Путь Екатерины к трону был долгим и трудным. Об этом повествуют экспонаты следующего зала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путь Екатерины к трону был долгим и трудным. Об этом повествуют экспонаты следующего зала.



Путь Екатерины к трону был долгим и трудным. Об этом повествуют экспонаты следующего зала.

Зал. «Первые годы Екатерины в России: путь к трону, воцарение»

Г.-Х. Гроот. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны

Екатерина приехала в Россию в 1744 году в качестве невесты наследника престола, великого князя Петра Федоровича. Ей было в ту пору 14 лет. Данный портрет был написан художником Георгом-Христофором Гроотом в первые годы пребывания Екатерины в Российской империи. Художник создал изысканный уточненный образ юной принцессы. Вместе с тем, он точно подметил черты характера будущей императрицы – за ее внешней хрупкостью скрываются твердость и решительность, честолюбие и ум. Польский король Станислав Август Понятовский так описывал в своих мемуарах внешность молодой Екатерины, которую он впервые увидел на балу в 1755 года: «Волосы у нее были черные при ослепительной белизне кожи и самом ярком румянце; большие голубые выпуклые глаза, очень выразительные, ресницы черные и очень длинные, греческий нос, рот, который, как казалось, просил поцелуя, руки и плечи верх совершенства, стан гибкий, скорее высокий, походка крайне проворная, но вместе с тем преисполненная благородства».

В начале 1744 года принцесса прибыла в Россию. Здесь сразу началось обучение ее русскому языку, основам православной веры. Она оказалась прилежной ученицей и очень скоро уже могла изъясняться по-русски, что, конечно же, не могло не понравиться Елизавете Петровне. 28 июня (9 июля) 1744 года София Августа Фредерика перешла из протестантизма в православие и при крещении получила имя Екатерина Алексеевна. На следующий день состоялось ее обручение с великим князем Петром Федоровичем. 21 августа (1 сентября) 1745 года состоялась пышная церемония венчания.

Сценарий церемониала бракосочетания великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны по личному распоряжению императрицы Елизаветы готовился на основе изученных материалов о проведении подобных церемоний в различных европейских правящих домах. Торжества начались ранним утром 21 августа пушечными выстрелами со стен Петропавловской крепости и валов Адмиралтейства, когда свадебная процессия направилась из Зимнего дворца к Казанскому собору, где должно было происходить венчание. Завершилась праздничная программа через 10 дней посещением Александро-Невского монастыря. В тот же день был устроен великолепный фейерверк.

Поздравления со знаменательным событием получали не только молодожены, но, в первую очередь, императрица Елизавета Петровна.

Ведь эта церемония была актом политическим. Курфюрст Саксонии прислал по этому случаю в дар российской монархине великолепный фарфоровый Андреевский сервиз, предметы из которого представленный на выставке.

Витрина с мундирами Петра III

Великий князь Петр Федорович увлекался военным делом, подражая образцовой армии Фридриха Великого, миниатюрный портрет которого представлен в витрине.

В Ораниенбаумском парке построили крепость Петерштадт, где цесаревич проводил военные учения сформированного им Голштинского полка. Военные экзерциции, игра в солдатиков более всего увлекали наследника, о чем с иронией писала в своих «Записках» Екатерина: «…главною городскою забавою В. Князя было чрезвычайное множество маленьких куколок или солдатиков, деревянных, свинцовых, восковых и из труту». Имелась у Петра Федоровича и «фарфоровая армия», фигурки из которой представлены на выставке.

Витрина с седлом

 Великая княгиня Екатерина Алексеевна не разделяла увлечения своего мужа. Великая княгиня предпочитала балы, маскарады, охоту и верховую езду. Покидая дворец, отправляясь на конную прогулку, она могла остаться наедине со своими мыслями, или же проводить время со своими друзьями, вдали от нелюбимого супруга и приставленных к ней императрицей наблюдателей. Находясь в Ораниенбауме, она, по собственным воспоминаниям, находясь в своих комнатах, читала, «делала прогулки пешком, верхом или в кабриолете».

