Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иррациональные уравнения и неравенства
Введение Иррациональными уравнениями и неравенствами называются такие уравнения и неравенства, в которых присутствует знак радикала ( ).Основной проблемой при решении такого рода задач является поиск кратчайшего пути, приводящего к более простой эквивалентной задаче, не содержащей радикалов.
Определение 1 Задача Е1 называется эквивалентной (равносильной) задаче Е2, если множества их решений совпадают. В записи это обозначается так: Е1
Е2 В дальнейшем изложении мы будем рассматривать уравнения и неравенства, содержащие знак квадратного корня. Корни более высоких степеней встречаются на экзаменах крайне редко и только в специально подобранных задачах.
Напомним определение квадратного корня:
Определение 2 (1) ³ 0 (квадратный корень обозначает неотрицательное число) (2) () = a (и такое, что его квадрат равен подкоренному выражению)
Замечание 1 Наличие буквы a в правой части второго равенства показывает, что подкоренное выражение не может быть отрицательным. Поскольку это знают все старшеклассники, то указывать на это в тех местах, где есть знак радикала, не следует. Вообще, обращать внимание на область определения той или иной функции, входящей в исходную задачу, в процессе преобразований задачи нужно не раньше, чем тогда, когда исчез знак этой функции. Например, наличие знаменателя предполагает, что он не нуль, и указывать на это следует в том месте, где мы от него избавились (в исходной-то задаче он был!).
Часть 1. Иррациональные уравнения.
§1 Основное уравнение
Это уравнение вида:
(1)
Утверждение 1 Имеет место эквивалентность:
(A) (ИУ 1)
Доказательство: Пусть число x является решением уравнения (A). Тогда, во-первых, из равенства чисел следует равенство их квадратов, т.е. для x выполняется (B), во-вторых, поскольку правая часть (A) равна левой части, а левая часть неотрицательна по определению, то имеет место неравенство (C).
Таким образом, каждое решение исходного уравнения является также и решением системы. Обратно, пусть x удовлетворяет системе. Перепишем её в эквивалентной форме:
Если x таково, что , то всё доказано. Пусть и g(x ) 0, тогда очевидно, что , и равенство (A) опять имеет место.
Замечание 2 Предостерегаем читателя от распространённого заблуждения: “нуль, умноженный на что угодно, даёт нуль”. (Операция “нуль умножить на Ивана Семёновича”, точно так же, как , не определены!). Поэтому в общем случае имеет место эквивалентный переход:
Замечание 3 Поскольку правая часть уравнения (B) представляет полный квадрат, то все его решения x удовлетворяют условию , и соответствующая проверка – пустая трата времени.
Замечание 4 Переход к следствию
, с последующей проверкой равенства (A), часто не оправдан из-за затруднений, возникающих при этой проверке.
§ 2 Примеры записи решений основной задачи
Пример 1. Р ешить уравнение: Решение:
Ответ: .
Пример 2 Решить уравнение:
Решение:
Ответ: , . Пример 3 Решить уравнение:
Решение:
Ответ: .
Пример 4 Решить уравнение: Решение:
Ответ: решений нет.
Пример 5 Решить уравнение: Решение:
Из теоремы Виета видно, что корни разных знаков.
Ответ: . Задачи с двумя радикалами Наиболее распространёнными задачами этого типа являются следующие три:
(I)
(II)
(III) , где - положительная константа.
Утверждение 2 Имеют место эквивалентности:
(или , смотря, что проще) (ИУ 2)
(ИУ 3.1)
Замечание 5 Тождественный переход , выполняемый слева направо, может расширить область определения задачи, из-за чего могут возникнуть посторонние корни. После такой замены следует восстановить ограничения , , имевшие место в исходной задаче. Однако в некоторых случаях этого делать не надо. Например, левая и правая части тождества , имеют одинаковые области определения. Здесь слева , а справа , что то же самое. Возможен другой путь:
(ИУ 3.2) ,
и задача сводится к основному типу.
(ИУ 4)
Доказательства мы предоставляем читателю в качестве самостоятельной работы.
§ 4 Примеры записи решений задач с двумя радикалами
Пример 6. Решить уравнение: Решение:
Ответ: .
Пример 7. Решить уравнение:
Решение:
= Ответ: .
Пример 8. Решить уравнение: Решение
Ответ: ; Пример 9. Решить уравнение:
Решение:
Ответ: ;
Пример 10. Решить уравнение:
Решение:
Ответ:
(этот пример показывает, что в стандартной задаче решение может быть более простым, если учесть специфику данной конкретной задачи).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.082 с.) |