избрание в качестве идеалов выдающихся деятелей Отечества разных эпох и сфер жизни общества, человеческих добродетелей и обладающих ими людей из ближайшего окружения. Умения подготовки и проведения со сверстниками и младшими школьниками бесед о малой и большой родине, гражданско-патриотических акций. Наличие мотивов добровольного, бескорыстного и творческого участия в деятельности на благо Отчизны. Понимание и принятие базовых национальных ценностей. Пробуждение чувства уважения к многонациональному российскому народу, его культурным и духовным традициям.
5. Воспитание отношения к прекрасному Глубокое и отчетливое представление о культуре и эстетике. Обладание художественным вкусом, умение заботиться о своем внешнем виде и красоте окружающей действительности. Овладение способностью эстетического восприятия социальной и природной действительности. Освоение умений и навыков творчески отражать внутренний и окружающий мир художественными средствами – поэзией, музыкой, изобразительным искусством и т.п. Понимание и принятие эстетических ценностей и идеалов отечественной и мировой культуры, стремления следовать в своей жизни этическим и эстетическим нормам и правилам.
6. Воспитание отношения к себе, образу своей жизни, собственному развитию Наличие знаний о возможностях и средствах самопознания и саморазвития, ведения здорового образа жизни. Освоение умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства, самореализации, самоутверждения, самоконтроля, самоанализа, самокоррекции. Овладение стратегиями позитивного отношения к себе и ведения здорового образа жизни. Умения составлять и осуществлять программу интеллектуального, духовно-нравственного и физического самосовершенствования, вести дневник самонаблюдения. Способность адекватно и творчески относиться к образу своей жизнедеятельности. Умение выражать и реализовать свое «Я» в различных видах деятельности. Понимание и принятие ценностей «Развитие», «Саморазвитие», «Индивидуальность». Наличие потребности вести здоровый и безопасный образ жизни.  

Содержание воспитания учащихся 10-11-х классов

Главные направления воспитательного процесса Основные компоненты содержания воспитания
1.Воспитание отношения к познавательной деятельности Наличие представлений о своем индивидуальном стиле познавательной деятельности, его сильных и слабых сторонах. Знание учебного материала, необходимого для успешной сдачи единых государственных экзаменов и поступления в избранную профессиональную образовательную организацию. Овладение научными методами познания окружающего мира. Способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Овладение языковыми средствами – умениями ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Наличие навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Понимание и принятие ценности «Истина».
2. Воспитание отношения к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества Наличие представлений о самодетерминированной деятельности и доминирующем виде деятельности. Формирование системы деятельности как совокупности персонально значимых и самоуправляемых видов активности. Наличие способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Умение ставить трудные, но реальные цели, выбирать пути и средства для их достижения. Нахождение своей ниши в совместной деятельности. Пополнение собственного ценностно потенциала ценностью «Самодеятельность».
3. Воспитание отношения к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали) Наличие представлений о современном обществе, его специфике и дальнейших перспективах совершенствования. Понимание экологии не только в связи с природными объектами, но и по отношению к внутреннему миру людей (экология души, межличностных отношений, человеческого взаимодействия). Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Обретение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Наличие толерантного сознания, уважения к мнению других людей, умения вести конструктивный диалог с оппонентами в поликультурном мире, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Осознанное выполнение и пропаганда правил здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни. Осознание и принятие ценностей «Добро», «Справедливость», «Ответственность».
4. Воспитание отношения к Отечеству Сформированная система знаний о российском государстве, его политическом обустройстве, общественных организациях, истории, традициях, ценностях. Умение выступить инициаторами и организаторами добротворческих (волонтерских) акций, приносящих пользу соотечественникам. Освоение национально-интернациональной роли. Понимание и принятие ценности «Гражданин Российской Федерации», осознание и проявление гражданской идентичности в поликультурном социуме, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов. Наличие готовности к служению Отечеству, его защите.
5. Воспитание отношения к прекрасному Понятие красоты как единство формы и содержания в их гармоническом единстве. Наличие представлений о культуре как специфически человеческой деятельности по производству материальных и духовных ценностей, как системе норм, смыслов и ценностей. Понимание взаимосвязи формирования культуры человека и его представлений о прекрасном. Проявление эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений. Забота о красоте своего внутреннего мира.
6. Воспитание отношения к себе, образу своей жизни, собственному развитию Философское осмысление жизни (бытия) человека. Представления о смысле и счастье жизни. Понимание образа жизни как системы деятельности, ценностей и личностных смыслов. Наличие бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умения оказывать первую помощь. Осознание собственных достоинств и признание своих недостатков. Умение управлять своим развитием. Мотивированность на самовоспитание и самообразование в течение всей своей жизни. Способность быть самим собой. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Обогащение своего ценностного мира ценностями «Жизнь», «Достоинство», «Свобода», «Интеллигентность».