Екатерина Великая с юности обожала быструю верховую езду. Считалось, что это увлечение мешало великой княгине забеременеть и родить долгожданного наследника престола. Несмотря на строгое указание Елизаветы Петровны пользоваться дамскими седлами, Екатерина Алексеевна предпочитала мужские седла, которые дают большую свободу движения. Есть легенда, что у нее было седло особой конструкции, которое легко превращалось из женского в мужское. В коллекции упряжи и декоративного убранства выезда Эрмитажа хранится четыре седельных комплекта, принадлежавших Екатерине II. О том, что наш комплект принадлежал Екатерине II, свидетельствует старый номер «М. 11».

А на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в Саксонии на основе этой композиции создали фарфоровую статуэтку, экспонирующуюся на выставке.

Зал. «Императорская семья»

Екатерининское царствование привнесло много нового в образ жизни императорской семьи. Ею были заложены основы воспитания и обучения наследников, которые окончательно сформировались при ее сыне Павле I. Собственно и само понятие «российская императорская семья», в современном смысле этого словосочетания, появилось только во второй половине XVIII столетия.

Петр Великий так и не создал своего «домашнего очага». Основанные на «Домострое» взаимоотношения были уже неприемлемы для него, а новые еще не сформировались. Да и Екатерина I явно не имела склонности к тихой «домашней» жизни. Отсутствовала четко разработанная программа обучения детей императора.

Екатерина II стала первой российской императрицей, у которой имелся сын, законный наследник престола. Будущее трона впервые за долгие годы оказалось стабильным. В младенческие годы цесаревич находился под присмотром своей бабки – императрицы Елизаветы Петровны. Но в 1762 году, когда мальчику было семь лет, его мать стала самодержицей и взяла дело образования и воспитания наследника в свои руки. Отношения между Екатериной и Павлом на протяжении всей их жизни оставались очень сложными, часто враждебными. Главное, что всегда разделяло Екатерину с сыном, был вопрос власти.

Бабушкина азбука

Екатерина любила проводить время с внуками. Но она не только играла с ними, но и внимательно следила за тем, чтобы они получили достойное образование. Императрица сама писала сказки, пьесы. Для них она создала серию обучающих книг - так называемую «Бабушкину азбуку», которая представлена в витрине. Эти сочинения императрицы в полной мере соответствовали духу Эпохи Просвещения. Они должны были дать великим князьям разносторонние знания, а также способствовать их нравственному воспитанию. Книги эти в скором времени были изданы в Императорской Академии наук, с тем, чтобы использовать их в школах для образования российского юношества.

Сервиз с камеями                                                                

На столе представлены предметы из «Сервиза с камеями», заказанного Екатериной II во Франции на знаменитой Севрской мануфактуре. Для фона по желанию императрицы был выбран небесно-голубой цвет. Неповторимым украшением сервиза, благодаря чему он и получил своё название, стали резные фарфоровые камеи. Почти на всех предметах присутствует вензель Екатерины. Во Франции к сервизу были изготовлены серебряные позолоченные столовые приборы, также украшенные императорским вензелем. Великолепный фарфоровый ансамбль предназначался в подарок фавориту и тайному супругу Екатерины, князю Григорию Александровичу Потемкину. Российская правительница не могла официально выйти замуж за своего подданного, поэтому их брак держался в секрете. Получив от императрицы в подарок роскошный сервиз, Потемкин сделал ответный презент, преподнеся ей пушистого ангорского кота.

