И.И. Бецкой. « Устав воспитания двух сот благородных девиц» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И.И. Бецкой. « Устав воспитания двух сот благородных девиц»



Екатерина проводила много преобразований, направленных на воспитание и образование ее подданных. Главным помощником ее в этом стал Иван Иванович Бецкой. Его гравированный портрет представлен на выставке. Он разработал целую систему воспитательных учреждений. Их целью было создание «новой породы людей» - образованных, высокоморальных, чтущих законы, полезных обществу. Но программа педагогических реформ предполагала, что эти первые «новые граждане» будут еще не тем идеальным поколением, которому предстояло жить в идеальном государстве. Они должны были стать родителями, которые могут своим детям внушить те же правила воспитания, какие получили они сами. Принцип обучения в этих заведениях предполагал образование без принуждения, отсутствие телесных наказаний. Человек должен сам осознавать необходимость и приятность учения и стремиться к нему.

Для дворянских детей в Санкт-Петербурге были организованы Императорское воспитательное общество благородных девиц (иначе называемое Смольным институтом) и Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Это были закрытые заведения, куда дети принимались в малолетнем возрасте. Для того, чтобы оградить воспитанников от пагубного влияния, в течение нескольких лет они были изолированы от внешнего мира. В витрине можно видеть книгу, включающую составленные Бецк и м Устав и другие материалы, касающиеся учреждения Смольного института. Рядом представлены очень редкие экспонаты. Это вышивки, выполненные воспитанницами Смольного института.

Неизвестный художник. Портрет С.И. де Лафон. Софья Ивановна де Лафон (1717–1797) – статс-дама (1796), кавалерственная дама ордена Св. Екатерины (1796). В 1764 году была назначена правительницей, а позже – начальницей Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института).

Пользовалась особым расположением императриц Екатерины II и Марии Федоровны, а также любовью и уважением воспитанниц, вспоминавших ее с большой теплотой и часто навещавших после окончания обучения. Вполне вероятно, что данный портрет был исполнен одной из воспитанниц Смольного института.

Действительность оказалась сильнее идеальных планов, создать «новую породу людей» так и не удалось. Но значение учрежденных при Екатерине II учебных и воспитательных заведений велико. Именно в ее царствование были заложены основы системы образования детей разных сословий, существовавшей на протяжении многих десятилетий.

В 1785 году была опубликована «Жалованная грамота» дворянству. Этот документ освобождал самое влиятельное сословие России от обязательной службы, давал исключительное право на владение землей, недрами в своих владениях, крепостными крестьянами, позволял основывать у себя на земле заводы и фабрики, строить или покупать в городах дома, выезжать в чужие края и вступать в службы союзных держав. Теперь дворяне могли по собственной воле обустраивать свои имения, и, живя в них, посвящать время различным «ученым» занятиям, усовершенствованием хозяйства, литературе, музыке, художествам.

Одной из важных сторон деятельности просвещенных монархов было учреждение и всемерная поддержка художественных академий. В России Академия художеств была создана И.И. Шуваловым еще в 1757 году, в царствование Елизаветы Петровны. Но Екатерина II не могла допустить, чтобы столь важное начинание не связывалось с ее именем.

Молтон Томас Младший 1748–1804 Хирн Джозеф. Вид на набережную Васильевского острова у здания Академии художеств.

«Академия трех знатнейших художеств» была учреждена по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1757 году. В 1764 году на Васильевском острове началось строительство для академии специального здания, ставшего одним из первых памятников архитектуры раннего классицизма в Санкт-Петербурге. В том же году Екатерина II присвоила Академии статус Императорской, были утверждены ее новый Устав и штаты. Курс обучения для художников всех специальностей делился на пять разрядов, или классов. Два низших разряда составляли Воспитательное училище, три высших – собственно Академию художеств; с переходом в Академию начиналась специализация по классам живописи, скульптуры и гравирования. Кроме этого, следуя в целом программам, принятым во всех учебных заведениях Европы, в Академии много внимания уделяли общеобразовательным предметам: географии, иностранным языкам, истории, мифологии, астрономии.

Создание Академии и особое внимание к ней со стороны императорской семьи способствовало развитию отечественной художественной школы. Главенствующим стилем в русском искусстве становится классицизм с его идеями подражания природе, следованию традициям культуры античного мира.

Ведущим жанром в живописи второй половины XVIII столетия стал портрет. Парадные изображения императрицы, членов августейшей фамилии, военачальников, государственных деятелей донесли до нас образ великой эпохи и людей, создававших ее славу. Значительное место в этой галереи занимали портреты Екатерины II, которая часто изображалась в образе Минервы. Эта тема отчетливо прослеживается в аллегорических композициях, посвященных событиям ее царствования.

В то же время художники все чаще обращаются к камерным портретам, составляющим важнейший пласт российского изобразительного искусства этого времени. В богатых дворцах и скромных усадьбах создаются художественные галереи, в которых парадные изображения членов императорской семьи, знаменитых предков, самих хозяев, соседствуют с изображениями более интимными, отличающимися особой лиричностью и теплотой. В них часто еще сохраняется некоторая архаичность в трактовке образа, повышенное внимание к орнаментальной нарядности деталей костюма, наивность, которые придают им особое обаяние. Наибольшей выразительностью отличаются детские и женские образы, позволявшие передать нежность, хрупкость, трепетность моделей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.006 с.)