 

От содержание следует перейти к организации воспитания как совокупность видов (направлений), форм и способов совместной деятельности, используемых с целью влияния на развитие школьников.

Сразу заметим, что в образовательной организации применяется широкий спектр видов (направлений) деятельности, так как это способствует удовлетворению самых разных потребностей и интересов детей. Напомним перечни видов (направлений) деятельности, предлагаемых в научно-методической литературе. Д.В. Григорьев и П.В. Степанов в пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» рекомендует использовать в работе с детьми следующие виды деятельности:

1) игровую;

2) познавательную;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательную (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);

7) трудовую;

8) спортивно-оздоровительную;

9) игровую.

По мнению Н.Е. Щурковой, в практике воспитания целесообразно применять такие виды деятельности:

- познавательную (субъект познает объект);

- преобразовательную (субъект преобразует объект);

- ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект);

- художественную (субъект воспринимает художественный образ);

- коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом).

Однако, очень важно во всем многообразии видов (направлений) совместной деятельности выделить приоритетный (доминирующий) вид или направление. Такой вид (направление) деятельности будет способствовать реализации ключевой идеи воспитательной системы и формированию индивидуальности образовательного учреждения и организуемого в нем воспитательного процесса. В практике создания воспитательных систем в зависимости от их ключевых идей избирались различные приоритетные (доминирующие) направления (виды) деятельности: воспитание учащихся на ценностях и традициях русской культуры; укрепление физического, психического и нравственного здоровья школьников; развитие творческой индивидуальности детей; формирование готовности обучающихся к самореализации (самовыражению); воспитание толерантности, коммуникативная, познавательно-игровая, туристско-краеведческая деятельность и др.

В Примерной программе воспитания виды и направления совместной деятельности представлены в 11 модулях:

- модуль «Ключевые общешкольные дела»;

- модуль «Классное руководство»;

- модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»;

- модуль «Школьный урок»;

- модуль «Самоуправление»;

- модуль «Детские общественные объединения»;

- модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»;

- модуль «Профориентация»;

- модуль «Школьные и социальные медиа»;

- модуль «Организация предметно-эстетической среды»;

- модуль «Работа с родителями».

Педагогическое сообщество конкретного образовательного учреждения может включить в свою рабочую программу то количество модулей, которое, на его взгляд, необходимо для достижения поставленных целей. Какие-то из предлагаемых в Примерной программе модули могут быть не избраны, а какие-то новые, например, включающие доминирующий вид деятельности, наоборот, могут быть дополнительно включены в рабочую программу.

Модули могут иметь различную структуру, но целесообразно, чтобы они отражали целевое предназначение, виды (направления) совместной деятельности, формы и способы их организации, а также возрастные группы участвующих в них школьников. Для более наглядного отражения этой информации возможно использование таблиц. Рассмотрим примерное описание модулей.

Обучающиеся в 1-4-х классах

1. Курс внеурочных занятий «Компьютерия» Познавательная деятельность
2. Кружок «Музейное дело» Познавательная и туристско-краеведческая деятельности деятельности
3. Кружок «Хореография» Художественное творчество
4. Кружок «Мастерская Самоделкина» Трудовая деятельность, художественное творчество
5. Курс занятий «Основы православной культуры» Ценностно-ориентировочная деятельность
6. Школьный спортивный клуб «Созвездие» Спортивно-оздоровительная деятельность
7. Секция «Футбол» Спортивно-оздоровительная деятельность
8. …  
9. …  

Обучающиеся в 5-9-х классах

  1. Кружок «Мир вокруг нас»
Познавательная деятельность
  1. Кружок «Робототехника»
Познавательная деятельность
  1. Пушкинский клуб
Познавательная деятельность, художественное творчество
  1. Кружок «Культура речи»
Познавательная деятельность, художественное творчество
  1. Кружок хорового пения
 
Художественное творчество
  1. Кружок «Школа ведущих»
Социальное и художественное творчество
  1. Секция туризма
Спортивно-оздоровительная деятельность
 
 

Модуль 4. Школьный урок

Целевое предназначение модуля: развитие интеллектуального потенциала учащихся, принятие ими знания как важнейшей человеческой ценности, содействие формированию ценностного мира детей посредством содержания, форм и способов организации урочной деятельности.

Модуль 5. Самоуправление

Целевое предназначение модуля: развитие инициативы, самодеятельности, самодетерминированной активности школьников, их способностей планировать, проводить, анализировать совместную и индивидуальную деятельность.

Формы и способы организации деятельности:

- уч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.087 с.)