Сервиз на 60 персон был изготовлен на Севре по заказу Екатерины II для друга и соратника императрицы князя Г.А. Потемкина. Для фона по желанию заказчицы был выбран небесно-голубой цвет. Неповторимым украшением сервиза, благодаря чему он и получил свое название, стали резные фарфоровые камеи. Особого восхищения заслуживает тонкость и виртуозность исполнения миниатюрных барельефов, сравнимых с изделиями древних резчиков. Многочисленные изображения в виде круглых медальонов, также копирующих геммы, и овальные картуши с сюжетами из греческой и римской истории и мифологии, где на фоне цвета винного осадка тепло мерцает белым светом фарфорового черепка изысканная миниатюрная роспись, украшают около 700 предметов, которые и составляют столовый, десертный и кофейно-чайный сервиз. Почти на всех предметах сервиза присутствует «вензель Ея Величества». В состав сервиза также вошло настольное украшение, изготовленное из бисквита (неглазурованного фарфора).

Потемкин, подаривший царице в благодарность за роскошный подарок ангорского кота, продал сервиз в казну в 1782 году. С этого времени сервиз находился в Зимнем дворце и использовался только в самых торжественных случаях. В 1910 году по высочайшему разрешению императора Николая II в Императорском Эрмитаже была организована Галерея фарфора, в которой находились и предметы из Сервиза с камеями. После революции 1917 года сервиз поступил в Государственный Эрмитаж.

Игральный стол Екатерины

Часто в личных комнатах императрицы проходили вечерние собрания, на которых играли в бильярд и карты. Екатерина очень любила карточную игру, отдавая предпочтение висту, макао и рокомболю. Для игр предназначались специальные столики, один из которых можно увидеть на выставке. Даже на балах государыня, поприветствовав гостей, обычно садилась за принесенный для нее карточный стол, ведя с партнерами по игре непринужденную беседу. Для расчетов в игре использовали фишки, играли также на деньги и на бриллианты. Считается, что моду играть на бриллианты ввел при дворе светлейший князь Григорий Александрович Потемкин, о богатстве которого ходили легенды.  

Христиан Мейер, изготовивший стол, пользовался особым расположением и доверием Екатерины II – известно, что она поручила ему обучение «благородному столярному ремеслу» старших внуков. Мейера называли краснодеревцем императрицы. Именно он создавал мебель для ее личных покоев. К таким изделиям принадлежит и данный стол.

Грациозность орнаментальных композиций и тонкость их исполнения сравнимы с лучшими работами европейских мастеров. Но схема расположения разнообразных выдвижных подставок и ящичков с лотками больше нигде не встречается. Редкостью является и шиферная доска.

Рисунок деревянного набора, напоминающий предметы английских мастеров, свидетельствует об англомании Екатерины II. Как и в других работах Мейера 1780-х годов, стол создан на основе орнаментальных гравюр Микеланджело Перголези, сотрудничавшего со знаменитым Робертом Адамом.

Правила Эрмитажа

В царствование Екатерины II рядом с Зимним дворцом был построен павильон, соединенный с императорской резиденцией крытым переходом. Этот павильон получил название «Эрмитаж», то есть «место уединения». В этом небольшой строении было несколько комнат, включавших оранжерею, кабинеты с живописными коллекциями, зал для балов и концертов и комнату с подъемными столами. Здесь императрица проводила время в тесном кругу приближенных.

Для своих гостей Екатерина сочинила шутливые правила поведения. Доска с этой необычной инструкцией, до сих пор хранящаяся в Эрмитаже, висела перед входом в залы. Правила отражают атмосферу непринужденности и раскованности, царившую во время этих встреч. Самый первый пункт призывал «Оставить все чины вне дверей». Еще одним пунктом предписывалось «Садиться, стоять, ходить, как заблагорассудится, несмотря ни на кого». Другие пункты в шутливой форме устанавливали границы дозволенного: «Говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих, там находящихся, уши или головы не заболели». А вот еще одно правило, актуальное для любого застолья: «Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий всегда мог найти свои ноги для выходу из дверей». За нарушение правил следовали наказания, столь же шутливые, как и сами инструкции: провинившийся должен был выпить стакан воды или прочесть несколько стихов из поэмы Тредьяковского «Телемахида». А вот за несоблюдение последнего пункта, который призывал не выносить сор из избы, провинившийся более уже не допускался на такие вечерние собрания.

