Разрушение и восстановление железных дорог во время гражданской войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разрушение и восстановление железных дорог во время гражданской войны



Во время гражданской войны главные железнодорожные магистрали переходили из рук в руки. Белогвардейцы и интервенты, отходя под ударами Красной Армии, разрушали железные дороги, нередко разбирая пути на многие километры, взрывая стрелки, водокачки, станции, поворотные круги, мосты и другие железнодорожные сооружения.

Напрягая все силы, рабочие транспорта чинили железнодорожные магистрали, поднимали сброшенные под откос паровозы и вагоны, восстанавливали мосты.

С каким огромным усилием, помню я, чинили, например, Сызранский мост через Волгу. Это было поздней осенью, когда первые морозы готовы были приостановить все работы. Была создана бригада молодых инженеров путей сообщения, которые энергично взялись за это трудное дело.

Собрав в Москве отборных рабочих, мы перебросили их на место экстренными поездами. Все необходимое для ремонта было послано вслед за ними, и я, по своей должности управляющего делами Совнаркома, следил за проходом этих поездов через все узлы и докладывал о ходе дела Владимиру Ильичу два раза в день.

Волга в это время уже замерзла благодаря ранним морозам. Работы были очень трудные, но они подвигались с изумительной быстротой. Рабочие отлично понимали все громадное политическое значение восстановления этого моста, соединявшего Урал и Сибирь с центральными губерниями. Правительство выдало большие продовольственные пайки рабочим этого строительства. Клепать мост приходилось на очень большой высоте, на резком ветре, при морозе в 18°; никто более часа не мог вытерпеть эту крайне тяжелую работу.

В это время была совершенно запрещена продажа спиртных напитков. Мы получили телеграмму о том, что необходимо рабочим давать по небольшим дозам спирт. Владимир Ильич противился этой мере, говоря, что спирт не греет, а охлаждает, что в швейцарских горах при восхождении на вершины совершенно запрещается брать с собой спиртные напитки как способствующие охлаждению организма, а стало быть, и замерзанию.

— Другой выпьет, захмелеет, пойдет на эту ужасную высоту, да еще сорвется и расшибется!.. — говорил Владимир Ильич. — Что мы тогда будем делать? И это несчастье совершится из-за нашего решения выдавать спирт.

После долгих обсуждений Владимир Ильич все же согласился на выдачу чеканщикам заклепок и слесарям немного спирту после того, как они уже спустятся вниз, и ни в коем случае до поднятия их на высоту моста. На этот счет были даны строжайшие предписания, и с начальников работ была взята подписка, что они обязуются не нарушать установленный порядок выдачи спирта. Как только чеканка заклепок закончилась, сейчас же прекратилась и выдача спирта. Несколько поздней Владимир Ильич встретился с одним из инженеров, участником ремонта Сызранского моста. Сразу же Владимир Ильич задал ему вопрос: не повредил ли спирт делу? Не было ли несчастных случаев с рабочими?

— А как вы выдавали спирт рабочим?—спросил Владимир Ильич.

— После работ, — был ответ.

— По скольку?

— По полстакана.

— И пили?

— Пили весьма охотно.

-- И не обжигались?

— Нет, не обжигались... Сейчас же закусывали хлебом.

— А пьянели?

— Почти никто... «Для сугрева...» — говорили рабочие.

— «Для сугрева»... — раздумчиво повторил Владимир Ильич и покачал головой... — А все-таки лучше бы горячих щей с мясом, да кашу, да чай... Это было бы посытней и потеплей... Ведь все это только плохая привычка, предрассудок.

От случая к случаю чинились то там, то тут главнейшие железнодорожные магистрали, мосты, станции, и транспорт понемногу приводился в порядок. Это давало возможность подвозить продукты и товары. Но восстановление транспорта продолжалось еще долго. Поезда, состоящие из почти пришедших в негодность вагонов, отправлялись на заводы для ремонта. Еще в 1924 г. я видел, подъезжая к станции Минеральные Воды, десятки сгоревших паровозов, лежавших под откосом, и сотни исковерканных пассажирских и товарных вагонов, заполнявших многие километры запасных путей.

Той же участи подвергались сотни громадных цистерн из-под бензина, нефти, керосина и минеральных масел. И таких железнодорожных кладбищ было сотни, точно так же, как на Волге, Оке, Каме, Белой, Чусовой, на Днепре и Дону целые затоны были забиты сгоревшими и затонувшими товарными и пассажирскими пароходами, буксирами, баржами, нефтеналивными судами, танкерами и другими судами. Убытки были неисчислимые. Восстанавливать все это было трудно, так как не хватало ни рабочей силы, ни обмундирования, ни обслуживающего персонала.

Владимир Ильич отдавал много сил и времени делу восстановления транспорта, которое под его руководством еще при его жизни во многом осуществилось.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.004 с.)