В 1769 году по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота был возведен северный павильон Малого Эрмитажа. На втором этаже здания наряду с оранжереей, парадным залом и кабинетами была устроена «комната с подъемными столами на шесть персон – наподобие царскосельского [Эрмитажа], чтобы два стола один за другим выходить могли».

Это позволяло за ужином обходиться без прислуги. Приглашенные Екатериной II гости должны были соблюдать «этикет без этикета», другими словами – общаться на равных «без чинов».

Правила поведения в Эрмитаже, а также наказания за их нарушение были придуманы самой императрицей.

Эти правила были вывешены в галерее, соединяющей Зимний дворец с Малым Эрмитажем.

Приемы, устраиваемые Екатериной в Эрмитаже, являлись проявлением европейской культуры салонов, где в окружении произведений искусства вели философские беседы, читали оды и пьесы, слушали музыку. Такое времяпрепровождение соответствовало Эпохе Просвещения, расцвет которой в России связан с правлением Екатерины II, о чем рассказывают экспонаты следующего зала.

4 зал. Екатерина II и Эпоха Просвещения.

Период царствования Екатерины II называют эпохой российского Просвещения. Он был ознаменован высочайшими достижениями в культуре, искусстве, науке и образовании. Все это справедливо отождествлялось с самой монархиней, которая являла образец человека трудолюбивого, стремящегося к разносторонним знаниям, деятельного, чуждого праздности. Не случайно на ее личной печати был изображен улей с пчелами и девизом «Полезное».

Во второй половине XVIII столетия умами Европы владели французские философы. Монархи и вельможи вели с ними переписку, читали их сочинения, составляли проекты преобразований на основе идей великих просветителей. Екатерина также не осталась в стороне от этой европейской тенденции. С юных лет погрузившись в изучение трудов энциклопедистов, она стала их прилежной ученицей, а затем и мудрым собеседником. Они сформировали ее, как политика и философа.

Ж.А. Гудон. Бюст Вольтера

Многие идеи государственных преобразований были почерпнуты Екатериной из трудов великих французских просветителей, которые она начала изучать еще в молодые годы. С некоторыми из авторов этих сочинений, в первую очередь с Вольтером, она на протяжении многих лет вела переписку. На выставке представлены мраморные и бронзовые бюсты энциклопедистов Жан-Жака Руссо, Дени Дидро и Вольтера.

Мраморный бюст Вольтера был исполнен в мастерской знаменитого французского скульптора Жана Антуана Гудона. В 1778 году Гудон уговорил Вольтера дать ему три сеанса для позирования. Скульптором были исполнены три варианта бюста: один представлял философа в парике и современном костюме, второй без парика и в античной драпировке, а третий – без парика и с обнаженными плечами. Последний тип, к которому относится и эрмитажный бюст, больше всего нравился самому Вольтеру.

Вольтер называл русскую императрицу «самой блестящей звездой Севера». Екатерина после смерти философа выкупила у наследников его библиотеку и даже хотела построить у себя в Царском Селе модель Фернейского замка Вольтера. Заказанная Екатериной разборная модель этого сооружения экспонируется на выставке.

Судя по количеству сохранившихся бюстов, вышедших из рук Гудона, Руссо оказался вторым по популярности после Вольтера из всех, кого ему доводилось портретировать.

Руссо Жан Жак (1712–1778) – философ, просветитель, писатель, композитор, видный представитель французского сентиментализма. Был близок с Дидро и другими просветителями, сотрудничал в знаменитой «Энциклопедии». Подвергал критике современную цивилизацию, противопоставляя ей «утраченный рай естественного состояния», где люди были равны и свободны от законов общества.

В отличие от Вольтера Руссо апеллировал не к просвещенному разуму, а к религиозному чувству, живущему в сердце как внутренний голос совести.

Психологизм и социальный пафос произведений Руссо оказали огромное влияние на всю последующую философию и литературу.

Бюст Руссо, так же, как и бюст Вольтера, был исполнен Гудоном в нескольких вариантах и в разных материалах по маске, снятой на другой день после скоропостижной смерти писателя 2 июля 1778 года. В варианте без драпировок á l'antique бюст обрезан по ключицы, короткие волосы зачесаны наперед, острый взгляд глубоко посаженных глаз говорит об интенсивной духовной жизни.

Бюсты Вольтера и Руссо – не только яркие портретные характеристики, но и идеальные образы философов.

Они повторялись в мастерской Гудона до самого конца жизни скульптора, и их продолжали копировать после его смерти. Кроме мраморных бюстов для состоятельных заказчиков, к которым принадлежал и граф Н.П. Шереметев, исполнявшихся, как правило, лично Гудоном, в мастерской производили более дешевые гипсовые и терракотовые экземпляры.

Письменный стол Екатерины

Каждодневная деятельность Екатерины была лучшим примером для ее подданных. Она являла образец человека трудолюбивого, стремящегося к разносторонним знаниям, деятельного, чуждого праздности. Не случайно на ее личной печати, экспонирующейся на выставке, изображен улей с пчелами и девизом «Полезное». В одном из писем Мельхиору Гримму она писала: «Вы спрашиваете меня, почему я не скучаю. Я скажу вам почему: потому что я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек тогда только счастлив, когда он занят». Ее работоспособность восхищала современников. Прусский король Фридрих Великий писал о ней так: «Во Франции четыре министра не работают столько, сколько эта женщина, которую следует зачислить в ряды великих людей». Своей активной деятельностью она напоминала своего великого предшественника Петра I.

Екатерина проводит много преобразований, направленных на просвещение нации. В ее правление появился интерес к изучению фольклора, начали выпускаться сборники народных сказок, песен, издавались многочисленные труды по русской истории, среди которых были и сочинения самой монархини.

В одном из писем М. Гримму она писала: «Вы спрашиваете меня, почему я не скучаю. Я скажу вам почему: потому что я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек тогда только счастлив, когда он занят». В этом она должна была напоминать своего великого предшественника Петра I. Екатерина всегда держала при себе табакерку с его портретом. «Это чтоб спрашивать себя ежеминутно, что приказал бы он, что запретил бы, что сделал бы, если б был на моем месте», – говорила она.

Иван Иванович Бецкой. Устав воспитания двух сот благородных девиц, учрежденного Ея Величеством Государынею императрицею Екатериной Второю Самодержицею Всероссийскою Материю Отечества и протчая, и протчая, и протчая.

Молтон Томас Младший 1748–1804 Хирн Джозеф. Вид на набережную Васильевского острова у здания Академии художеств.

«Академия трех знатнейших художеств» была учреждена по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1757 году. В 1764 году на Васильевском острове началось строительство для академии специального здания, ставшего одним из первых памятников архитектуры раннего классицизма в Санкт-Петербурге. В том же году Екатерина II присвоила Академии статус Императорской, были утверждены ее новый Устав и штаты. Курс обучения для художников всех специальностей делился на пять разрядов, или классов. Два низших разряда составляли Воспитательное училище, три высших – собственно Академию художеств; с переходом в Академию начиналась специализация по классам живописи, скульптуры и гравирования. Кроме этого, следуя в целом программам, принятым во всех учебных заведениях Европы, в Академии много внимания уделяли общеобразовательным предметам: географии, иностранным языкам, истории, мифологии, астрономии.

Создание Академии и особое внимание к ней со стороны императорской семьи способствовало развитию отечественной художественной школы. Главенствующим стилем в русском искусстве становится классицизм с его идеями подражания природе, следованию традициям культуры античного мира.

Ведущим жанром в живописи второй половины XVIII столетия стал портрет. Парадные изображения императрицы, членов августейшей фамилии, военачальников, государственных деятелей донесли до нас образ великой эпохи и людей, создававших ее славу. Значительное место в этой галереи занимали портреты Екатерины II, которая часто изображалась в образе Минервы. Эта тема отчетливо прослеживается в аллегорических композициях, посвященных событиям ее царствования.

В то же время художники все чаще обращаются к камерным портретам, составляющим важнейший пласт российского изобразительного искусства этого времени. В богатых дворцах и скромных усадьбах создаются художественные галереи, в которых парадные изображения членов императорской семьи, знаменитых предков, самих хозяев, соседствуют с изображениями более интимными, отличающимися особой лиричностью и теплотой. В них часто еще сохраняется некоторая архаичность в трактовке образа, повышенное внимание к орнаментальной нарядности деталей костюма, наивность, которые придают им особое обаяние. Наибольшей выразительностью отличаются детские и женские образы, позволявшие передать нежность, хрупкость, трепетность моделей.

Платье Екатерины

Екатерина, являвшаяся шефом гвардейских полков, устраивала в императорской резиденции приемы для офицеров. На них она присутствовала в мундирных платьях, соответствующих цвету полковых мундиров, с форменным золотым галуном и пуговицами. Такой прием описал в своих воспоминаниях английский путешественник Уильям Кокс: «2 декабря, в праздник Семеновского полка, императрица, считавшаяся его командиром, угощала офицеров обычным парадным обедом. На императрице был Семеновский мундир - зеленый, отороченный золотым кружевом и сшитый на фасон амазонки. Когда кончилась церемония прикладывания к руке, принесли вино; ее величество раздала стаканы офицерам, которые при этом низко кланялись. Затем все перешли в соседнюю комнату и сели за стол. Императрица поместилась посредине, сама разливала суп и была в высшей степени внимательна к своим гостям».

Традиция шефства монархов над гвардейскими и армейскими частями сложилась в Российской империи в XVIII столетии. В дни полковых праздников Екатерина II «принимала офицеров в одинаковом с ними мундире», то есть в мундирном костюме по форме соответствующего полка.

Дамский мундирный костюм состоял из двух предметов: верхнего и нижнего платьев или верхнего платья и юбки, которые соответствовали кафтану и камзолу мужского офицерского мундира установленного цвета с определенным количеством пуговиц.

В стилистике этих костюмов своеобразно соединились черты французской моды (распашное платье на фижмах) и традиционной русской одежды (платье свободной формы с длинными откидными рукавами).

В построении мундирных платьев сочетаются также особенности кроя мужского мундира (рукава и спинка) и женского платья.

Пытаясь придать костюмам Русского императорского двора национальный характер, Екатерина II сознательно внедряла в одежду традиционные элементы. Мундирные костюмы императрицы по форме Лейб-гвардии Преображенского полка и по форме армейской пехоты, исполненные в 1770–1780-х годах, являются вариантами «русского» придворного платья, получившего распространение в ее царствование.

Стол ломберный дорожный.

Особенность этого столика состоит в необычной конструкции, позволявшей складывать его в компактную форму удобного для перевозки ящика. Крышка сверху украшена архитектурной композицией, в которой, несмотря на очевидные ошибки рисунка, легко узнаются дома и набережная Петербурга. Тема архитектурных видов была популярна в последней четверти XVIII века, затронув разные виды искусства. Обращались к ней и мебельщики, часто используя гравюры художников. Однако городской вид на данном столе стал, по-видимому, самостоятельной композицией мастеракраснодеревца. Наивная попытка автора запечатлеть мало знакомый вид, вероятно, особенно дорогой и важный для заказчика, придает изделию определенную привлекательность, даже несмотря на несовершенство изображения. Редкость конструкции и особенности исполнения говорят о том, что стол был изготовлен по индивидуальному заказу.

Ф.Д. Нэ. Вид города Казани

В 1767 году Екатерина II посетила Казань. Город понравился императрице. Находясь здесь, она писала: «Нам здесь весьма хорошо, и истинно как дома». Екатерина вписала светлые страницы в историю города и населявших его народностей.

В первой половине XVIII века в Российской империи постепенно усиливалась политика насильственной христианизации. Но все изменилось с приходом к власти Екатерины II, которая основывала свое правление на принципах веротерпимости. Она ликвидировала осуществлявшую насильственное крещение мусульман «Контору новокрещенских дел». В 1773 году был издан закон о веротерпимости. По указу 1784 года мурзы уравнивались в правах с русским дворянством. Татарские купцы получили возможность торговать во всех частях империи.

Благодаря вниманию Екатерины II Казань преобразилась. В 1768 году императрица утвердила план новой, регулярной застройки Казани. В соответствии с ним город восстанавливался после пожара, бушевавшего во время Пугачевского бунта. С разрешения государыни в татарских слободах были возведены сохранившиеся до наших дней Мечеть Марджани и Апанаевская (Байская, Пещерная) Мечеть. Благодарные жители Казани называли Екатерину «Эби-патша», что значит «Бабушка-царица».

Казанский сервиз

Для правителей всех губерний империи по воле Екатерины II были заказаны так называемые наместнические или губернские столовые серебряные сервизы. Они предназначались для торжественных приемов. В этом проявилась забота императрицы о губернаторах, которые должны были иметь достойное их положения парадное столовое убранство. Б о льшая часть наместнических сервизов была заказана в Париже. В Эрмитаже имеется по несколько предметов из каждого из них — бутылочные и рюмочные передачи, солонки, суповые миски, подсвечники. Среди них и предметы из Казанского сервиза. На выставке можно увидеть подсвечники, бутылочную и рюмочную передачи, входившие в состав Казанского сервиза.

Бутылочная передача служила своеобразным холодильником. В нее засыпали лет и помещали туда бутылки с напитками. Волнистые края рюмочной передачи предназначались для закрепления на них ножек укладываемых внутрь сосуда рюмок и бокалов.

 

Чертежи галеры Тверь

В 1767 году для путешествия Екатерины по Волге, в Твери, откуда августейшая путешественница со свитой и отправлялась в путь, были подготовлены специальные суда. Галера «Тверь» предназначалась для императрицы. Свита и прислуга разместилась на галерах «Казань», «Волга», «Ярославль», «Нижний Новгород», «Углич», «Кострома» и «Синбирск». Названия кораблей обозначали некоторые пункты маршрута. Помимо этого «флотилия» включала и другие суда и лодки. 2 мая государыня села на галеру у пристани, расположенной рядом с тверским императорским дворцом и «эскадра» отправилась в путь. После окончания волжского путешествия, императорская галера «Тверь» долгое время находилась в Казани, но, к сожалению, не сохранилась до наших дней.

Орденские сервизы

В Зимнем дворце проходили торжественные приемы, на которых Екатерина чествовала кавалеров четырех высших российских орденов. Кавалеры надевали парадные орденские мундиры. На столы ставились специально созданные для этих церемоний сервизы. Они были расписаны изображениями орденских лент, цепей и звезд. По легенде на таких торжествах Екатерина, угощая гостей, подносила вновь пожалованным кавалерам кубок, украшенный изображением двуглавого орла и императорским вензелем. Подобный кубок и предметы из Орденских сервизов представлены на выставке. Особое внимание привлекает креманка из ордена Святого Георгия Победоносца, на крышке которой изображена грызущая орех белочка. В популярной в XVIII столетии книге «Символы и эмблемата» надпись под рисунком с белочкой раскрывает аллегорический смысл изображения: «Без труда не получишь его», то есть орех, а соответственно, и орден.

Витрина со стеклом

Стекольное российское производство также обязано своим расцветом периоду екатерининского царствования. Ведущую роль в этой отрасли играл принадлежавший фавориту Екатерины светлейшему князю Потемкину стеклянный завод, который после его смерти в 1791 году стал называться Императорским стеклянным заводом. Здесь делали зеркальные стекла высочайшего качества, аптекарскую и столовую посуду, осветительные приборы. Изделия украшались гравированными и позолоченными орнаментами, подобными изящному кружеву. Среди них – кубки, на которых изображались двуглавые орлы, вензель императрицы и аллегорические композиции. Помимо кубков изготавливали штофы. Такие плоские бутыли использовались для хранения напитков, ставились на стол во время торжественных приемов. Во второй половине XVIII века на всех российских заводах изготавливались штофы единого объема, составлявшего одну десятую ведра, то есть 1, 23 литра.

Потемкинский завод славился также изделиями из цветного стекла богатейшей палитры. В заводских магазинах можно было заказать изделие на любой вкус. Нередко создаваемые для частных лиц сервизы или отдельные предметы украшались их вензелями или родовыми гербами, что наглядно демонстрируют представленные в витрине рюмки и кубки из синего, марганцевого и алого стекла.

Кубок с изображением двуглавого орла и вензеля «ЕА II», с крышкой. Большие конусообразные кубки, вмещающие около двух литров жидкости, вошли в употребление еще в эпоху императора Петра I. Во время ассамблей или празднеств большемерный кубок, заполненный до краев, могли поднести опоздавшему или проштрафившемуся гостю, который должен был осушить его до дна. Такую посуду стали называть «кубками Большого Орла», так как на тулове часто изображался герб Российской империи – двуглавый орел.

Использовался подобный кубок и при последователях Петра I, с той лишь разницей, что теперь во время праздничных застолий он передавался по кругу, а каждый присутствующий отпивал из него «За здравие!» правящего монарха. Эта же традиция сохранялась

и при дворе Екатерины II. На Потемкинском заводе изготавливались большие кубки с изображением двуглавого орла и вензеля «ЕА II».

Витрина с каменными вазами

Эпоха классицизма с ее культом Античности принесла моду на украшение интерьеров произведениями из цветного камня. Многочисленные вазы и обелиски включаются в оформление парадных залов, кабинетов, библиотек. В России развиваются три центра художественной обработки камня: это Петергофская гранильная фабрика под Петербургом, Екатеринбургская фабрика на Урале и фабрика на Алтае, позже переведенная в Колывань. Камнерезное искусство в этих центрах поднимается на высочайший уровень. Мастера искусно подчеркивают красоту рисунка, фактуры и цвета материала. В оформлении изделий главным становится использование природных особенностей яшмы, порфира, сердолика, лазурита и других камней, их сочетание. Изящные по форме, совершенные по качеству обработки, произведения часто дополняются деталями из позолоченной бронзы. Представленные на выставке произведения русских камнерезов происходят из личной коллекции Екатерины II. 

Витрина с тульской сталью

Художественные изделия из стали работы тульских мастеров-оружейников занимают исключительное место среди произведений русского прикладного искусства XVIII - XIX веков. Эрмитажная коллекция бытовых, или как раньше их именовали партикулярных, произведений тульских оружейников является одной из самых больших в мире. Она включает шкатулки, кресла, столы и стулья, скамеечки, канделябры, подсвечники, вазы, курильницы, зонты, письменные приборы, шахматы и многое другое. Несмотря на то, что они выполнялись из такого «неювелирного» материала как сталь, до сих пор поражает виртуозность декоративных приемов обработки металла. Произведения оформлялись орнаментами, выполненными в технике насечки на фоне вороненой стали – сверкающими стальными «алмазами». Так, например, стержень представленного в витрине зонтика украшен рядами мелких стальных сверкающих бусин, которые чередуются накладками из золоченой бронзы и стальными воронеными кольцами с насечкой из золоченой меди в виде венков из листьев и роз.

Путь Екатерины к трону был долгим и трудным. Об этом повествуют экспонаты следующего зала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.72 (0.074 с.)